02 декабря 2021Кино

Рецензия на «Дом Gucci» Ридли Скотта: мыльная опера от мира моды

В российских кинотеатрах вышла драма «Дом Gucci» (House of Gucci), основанная на реальных событиях. Новый фильм Ридли Скотта рассказывает об убийстве Маурицио Гуччи, наследника итальянского модного дома. Автор «Канобу» Мариам Григорян оценивает, насколько удачной вышла вторая картина Скотта в 2021 году — и объясняет, почему она уступает другим фильмам на похожую тему.
В российских кинотеатрах вышла драма «Дом Gucci» (House of Gucci), основанная на реальных событиях. Новый фильм Ридли Скотта рассказывает об убийстве Маурицио Гуччи, наследника итальянского модного дома. Автор «Канобу» Мариам Григорян оценивает, насколько удачной вышла вторая картина Скотта в 2021 году — и объясняет, почему она уступает другим фильмам на похожую тему.

Сюжет

В основу сценария легла книга «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» от журналистки и обозревательницы итальянской моды Сары Гэй Форден. В 70-е годы Патриция Реджани (Леди Гага) встречает Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) — робкого и нерешительного наследника модной империи. Семья Патриции далека от мира Gucci, её родители занимаются грузовыми перевозками. Вопреки желанию отца Маурицио, Родольфо (Джереми Айронс), пара женится, и герой разрывает отношения с семьёй.

Но несколько лет спустя его дядя Альдо Гуччи (Аль Пачино) хочет восстановить связь с племянником. Он надеется сделать Маурицио своим преемником вместо глуповатого сына Паоло (Джаред Лето). Под чутким руководством жены Маурицио начинает втягиваться в деятельность Дома Gucci — а заодно в борьбу за власть, контроль и богатство, которая спустя двадцать лет приведёт к его убийству.

Плюсы

Потрясающий актёрский дуэт

Кадр: _Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc._

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

Скотт и кастинг-директора «Дома Gucci» Тереза Раццаути и Кейт Родес Джеймс собрали почти беспроигрышный актёрский состав: оскароносных Аль Пачино и Джереми Айронса, склонную к самоиронии Сальму Хайек и Джареда Лето, который всегда подогревает интерес эксцентричными выходками на съёмках. Харизмой и талантом эти звёзды могут вытянуть даже провальный сценарий, и образы для них подобрали отличные. Например, Хайек в небольшой роли странноватой гадалки в очередной раз напоминает, насколько огромный у неё комедийный потенциал.

Но по-настоящему в фильме раскрываются Леди Гага в роли Патриции Реджани и Адам Драйвер в образе Маурицио Гуччи. «Дом Gucci» близок к стилю кэмп — преувеличении всех элементов, гротескности на грани с нелепостью. Гага на экране всегда настолько громкая, экспрессивная и преувеличенно-театральная, что этот стиль (и даже невероятно сильный, почти пародийный акцент) подходят ей идеально. Здесь абсолютно к месту вычурные наряды и яркий макияж, которые она могла бы примерить на собственном концерте. Отличное попадание в образ можно заметить в трейлерах и отрывках из фильма, где она запугивает соперницу или науськивает мужа на своих врагов.

Драйвер успел сняться в ещё одном фильме Скотта, «Последней дуэли», где сыграл более привычного персонажа — агрессивного, высокомерного и честолюбивого. Тот же образ можно заметить в половине его работ – «Аннетт», «Девочки», «История о супружестве». А вот Маурицио Гуччи — неловкий, смущённый напором Патриции, слабовольный и ведомый до конца фильма — для него был новым видом героя, и Драйвер справляется с ним так же хорошо, как и с пугающе-злыми ролями.

Большая часть сюжета держится именно на взаимодействии Маурицио и Патриции, непростой истории их отношений, так что главный элемент «Дома Gucci» работает без сбоев. По крайней мере, в первой части фильма, где супруги только начали вдаваться в дела семьи.

Высмеивание модной элиты

Кадр: _Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc._

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

В «Доме Gucci» нет ни одного положительного персонажа: отца Маурицио подводит гордость, Паоло Гуччи — тупость, Альдо — жадность, не говоря уже о противоречивых главных героях. Второстепенные персонажи готовы переметнуться на сторону конкурентов. При этом все члены семьи Гуччи не способны адекватно вести бизнес, что особенно заметно в финале фильма.

Апогей насмешек Скотта над миром моды наступает в сцене, где герой Джареда Лето мочится на атласный платок с классическим дизайном Gucci. Сразу становится понятно, почему режиссёр выбрал именно кэмп и издевательский тон: такими Скотт видит бизнес-империи, единственный источник заработка для которых — это внушение людям ощущение собственной элитарности. Он показывает неадекватную роскошь, огромные траты и пренебрежительное отношение Гуччи к любым чужакам, после которых сочувствовать им невозможно.

Жесткое подшучивание над богачами — залог успеха многих популярных фильмов и сериалов, включая невероятно популярный «Шитс Крик», который получил девять «Эмми» только в 2020 году. Так что Скотт выбрал заведомо удобную позицию для своего фильма, да ещё и сделал его искренне смешным; например, с шуткой о том, что на «горную реку» вдохновения бездарного Паоло нужно срочно поставить дамбу.

Минусы

Дух мыльной оперы и обман ожиданий

Кадр: _Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc._

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

На сайте студии Universal Pictures фильм описан как шокирующая история любви, предательства и увядания рода. Но центральный конфликт «Дома Gucci» довольно тривиален: без спойлеров его можно описать как бесконечную борьбу за власть. Фильм получился поучительной историей о том, как амбиции могут довести людей до абсолютного краха.

К середине фильма происходящее напоминает стандартную мыльную оперу в духе проектов продюсерки Шонды Раймс, создательницы сериалов «Анатомия страсти» и «Скандал». Гуччи долго и нудно пытаются обмануть друг друга и перехватить власть над брендом, Патриция строит коварные планы. Общение семьи вообще превращается в образцовый газлайтинг — Патриция и Маурицио уверяют родню, что всё делают ради их блага, даже когда мошенничают прямо у них под носом. Но режиссёр так и не вдаётся толком в работу самой модной империи, в суть её финансовых и имиджевых проблем; у зрителей нет никакого контекста для драмы этой семьи и Дома.

Кадр: _Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc._

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

У «Дома Gucci» были достойные предшественники — фильмы и сериалы, связанные с миром моды или семейными интригами. Во время просмотра картины на ум приходят и «Наследники», где герои пытаются перехватить контроль над семейным бизнесом, и детективный триллер «Убийство Джанни Версаче» от Райана Мёрфи. Происходящее в «Доме Gucci» недостаточно драматично, чтобы зрители действительно прониклись печальной судьбой семьи Гуччи; убийство Маурицио Гуччи тоже показано довольно скомканно, несмотря на хронометраж в два с половиной часа. Так что фильм, кажется, не справился ни с одной из этих задач.

За последнее особенно обидно, ведь Патриция Реджани (Гуччи) вышла слегка комичным и при этом пресным персонажем. Её мотивация часто не бывает раскрыта, как минимум из-за того, что Скотт опускает важные детали — например, чем Патриции грозил бы новый брак мужа и почему его обязательно нужно было устранить. В реальности это была довольно пугающая, жадная до власти и денег женщина: по словам Патриции, она не убила Маурицио своими руками только потому, что плохое зрение «не дало бы ей нормально прицелиться». В фильме же она выглядит как жертва обстоятельств, отчаявшаяся брошенная женщина, которая внезапно не нашла другого выхода кроме заказного убийства.

Вердикт

Кадр: _Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc._

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

Второй релиз Ридли Скотта в 2021 году нельзя назвать однозначно плохим: это добротная история одной семьи с отличными актёрами, юмором и приятным полу-комедийным стилем. В нём есть дорогие брендовые наряды, роскошь на грани пошлости, хитросплетения борьбы за акции и отличные образы героев, которые вызывают только отвращение и заставляют болеть за их провал.

Но «Дом Gucci» безнадежно проседает в те моменты, когда события становятся серьёзными и особо драматичными. Игра Джареда Лето в роли придурковатого Паоло Гуччи доходит до абсурда и уже успела расстроить дизайнера Тома Форда, который возглавил бренд Gucci в 90-е годы и тоже стал героем фильма. Сценарий заставляет Леди Гагу плакать на пороге дома Маурицио Гуччи и заламывать руки, словно героиню аргентинских сериалов. А вся финальная часть картины заставляет скучать по невероятно напряженной атмосфере и подробно раскрытой психологии преступника в «Убийстве Джанни Версаче».

Мир моды в фильме тоже практически не показан. Если в «Последней дуэли» есть хорошая идея и необычный исторический сеттинг, то «Дом Gucci» попросту ничем не выделяется. Это неизобретательный и при этом не особо точный байопик, который вряд ли западёт в память зрителю.

Обложка и фото в материале: Fabio Lovino © 2021 Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.

Комментарии 30
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
pashaplatonov.1970
pashaplatonov.1970
Последняя дуэль и Гуччи очень и очень неудачные фильмы. Не знаю, за что их хвалить. Леди Гагара такая себе актриска. Дуэль - ясное дело, дань уважению metoo. Старик Ридли Скотт окончательно сдулся. И ещё, не в тему. Сериал Великая тоже очень плох, если отбросить недостоверность и феминизм. Эль Фаннинг никакущая актриска и шутейки там дурацкие и несмешные. У меня пока всё.