Читай нас
«Последняя дуэль» (The Last Duel) выйдет в российский прокат 18 ноября — релиз перенесли из-за локдауна по всей стране. Сюжет фильма основан на реальных событиях: истории последнего «судебного» поединка на территории средневековой Франции. Автор «Канобу» Мариам Григорян разбирает, почему фильм Ридли Скотта выглядит добротной исторической драмой, но уступает его предыдущим работам.
«Последняя дуэль» (The Last Duel) выйдет в российский прокат 18 ноября — релиз перенесли из-за локдауна по всей стране. Сюжет фильма основан на реальных событиях: истории последнего «судебного» поединка на территории средневековой Франции. Автор «Канобу» Мариам Григорян разбирает, почему фильм Ридли Скотта выглядит добротной исторической драмой, но уступает его предыдущим работам.

Сюжет

Фильм снят по книге Эрика Джегера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Роман рассказывает о последнем во французской истории «судебном поединке» — особом виде судебного разбирательства. Когда разрешить спор не удавалось другими способами, между стороной защиты и стороной обвинения устраивали дуэль. Считалось, что на сторону того, кто прав, встанет Бог, поэтому этот участник разбирательства выживет, а второй заслуженно погибнет.

Действие происходит в XIV веке. Молодая жена рыцаря Жана де Карружа (Мэтт Деймон) обвиняет в изнасиловании его друга Жака Ле Гри (Адам Драйвер). Маргарит (Джоди Комер) уверяет, что Ле Гри проник в замок, когда в нём не было слуг, воспользовался её беззащитностью и уехал, приказав ей никому ничего не рассказывать.

Ле Гри категорически отрицает свою вину, а никаких свидетелей произошедшего нет. Кроме того, ему помогает влиятельный покровитель граф Пьер д’Аленсон (Бен Аффлек). Отчаявшись, Карруж решает защитить честь жены последним доступным способом: он предлагает провести судебный поединок. По французским законам, если победит обвиняемый Ле Гри, то Карружа и Маргарит, несправедливо обвинившую его, ждёт позорная смерть.

Плюсы

Ненадёжные рассказчики

Основное достоинство фильма — его необычная структура. Трагедия «Последней дуэли» в том, что у каждого есть своя точка зрения на произошедшее: Маргарит обвиняет Ле Гри, Ле Гри в ответ пытается опорочить Маргарит, а Карруж видит ситуацию глазами необъективного наблюдателя. Авторы фильма умело сочетают все три версии, повторяют одну и ту же историю с минимальными изменениями. У каждого из главных героев здесь есть голос, даже у Маргарит — у женщины, которые исторически редко имели право заявить своё мнение.

Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма? - фото 1

Скотт и сценаристы блестяще выворачивают наизнанку мотивацию и мысли героев. Увидев чужие версии, можно заметить, чем одержим каждый из них. Карруж видит всё через призму обид и несправедливостей. Ле Гри погряз во вседозволенности, со временем он вообще перестаёт воспринимать реальность такой, какая она есть. Маргарит даёт прекрасный взгляд на тоскливое положение женщины в средневековой Европе, но при этом искренне хочет жить и приносить людям пользу.

И каждый из них прав в этой истории по-своему, уверен в своих поступках и интерпретациях — именно это делает историю интересной.

Яркие образы и юмор

Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма? - фото 2

Помимо сценаристки Николь Холофсенер, ученицы Мартина Скорсезе, над фильмом плотно работали Мэтт Деймон и Бен Аффлек. И хотя посыл и основные события «Последней дуэли» серьёзны и даже трагичны, в картине не обошлись без юмора.

Герой Аффлека, граф д’Аленсон — самый беспечный человек в фильме, его интересуют только алкоголь и женщины. Он обещает помочь Ле Гри, лишь бы его не отвлекали от оргии; сманивает товарища пьянствовать; постоянно саркастично издевается над Карружем, но при этом выглядит действительно смешно. Достаточно даже посмотреть на постер его персонажа, где Аффлек с осветлёнными волосами и бровями страшно напоминает не то блогера из TikTok, не то постаревшего Джастина Бибера.

То же самое касается и других персонажей: Маргарит неожиданно остроумна и бойко шутит как с подругами, так и с мужем, Ле Гри вообще ни к чему не относится серьёзно и очаровывает женщин нелепыми, но забавными пикап-фразами.

Но в нужные моменты тон фильма резко сменяется на драматичный, и этот контракт показан невероятно удачно. Он иллюстрирует, как одно событие сломало жизни сразу трёх (как минимум) людей.

Хотя в персонажах легко угадываются архетипы, они вышли живыми и запоминающимися, от вечно хмурого Карружа, одержимого понятиями чести и рыцарства, до очень весёлой и упрямой Маргарит. В «Последней дуэли» небольшой, но невероятно талантливый актёрский состав, и особенно приятно было видеть интересные (пусть и второстепенные) роли британских актёров вроде Алекса Лоутера из «Конца * мира». А ещё фильм окончательно укрепляет позиции Джоди Комер в большом Голливуде — особенно после роли в блокбастере «Главный герой».

Попадание в современные реалии

Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма? - фото 3

Трагическая история Маргарит касается не только сексуального насилия, но и харрасмента в целом. Отчасти история Ле Гри напоминает сериал «Ты» от Netflix о сталкере, который свято уверен в своей любви к жертвам. Хотя героя Адама Драйвера можно назвать антагонистом в этой истории, он не злодей — он продукт своего времени и той культуры, которая культивировалась в графстве и при дворе короля. Это пугает гораздо больше, чем история об абстрактном негодяе-насильнике.

Разные издания не раз называли «Последнюю дуэль» «#metoo в Средние Века», и нужно отдать Ридли Скотту должное: он нашёл интересный повод поговорить о насилии в историческом сеттинге. Режиссёр наглядно иллюстрирует, почему оправдание «так было принято» не выдерживает критики, даже если речь идет о Франции XIV века.

Минусы

Прямолинейность автора

Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма? - фото 4

Ридли Скотт с самого начала не скрывает отношения к истории и героям: только одна часть его фильма (из трёх) называется «Правда». Подразумевается, что в «Последней дуэли» есть верные и ошибочные версии происходившего. И это твёрдое убеждение в том, что правда может быть всего одна, резко упрощает фильм. Он становится похожим на наставление, а не на историю.

Чётко сформулированная позиция о том, что насилие недопустимо — это смело и здорово. Но режиссёр уж очень часто напоминает о ней зрителю, добивает жестокой сценой изнасилования, постоянными слезами и потерянным видом Джоди Комер, злобными насмешками и угрозами окружающих её людей. В «Последней дуэли» нет никакого подтекста — только текст, написанный на самом видном месте.

Зрители будто впервые должны услышать о культуре согласия, о правиле «нет — значит, нет» и других понятиях, которые современному человеку и так должны были быть известны. Это тоже ослабляет общее впечатление фильма: послание кажется таким банальным, что не вызывает никаких эмоций.

Многое герои проговаривают вслух, не давая никакого пространства для размышлений зрителя. Например, Маргарит прямым текстом обвиняет мужа в тщеславии и корысти, уличая его в том, что поединок он затеял ради себя, а не ради спасения её чести. Но зритель в состоянии догадаться об этом самостоятельно, ведь сам Ридли Скотт в начале фильма прямо на это намекает: показывает обиду и уязвлённое самолюбие Карружа, нагнетает его конфликт с Ле Гри. Разжевывание прописных истин и очевидных поворотов делает во многом отличный сценарий простым и шаблонным.

Вердикт

Рецензия на «Последнюю дуэль»: эпичное возвращение Ридли Скотта или заурядная драма? - фото 5

У нового фильма Ридли Скотта есть все элементы хорошей исторической драмы: интересный контекст, тщательно подобранные декорации и костюмы, затягивающее зрителя повествование. Даже простые и банальные мысли о рыцарской чести, активном согласии и дискриминации женщин здесь используются с добрыми намерениями.

Но при этом «Последней дуэли» слишком далеко до шедевра или хотя бы высокого места в рейтинге фильмографии Скотта. Поклонники режиссёра уже видели его работы, которые были на порядок выше — а мысль о защите угнетённых (неважно, женщин или низших слоёв населения) сохранялась в его творчестве всегда.

Новый фильм вряд ли захочется пересматривать из-за потрясающе красивых съёмок и саундтрека, как «Гладиатора». Здесь нет западающего в душу кодекса чести и романтичной атмосферы, как в «Дуэлянтах» — фильме 1977 года, который принёс Скотту приз за лучший дебют в Каннах. Это очень простая история с месседжем, который немного запоздало доходит даже до исторических блокбастеров.

Читай нас