Читай нас
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Воспитанные волками». Источник: «Амедиатека»
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Воспитанные волками». Источник: «Амедиатека»

На «Амедиатеке» идёт второй сезон «Воспитанных волками» (Raised by Wolves) — амбициозного научно-фантастического сериала от сценариста «Пленниц» Аарона Гузиковского с Ридли Скоттом в качестве исполнительного продюсера. Посмотрев пять эпизодов второго сезона из восьми, автор «Канобу» Александр Морозов рассказывает, почему продолжение стоит смотреть даже тем, кого первый сезон оставил равнодушными.

Сюжет

«Воспитанные волками» рассказывают о мире будущего, в котором Земля была разрушена войной между атеистами-технократами и последователями религии Митраизм. Двое андроидов, Мать (Аманда Коллин) и Отец (Абубакар Салим), прибывают на планету Кеплер-22б вместе с дюжиной эмбрионов, чтобы основать атеистическую колонию. Однако в жестоких инопланетных условиях почти все дети погибают — в живых остаётся лишь мальчик Кэмпион (Винта МакГрат). Ситуация осложняется ещё больше, когда на планету прибывают митраисты. Они уверены, что Кэмпион — избранный ребёнок из древнего пророчества, из-за чего конфликт между атеизмом и религией вновь обостряется.

Во втором сезоне андроиды Мать и Отец воссоединяются с детьми-людьми в колонии атеистов посреди тропической зоны. В сравнении с тундрой из первого сезона это место, полное фруктов и залитое солнцем, кажется раем. Атеисты радушно принимают как андроидов, так и детей-митраистов, управляющий поселением искусственный интеллект Траст выглядит справедливым и мудрым лидером.

Однако тропическая утопия не так прекрасна, как кажется. Атеисты презирают детей за их веру. Траст прибегает к насилию и не считается с человеческими жизнями, предпочитая свои алгоритмы человеческой морали. Мать оказывается перед трудным выбором, когда её ребёнок — гигантский летающий змей, таинственным образом связанный с древней цивилизации планеты Кеплер 22б — нападает на жителей колонии. Тем временем Маркус, перенявший часть силы Некроманта и добравшийся до тропиков, собирает беглецов из атеистической колонии и намеревается захватить власть над планетой в свои руки.

Плюсы

Расширение мира

Впечатления от второго сезона «Воспитанных волками»: работа над ошибками или новый провал Скотта? - фото 1

Значительная часть первого сезона была замкнута в пределах нескольких локаций: крошечная колония, лес неподалёку и пустыня, по которой блуждали митраисты. Несмотря на холодную красоту пейзажей, однообразие и серая цветовая гамма Кеплера серьёзно утомляли к середине сезона. К счастью, второй сезон освежает визуальный облик и географию сериала. Пролетев планету насквозь, Мать и Отец оказываются в тропиках — райском местечке, о котором они мечтали весь прошлый сезон.

Мир стал не только больше, но и живее. Раньше сюжет концентрировался на взаимоотношениях андроидов и детей и почти не уделял внимание устройству мира, ограничиваясь лишь намёками в виде гигантских змеиных скелетов, странных голосов в головах персонажей и непонятно откуда взявшегося митраистского строения в пустыне. Это продолжалось вплоть до последних серий, перевернувших построение мира с ног на голову: в сюжет ввели древнюю цивилизацию, интрига возросла и «Воспитанные волками» стали напоминать «Остаться в живых» с привкусом «Прометея».

Во втором сезоне мир становится ещё сложнее и детальнее. Зритель постепенно знакомимся с гигантской летающей змеёй, которую родила Мать; встречает представителя древней цивилизации, новую флору и фауну, тайны и странности. Наконец, самый важный момент — герои попадают в город атеистов-переселенцев, и мы наконец-то можем увидеть, как идеалы Матери и Отца работают на практике — на примере реальной технократической антиутопии.

Новые идеи

Одна из интереснейших героинь второго сезона — девочка-андроид Врилль (Морган Санто). Её личность — симуляция покончившей с собой дочери одной из последовательниц Маркуса. Однако Врилль обладает некоторым самосознанием, и эти две неравные части её природы вступают в драматичный конфликт, который позволяет ей обрести свободу воли — пускай и большой ценой.

К середине сезона Врилль только успела сформироваться как персонаж, и сложно сказать, удастся ли Аарону Гузиковскому довести её линию до логического завершения. То же касается и других новых идей: экспериментов Отца, пытающегося оживить мёртвого андроида, и искусственного интеллекта Траста, в одиночку управляющего всем атеистическим сообществом.

Пока не ясно, помогут ли эти сюжетные ходы шоураннеру интересно развить темы технологий, религии и человеческой природы, ведь в прошлом сезоне Гузиковский уже бросал развитие удачных идей на полпути. Взять хотя бы любовную линию Матери и её создателя внутри симуляции, оказавшуюся лишь предпосылкой для сюжетного поворота-клиффхэнгера: в финале мы выяснили Мать забеременела не от создателя, а от таинственных аборигенов, да ещё и родила странную летающую змею. Однако за счёт новых идей повествование кажется более разнообразным и изобретательным, чем оно было в первом сезоне с его фокусом на проблемах инопланетного родительства.

Плотность событий

Впечатления от второго сезона «Воспитанных волками»: работа над ошибками или новый провал Скотта? - фото 2

После первых двух эпизодов первого сезона, снятых Ридли Скоттом и насыщенных событиями, темп «Воспитанных волками» резко упал. За мощнейшей завязкой, в которой Мать самолично уничтожила целый корабль, разрывая митраистов на куски в облике летающего бронзового Христа следовал ряд довольно скучных эпизодов. Сюжет сосредоточился то на незначительных проблемах импровизированной семьи, то на похождениях Маркуса и Сью. При этом ни одна из сюжетных линий не оправдывала снижение темпа.

Во взаимоотношениях атеистов-андроидов и митраистов-детей не хватало глубины и напряжения — каждая проблемная ситуация, каждый спор и конфликт обрывались на полуслове. Веганская дилемма Кэмпиона, не желавшего убивать инопланетное существо ради пропитания семьи; убеждение детей в том, что Мать опасна для их жизни; линия Темпест, изнасилованной митраистским священником, не приводили к сколько-нибудь интересным конфронтациям или рефлексии персонажей. Конфликт Матери и Отца, который привёл к убийству и последующему воскрешению второго, тоже сошёл на нет. Маркус и Сью формируются как персонажи только к концу сезона, а до этого лишь пассивно бродят среди митраистов и пытаются не выдать себя.

В последних сериях стороны конфликта соприкоснулись, и в сериале появилась динамика, однако до этого момента все драматургические проблемы и сюжетные дыры бросались глаза именно из-за низкой плотности событий — словно клякса на чистом белом листе. На этом фоне второй сезон ощущается как шаг вперёд. Здесь больше экшен-сцен (жестоких и блестяще поставленных), элементов боди-хоррора, странного материнства, новых локаций и персонажей, сюжетных поворотов — во втором сезоне постоянно происходит что-то интересное, и возросший темп помогает отвлечься от проблем в повествовании.

Развитие персонажей и религиозного конфликта

Впечатления от второго сезона «Воспитанных волками»: работа над ошибками или новый провал Скотта? - фото 3

Второй сезон «Воспитанных волками» гораздо более пристально и предметно исследует обе стороны конфликта: как атеистов, так и митраистов. Маркус перенял часть силы Матери, убедился в собственной богоизбранности и поселился на окраине колонии атеистов, после чего переманил к себе часть колонистов и основал небольшой культ имени себя. Андроиды вместе с детьми обосновались в антиутопическом поселении, устройство которого целиком подчинено воле суперкомпьютера Траста — на первый взгляд, мудрого и добродетельного сверхразума, который на деле оказывается тем ещё фашистом.

Сериал наконец-то приходит к тому, чего от него ждали ещё в первом сезоне — жестокому религиозному конфликту, обе стороны которого по-своему сошли с ума.

Сюжет не только сталкивает митраистов и атеистов, но и демонтирует обе мировоззренческие системы изнутри, показывая, что наука и религия не приведут общество к процветанию, если пренебрегать чужими жизнями в угоду высшей цели. Новаторское ли это высказывание? Вовсе нет. Но сериал наконец-то обрёл драматургический стержень, столкнул противоположные взгляды героев, и это большой шаг вперёд.

Мать сталкивается с чередой сложных выборов: от необходимости защитить колонию от рождённого ею змея до противоречий с Трастом. Отец пытается преодолеть свою пассивную роль в отношениях с Матерью. Сью и Пол постепенно находят общий язык. Ну а Маркус… снова сходит с ума, но теперь ему гораздо проще переживать, ведь он искренне заботится о своих сторонниках. Большинство персонажей стало объёмнее, за ними интереснее следить, однако некоторые герои — особенно Темпест, Хантер, Холли и Вита — к середине сезона не получают никакого развития.

Минусы

Всё те же проблемы с логикой

Впечатления от второго сезона «Воспитанных волками»: работа над ошибками или новый провал Скотта? - фото 4

Зрители, которые хватались за голову в попытках понять логику поведения персонажей в первом сезоне, не радуйтесь — эта проблема никуда не делась. Зачастую понять мотивацию героев если не невозможно, то уж точно затруднительно. В особенности это касается Пола, который едва не прикончил свою мать, узнав всю правду о ней, но с радостью бросился к отцу — такому же атеисту убийце его настоящих родителей. Вдобавок мужчина ещё и обезумел прямо на глазах у Пола, заставив того сбежать вместе с Кэмпионом.

Да, позже сценаристы попытаются объяснить этот ход отдельным диалогом, но решение Пола всё равно будет казаться искусственным, вытекающим из сюжетной необходимости, а не характера и мотивации персонажа. И хотя такие проблемы встречаются реже, чем раньше, они всё равно раздражают, мешают погружению в историю и развитию драматургии.

Вердикт: смотреть всем, кому первый сезон показался скучным и затянутым

Продолжение «Воспитанных волками» выглядит как большая работа над ошибками. Новые идеи и локации, динамичная история, тайны и интриги, эффектное ультранасилие, великолепный актёрский дуэт Аманды Коллин и Абубакара Салима — всё это мотивирует по крайней мере не отвлекаться на смартфон. Это удаётся далеко не каждому шоу с часовыми эпизодами, и с этим точно не справлялся первый сезон.

«Воспитанные волками» преумножили все достоинства первого сезона — теперь шоураннер Аарон Гузиковский не только перерабатывает элементы фантастических фильмов Ридли Скотта, но и нащупывает собственный подход к повествованию. Несмотря на проблемы с логикой, это один из самых самобытных и интригующих научно-фантастических проектов на стриминговых платформах. Однако вам придётся вытерпеть скучный первый сезон, чтобы разобраться в сюжете — и это, пожалуй, главный недостаток сериала.

Читай нас