Автор Deus Ex и другие разработчики порассуждали о жестокости в играх
Создатель ролевого экшена Deus Ex Уоррен Спектор, геймдизайнер Рами Исмаил из независимой студии Vlambeer и другие разработчики рассказали сайту GamesIndustry.biz, что думают о жестокости в видеоиграх и игровой индустрии.
Мы создаем миры, помещаем туда игроков и навязываем им определенные правила. Они настолько сживаются с героями, что начинают говорить о них, как о себе: не «он», а «я» сделал. Поэтому будет печально, если мы перестанем задаваться вопросами о моральной ответственности, не правда ли?
— Рами Исмаил, Vlambeer.
Жестокость — одна из самых спорных тем в игровой индустрии, которую обсуждают без малого сорок лет. В 1970-х годах многие возмущались из гоночного экшена Death Race, где нужно было давить гремлинов, в 1980-х — из-за слэшера Splatterhouse. В первой половине 1990-х годов насилие в файтинге Mortal Kombat, хорроре Night Trap и других видеоиграх встревожило американских конгрессменов. Чтобы урегулировать рынок, в 1994 году в США создали рейтинговое агентство ESRB. Позже такие же организации появились и в других странах, однако проблема жестокости осталась. Родителей, общественные организации, политиков волнует, что игры могут навредить детям и всем игрокам. Впрочем, единого мнения на этот счет нет.
Никогда не хотел указывать другим, где проходит граница допустимого, но для себя я эту черту провел. Я считаю игры формой искусства и средством коммуникации. Первая поправка (к Конституции США, гарантирующая свободу слова — прим. «Канобу») распространяется на игры так же, как на более традиционные способы самовыражения. Запреты — это проклятие. Нам лишь нужно сделать так, чтобы люди знали, какую игру собираются купить, а для этого есть рейтинговые системы.
— Уоррен Спектор, автор Deus Ex.
Разные ученые пытались выяснить, как насилие на экране влияет на психику, но их выводы заметно отличаются. Одни говорят, что дети, которые подолгу играют в жестокие видеоигры, чаще мечтают навредить другим людям и терпимее относятся к насилию. Другие исследователи связывают жестокие игры с задержкой эмоционального развития у подростков и депрессией у мальчиков. Иные, напротив, утверждают, что безнравственное поведение в играх вызывает в игроках чувство вины, которое может подстегнуть размышления о нарушенных моральных запретах. Есть и те, кто уверены, что агрессивное поведение игроков связано с высокой сложностью и неудачным геймдизайном, а не с жестокостью игр.
Пока ученые собирали репрезентативные группы, за пределами академических кругов обсуждали громкие случаи насилия, пытаясь связать их с видеоиграми. Например, известно, что играми увлекался Адам Лэнза, который убил мать, застрелил более 20 человек в школе «Сэнди Хук» и после этого покончил с собой. Однако следователи не стали списывать трагедию на хобби юноши.
Да, мы несем ответственность, но авторы игр не виноваты в выходках психопатов. Для них всегда найдется спусковой механизм: сейчас им может быть видеоигра, за сто лет до этого — стихотворение, а пять веков — еще какая-нибудь причина. Игры не порождают, но выявляют психопатов.
— Адриан Хмеляж, бывший творческий директор People Can Fly.
О жестокости снова заговорили после нескольких тревожных случаев внутри игрового сообщества. В августе неизвестные сказали, что расправятся с блогером и феминисткой Анитой Саркисян. Анонимы вызнали, где живет она и ее родители, и пообещали нагрянуть. Саркисян пришлось уехать к друзьям, а за расследование взялось ФБР. Вскоре в интернете стали травить геймдизайнера Зои Куинн, которая, как утверждал ее бывший ухажер, переспала с журналистами ради статей о ее игре Depression Quest. Тогда же хакеры из группировки Lizard Squad написали в твиттер American Airlines про взрывчатку на самолете, на котором летел глава Sony Online Entertainment Джон Смедли. Борт сменил курс и приземлился для проверки в ближайшем аэропорту. В октябре угрозы получила глава разработчиков студии Giant Spacekat Брианна Ву: она осудила стихийную акцию GamerGate, начавшуюся после секс-скандала и направленную, как считает Зои Куинн, против женщин и журналистов. Наконец, две недели назад Анита Саркисян отказалась читать лекцию в университете штата Юта после того, как кто-то пообещал убить прямо в аудитории «разрушивших его жизнь феминисток».
Все зависит от авторов и их истории. К примеру, если они обличают общество и ставят перед публикой проблему, то это может быть хорошо. Но когда разработчики просто нарываются на скандал, их следует ставить на место. Думаю, игроки и отраслевые медиа достаточно сообразительны, чтобы раскусить таких людей.
— Грэм Стразерс, Devolver Digital.
Пока крупные медиа — The New York Times, CNN, BBC, Slate, The Guardian — обсуждали судьбу Аниты Саркисян и клеймили GamerGate, отраслевые СМИ снова повернули дискуссию о жестокости к играм. В середине октября прежде не известная польская студия Destructive Creations выпустила трейлер человеконенавистнического экшена Hatred о психопате, который делает примерно то же, что Адам Лэнза, — убивает как можно больше мирных людей и полицейских. Polygon и другие игровые сайты тут же пристыдили разработчиков. Поляки ответили в духе многих ненавистников Саркисян и сторонников GamerGate, которые считают, что их увлечению угрожают несведущие либералы с проповедями о толерантности: Hatred — средний палец политкорректным «терпилам». Сотрудники Destructive Creations считают, что не нарушают закон и потому вольны поступать на свое усмотрение.
Если в игре казнят невинных людей, молящих о пощаде, и в этом заключается цель, если разработчики не высказывают суждение и не дают урок о таких кошмарных событиях, то, значит, у них не получилось ничего достойного.
— Рами Исмаил, Vlambeer.
Большинство коллег по цеху не разделяют взгляды вольнодумцев из Destructive Creations. Международная ассоциация разработчиков видеоигр (IGDA), опросив профессионалов отрасли, в июне опубликовала большой отчет. 62% респондентов сказали, что дурной образ индустрии сложился в обществе, так как люди связывают вроде бы невинное развлечение с насилием. Чаще жестокостей сотрудники игровых компаний называли только рабочие условия и сексизм.
Не избегайте этой темы. Через несколько лет у нас будут игры с виртуальной реальностью, которые дадут поразительную иллюзию настоящей жизни. Если мы будем избегать сложных вопросов и не приготовимся к этому, то ошибемся.
— Адриан Хмеляж, бывший творческий директор People Can Fly.
В этих вопросах производители заметно расходятся с потребителями или, во всяком случае, с той их частью, что громко злорадствует Саркисян и восхваляет скандальных польских националистов как борцов с «либерал-фашизмом». Оттого индустрии предстоит объясниться насчет насилия не только с чужаками, но и с игроками.