- Скорее, более. Конечно, она не сугубо уникальна для России, и по большому счёту это появилось в 60-х годах прошлого века, когда «шестидесятники» в Советском Союзе начали переосмыслять многие социальные вещи, а на западе появилась так называемая «новая волна» литературы, которая кроме приключений тела решила добавить еще разные философские смыслы. Но если на западе это потихонечку стало сходить «на нет» - потому что читатель сказал: «-Ну хватит меня грузить философией. Я хочу, чтоб тут сейчас из бластеров постреляли, чтоб космические корабли полетали. Я вообще в фантастику за этим пришел, а вы тут мне какие-то новые концепции загружаете».
В Советском союзе, поскольку фантастика считалась литературой людей с высшим образованием, (мир Стругацких — как всепланетный НИИ), у нас как раз во многом социальная функция фантастики востребована как читателями, так и авторами, и во многом мы стараемся новые социальные концепции так или иначе в книгах разбирать. Не могу сказать, что это обязательно, вот ты не напишешь социальное- тебя тут же расстреляют, или не издадут, но поскольку мы все опираемся на известные фамилии, на титанов — на Стругацких, на Ефремова, на Кира Булычева, на Беляева, — это основная группа, которая создала идею советской фантастики, и мы из нее выросли, как из «Шинели» Гоголя, потому что мы ее читали, когда были школьниками, и она у нас в подкорке где-то сидит. Следование этой идее — что фантастика строит социальные модели — до сих пор осталось.
В начале 90-х к нам валом хлынула переводная литература, которую раньше не пускали.
А какая там была литература? Приключения тела. Немножко эротики, немножко «пиф-паф», немножко кровищи. Поскольку это было ново — читатель стал это потреблять в безграничных количествах, и, естественно, авторы, которые на рубеже 90-х начали писать, они стали, может быть, неосознанно, это копировать. Потому что «пипл хавает», читатель — читает, ему надо дать что-то похожее.
Одно из самых знаковых произведений на моей памяти — это «Осенние визиты» Сергея Лукьяненко. Роман, наверное, один из самых сложных в нашей литературе, один из самых неоднозначных — о концепциях развития общества. С этого этапа мы вернулись к той парадигме, о которой часто размышляла советская фантастика.