Фильмы: Новые грани русского фанастического кино
Встречайте второй выпуск мини-сериала про отечественную фантастику «За ширмой тысячного ли». В гостях Нарек Мартиросян – сценарист, продюсер фильмов «Пальма», «Пальма 2», «Мира», «Контакты». Сегодняшняя серия посвящена фильмам, которые изменят ваше представление об индустрии. Обсудим такие хиты как «Библиотекарь», «Мира», «Черное зеркало по-русски», «Эффект Кесслера» и многое другое
x
Интервью
Текстовая расшифровка интервью
- Приветствую! С вами — очередной выпуск проекта про отечественную фантастику - «За ширмой тысячного ли». Сегодня в гостях — Нарек Мартиросян, сценарист, продюсер фильмов «Пальма», «Пальма 2», «Мира» и «Контакты».
Сегодняшний выпуск посвящен кино, которое изменит наше представление об индустрии. Обсудим такие хиты как «Библиотекарь», «Мира», «Черное зеркало» по-русски, «Эффект Кесслера» и многое другое.
Сценарист — это важно. Потому что когда смотришь фильм, как известно, у него три автора: это, понятное дело, режиссер, сценарист и художник-постановщик. Нет, наверное четыре. Ещё — композитор.



Клим Жуков:
- Ещё оператор.



Нарек Мартиросян:
- Оператор… Всё-таки, без сценариста все эти люди зря собрались.



К.Ж. :
- Совершенно верно.




Н.М.:
- Делать нечего им будет вообще, если не будет сценариста. На твой взгляд, и вообще - кухню раскрой: как работает сценарист, в чем его работа заключается. Ну помимо того, чтобы придумать саму историю.
К.Ж. :
- Ну, есть два варианта развития событий. Либо сценарист приходит с идеей, либо — она рождается у продюсера. В продюсерском центре, в продюсерской компании, и тогда под нее ищется сценарист. Может быть, один, два, три, четыре, пять. На той же «Мире» было три автора, и потом уже мы с режиссером вместе дописывали как авторы. Уже под конец, ближе к съемкам. Сценарист помогает облечь идею, если она — продюсерская, в какую-то драматургическую форму, приемлемую для зрителя. Насколько он создает это всё фантастическое — тут сложно сказать, потому что кино — искусство аудио-
Н.М.:
визуальное, поэтому он создает скорее какую-то основу, какой-то каркас, который потом режиссер, художник, оператор, артисты и все прочие, наполняют и развивают этот мир фантастический, который придуман.
Какие-то лекала есть, и дальше внутри них уже работает режиссер в тандеме со сценаристом, креативным продюсером, и так далее.
- Не так давно, по большому счету, и то — из-за забастовки, которую в Америке организовали сценаристы, в 70-х, начали вообще сценариста писать на афишах. Потому что до этого писали только режиссера, главных актеров — и всё (смеется). А теперь — вот это открытие — сценарист есть!
К.Ж. :
- Ну да. В Америке, кстати, они намного больше интегрированы во время съемок в процесс. У нас — написал, и всё, до свидания. Если хочешь — можешь поприсутствовать. А так — не требуется.
Н.М.:
- Не требуется?
К. Ж. :
- Ну если нет такого, что ты как шоураннер. Тогда, в принципе, да — ты текст дал, и дальше на съемках группа с ним уже работает.
Н.М.:
- А в чем интеграция сценариста на площадке? Он там дописывает — переписывает что-то?
К.Ж. :
- Может, может. И дописать, и переписать, и пере-придумать что-то, и поменять сцену с режиссером и с креативным продюсером вместе. Это такой творческий процесс во время непосредственно производства.
Н.М.:
Для фантастического кино как рождается идея? Что для этого нужно помимо того, чтобы сказали — Нарек, ну-ка придумай нам что-нибудь интересное?
К.Ж. :
- Да черт его знает. Как-то оно рождается. В кино в любом случае важно, чтобы помимо прикольного сеттинга и фантастической обертки была какая-то человеческая история. И важно эти две линии параллельно протянуть, и ни одну из них не потерять. «Мира» например та же самая — она в изначальной задумке вообще другая была. Это было кино про одного человека в космосе, на одного артиста.
Н.М. :
В кино в любом случае важно, чтобы помимо прикольного сеттинга и фантастической обертки была какая-то человеческая
- Очень камерное.
К.Ж.:
- Да! Как «Луна 2112» (был такой фильм) — приблизительно вот так.
Н.М. :
- Ну или «Гравитация».

К. Ж. :
- Или «Гравитация». Там меньше фантастики, в «Луне» - там всё-таки такой SiFi, а в итоге — фильм-катастрофа (смеется) с глобальным разрушением Владивостока.



Н.М. :
- Так это же совершенно другой бюджет, мягко говоря. Как получилось от одного камерного фильма прийти ко второму — глобальному, с большим бюджетом?
К. Ж. :
- Ну, как бы компания поняла, что…
Н.М.:
- Хочет разрушить Владивосток.
К.Ж. :
- Совершенно верно. Хочет глобально блокбастер, а не авторскую драму. Но какие-то элементы этого удалось сохранить в героях, в персонажах. А всё остальное — разрослось, появились другие персонажи, город, Земля. Ну и короче — по другому всё стало.

Н.М. :
- И всё никак не умрет литература.
К.Ж. :
- Это очень хорошо, когда такая свобода для творчества присутствует. Я книжку пишу — я сам себе хозяин, могу написать это, а могу — вот то. Мне всё равно. У меня бюджет равен тем макаронам, которые я ем в процессе (смеется).
К. Ж. :
Бумага всё стерпит.
Н.М. :
- Приходилось ли адаптировать готовую литературную вселенную, или, может быть, игровую вселенную для кино когда-нибудь?
К. Ж. :
- Ну мы сейчас этим занимаемся. У нас в разработке в компании — экранизация Стругацких - «Отель «У погибшего альпиниста».
Н.М. :
- Отличная повесть была.
К. Ж. :
- Да! И в то же время, она… Как только мы начали, нам показалось, что это — очень крутая, фактурная штука, и был классный фильм советский, а потом, когда мы начали разрабатывать — стало понятно, что в книге очень много проблем, которые не перенести на экран. И сами Стругацкие об этом говорили. Что в какой-то момент это всё превратилось в стёб для них. Что они пытались сделать Агату Кристи, и после этого перескочить в SiFi, а в итоге там всё наспех заканчивается. И приходится очень много работать, чтобы за Стругацких доделать кинопроизведение. Хотя изначально это — сценарий, это кино-повесть…
Н.М. :
- Да.
К. Ж. :
- ...То есть, это делалось под кино. А так — это самый благодарный материал, когда есть литературный первоисточник. Потому что за тебя всё уже придумано (смеется). Всё уже придумано за нас. Драматургическая основа - она есть. Остается это просто на язык кино переложить. И самое главное, что есть уже какая-то определенная аудитория, база фанатская у произведения. То есть — с этим всегда работать проще, и проще на это привлечь зрителя. Потому что если посмотреть — в западном кинематографе сейчас каждый третий фильм — это экранизация. Книги, игры, статьи в журнале, в газете — и т. д., и т. п. Потому что есть какой-то первоисточник. Это всегда лучше, чем оригинальная идея.
Н.М. :
- Как приходится переводить литературный язык в язык кино? Ведь совершенно очевидно — языки то разные!
К. Ж. :
- Никак. В том же «Отеле», у Стругацких — куча размышлений детектива, главного героя (Глебский) с самим собой. Это никак… Можно, конечно, сделать закадровый текст…
Н.М. :
- Ну это же отстой просто.
К. Ж. :
— Конечно, это отстой. Так делать нельзя. У нас в свое время была идея, в другом проекте, что у героя есть альтер-эго, с которыми он общается. Можно придумывать персонажей, которые видятся только ему. Либо вообще от этого всего отказываться и перекладывать это на диалог между реальными персонажами. Чувства-то вообще никак не передашь, кроме актерской игры. Когда режиссер говорит: «- Тут сыграй как будто вот»…
Н.М. : (смеется)
- ...У тебя в руках печеная картошка. Горячо!
К. Ж. :
- Да, да. Сыграй так, что как будто ты пришел и встал в таз с холодной водой. Для каких-то артистов это понятная метафора — они знают, что делать. А другие говорят — вы скажите чётко, что происходит. Умер близкий человек у героя — всё ОК, я так сыграю. Не надо вот этих метафор. Это в любом случае — актерская задача.
Н.М. :
- Мировая фантастика, в том числе и кино, это — далеко не только про будущее, а, как ты совершенно правильно сказал, в первую очередь — про людей. Фантастический сеттинг – это чтобы интереснее было. Ну и тем более, там можно сманеврировать с обстоятельствами, которые в реальной жизни или вообще не встречаются, или встречаются редко. Но раз оно про людей, оно же гуманистично. То есть фантастика — начиная с Брэдбери, Азимова, Ефремова (нашего отечественного советского великого фантаста) — несет очень большой гуманистический задел. Если мы посмотрим в прошлое — в 50-60-е годы, в золотой век фантастики в литературе, мы с трудом попадем мимо того или иного гуманистического произведения. А теперь что? Где современные гуманистические высказывания, с которых фантастика - как большой жанр — началась?


К. Ж. :
- Я думаю, что они есть. Они просто в более авторских фильмах остались. Потому что в больших студийных блокбастерах, в приключенческого жанра фильмах — больше акцент идет на эмоции, на масштаб, на картинку. Мы, например, сейчас делаем фильм «Контакты» - это авторский дебют Димы Моисеева, его первая картина. Это — супер гуманистическая история про «неземную глупость человеческую». Про то, как попали инопланетяне на Землю. А всем, к сожалению, на это наплевать. Все свои корыстные цели преследуют, и вообще не занимаются тем, чтобы понять, зачем это всё нужно.
Н.М. :
- «Район № 9». Я такое уже видел.
К. Ж. :
- «Район № 9», совершенно верно. Но — не в Африке. В России. Но «Район № 9», несмотря на то, что там сильный социальный подтекст — большое кино, жанровое, студийное. Это — не маленький авторский фильм.
Вот допустим, два фильма взять Вильнёва — одного из главных фантастических режиссеров современности. «Прибытие» и «Дюна».
«Прибытие» - достаточно камерная история, хоть и богато, жирно сделанная, но — с очень сильной человеческой линией про главную героиню, про ее судьбу, благодаря которой ты к фильму подключаешься. И есть «Дюна», которая абсолютно прекрасно снята, с первоклассными артистами — но это настолько стерильно! Кино абсолютно не эмоциональное. Монументально вырезанное, но получить от него удовольствие — как смотреть на картину. Эмоции от этого фильма очень сложно получить, и в этом — разница.
Н.М. :
- Когда Безруков в роли шай-хуллуда вылез — я орал!
Н.М. (смеется)
— Безруков? А! Понял!
«Дюна» - это большое произведение, которому уже много десятилетий, но вот в фильме этого гуманистического посыла не осталось. Остались какие-то масштабные… Борьба за власть, пафос бесконечный вот этот, эпос какой-то. Но потрогать это на эмоциональном уровне — невозможно. А в «Прибытии» - история одного человека, и она больше цепляет, потому что кино — не про всё сразу, не про масштаб галактический. Оно — про человека, который столкнулся с пришельцами. «Ex-mashina» Алекса Гарланда, достаточно дешевая, хотя спецэффектов там очень много (даже «Оскара» получили за спецэффекты) на трех актеров. Ну вот оно — супер гуманистическое. Как только кино разрастается, становится более глобальным — гуманистическое там размывается. В угоду, наверное, какой-то картинке, в угоду киноповествованию. Хотя тот же «Бегущий по лезвию» новый, который тоже вильнёвский, он очень гуманистический на мой взгляд.
Н.М. (смеется):
Как только кино разрастается, становится более глобальным — гуманистическое там размывается
- Только он дурацкий при этом.
К.Ж. :
- Ну почему?
Н.М. :
-Как кино — хорошее. Но вот только эта революция роботов, ну извините. Вы уж дойдите до конца, пожалуйста, про эту революцию роботов. Зачем это все? Ну и музыка, она там чудовищно не к месту. Идет человек выносить мусор. В это время композитор спит на басовой секции синтезатора. Дайте человеку мусор вынести спокойно — зачем вот эта вот музыка, как будто сейчас ядерная война начнется? Какого черта?
Старый «Бегущий по лезвию», классический — это высказывание не просто гуманистическое, я бы сказал — сильнее наверное уже не высказаться.
К.Ж. :
- Сто процентов. Ну еще это от материала зависит.
Н.М. :
- Какие наши произведения оказали, оказывают, и самое главное — могут оказать воздействие на мировую аудиторию?
К.Ж. :
- Беляев, Ефремов, толстовская «Аэлита» - это же вообще - Джо Картер, это то же самое, один в один...
Н.М. :
- Только лучше.
К.Ж. :
- (смеется) … и «Земля Санникова», это же путешествие к центру земли.
Н.М.:
- Обручева.
К.Ж. :
- Да. Ну это, как бы по факту — практически «Затерянный мир». Даже супергерои... Если посмотреть на Беляева: кто-то даже, по моему, хотел это сделать, супергеройскую вселенную. Там сплошные супергерои. Там человек, который умеет летать, управлять воздухом, амфибия. Ну это же Аква-мэн!
Н.М. :
- Вассерман!
К.Ж.:
- (смеется) Вассерман?
Н.М. :

- Wasser — вода, man – человек.

К.Ж. :
- А, в этом смысле. В каламбурятию заехали. Голова говорящая доуэлевская. Ну то есть — это советские «Мстители» по сути своей. Просто не из комиксов, а из книг. Это — крутая фактура, это надо использовать. Потихоньку будем двигаться к середине века, к началу века. Сейчас этот пласт пройдут — Стругацкие, и дальше — в обратную сторону.
Н.М. :
Это советские «Мстители» по сути своей. Просто не из комиксов, а из книг. Это — крутая фактура, это надо использовать.
- Мы вместе с Александром Зоричем — нашим хорошим товарищем (точнее — товарищами, это же авторский дуэт, а не один человек) пребогато поработали в серии книг «Завтра — война», про 27 век. Она: а) страшно боевая, и б) чудовищно патриотическая. Почему до сих пор не экранизировали? Тем более, что компьютерная игрушка вышла, и когда-то каталась с большим успехом. Космический авиа-симулятор. Сюжетный при этом. Если такое экранизировать — оно было бы прямо огонь.
К.Ж.:
- Кто-то мне говорил — хотел экранизировать Панова. «Тайный город». У него есть фэнтези, а есть SiFi — история
Н.М. :
- «Анклавы».
К.Ж. :
- Вот предлагали это сделать. Есть такой момент, что у российского зрителя (сейчас это потихоньку уходит, слава богу) есть недоверие к отечественной фантастике. Потому что скорее всего: а) плохо напишут, б) плохо снимут. И нормальную графику сделать не хватает бюджета. Сейчас выходят фильмы, которые абсолютно на уровне. И чем больше мы будем от этого стереотипа отказываться, тем больше у нас будет возможностей делать что-то глобальное, как «Foundation». Который как сериал, на мой взгляд, не получился, но там в основе — огромная история. Вот был же у нас «Вратарь галактики». К нему можно относиться по разному, но задумка была такая, что это
Н.М. :
абсолютно универсальное кино. Оно работает и в России, и в Америке, и в Китае. Просто есть «хай-концепт». Тоже попытка. Думаю, что будут возникать фильмы, которые в абстракции от России, но русского производства. Можно поcмотреть.
- Можно посмотреть у нас теперь много чего. Потому что очень много сейчас всяких стриминговых платформ. И одна из самых ожидаемых премьер, которая состоялась — это сериал «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова. Как тебе?


К.Ж. :
- Я посмотрел четыре серии. Мне нравится. Увлекательно очень. Я ничего не слышал про эту книгу до выхода сериала, вообще понятия не имел. Хотя, оказывается, у нее есть какая-то фан-база, достаточно популярно.


Н.М. :
- Они «Букера» даже получили когда-то.


К.Ж. :
- Серьезно? Они?


Н.М. :
- В смысле - «они»? Книжка и автор.


К.Ж. :
- Прикольно. У нас такого качественного придуманного мира со времен... многие с «Дозорами» сравнивают... не было. Я сам с удовольствием до конца досмотрю. Хотя не на все российские сериалы меня хватает, чтоб до конца досмотреть. А тут — увлекательно, хочется следующую серию включить.


Н.М. :
- В 2019 году вышел самодельный проект, который блогеры собрали: «Черное зеркало» по-русски. Как ты относишься вообще к такого рода самодеятельности?


К.Ж. :
- Очень хорошо. Все великие творцы говорят — чтобы снимать кино нужна просто камера и идея. Фанатский сектор позволяет делать какие-то штуки без оглядки на «Ой, а как это воспримут зрители? А будут ли у этого сборы?»
Ты делаешь то, что тебе в кайф. Мой первый проект - тоже короткометражка фанатская по Гарри Поттеру.
И мы там просто отрывались, потому что понимали, что мы во многом сами для себя делали. А потом поехали на «Comic Con» с ней. У нас прекрасная была … «Ваши документы». С Савочкиным. Ну, блогеры — не блогеры, а короткометражки, которые делаются для «он-лайн» - это возможность делать всё, что тебе нравится. И дальше, если это фантастика, всё упрется, наверное, в деньги. Ты можешь позволить себе реквизит, графику. Или как в «Ваши документы» - всё сделано в декорации каморки. Пожалуйста.
Н.М. :
Все великие творцы говорят — чтобы снимать кино нужна просто камера и идея.
- Какие у нас в отечественной фантастике будут тренды на ближайшее время? Десять, двадцать, тридцать лет. Чего ждать?
К.Ж. :
- Несмотря на то, что кино медленно реагирует — люди продолжают снимать то, что актуально сейчас, и что будет не актуально через два - три года. Я думаю, что будут про искусственный интеллект, про нейросети, про умное всё. Вот сейчас уже выходит фильм про «умный» дом, точнее -будет сниматься. Был фильм с Дефо недавно, и будет российское кино про это. Я думаю, что путешествия во времени — это всемирный тренд: в пространстве, времени, параллельные реальности, вот это вот всё. Я когда готовился к интервью (а я готовился), я посмотрел фантастические фильмы России. А там 180 названий за 30 лет почти. Из которых треть -короткометражки, еще треть -сериалы. И там остается — по пальцам рук можно пересчитать. Сняли, забыли, оставили. Сказать, что у нас — десятки фильмов на эту тему, а десятки - на эту... К сожалению, нет. Как и с фэнтези — точно так же дела обстоят.
Н.М. :
- Их не то, чтобы сильно много. В данный момент - «Мира», потому что она была одной из первых. Сразу — большой бюджет, сразу — больше ответственности. Она какая-то очень личная получилась. Бюджет там несколько сотен миллионов рублей, и ты думаешь: все эти люди работают, чтобы идею, которую ты в заметочках написал на пять строчек — превратить в кино, чтобы его посмотрело несколько миллионов человек. Круто. Как-то так.
Н.М. :
- У нас промышленная революция практически очередная, нейросети, VR-технологии, и конечно они не обошли кино. «Эффект Кесслера» вот недавно вышел.
К.Ж. :
- Да, я слышал.
Н.М. :
- VR-интерактивный проект, там можно поучаствовать как-то самостоятельно. Не хочется что-нибудь подобное сделать? И вообще, как ты к этому относишься?
К.Ж. :
- На мой взгляд, это всё — бантики. Просто VR в кино не работает. В кино ты смотришь то, что конкретно тебе хотят показать. Тебе не хочется глядеть в это время по сторонам. Основная история идет, а ты там под камень заглянул. Это всё-таки игровая механика. Игровая механика в VR – да, прикольно. Потому что у тебя параллельно может быть куча квестов, куча NPC, что-то кто-то говорит, что-то происходит, ты параллельно что-то делаешь. А в кино ты - зритель. Ты смотришь то, что тебе показывают, как это задумано. VR- кино это развлекуха. Я не думаю, что за этим — будущее, что у нас будет много-много таких проектов. Тем более, что VR – не смартфон, это не то, что у каждого есть.
AR – да, это прикольно. Когда ты сел где угодно, и где угодно — смотришь кино в своих очках, которые проецируют. Это — да. Потому что не у всех есть возможность прийти в кинотеатр или сесть основательно дома перед телеком, запустить фильм. Вообще, интерактивные вещи — это прикольно как эксперимент. У «Черного зеркала» был спецэпизод, «Брандашмыг», или как он там назывался. Я в него поиграл, посмотрел. Три — четыре часа убил, да, классно. Хочу ли я любой фильм вот так вот... менять концовку? Да конечно — нет. Люди же так задумали, пускай они мне расскажут. Понравится мне, или нет — это уже другой вопрос.
В любом фильме есть авторское высказывание, посыл. А не то, что — у нас есть десять вариантов, который вам зайдет, вот тот и берите. Мы вам конкретно предлагаем такой. Хотите — берите, хотите — нет.
Н.М. :
- Поддерживаю. Вот так и надо делать. Ну если уж мы про технологии заговорили: кино, вполне очевидно, дает массу возможностей воздействовать на зрителя. Ну и конечно, многие фильмы просто спас звук. На твой взгляд, какое место этого самого звука — в кино?
К.Ж. :
- Огромное. Особенно — в научно-фантастическом. Есть SiFi проекты, где всё — на саунд-дизайне. Музыка, в свою очередь, может быть абсолютно не запоминающейся, а может быть — орган Ханса Циммера из «Интерстеллар», который все знают. Но звук, и работа со звуком — когда его выключить в определенный момент, и когда включить... Мы на «Мире» этим очень много занимались. В «Гравитации» - бешеный звук, вообще безумный. В космосе же вообще нет звука. И его надо было придумывать — когда он есть, когда — нет. Это большая режиссерская работа. Наряду с CGI это очень большую роль занимает, в научной фантастике — особенно.
Н.М. :
- Подытоживая. Ты не так давно начал работать в кино, но опыт уже имеешь вполне определенный. Вот как молодой сценарист — другим начинающим сценаристам какие-нибудь советы можешь дать важные?
К.Ж. :
- Всегда надо держать в голове, для кого это кино, которое вы пишете, режиссируете, продюсируете. Кто это будет смотреть. Если только вы, ваши друзья и семья у вас дома — то тогда оно никому не нужно. Не надо этим заниматься. Если вы хотите рассказать историю, которая может затронуть чувства и эмоции других людей, тогда обязательно надо делать. У фильма должен быть зритель, неважно — много, мало, авторский фильм, большой жанровый. Главное, чтобы кино было не только для вас. И второе: эмоции -самый важный момент в кинопроизводстве. Если то, что вы пишете, то, что вы делаете — не вызывает никаких эмоций, то оно никому не нужно.
Н.М. :
Если то, что вы пишете, то, что вы делаете — не вызывает никаких эмоций, то оно никому не нужно.
- Спасибо большое! Отлично пообщались, Очень интересно. Заходите как-нибудь к нам еще! Надо развивать наши тесные контакты третьего рода!
К.Ж. :
- Обязательно. Зовите.
Н.М. :
- На сегодня — всё. С вами был проект «За ширмой тысячного ли». Говорили про кинофантастику.
К.Ж. :
Читайте также
Дополнительная литература по теме
«О чем российская фантастическая драма “Мира”»?
«Дождь, лязг доспехов и жидкий металл: как создается звук для кино»:
Наш ответ Marvel и «Чужому»: 10 российских фантастических фильмов.
Авторские
подкасты
Поделиться
За ширмой тысячного ли.
Все права защищены. 2023.
x