Читай нас
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Очень странные дела» // Netflix Media Center
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Очень странные дела» // Netflix Media Center

Четвёртый сезон «Очень странных дел» (Stranger Things) начал выходить на Netflix: первые семь эпизодов уже доступны на стриминге. Новые серии по-прежнему вдохновлены произведениями 80-х, а кошмары из Хоукинса дотянулись до Калифорнии и даже до Аляски. Впервые для сериала все эпизоды длятся дольше часа, а хронометраж седьмого превысил полтора часа. В качестве эксперимента «Канобу» разбирает «Очень странные дела» в обновляемой рецензии — формате, который позволит спокойно оценить весь насыщенный событиями сезон.

Что такое обновляемая рецензия?

Обновляемая рецензия — формат материалов на «Канобу», который обычно используется для раздела игр. Это обзор, который постепенно дополняется новыми блоками текста по мере прохождения игры — например, если она очень длинная, как легендарная Death Stranding. Только после полного прохождения авторы «Канобу» выносят вердикт и ставят оценку.

Самый короткий эпизод четвёртого сезона «Очень странных дел» длится один час и три минуты, самый длинный — 1,4 часа. В связи с уходом Netflix из России журналисты не смогли получить доступ к эпизодам заранее. Чтобы не смотреть сериал в спешке и оценивать его объективно и качественно, «Канобу» будет постепенно пополнять обзор — по мере просмотра новых эпизодов.

Вторая часть нового сезона «Очень странных дел» выйдет 1 июля 2022 и будет состоять из двух эпизодов (по полтора и два с половиной часа).

Сюжет четвёртого сезона «Очень странных дел»

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 1

С трагической битвы в торговом центре «Старкорт» прошло полгода. Семья Байерсов — Джойс (Вайнона Райдер), Джонатан (Чарли Хитон) и Уилл (Ноа Шнапп) — переезжает в Калифорнию, чтобы начать новую жизнь. Вместе с ними едет и Одиннадцать (Милли Бобби Браун), у которой вновь не осталось родителей и опекунов после гибели шерифа Джима Хоппера (Дэвид Харбор). В школе Одиннадцать называют её официальным именем — Джейн Хоппер; новые одноклассники недолюбливают, не понимают девочку и издеваются над ней.

Большая часть друзей Уилла и Оди осталась в Хоукинсе. Майк (Финн Вулфхард) и Дастин (Гейтен Матараццо) всерьёз увлеклись игрой Dungeons & Dragons вместе с так называемым «Адским клубом», который возглавляет старшеклассник Эдди (новый персонаж в исполнении Джозефа Куинна). Лукас (Калеб Маклафлин) теперь играет в школьной баскетбольной команде и мало видится с товарищами. Хуже всех справляется Макс Мэйфилд (Сэди Синк): во время битвы в «Старкорте» умер её сводный брат Билли, после чего отчим ушёл из семьи. Теперь Макс страдает от бессонницы, кошмаров и головных болей.

После победы над Истязателем разума вся компания друзей уверена, что Изнанка закрыта, а её обитатели больше не попадут в обычный мир. Но накануне весенних каникул неожиданно погибает местная чирлидерша, которую до этого мучили видения.

Очень скоро всем героям придётся объединить усилия, чтобы добраться до сути происходящего. Например, понять, как кошмары жителей Хоукинса связаны с экспериментами советских учёных и заброшенным домом Крилов, где много лет назад глава семьи совершил кровавое массовое убийство. А так как новые события в проблемном городе не могут пройти незамеченными, к делу быстро подключается ЦРУ.

Впечатления от первых трёх эпизодов: интригующая чертовщина и атмосфера «Оно»

Эпизоды «Адский клуб», «Проклятье Векны» и «Монстр и супергерой»

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 2

Первая серия кратко пересказывает, как развивалась жизнь большинства героев после битвы в «Старкорте». Трагическую гибель людей, которые стали жертвами Истязателя разума, списали на пожар в торговом центре. Жители Хоукинса стремятся вернуться к обычной жизни. У Майка, Дастина и Лукаса это выходит отлично: ребята занимаются любимыми делами, общаются со своими девушками, а Лукас находит новых друзей. Неплохо дела идут и у Нэнси, Стива и его подруги Робин.

Единственная, кому не удаётся отпустить случившееся — Макс. Уехавшие в Калифорнию Одиннадцать, Уилл и Джойс тоже плохо приспосабливаются к жизни после схватки за Хоукинс. Им всем ужасно не хватает погибшего Хоппера. К тому же у Одиннадцать пропали её способности и появились серьёзные проблемы с гневом.

Плюсы эпизодов

Действительно пугающие сцены и затравка в духе Кинга

Создатели сериала братья Дафферы никогда не скрывали, что вдохновлялись работами 80-х, от монстров Джона Карпентера до трогательной атмосферы «Инопланетянина» Стивена Спилберга. Как и предполагал «Канобу», четвёртый сезон ещё сильнее пропитан отсылками к олдскульному кино и литературе — хотя иногда желание сценаристов оставлять пасхалки доходит до абсурда: в эпизоде «Проклятье Векны» есть сцена, в которой Робин просто подряд перечисляет больше десятка старых фильмов.

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 3

При этом сценаристы смогли логично продолжить сюжет предыдущих сезонов, не нарушить канон, но при этом привнести в него узнаваемые хоррор-мотивы. Причём узнаваемые настолько, что вспоминать все оригиналы будет уже бессмысленно. Актёры из «Очень странных дел» сами составили список референсов: там есть и очевидные фильмы вроде «Кэрри» и «Кошмара на улице Вязов», и более интересные и специфические рекомендации – например, сцена в машине намеренно напоминает драму «Сука-любовь» от Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Выживший»).

Достаточно досмотреть до сцены убийства чирлидерши в первом эпизоде, совместившей в себе сразу несколько клише из фильмов ужасов. Она, к слову, получилась неожиданно жёсткой для «Очень странных дел» — по сути, семейного и подросткового сериала. Сценаристы будто сразу дают понять, что страшилки города Хоукинс в этом сезоне выйдут на новый уровень.

Но ещё более знакомой — и хорошей! — кажется концепция, связанная со злодеем Векной. В этом сюжете сплелись воедино лор D&D и одно из самых известных произведений Кинга. Получившийся микс кажется особенно удачным на фоне слабой завязки третьего сезона со «злыми русскими» и невнятными экспериментами с Изнанкой.

Важные темы и интересное развитие персонажей

Хоррор-составляющая в «Очень странных делах» работает не только из-за качественной графики и хорошего дизайна монстров. Скримеры и сцены с мучениями людей оказывают гораздо больше эффекта, если зрители чувствуют связь с персонажами. Это было заметно даже по первому сезону: сложно было не переживать за очаровательных детей, которых играли талантливые юные актёры.

В течение трёх сезонов эти персонажи росли и менялись на глазах у аудитории. Авторы сериала используют их возраст правильно — показывают весь спектр проблем, с которыми могут столкнуться подростки. Для Одиннадцать это токсичная школьная среда, к которой невозможно приспособиться, если ты отличаешься от большинства. Для Макс — тяжёлые последствия детских травм и абьюза в семье, плюс сложное проживание личной трагедии. Для Лукаса — колоссальное желание вписаться в коллектив и почувствовать себя «своим» с новыми людьми, даже если для этого придётся обидеть верных друзей. Не говоря уже о Нэнси, Стиве, Джонатане и Робин: эти ребята находятся на пороге совершеннолетия и сталкиваются с совершенно иными сложностями.

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 4

Дафферы смогли интегрировать социальную повестку очень деликатно. Чтобы её заметить, достаточно прислушаться к репликам героев — и кошмарам, которые их мучают

А после первого убийства в городе подозрение моментально падает на Эдди, старшеклассника из беднейшей части Хоукинса, который приторговывает наркотиками не от хорошей жизни. Отомстить за свою погибшую девушку берётся школьный красавчик и капитан баскетбольной команды Джейсон, созвавший всех своих товарищей.

Грядущее противостояние местного любимчика Джейсона, будто сошедшего с обложки глянцевого журнала, и чудаковатого Эдди, похожего на бюджетного Бон Джови, — просто идеальная иллюстрация классового неравенства.

Минус эпизодов

Хронометраж и огромное количество сюжетных линий

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 5

Пока единственный ощутимый минус нового сезона в том, что «Очень странные дела» слишком широко развернулись в плане сюжета. Очевидно, что одного проклятого городка авторам уже недостаточно: действие сместилось в Ленора Хиллз в Калифорнии, а позже — ещё в одну локацию. Вместе с тем пул персонажей всё пополняется, а выбывать из строя многим из них пока рано. Отдельные герои появляются и в школе Хоукинса, и в новом классе Одиннадцатой, и на Аляске; можно даже не пытаться запоминать их имена.

При этом примерно треть сюжетных линий заставляет откровенно зевать. Из-за постоянных прыжков и перебивок между ними действие неимоверно растягивается — а вместе с ним и хронометраж.

Особенно лишними кажутся Джонатан и Нэнси, которые никак не могут разобраться в своих отношениях. Первый превратился в бесполезного провинциального американца, покуривающего травку с другом и слабо волнующегося о будущем. Нэнси же — просто сюжетный инструмент, уже не особо похожий на полноценного персонажа. Её будто добавляют в серии только для того, чтобы провести мини-расследование для школьной газеты и тем самым продвинуть историю дальше.

Промежуточный итог: удачное развитие в сторону хоррора, но слишком много персонажей

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 6

«Очень странные дела» приятно удивят тех, кто сильно скучал по первому сезону и даже подумывал сдаться, бросив сериал после последних происшествий в Хоукинсе. С одной стороны, Дафферы вернулись к идеальной формуле: действие в новых эпизодах развивается размеренно, а сам сериал действует успокаивающе, даже несмотря на периодические скримеры и пугающие события. Герои дружат, влюбляются, препираются и катаются на роликах под громкие хиты 80-х; на стенах комнат по-прежнему висят постеры культовых фильмов, а в видеосалоне Стив и Робин перебирают кассеты с десятками знакомых названий.

Даже сама природа ужасов здесь вызывает ностальгическое умиление. Все эти проклятые дома, монстры, питающиеся человеческими эмоциями, детская жестокость, выливающаяся в драматичные события, — заезженные, но любимые многими штампы, которые здесь к месту. Любители хорроров будут чувствовать себя в Хоукинсе как дома.

Но при этом сериал всё больше напоминает громоздкого монстра из кучи персонажей и сюжетных линий. Многие из них настолько неинтересны, что куски эпизодов хочется промотать. А учитывая, что впереди ещё четыре серии, каждая из которых длиннее предыдущей, хочется спросить: не устанут ли зрители от бесконечного запоминания имен и медленных, скучных сюжетов? Насколько был оправдан именно такой хронометраж, покажет только продолжение сезона.

Впечатления от эпизодов четыре-семь: Райан Мёрфи здорового человека и кошмарная «русская» линия

Эпизоды «Дорогой Билли», «Проект “Нина”», «Погружение» и «Массовое убийство в лаборатории Хоукинса»

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 7

В четвёртом-седьмом эпизодах сконцентрирована главная интрига сезона. В это время «Очень странные дела» наращивают нужный темп, чтобы не осталось места для скучных и затянутых моментов: в основном всё, что происходит на экране, тесно связано с сюжетом.

Как и в предыдущих сезонах, героев делят на небольшие компании. Нэнси, Эдди, Робин и Стив пытаются раскрыть новоявленные секреты Хоукинса; Лукас и Дастин приглядывают за Макс, которая оказалась в опасности из-за Векны; Майк, Уилл, Джонатан и его одноклассник Аргайл (Эдуардо Франко) пытаются найти пропавшую Одиннадцать. И всё это на фоне набирающего силу Векны, который потенциально может погрузить в кошмар весь город.

Вот только Одиннадцать на самом деле никуда не пропадала. Она добровольно поехала в лабораторию американских учёных во главе с одним очень знакомым персонажем из первого сезона. Там девочка надеется вернуть свои способности, победить злодея и спасти город.

Плюсы эпизодов

Интересное сочетание разных ужасов и отличный злодей

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 8

Структура четвёртого сезона вызывает невольные ассоциации с «Американской историей ужасов» Райана Мёрфи. Сценарист вместе со своей командой известен своими попытками уместить в каждый сезон как можно больше популярных хоррор-элементов: если психбольница, то с демонами и пришельцами одновременно; если ведьмы, то с воскрешением зомби. Апогеем был «Апокалипсис», в котором авторы попытались собрать все одиночные сюжеты предыдущих сезонов в мега-кроссовер. Итогом была пусть и не самый плохой, но неадекватный сценарий — подробнее «Канобу» писал об этом в рецензии.

В «Очень странных делах», как уже упоминалось выше, теперь есть монстр в духе «Оно» и «Кошмара на улице Вязов», злые учёные и русские военные, дом-убийца, дети-индиго, будто перекочевавшие сюда прямо из техно-триллера «Военные игры»…. Но скомпонованы многочисленные хоррор-тропы гораздо лучше, чем это когда-либо делал Мёрфи.

Внутренняя логика сериала не нарушается в угоду пасхалкам. Сценаристы дополняли лор Изнанки, последовательно связывали новых монстров с уже известными. Лучше всего это иллюстрирует главный злодей сериала, Векна — его происхождение не только объясняет все происходящие в городе странности, но и красиво закольцовывает повествование. Всё так или иначе возвращается к той самой лаборатории Хоукинса из первого сезона.

Много запоминающихся моментов и «вирусных» идей

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 9

«Очень странные дела» — идеальный сериал для раскрутки через социальные сети, и это было очевидно ещё с первого сезона. Костюмы героев тут же разбирают на будущие красивые косплеи для Хэллоуина; большинство сцен и реплик превращаются в мемы; старые треки, которые звучат в эпизодах, получают вторую жизнь. Юные актёры сами запускают флэшмобы в Instagram (принадлежит компании Meta, признана экстремистской на территории РФ) и участвуют в челленджах из TikTok.

И по мере просмотра четвёртого сезона заметно, какие моменты станут очередной поп-культурной обсессией на ближайшие месяцы. И в этом отдельная прелесть флагманских шоу Netflix: если зрители хоть сколько-нибудь пользуются соцсетями, они уже знают, что вскоре все будут делиться любимыми песнями для спасения от Векны.

Минусы эпизодов

Бестолковые сюжетные ветки и «проседание» сезона

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 10

Несмотря на похвалу в адрес злодея сезона и сочетания нескольких сюжетных веток, к седьмому эпизоду так и не исчезает главная проблема. Сценаристы сериала неоднократно подчеркивали, каким эпичным будет четвёртый сезон, и даже назвали его «”Игрой престолов” этого шоу». В результате «Очень странные дела» действительно страдают от того же минуса, что и «Игра престолов» в своё время.

Далеко не все сюжетные ветки в сериале одинаково интересны, и это нормально. Но события в России — со странной американизированной версией ГУЛАГа и нелепой комедией Джойс и Мюррэя — сильно не дотягивают до общего высокого уровня сезона. Приключения взрослых персонажей сериала скучные, пошлые, наполненные «клюквой»; над очередным изображением злых русских можно было бы хотя бы посмеяться, но оно даже не выглядит забавным.

В процессе просмотра слишком чётко ощущается, что эпизоды могли бы быть короче. Вероятно, авторы сериала не хотели просто уводить за кадр своих популярных персонажей: зрители любят Хоппера и надеялись на его возвращение. Но в таком случае стоило либо придумать для него более интересный сюжет, либо показать этого персонажа позже — например, в огромных восьмом и девятом эпизоде.

Финальный вердикт: четвёртый сезон «Очень странных дел» поднялся на уровень первого

Рецензия на семь эпизодов четвёртого сезона «Очень странных дел»: камбэк главного сериала Netflix - фото 11

В четвёртом сезоне Дафферам удалось сделать практически невозможное. Шоураннеры вытащили сериал из сценарной ямы и преумножили все его достоинства — особенно в том, что касается хоррора. Взаимодействие героев по-прежнему (чаще всего) очаровательно; команды по спасению Хоукинса и мира снова перетасованы, из-за чего за наблюдать за ними интереснее; темы и конфликты шоу стали «взрослее», но само оно не лишилось уютной, комфортной ностальгической атмосферы.

Отсылки к ужасам 80-х не всегда стройно соединяются в один сюжет, но их использование в «Очень странных делах» полностью оправдано. Чего стоит одно леденящее душу появление Роберта «Фрэдди Крюгера» Инглунда, пусть и короткое, в четвертом эпизоде.

Но есть главный вопрос, заданный «Канобу» перед просмотром сезона: нужно ли было увеличивать хронометраж сериала и делать эпизоды больше похожими на фильмы? Ответ прост — нет, оно того не стоило.

Концовка четвёртого сезона наверняка логично объединит все сюжетные линии, а сценаристы умеют обеспечивать эпичные финалы. Можно по-разному оценивать второй и третий сезон, но оба они закночились действительно зрелищно. Вот только половина нового сюжета «Очень странных дел» могла бы уместиться в полчаса-час экранного времени. Кроме ответа на вопрос «где находятся персонажи A, B и С?» истории Майка, Джонатана, Джойс, Мюррея и Хоппера не дают зрителю практически ничего. И это портит впечатление от всего сильного четвёртого сезона — который почти смог достигнуть по крутости уровень первого.

Читай нас