Рецензия на «И просто так»: чем плохо продолжение «Секса в большом городе» — и что показано достойно
В «Амедиатеке» вышла финальная серия первого сезона «И просто так…» (And Just Like That) о приключениях пятидесятилетних Кэрри, Шарлотты и Миранды в Нью-Йорке. Автор «Канобу» Мари Григорян следила за выходом шоу с первого эпизода. Время подвести итог и честно ответить на вопросы зрителей — нужно ли было культовому «Сексу в большом городе» продолжение, и каким оно в итоге вышло.
Что произошло в финальной серии
Со смерти Мистера Бига прошёл почти год. Кэрри (Сара Джессика Паркер) старается продолжать нормальную жизнь без мужа: она по-прежнему ведёт подкаст с небинарной персоной Че Диаз (Сара Рамирес) и парнем-азиатом Джеки Ни (Бобби Ли), развлекается с подругами Мирандой (Синтия Никсон), Шарлоттой (Кристин Дэвис) и Симой (Сарита Чоудри), и даже снова собирается на свидание.
Но брат Бига связывается с Кэрри и намекает, что пора сделать ещё одно важное изменение в её жизни — решить, где будет похоронен прах мужа, и расстаться с урной, которая до этого хранилась на полке в её гардеробной.
Миранда также стоит на распутье: с одной стороны у неё есть новая любовь в лице Че, с другой — будущая карьера в сфере защиты прав человека. Когда Че зовёт её в долгую поездку в Лос-Анджелес, Миранде приходится выбирать между двумя важнейшими сферами своей жизни.
Выбор двух подруг приходится на важные дни для Рок — дочери Шарлотты, которые стали идентифицировать себя как небинарную персону. Для Рок намечена бат-мицва — торжественная церемония перехода из детства во взрослую жизнь в иудаизме для девочки. Но поскольку Рок (Алекса Суинтон) не идентифицируют себя как мальчика или девочку, мероприятие значительно изменили и даже переименовали: вместо бар-мицвы и бат-мицвы её назвали они-мицва (they mitzvah).
Плюсы первого сезона «И просто так…»
Вся линия Кэрри Брэдшоу
«Канобу» писал о главных плюсах и минусах сериала «И просто так» (And Just Like That…) в ежеденедельных рекапах, и финал не сильно изменил впечатление от отдельных серий. Линия Кэрри Брэдшоу, её большая трагедия и путь к тому, чтобы с этой трагедией справиться — лучшее, что есть в шоу. Пожалуй, её можно назвать единственной причиной, по которой его можно порекомендовать.
Сезон не зря начинается с такого шокирующего, действительно смелого выбора сценаристов. Ведь весь «Секс в большом городе» (Sex and the City) так или иначе сводился к мистеру Бигу: это большая любовь главной героини, недостижимая мечта, единственный партнёр, к которому она возвращалась снова и снова. Кэрри получила свой хэппи-энд, как принцесса в диснеевской сказке. Освежить финал «Секса в большом городе» и сюжет двух фильмов-сиквелов можно с отдельным материалом.
История любви Бига и Кэрри закончилась очень логичной, грустной и одновременно светлой мыслью, что один человек всё же не может быть центром и смыслом жизни. Кэрри приходит к мысли, что потерять самое важное и драгоценное можно буквально за несколько минут — хватит одного внезапного приступа.
«Секс в большом городе» смотрели миллионы очень разных людей, женщин среди них явно было большинство. Сколько бы сейчас лет ни было самым преданным фанатам оригинального сериала, история Кэрри напоминает им, как важно жить для себя и быть полноценной, самодостаточной личностью — чтобы мир не схлопнулся даже с потерей любимого. При этом Кэрри ощутимо страдала, и авторы сериала отвели на её горе достаточно много экранного времени и трогательных моментов.
Яркая и активная жизнь героинь за 50
«И просто так…» может оттолкнуть отсутствием гламура, громких вечеринок, и главное, большого количества секса, которое было в оригинальном сериале. Но это, в конечном итоге, и есть большой плюс сериала. Далеко не все люди в возрасте 50-55 лет любят проводить свои вечера в клубах, и героини постоянно напоминают: их жизнь не такая бурная и безумная, как 20 лет назад.
Кэрри, Шарлотта и Миранда трансформировались в нескучных и при этом очень реалистичных зрелых женщин (как минимум, для Нью-Йорка). Они не оставили свои увлечения: Миранда учится новому и использует свой труд во благо, для Кэрри важно её творчество и гардероб, для Шарлотты — идеальный дом и благополучие семьи.
Разговоры о мужчинах и сексе сменились на обсуждение менопаузы, седых волос и проблем с принятием современных ценностей, но кое-что осталось прежним. Все три женщины — невероятно разные и интересные, так полюбившиеся зрителям героини. А шоураннер Майкл Патрик Кинг и его команда сценаристов точно и реалистично описывают жизнь современных нью-йоркцев, только теперь уже категории 50+. Издания даже посвящают отдельные статьи тому, как сериал отражает тенденции из реальности.
Минусы первого сезона «И просто так…»
Скучная репрезентация всех на свете и опоздание на несколько лет
«И просто так…» получился отличной репрезентацией поколения женщин 50+. В линиях главных героинь остро не хватает только Саманты — с её отсутствием в сериале исчез практически весь секс. А вот то, что не относится напрямую к Кэрри, Шарлотте и Миранде, получилось на этом фоне довольно блёклым и скучным.
В сериале, как по списку, поднимаются все современные вопросы сексуальности, гендера и расы. Вот ребёнок Шарлотты пытается разобраться в том, к какому гендеру себя причислять, и попутно образовывает как мать, так и зрителей. Вот Миранда неловко и неправильно пытается сделать комплимент преподавателю, но высказывается как расистка, а Шарлотта осознаёт, насколько в её окружении мало темнокожих людей. Че Диаз в своём стендап-шоу читает монолог о жизни квир-людей и своей принимающей семье, а потом выступает на гей-параде в Нью-Йорке, а в финальной серии бат-митцва легко меняется на они-митцву… Хотя те или иные стереотипы авторы позволяют себе спокойно, как в сцене с упоминанием русской эскортницы.
И зрители, минимально знакомые с этими темами, действительно могут почерпнуть для себя много нового; «И просто так…» в этом плане даже полезно было бы посмотреть более консервативной аудитории. Есть небольшая вероятность, что Че Диаз, Рок, Сима, Ная Уоллес и другие герои действительно повлияют на восприятие ЛГБТ. Так, когда-то «Ангелы в Америке» и «Богема» помогли изменить взгляд американцев на жизнь ЛГБТ-сообщества и эпидемию ВИЧ в США.
Но никого из этих персонажей нельзя назвать хотя бы на сотую долю интересным или запоминающимся на фоне главной троицы. А особенно эта репрезентация проигрывает в сравнении с другими яркими шоу, в том числе о мире моды, которые выходили в последние годы. Даже для любителей глянцевой журналистики в стиле Кэрри есть целых пять сезонов «С большой буквы» и семь сезонов «Юной» от продюсера «Секса в большом городе» Даррена Стара. А максимальный спектр женщин любой ориентации и небинарных персон уже показали в «Оранжевый — хит сезона».
Повторение ошибок оригинального сериала — даже при попытках их исправить
Желание включить побольше персонажей разного возраста, цвета кожи и ориентации связано с попыткой исправить то, что называют ошибками «Секса в большом городе». Критики и зрители обвиняли сериал в том, что он получился слишком стереотипным, слишком «белым», воспевал материализм и сверхпотребление, а главной героиней сценаристы выбрали эгоистку и отвратительную подругу.
Отчасти характер и судьбу Кэрри авторы «И просто так…» смогли исправить: ей дали отличную арку, в которой она снова начинает ценить самостоятельную (пусть и одинокую) жизнь. Но неловкие попытки втиснуть в каждую серию темнокожих персонажей, политкорретные шутки и общая стерильность сериала только доказывают: Майкл Патрик Кинг не очень хорошо пишет о вещах, которые пытался привнести в сериале-продолжении.
Шоураннера временами хочется заверить в том, что сочинять увлекательные истории о белокожих богатых людях — нормально, но недостаточно. Для описания современной жизни нью-йоркцев нужно найти действительно разнообразную и сильную команду сценаристов, знакомую с этой средой. Вымученно создавать неинтересные сюжеты для плоских персонажей вроде профессора Найи Уоллес или ЛТД, которые просто повторяют всё те же архетипы Шарлотты, Кэрри, Миранды или Саманты — точно не выход. «Секс в большом городе» на самом деле не нуждался в реновации: он был проблемным, но крепким и интересным сериалом о продуманных, разносторонних героинях. Продолжение же получилось просто мешаниной из множества персонажей и тем.
Вердикт: стоило ли возвращать на экраны «Секс в большом городе»? Скорее нет, чем да
«И просто так…» — это всплеск ностальгии по культовым сериалам конца девяностых–начала нулевых, начиная от самого «Секса в большом городе» и заканчивая «Друзьями» с их модными нарядами. Очевидно, что бренд всё ещё жив: продюсеры называют «И просто так…» самым просматриваемым проектом стриминга. В своё время оригинальный сериал действительно был сенсацией, прорывом в том, как сценаристы показывают женщин. И даже то, как хорошо удалась в новом шоу линия Кэрри, ещё раз подтверждает, что Майкл Патрик Кинг когда-то создал культовую героиню.
Но зарабатывать и сейчас на этом успехе невозможно: ему приходится вклиниться в современную повестку, а этом становится всё сложнее. Чтобы снять нечто действительно интересное, нужны новые лица и гораздо больше откровений, личных и противоречивых историй. С этим отлично справились Фиби Уоллер-Бридж с её жёстким юмором и откровенно неприятной героиней «Дряни», или Михаэла Коэл с почти автобиографическим «Я могу уничтожить тебя».
Попытки телеканалов перезапустить старые истории на новый лад заканчиваются только разочарованием — это уже доказали ребут «Сплетницы» и «Как я встретила вашего папу». Кажется, недостаточно просто вписать в сериал побольше разнообразных персонажей; сам взгляд на современные отношения, гендер, ориентацию и даже социальные положения должен смениться.
В случае с «И просто так…» сценаристы потратили очень много времени на новые и модные веяния и почти забили на ностальгию, ради которой это сериал, скорее всего, включило подавляющее большинство зрителей. Слишком зацикленные на исправлении ошибок прошлого, они пытались осовременить «Секс в большом городе» — вместо того, чтобы попытаться сделать новый сериал и повторить свой успех: создать культ вокруг красивых, самодостаточных, ярких героинь постарше. И вряд ли положение как-то исправится во втором сезоне, о котором Сара Джессика Паркер уже начала говорить с продюсерами сериала.
Так что зрителям, которые соскучились по актрисам, декорациям богатых районов Нью-Йорка и красивым нарядам, лучше ограничиться часовым документальным фильмом о съёмках «И просто так…». В нём есть почти все любимые актрисы оригинального сериала, кроме Ким Кэтролл, закулисный выбор из тысячи платьев и искренняя влюбленность всей съёмочной команды в сериал, которая не смогла отразиться на его качестве. И хотя сериал хочется похвалить за блестящую историю Кэрри и чувство ностальгии, он получает от «Канобу» низкую оценку.