Комиксы: От супергероев до мистических миров в отечественных комиксах
Продолжаем погружаться в глубины отечественной фантастики. Твои путеводители на ближайший час Клим Жуков, публицист и писатель, и Роман Котков, главный редактор издательства комиксов Bubble, креативный продюсер и сценарист фильма "Майор Гром: Чумной доктор". Роман расскажет, кто такие русские супергерои и чем они круче Человека паука, Бэтмена и Капитана Америка, как создаются комиксы, и насколько важен тандем автора и художника, что почитать и что посмотреть.
x
Интервью
Текстовая расшифровка интервью
- Привет! Сегодня мы продолжаем погружаться в глубины отечественной фантастики. Путеводители на ближайшее время — я, Клим Жуков, публицист и писатель, и Роман Котков — главный редактор издательства комиксов «Bubble», креативный продюсер и сценарист фильма «Майор Гром: Чумной Доктор». Привет, Роман! Рад лично познакомиться наконец!



Клим Жуков:
- Клим Саныч!



Нарек Мартиросян:
- Сегодня поговорим про отечественную фантастику, и в частности — про фантастику в комиксах.



К.Ж. :

- В комиксах — много фантастики. Сама идея, что комиксы в России издаются – это уже фантастика.





Р.К.:
Сама идея, что комиксы в России издаются – это уже фантастика.
- У меня отношения с комиксами — самые сложные. Для меня комиксы не то что надолго закончились, а просто исчезли из жизни, со времен советского журнала «Мурзилка». Я забыл об этом лет в шесть, когда перестал осваивать «Мурзилку». Я просто забыл, что такое бывает. А тут – раз, комиксы! Что это вообще такое?
К.Ж. :
- Много, и разных.
Р.К.:
- Ну я тогда был совсем унылый, сухой и скучный ученый, историк, археолог, и для меня комиксы — это фигня западная про супермена. Так это — для детей-дебилов. А потом в городе Лондон я увидел такую здоровенную книжку Алана Мура «Watchmen». Бросился я смотреть, и понял, что у меня проблема большая, а именно — я начинаю смотреть картинки яростно совершенно…
К.Ж. :
- Алан Мур, как раз, писал очень много. У него очень много текста.
Р.К.:
...или я начинаю смотреть текст, и не вижу картинки. У меня это вызывает чудовищный диссонанс. Я сознательно прочел, наверное, два комикса — это Алана Мура «Watchmen», и «V – for vendetta». И, в этой связи, поясни нам, пожалуйста, что с чем кушать. Автора там два: автор текста и тот, кто рисует, художник. Не припомню — бывает ли это в одном флаконе.

К. Ж. :
- На самом деле, бывает. Очень многие авторы комиксов, графических романов больших — это один и тот же человек, который придумывает и рисует свои же собственные идеи. На самом деде комиксы, как вид искусства, появились очень давно. Если мы говорим об истории (смеется), то и лубок — это комикс, и наскальная живопись это комикс. Потому что комикс — это история, рассказанная последовательностью кадров. Она может быть с текстом, может быть без текста, но в любом случае — это история, которая передается с помощью изображений. У многих есть в какой-то степени стереотип, что комикс- это для тех, кто не любит читать, или — любит картинки. На самом деле — это вид искусства, смежный между литературой и кинематографом. В кино мы тоже смотрим картинку, слушаем озвучку, и никто потом не говорит: «-Вы что, дебилы? Можно было бы и книжку почитать».

Р.К.:
Комикс — это история, рассказанная последовательностью кадров. Она может быть с текстом, может быть без текста, но в любом случае — это история, которая передается с помощью изображений.
- Я неоднократно такое слышал. Что кино очень сильно оглупляет…
К. Ж. :
- Отупляет людей (смеется).
Р.К.:
- Потом, компьютерные игры стали оглуплять, а кино осталось в покое.
К. Ж. :
- А мне кажется, что каждый раз — новый приемник оглупления, возможно что-то еще будет оглуплять. Например, VR-технологии.
Р.К.:
- Я к тому, что оба прочитанных мною комикса — Алана Мура. Но художники-то там разные. И это — не Алан Мур. А где художник то? Кто главнее?
К.Ж.:
- Комикс делается, если честно, всегда большой командой. Современные комиксы состоят не только из автора, но и из сценариста, из художника. Если это поставлено на поток в издательстве, то его красят еще...
Р. К.:
- Колорист.
К.Ж.:
- Колорист, да. Еще есть верстальщик, который добавляет «баблики» с текстом и правильно их расставляет. Редактор, который координирует процесс. Помимо вычитки комикса, он это собирает воедино — в один макет, и потом сдает в печать.
Поэтому, на самом деле, комикс — это целая индустрия, это - огромное количество людей, и на самом деле, хочется сказать — комикс это командная работа. Если кто-то будет сильно перетягивать одеяло, если художник сделает плохой визуал к офигенному сценарию, или наоборот — сценарий будет слабый, а художник попробует его вытянуть какими-то невероятными, запоминающимися образами и персонажами… В общем, одно без другого никак не может. В комиксе визуал и нарратив сосуществуют органично, не перетягивая одеяло, и это — командная работа.

Р.К.:
Комикс — это целая индустрия, это - огромное количество
- Это, в целом, похоже на кино. Если вдруг кто не в курсе «внутрянки» кинопроизводства, то весь видео-ряд, который мы смотрим, начинается с так называемой раскадровки…

К.Ж.:
- Конечно…
Р.К.:
- ...каковая отличается от комикса почти никак. Там только что словечки не пишут.
К.Ж.:
- Поэтому комиксы так часто экранизируют. Все культовые сцены, считай, раскадровки есть. Фильм «Город грехов» Фрэнка Миллера повторяет полностью раскадровку оригинального комикса. Поэтому комикс в этом плане удобен и для экранизации, и для любых адаптаций. И, на самом деле, четче врезается в голову, потому что изображение соответствует тексту, и гармония между ними читателя и привлекает.
Р. К. :
- У нас уже два раза прозвучало слово «сценарий». Как эта работа технически выглядит? Как выглядит сценарий для комикса?
К.Ж.:
- В комиксе сценарист как раз очень сильно думает о команде, о партнерах, которые будут это делать, и они прописывают отдельно описание к раскадровке. То есть, они пишут время года, что за персонаж, дают четкое описание всего, а потом расписывают пространство по кадрам. В первом кадре мы видим квартиру главного героя, не заправленное постельное белье, обувь разбросана, и так далее. Комиксная страница разбивается покадрово для художника, сценарист старается учитывать все маленькие детали, которые нужны ему для сюжета, и потом художник так же скрупулёзно это рисует, добавляет свои детальки, и получается комикс. Комиксный сценарий, наверное, сложнее киношного, потому что там много надо учесть.
Р.К.:
- Комиксы как массовое искусство, появились и утвердились в США, и они очень часто рассказывали о подвигах каких-то супергероев.

К. Ж. :
- Да. Было такое. Но есть же и французские комиксы, европейские. Это — такие форматы графических романов, что называется «Bande dessinée». Они вообще не воспринимают американскую супер-героику, и делают настоящие арт-альбомы с историями самыми разными, в любых самых жанрах. Поэтому сложно говорить, что супер-героика — это самый очевидный жанр в комиксе…
Р.К.:
- Он для России абсолютно очевиден. Вот я, как типичный обыватель, который в комиксах не шарит, знаю, что Бэтмен, Супермен, Аква-мен…
К. Ж. :
- А с другой стороны, «Мурзилка» - тоже комикс. Поэтому, получается — Мурзилка — тоже супер-герой (смеется).
Р. К.:
«Мурзилка» - тоже комикс. Поэтому, получается — Мурзилка — тоже супер-герой
- Вау! Однозначно!
К. Ж. :
- Комиксы в Советском Союзе и в России начинались с детских проектов. Потом были журналы комиксов. На Урале издавали журнал «Велес». Был журнал «Муха» - это уже ближе к 90-м. Потом были журналы детские «Сережка», «Арбуз», которые поглощали дети, откуда многие современные классики комиксов и пошли. Так что индустрия зародилась очень давно.
Р.К.:
- Один из ударных пунктов комиксовой индустрии — это супер-герои. Как у нас с супер-героями? На твой взгляд, для российского, и шире, советского сознания — супер-герои это как, это кто, это что? У нас герои — это Василий Чапаев, например. Про которого, кстати, недавно комикс вышел. Почему-то, в Испании. Олег Юдин его отрисовал — отлично просто. Это — пионеры-герои, Парижская коммуна. А вот супер-герои, как Супермен. Который один взял всё — и «зарешал». У нас как, учитывая твой опыт «Майора Грома»?
К. Ж. :
- У нас как-раз любят персонажей, который взял и «зарешал», потому что это близко, мне кажется, русской душе (смеется). Человек, который превозмогая всё, что можно, справляется с трудностями, и делает свою работу, не смотря ни на что.

Гром — в данном случае, не совсем супер-герой. Он достаточно реалистичный, приземленный образ идеального сотрудника, который поможет, сам бросится на амбразуру. Людей привлекают именно такие образы, они должны быть и реалистичные одновременно — чтобы в них могли поверить. Чтобы Гром не спустился в красных трусах с неба и лазерными глазами пострелял, а чтобы это мог быть человек, который живет с тобою по соседству. Черта, которую аудитории хочется считывать в своих героях — чтобы это были люди, у которых есть свои слабости, свои сильные стороны.

Вот например, у нас есть герой по имени Бесобой — мистический борец с нечистью из одноименной серии. Он Москву защищает от порталов с демонами. А потом он приходит домой, и лупит пельмени, как обычный, нормальный одинокий мужик (смеется), который после трудового дня должен чуть-чуть отдохнуть и посмотреть телек.

Я не могу сказать, что России чужда супер-героика. Недавно мы в издательстве «Bubble» запустили серию комиксов «Мир» - про советского супер-героя. Он был создан, как эксперимент, в советских бункерах, а потом злодей его распылил на долгое время, и сейчас в нашем мире находят возможность, как вернуть его в современность. Это — огромный, двухметровый, добрейшей души богатырь, который очень любит покушать. И он пытается понимать, как в этих ваших «тик-токах» и современных поколениях разобраться. У него есть супер-силы, у него есть девушка, которая его вернула, которая помогает ему освоиться в современном мире. И внезапно — у нас получилось сделать комикс про супер-героя, который путешествует по разным городам, чтобы найти бункеры, которые дали ему способности.

Сценарист Алексей Волков и художник замечательный казахстанский, Мадибек Мусабеков, популярный. Это такая, я бы сказал, интернациональная история (смеется). Есть вера в то, что супер-герои, добрые, хорошие — как богатыри, могут существовать в российских комиксах.
Р. К. :
- Если так подумать, Илья Муромец тоже некоторым образом супер-герой.
К.Ж.:
- Да, он лежал на печи, пока не получил силы.
Р. К. :
- Если есть герой, то есть и анти-герой. Я, когда «Майора Грома» смотрел, даже в кино пошел, что для меня — не самое частое явление, мне показалось, что там супер-злодей — какой то вялый.
К.Ж.:
- Я бы сказал, что наш Чумной Доктор — скорее, трагическая фигура. У него есть предыстория с детским домом, и вся эта история с воображаемым другом, который ему видится и предстает в образе мстителя. В данном случае важно было сделать злодея, которого можно было бы понять и простить. У нашей аудитории это — один из самых популярных персонажей, и сейчас про этого героя, Сергея Разумовского, выходит отдельная серия комиксов, которая так и называется - «Чумной Доктор». Мне кажется, с Громом у нас удалось сбалансировать героя и злодея, и получилось хорошее кино. Мы закончили снимать вторую часть, «Майор Гром: Игра», которая будет в следующем году в кинотеатрах, и там будут новые противники, новые испытания и очень крутой «экшен». Поэтому всех ждем.
К. Ж. :
«Майор Гром: Чумной Доктор» 2021. Режиссер: Олег Трофим. | Bubble Studios
- Поясни для людей, не посвященных. В чем разница между комиксом и мангой?
К.Ж.:
- Это — два ответвления одного и того же. Манга японская — обычно черно-белая, с очень редкими цветными вставками. Она читается справа налево, там много экспрессивных, безумных персонажей . Популярности манге придало аниме, которое практически покадрово экранизирует мангу и становится новым ее лицом в медиа, и все смотрят «Атаку титанов», самые популярные аниме-тайтлы. Это всё выросло из манги, и это показывает, что комикс работает не только в жанре супер-героики. В самых разных жанрах можно рассказать любую историю. Хоть про Лавкрафта, как Алан Мур рассказывает в своих произведениях огромных, хоть — написать автобиографические романы, или вспомнить «Мауса» - про мышей, которые выживают во время Холокоста, а коты — это нацисты. Он получил Пулитцеровскую премию.
Есть комиксы для элитного, задумывающегося читателя, а есть «поп-корн», в котором ярко, красиво, цветно все дерутся. И это тоже классно по сути.
Р. К.:
- Вполне очевидно, что в жанре фантастики комикс отметился более, чем сильно, в самых разных ее градациях. А у нас чего больше? Фантастики, или каких-то реалистичных комиксов?


К. Ж.:
- Глобально — я бы сказал, что 50/50. Именно в России делают реалистичные комиксы, которые ближе к людям, но с другой стороны- комикс дает невероятные возможности. В кино, чтобы сделать сцену фантастического сражения с космическими кораблями и монстрами, нужно 300 миллионов графики и CGI. А в комиксе художник сел и нарисовал большой красивый разворот, и потратил на это два дня. Есть множество космических комиксов, вот в нашем издательстве — есть комикс «Метеоры». Он по атмосфере напоминает чем-то «Стражей галактики», он — про космическую команду контрабандистов. Они летают, добывают себе на пропитание и выполняют всякие безумные дела, а потом это переходит в большую серию, в которой есть и политические интриги, и свои звездные войны. Большая серия, в пятидесяти книжках, можно вполне себе ознакомиться. Так что фантастика процветает в российских реалиях, в комиксах — тоже.
Р. К.:
- Мы года полтора, а может — два — вынашиваем мысль о сериале про Ивана III, нашего царя, который по факту является основателем современного Российского государства во всех его итерациях. А я говорю — зачем вы думаете только про сериал? Нужно думать, чтоб у вас была, в обязательном порядке, настольная игра, комикс. Может быть, с комикса начать? Я бы попробовал написать что-нибудь.
К. Ж. :
- Вполне себе (смеется). Договоримся. У нас была очень большая сага об «Иноке». Это современный мальчишка, менеджер, который продает старый артефакт — крест, который нашел у своего деда, попадает в аварию, и сознанием переносится в разум своих предков. А его предки — род защитников российской земли, которые жили, как священники, очень долго. И при всех исторических событиях присутствовали. Первая часть началась с путешествия по историческим местам, и мы туда добавляли исторические вставки. А потом этот комикс перерос в то, что главный герой, Андрей, повзрослел, и стал путешествовать по разным мирам, которые основаны на российских сказках. Нет граней никаких у фантазии авторов комиксов, и истории фантастические востребованы, и могут быть интересны большой аудитории.
- Какие новинки можно отметить на рынке у нас?
Р.К.:
К.Ж.:
- Сейчас большой уклон в мангу идет, при чем, как раз — в российскую мангу. Продолжают выходить комиксы про Грома, про Чумного Доктора. Есть, например, совсем безумные произведения, которые делают независимые авторы. Например, есть комикс «Собакистан» Виталия Терлецкого (замечательного сценариста), который рассказывает про собачье государство (смеется), которое очень похоже на Корею. В комиксах сейчас доминируют и сатира, и приключения с «экшеном», и всё, что, можно сказать, на злобу дня.
С. Ч. :
- Комикс должен чему-то учить, к чему-то подталкивать? Ведь любое произведение искусства что-то пропагандирует всегда. Что там должно быть? Или там ничего не должно быть, просто вы развлекаетесь, а нам — хорошо?
К. Ж. :
- Комикс, как и большинство произведений — отражение автора, его взглядов. В данном случае — всей команды. Безусловно, идеи, которые авторы вкладывают в произведение — должны что-то затронуть. Это может быть и развлекательный «экшен», и блокбастер, и что угодно, главное — с чем ты заканчиваешь читать эту историю, и заставляет ли она тебя о чем-то задумываться.
Р.К.:
- Где твердая научная фантастика, черт возьми? Где космические звездолеты, лазеры, ракеты, инопланетяне, исследования миров?
К.Ж.:
- Я расскажу сейчас самую безумную вещь, которую мы делали. Этот комикс называется «Крутиксы». Детский научно-фантастический комикс про зверей — супер-героев в космосе. По нему сейчас уже сделано два сезона совместно «Bubble» и «Союзмультфильмом». Помимо того, что там — приключения зверей, там — история о том, как динозавры спаслись с Земли. Они построили свои космические корабли, и улетели создавать союз планет, в котором динозавры — самые главные, и рулят миром (смеется). Они столкнулись с другими, враждебными расами, победили их, и строят прекрасную академию для супер-героев, где наш космический хомяк, собственно, и учится.
Есть комикс «Сокол» - про первого космонавта, который до Гагарина полетел в космос и пропал. Виктор Соколов. Он оказался вне времени и пространства, на космической станции, где искусственный интеллект, и где группа ученых изучали вероятности вселенных. И он вынужден, чтобы выбраться, искать этот пропавший экипаж в разных временах, в разных вселенных. Тоже очень крутая история, которую могу порекомендовать всем любителям научной фантастики.
Р.К.:
- Нейросети всякие помогают, чтоб побыстрее работать, или получше? Или это сейчас вообще никак не работает?
К.Ж.:
- Если честно, мне кажется, арт-сообщество гораздо больше сейчас настроено против нейро-технологий. Для чего могут хорошо помогать нейро-сети, это для того, чтоб делать питчи своих историй. Там не нужно сидеть, корпеть месяц, а просто — накидать задач: я хочу такой вот мир, и таких персонажей. Арт-сообщество считает, что нейро-сети часто обучаются на чужих артах (используют опыт други художников, до которого они дошли сами) — не очень хорошо принимает это всё. Например, «Марвел» сделала заставку к своему сериалу «Секретное вторжение» (про вторжение пришельцев) как раз через нейро-сетку. И, несмотря на то, что там это как будто бы уместно — пришельцы, необычное восприятие мира, и т. д., их очень сильно раскритиковали везде, где только можно.
Комиксы остаются такой олд-скульной вещью, в которой стиль автора доминирует надо всем остальным. Тут вопрос не в потоковости, а в том, что люди захотят за этим художником и его работами следить. Уникальность — человеческий фактор. Путь будет так.
Р.К.:
Уникальность — человеческий фактор. Путь будет так.

- Кого бы ты мог назвать из топовых авторов и художников в комиксостроении?

К.Ж.:
- В комиксостроении? (задумчиво)
Из классиков: Аскольда Акишина, Андрея Васина, которые начинали еще с детских комиксов и графических историй. Из супер-звезд можно назвать таких художников, как Анастасия Ким — она начинала с зарисовок по «Властелину колец», а сейчас она - настоящий сценарист, художник, автор своих серий и наших комиксов. Есть замечательная Наталья Заидова. Очень много не только создателей, но и создательниц комиксов.
Сценарист Алекс Хатчет, который много лет делал для нас серию «Бесобой». У него есть собственные авторские проекты - «Скунс и оцелот», «Заговор единорогов», и он написал книгу — очень полезную — как писать сценарии комиксов.
В манге есть замечательное имя — Тамарина Привалова, художница, которая создала мангу «Тагар». Эта манга получила приз в Киото, поскольку японцы пришли и сказали : «- Вот тут все, как у нас». Сейчас Марина курирует подразделение манги в нашем издательстве, находит новых авторов и произведения, которые мы с удовольствием печатаем для своей аудитории.
Артем Габрелянов — основатель издательства «Bubble», сценарист «Майора Грома» и продюсер, который сейчас занимается развитием нашей кино-вселенной. Уже третий фильм, по сути, на подходе.
Р.К.:
- Такое направление, как юмористический комикс? Есть «Wizard comics» такой, который выпустил комикс про 3-е сентября, про Шуфутинского, явно прикольный — уже по названию...
К.Ж.:
- Говоря о новых веяниях. На нас напали нейросетки. То, о чем предупреждали еще создатели «Терминаторов». Вот нейросетка — она уже есть, она учится и даже, говорят, неплохо рисует. А тут еще оказывается, что эта нейросетка писать умеет. Я сразу вспомнил Кирилла Венедиктова…
К. Ж. :
-Да, он путешествует там по каким-то мультивселенным, встречается с разными Шуфутинскими. По-моему, это гениально. Это тот случай, когда происходит безумный коллаб каких-то брендов. С Шуфутинским они нашли друг друга. Он приезжает и на презентации этих комиксов, ребята пишут комиксы, как он дальше календарь переворачивает. Юмористический и пародийный комикс — это направление, которое мы хотим развивать. Наш комикс - «Игорь-угорь» - это пародия на «Майора Грома», что, если бы он был угрём, но на каждой страничке этого комикса он умирает, потому что вспоминает, что не может жить без воды.
Р.К.:
- Кошмар!
К. Ж. :
- Вот это — экзестенциальная драма об угре, который не успевает пройти через все приключения. Такая серия стрипов, которая очень популярна у аудитории. Поэтому это — жанр, который активно развивается, и в нем много своих талантливых авторов. И всё чаще происходят коллабы известных брендов и комиксов. Например, выходит комикс про «Смешариков» - взрослый, и с интересными историями. «Союзмульткомикс», в котором мы предложили самое разное прочтение культовых франшиз.
Р.К.:
- Что у нас есть такого важного, на ваш взгляд?
К. Ж. :
- «Мир». Это попытка сделать хорошего, доброго советского супер-героя в современном мире, я посоветую всем прочитать эту серию. Есть очень интересный комикс
«Экслибриум» - это фэнтези городское, в котором персонажи из художественных произведений — выбираются из своих произведений, и попадают в наш мир. И наш мир преображает их в неузнаваемое ужасное нечто, и есть Орден Книгочеев, которые следят за этим, их пытаются поймать и запечатать обратно в книгу.
Р.К.:
- Есть ли у вас своё ПТУ?
К. Ж. :
- Мы пока слишком погрязли в производстве. Но нам очень много пишут, на нашу почту присылают портфолио, резюме многие талантливые художники, и с этого стартует их творческий путь. Казахстанский художник Мадибек Мусабеков, который сейчас рисует для «Марвел» - пять лет назад прислал нам свои комиксные странички,мы с ним сделали несколько серий комиксов, и вот — он дальше продолжает свою творческую карьеру, и всё замечательно у него складывается.
Самая лучшая комиксная школа — рисовать, писать, трудолюбиво это делать — и в какой-то момент оно придет.
Р.К.:
- Что можно пожелать молодым авторам, художникам, так говорят — напутствие?
К.Ж.:
- Не лезьте в это. Бегите ,глупцы.
Но... сейчас, после нашего разговора, можно действительно понять, что сложилась какая-то картина индустрии в стране, и что это может быть востребовано, может быть интересно большому количеству людей. Хочется сказать: творите, создавайте что-то уникальное, и главное — чтобы оно вам нравилось, чтоб вы использовали чувства, эмоции — и перенаправляли их в создание персонажей, историй — в то произведение, которое может понравиться аудитории. Если человек не горит, не испытывает к своим персонажам ничего -значит вряд-ли другие люди начнут испытывать к ним что-то. Очень хочется пожелать самовыражаться в этом плане. Пусть люди творят — это прекрасно!
Р.К.:
- Отличное пожелание.
К.Ж.:
- И хочется сказать — читайте комиксы, поддерживайте российских авторов. Потому что возможность обменяться мнениями с людьми — одна из самых ценных вещей, и хочется чтобы люди всё больше читали, и узнавали, что есть классный российский контент.
Р.К.:
Читайте также
Дополнительная литература по теме
«Как развивалась и чем интересна индустрия комиксов?»
«Роман Котков: комиксы в России развиваются семимильными шагами»
«Bubble — 10 лет! История издательства и его комиксов (с комментариями создателей)»
Авторские
подкасты
Поделиться
За ширмой тысячного ли.
Все права защищены. 2023.
x