08 ноября 2017
Обновлено 05.12.2017

«В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно»

На «Канобу» продолжается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас совладельца издательства Parallel Comics. В небольшом ответвлении от цикла — интервью с Дмитрием Феоктистовым, художником комикса «Фронтир. Возвращение Баффало»: об истории «Фронтира», о индустрии, о Нике Водвуд и о фанатах комиксов в России.
На «Канобу» продолжается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас совладельца издательства Parallel Comics. В небольшом ответвлении от цикла — интервью с Дмитрием Феоктистовым, художником комикса «Фронтир. Возвращение Баффало»: об истории «Фронтира», о индустрии, о Нике Водвуд и о фанатах комиксов в России.

В историях о владельцах магазинов, издателях и авторах комиксов мы расскажем о том, как делают, выпускают и продают комиксы в России, и как этот маргинальный вид искусства становится мейнстримом не только в Москве, но и в регионах.

Дмитрий Феоктистов

Дмитрий Феоктистов

Поздравляю с выходом первого печатного комикса. Расскажи, что ты испытываешь, осознавая, что книга с твоим рисунком совсем уже на прилавках магазинов комиксов?

Комикс не совсем мой. Он все-таки напополам с**Женей Францевым** [художник других историй внутри сборника — ред.] Что чувствую? Прикольно. Хорошая первая вещь, надеюсь, что их будет больше.

Расскажи о команде. Вас работало над «Фронтиром» четыре человека.

Не совсем. Объясню проще: Кирилл Кутузов придумал идею. Находясь в армии во время срочной службы, ему пришла в голову идея «Фронтира». Он писал короткие рассказы о приключениях охотника за головами Баффало. Потом, когда ребята уже запустили «Доктора Люцида», они одновременно с ним решили сделать комикс в жанре вестерна.

Изначально у них была идея сделать в России аналоги всех палповых журналов комиксов 30-40-х годов в Америке: вестерн, романтика, палп (какой-нибудь мститель в маске) и фантастика в стиле 50-х. В итоге сейчас есть уже фантастика («Победители невозможного»), есть вестерн («Фронтир») и есть история мстителя в маске («Доктор Люцид»).

Он, кстати, вернется когда-нибудь? [Последний номер «Доктора Люцида» вышел в 2015 году. — ред.]

Да. Книга готовится, но когда — это хороший вопрос, на который пока нет ответа. Как и не понятно, кто ее будет издавать, но скорее всего те же люди. Некоторые материалы ребята выкладывали в группе, рисует Антон Савинов, художник, нарисовавший обложку к первому «Фронтиру». Теперь это будет онгоинг с серьезным рисунком, а не как было в «Триумфе смерти». Будет все хорошо и красиво.

Здесь и далее страницы из «Фронтира»

Возвращаясь к «Фронтиру», как в итоге он попал к Jellyfish Jam (далее — JJ)? Это ведь первый отечественный комикс, выпушенный ими.

Это было до того, как я начал над ним серьезно работать. Впервые своей историей я начал заниматься еще в конце 2015 года. Изначально вся история должна была быть синглом. Потом «Изотека» [издательство, выпускавшее «Доктора Люцида». — ред.] накрылась, и стало некому издавать.

Вскоре появилась идея создать «Спрут» — журнал-антологию, в который будут входить «Доктор Люцид», «Фронтир» и еще несколько историй. Через какое-то время эту идею тоже отбросили.

И потом как-то случайно через Женю я узнал, что будут делать книжку «Фронтир» у JJ. У меня уже была история к тому времени, я над ней очень медленно работал, по страничке раз в полгода. И получилось так, что мне сказали — «Мы готовим вторую книгу, давай рисуй быстрее». И я начал делать быстрее. А потом мне еще вторую историю докинули.

К слову, о скорости. Я знаю, ты очень долго прорисовываешь все детали. Расскажешь о своем подходе к рисованию?

Не в этот раз! Обычно я стараюсь разбивать работу на этапы. То есть, сначала идет раскадровка на всю историю сразу, чтобы понять, как все это выглядит в целом. Читаю сценарий раза три-четыре, примерно накидываю идеи, если сценарист хочет посмотреть, то отсылаю ему — тут по личной договоренности. Если раскадровка меня устраивает, начинаю рисовать в карандаше. Сначала всю историю я рисую в карандаше, чтобы потом не отвлекаться. Это, кстати, занимает больше всего времени. В карандаше удобно прорабатывать детали — проще потом делать их проработку тушью.

А какого формата бумагу ты используешь?

Первую историю в книге я рисовал на А4. Когда я занимался тушью, было очень неудобно, и больше я на А4 не работаю. Вторую историю я делал на А3, и это гораздо лучше.

Поначалу я, конечно, немного испугался — было страшно работать на А3, так как очень большой формат. Я думал, что это долго и тяжело, но потом пришел дедлайн, и все стало легко.

А пробовал рисовать в цифровом виде?

Я пробовал — не мое. Не понимаю, как чувствовать рисунок, с какой стороны на него смотреть. Надо тренироваться, а времени на это нет.

«В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно» - фото 2

Когда я читал первый «Фронтир», там множество отсылок к культовым фильмам. А что со второй частью?

О, они будут. В первых трех историях их довольно много. Например, отсылки к «Горцу», к «Десперадо». Будет несколько отсылок по ходу действия. В последней моей истории, которая вроде как закрывает книжку, там не было отсылок от сценаристов, так что я делал их сам, просто по приколу.

Например, Баффало пьет чай из чашки со смайликом, на который капля варенья упала — как в «Хранителях». Или Баффало беседует с местным старостой, а на фоне висит плакат Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Такие вот мелкие отсылки даже не к кино, а к самым разным вещам.

Расскажи вкратце о своей истории.

Моя история «Фронтира», которую я пытался сделать, — это некая смесь клипов группы Little Big и трэшовых шоу по Первому каналу, где алкоголики дерутся, проводят тесты ДНК, — вот такого плана. Вот это все вместе для меня — «Фронтир».

Остальные истории не такие, но все они в определенных моментах похожи: Баффало появляется в городе, видит какие-то странные события, понимает, что можно на этом подзаработать, и ловит преступников. Например, в первой истории двадцать четыре страницы, и рассказывается об убийце женщин. Там все очень круто — проститутки, беспризорники, карлики, пьяные стражи правопорядка. Все как мы любим.

То есть, главное в комиксе — не какой-то общий смысл, а подача, стилистика, атмосфера?

Все верно. В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно. Все ждут уровня «Хранителей» от любого комикса, забывая, что это в первую очередь развлекательное медиа.

Причем для подростков и тех, кто чуть-чуть постарше — 18-20 лет. Это в идеале. У нас в индустрии сейчас сидят такие же толстые бородатые дядьки, как я, и говорят «Это не Алан Мур». Ну да, это не Алан Мур, это простые и веселые истории, которые можно прочитать и не напрягаться.

«В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно» - фото 3

Как думаешь, людям будет интересно продолжение истории Баффало?

Вопрос хороший. Когда ты работаешь над чем-то долгое время, ты в какой-то момент начинаешь замечать, что все не так: находишь много косяков, своих и чужих, каких-то проблем, видишь недостатки своей работы, недостатки чужой работы.

Но при этом, когда сидишь на фестивалях, рядом Женя продает первый сборник «Фронтира», и подходят люди и говорят «Блин, прикольно, я прочитал ваш комикс, мне очень понравилось» — ты искренне удивляешься, что кому-то это нравится.

Надеюсь, кто-то будет читать. Тираж не очень большой, но надо его распродать.

Хорошо, фанаты комиксов в России — чего они хотят?

Судя по продажам, они хотят «Песю» [Отечественный комикс Ники Водвуд. — ред.]. А если серьезно говорить, чего хотелось бы… Лично мне хотелось бы видеть какую-то подростковую приключенческую историю. Можно даже про какого-то героя в маске, раз супергероика у нас так популярна, только при более серьезной подаче. Без лишнего юмора и пародии. Пусть будут приключения.

У нас индустрия работает сейчас на тех, кому около тридцати, и на поклонниках Дэдпула, которые вообще не аудитория комиксов, они просто посмотрели фильм и купили книжки про понравившегося им персонажа.

Чтобы была база на будущее, нужно, чтобы аудиторией были ребята 12-16 лет, которые будут охотно интересоваться темой и вникать в нее. Без этого будущего у индустрии, наверно, нет.

«В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно» - фото 4

Ты упомянул комикс «Песя», который недавно вызвал крупный резонанс, привлек внимание даже тех, кто комиксами не интересуется. Что ты думаешь об этом комиксе?

Это большая тема. Скажу честно, когда я впервые увидел и посмотрел, что это такое, то у меня бомбануло не по-детски, потому что всегда обидно, когда ты сидишь долго и упорно вырисовываешь каждую страничку и не можешь при этом похвастаться какими-то продажами.

Но потом я понял, что Ника-то точно ни в чем не виновата — она делает то, что умеет и как умеет, у нее есть своя аудитория, которая к аудитории комиксов вообще не имеет отношения. Это отдельный проект.

«Комфедерация» молодцы. Они нашли то, что у них выстрелило, благодаря чему они поднялись, собрали выручку. Хороший рыночный ход. Но относиться к этому как-то серьезней, чем есть, размышлять об этом, как о новом слове в русских комиксах… не думаю, что в этом есть смысл. Ника выпускает свой продукт, который у нее покупали и раньше в виде зинов, а теперь от «Комфедерации». Уже три или четыре тиража вышло. Не удивлюсь, если будет еще. И это комикс одного человека.

То есть, грубо говоря, второй «Песя» не получится?

Именно «Песя» и от Ники Водвуд получится. И второй, и третий.

А какой-нибудь «Котя»?

«Котя» уже сейчас выходит. [Издательство Bubble выпускает на Comic Con Russia 2017 комикс «Приключения Коти и друзей» от Максима Ананьина. — ред.] Не знаю, здесь все зависит не от «Песи», а от фамилии автора.

Это проект, рассчитанный на девочек, который собирает тех, кто любит творчество Водвуд, давно за ней следит и покупает в печатном виде ради того, чтобы поддержать автора.

Тут важно вот что: я слышал от некоторых деятелей индустрии, что это круто с коммерческой точки зрения, так как делает нереальные продажи. Нужно понимать, что это нельзя превратить в систему. Если все российские издательства побегут искать новую Нику Водвуд, то, скорее всего, ничего не получится. Она довольно уникальна в своем сегменте. Я не знаю точно, но она своего рода знаменитость.

Кадр из «Песи»

Кадр из «Песи»

Хорошо, вот ты закончил работу над «Фронтиром». Есть какие-то российские комиксы, над которыми ты хотел бы поработать?

Мне было бы интересно сотрудничество с Bubble, если честно. Там, конечно, все очень сложно, потому что Bubble работает в основном в цифре. Я в этом их понимаю — необходимо соблюдать сроки.

Но, допустим, взять того же Игоря Грома и нарисовать его в суровой нуарной манере было бы очень интересно.

Если говорить о других издателях, то я знаю, что сейчас готовится несколько проектов, но уже, видимо, на следующий год. В одном из них я, скорее всего, даже буду принимать участие, но ничего конкретного пока сказать не могу.

А если зарубежные комиксы?

Я бы точно хотел попробовать что-нибудь от Dynamite: «Тень», «Зеленый шершень». Очень люблю эту тему. Либо Dark Horse. Что-то вроде «Черного жука», но это сольный проект Франческо Франкавиллы, и туда вход закрыт.

А если бы ты нашел сценариста и вместе с ним попытался бы продвигать свой проект в Image или еще куда-нибудь? Они любят брать авторов с какими-то небольшими историями.

Скорее всего, нет. Потому что у Image своя специфика — последнее время упор в основном на сай-фай. Я от этого жанра далек. Я пытаюсь все время пробиться на Запад, рассылаю резюме. Отправлял, например, недавно в Dark Horse, но мне не ответили. У них правило: они отвечают только тогда, когда есть проект, под который ищут художников. Если нет работы — не ответят.

«В последнее время комиксы стали воспринимать слишком серьезно» - фото 6

Хорошо, предположим, ты встретишь художника-новичка, решившего нарисовать свой комикс и издать его в России? Какой совет ты ему дашь?

Во-первых, трижды подумать. Во-вторых, запастись каким-то финансовым спасательным кругом, потому что денег в этой сфере особых нет, и нескоро появятся. Именно в России. У нас очень странная ситуация — работая художником на чьем-то проекте, ты не получишь даже популярности, известности, за которой многие охотятся в молодости, что в принципе нормально. Как показывает практика, в России больше внимания идет именно к авторским продуктам. И я даже не о «Песе». Издаться сейчас не проблема, если у тебя качественный материал. Нужно рационально оценивать свои силы и свой продукт. Не все это умеют. Пока ты сам не поймешь, что у тебя продукт коммерческий, за который тебе не стыдно брать деньги, ты не должен никуда идти, конечно. Нужно создавать тот продукт, за который не будет стыдно. А то у нас привыкли к русским комиксам относится так: «Ну это ж русские комиксы. Чего вы? Мы ж только начинаем». Так и будут относиться, пока будет такое отношение у самих авторов.

Напоследок назови пять книг, вышедших на русском, которые ты купил и поставил на полку.

«Черный жук», «Убийственная шутка», «Джессика Джонс», наверно, «Kingdom Come», хотя я его еще жду. Он у меня есть и на английском, но обязательно возьму на русском. Просто, чтобы был. И, наверно, «Темная победа». Что «Долгий Хэллоуин», что «Темная победа» — потрясающие вещи.

Предыдущие части цикла:

Комментарии 7
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Ultimatus
Ultimatus
короче нужна аудитория 12 лет...