06 июля 2022Сериалы
Обновлено 30.12.2022

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»?

Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Очень странные дела» // Netflix Media Center
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Очень странные дела» // Netflix Media Center

На Netflix триумфально завершился новый сезон «Очень странных дел» (Stranger Things). Последние эпизоды вышли 1 июля и тянули на два полноценных блокбастера, продлившись полтора и два с половиной часа соответственно. Редактор «Канобу» Мари Григорян подытожила свои мысли о новом формате для Netflix, сильных сторонах сезона и главных слабостях сценария братьев Даффер.

О сюжете и впечатлениях от первых семи эпизодов также можно прочитать в обновляемой рецензии «Канобу», которая дополнялась по мере просмотра.

Плюсы четвёртого сезона

Команда в духе «Скуби-Ду»

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»? - фото 1

На протяжении нескольких сезонов сценаристы по-разному компоновали персонажей «Очень странных дел». Они выбили страйк со Стивом Харрингтоном, который – во многом благодаря чудесной игре Джо Кири – хорошо сочетался с подрастающими детьми и стал няней на два сезона. Трио из Майка, Одиннадцать и Уилла держало на своих плечах всю мистическую сторону сериала, а заодно и экшен. А ещё были Стив и Робин, Нэнси и Джонатан, шериф Хоппер и Джойс (и их друг Мюррэй) – Дафферы придумали столько вариантов взаимодействия героев, что каждый зритель гарантированно мог бы найти свой любимый.

С помощью этих тестов сценаристам удалось вывести, возможно, один из лучших тим-апов телевидения со времен «Скуби-Ду», идеальную команду из героев, гиков и детей. Даже отсутствие собаки здесь не смущает – эту комедийную составляющую с успехом заменяет хотя бы очаровательный Дастин Хэндерсон или новичок в лице Эдди Мансона.

Именно на приключении этой группы и строится всё самое лучшее в сериале: уже упомянутый в прошлой статье сюжет; отсылки к старым хоррорам; сильные эмоциональные конфликты и бесконечное переживание за детей, которые снова оказались в центре событий. В ней сочетаются персонажи настолько разные, яркие и полноценные, что один только сюжет в Хоукинсе способен покрыть сразу с десяток важных тем.

Идеальная атмосфера хоррора и закольцованность сюжета

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»? - фото 2

«Очень странные дела» (Stranger Things) в основном перебивались ламповым взаимодействием героев или слегка криповыми, но явно компьютерными монстрами. Демогоргон и его производные перестали пугать где-то в середине второго сезона. А Истязатель разума был скорее любопытным, но точно не пугающим.

Первый же эпизод нового сезона накаляет обстановку до неожиданного для сериала уровня. Хоукинс снова полон галлюцинаций, визуализированных детских и подростковых травм и пугающих символов. Но при этом угроза, которая нависла над героями, совершенно не знакома зрителям. А заканчивается серия не просто смертью юной чирлидерши, а чем-то очень новым для около-семейного сериала Netflix – сломанными костями, заплывшими и лопнувшими глазами.

Как уже говорилось в обзоре первых эпизодов, «Очень странные дела» увели немного в сторону от привычных декораций, злодеев, методов устрашения. Даже если смотреть на новый вид Изнанки (измерение Векны) и дом Крилов в отрыве от сериала – они просто выглядят круче. Вписались и знакомые мотивы произведений Стивена Кинга, фильмов о Фредде Крюгере и даже трэшового «Чернокнижника» 1989 года.

Но помимо этого Дафферы ещё и смогли изящно закольцевать структуру сериала, вернуть его к первоначальной теме экспериментов, вгрызться поглубже в природу зла. А заодно провести небольшую ревизию Одиннадцать как персонажа: нельзя не признать, что человек с такими выдающимися способностями, который всю жизнь пользовался насилием, тоже внушает страх. Тонкая разница между Векной и Одиннадцать стала очень интересной темой для размышления и отображения в сериале.

Хорошая подводка к пятому сезону

Никакого хэппи-энда не будет, предупреждали сценаристы – и не обманули! Впервые за три сезона «Очень странные дела» завершились на очень тревожной ноте. Ситуация в Хоукинсе теперь ещё хуже, чем была в начале сезона, но хороша концовка не только этим. Благодаря тому, как Дафферы построили сюжет, пятый сезон точно должен быть последним: одна финальная битва со злом, после которой персонажи наконец уйдут на покой (или в спин-оффы).

Минусы четвёртого сезона

Недостаточно смелые сюжетные решения

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»? - фото 3

В девятом эпизоде есть два душераздирающих момента, за которые авторов искренне хочется похвалить. Чувствуем ли мы, что нами эмоционально манипулируют, устраивая персонажам долгое прощание? Да. Но уровень насилия – морального и физического – удивительно высок для такого семейного флагманского шоу, и он абсолютно оправдан. Это недетские последствия очень взрослого и опасного решения оборонять любимый город и своих близких (а заодно и весь мир).

Но если присмотреться к исходу сезона, можно заметить, что братья Даффер выбрали самые безопасные сюжетные исходы. То ли сценаристы не хотели расстраивать фанатов, то ли просто не знали, как будут продвигать «Очень странные дела» дальше – словом, не хотели менять в нём что-то бесповоротно.

Бесполезные линии и непрописанные персонажи

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»? - фото 4

Загадочно, но братьям Даффер удалось уместить в девять серий безупречно развитую и законченную историю персонажа, и при этом оставить «старичков» в стазисе – тоскливыми, неприкаянными и иногда вызывающими вопрос «Подождите, а что они делали в этом сезоне?».

Сценарию четвёртого сезона не хватило серьёзной редактуры, вдумчивого и критичного взгляда на персонажей и их роль в сериале. На уровне идеи сюжеты звучат неплохо: в каждой линии герои выполняют какой-то небольшой квест, чтобы в конце концов поучаствовать в финальной битве из девятого эпизода. Но эти квесты забыли наполнить интересными деталями, а порой хоть чем-то цепляющим.

За девять эпизодов «команда Скуби-Ду» успела раскрыть основную загадку сезона, пообщаться с Крилом-маньяком, найти все новые порталы на Изнанку и спасти подругу от проклятья Векны, попутно пряча Эдди и контролируя кошмар практически по всему Хоукинсу. Попробуйте вспомнить, чем всё это время занимались остальные персонажи. Ветка в России стала даже тоскливее, чем была в первых семи сериях.

Рецензия на четвёртый сезон «Очень странных дел»: удалась ли братьям Дафферам их «Игра престолов»? - фото 5

И именно это в результате вредит восьмому и девятому эпизоду: в них стояла задача дать слишком много логичных развязок и завершений конфликтов. Половина из них выглядит слабо, натянуто, будто они были добавлены в последний момент. Можно было бы списать это на завышенные ожидания – но не иметь их было сложно, когда первые семь эпизодов получились настолько захватывающими.

Настоящее разочарование наступает, когда футболисты попадают на Изнанку и добираются до одной из частей команды. Схватка с ними настолько скучная, глупая и короткая, что хочется вернуться в предыдущие эпизоды и вычеркнуть из них все упоминания этой сюжетной ветки. История капитана футбольной команды не дополняет сериал ни логически, ни эмоционально, даже не создает напряжения – она стереотипна и бесполезна.

Вердикт: интересный и зрелищный сезон, которому не хватило шлифовки

Четвёртый сезон «Очень странных дел» балансирует на грани идеала: он гораздо более впечатляющий на фоне двух предыдущих, многие идеи исполнены прекрасно, а в последних двух эпизодах чувствуется огромный потенциал для эпичного финала. Аккумулировать ощущения от него какими-либо другими словами сложно — это просто круто, весело, красиво и местами страшновато. Некоторые сцены сезона несомненно будут культовыми, особенно те, что познакомили поколение зумеров с лучшей музыкой 80-х.

Даже в те моменты, когда история слегка проседает, желания с ней расстаться не возникает. Дафферы отчасти смогли повторить эффект «Игры престолов»: даже если зритель устал и вымотался к середине девятого эпизода, его условный «Тирион» – любимчик сериала – постоянно находится в опасности, и за его судьбой придётся следить до конца.

Но при этом «Очень странные дела» страдают от многочисленных сюжетных линий, которые нечем заполнить, и персонажей, которых сложно использовать к месту. Многие герои вроде бы появились в сезоне, но внесли в него минимум смысла — от унылой компании, пропахшей марихуаной, до невероятно скучной истории в Гулаге, которую не спасли даже Дэвид Харбор и Том Влашиха. Ближе к финальной схватке серии вообще смонтированы так, что сцены с кем-либо кроме «Скуби-Ду» сильно сбивают напряжение. Их не хочется смотреть, их совсем не тянет ждать.

Всё, что показали в начале четвёртого сезона, имело огромный потенциал: и типичная для 80-х satanic panic (преувеличенный страх общественности перед сатанистами), и пробежавшая между всеми друзьями чёрная кошка, и тяжёлые темы взросления и поиска места в мире, которые всплывали так или иначе у всех персонажей. Но сколько бы мы не переслушивали Running Up That Hill, не вспоминали «Ужас Амитивилля» и не оплакивали ушедших героев, «Очень странные дела» по-прежнему обещают больше, чем дают на самом деле.

Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
kotjonok1005
kotjonok1005
Я считаю, что первый сезон самый лучший. Всё остальное - сильно так себе.
vitaliyvr75fe
vitaliyvr75fe
Комментарий был удален
Mikhail Gurlukovich
Mikhail Gurlukovich
Как вы вообще умудрились назвать трэшовым отличный фильм Дэвида Туи с Ричардом Грантом, Джулианом Сэндсом и Лори Сингер? И, если "Чернокнижник" трэшовый, то какие по-вашему фильмы Ллойда Кауфмана, например?