Ведущий турниров Степан Шульга: «Романтика из киберспорта исчезла. Сейчас это суровый бизнес»
— Какие события, произошедшие в киберспорте в 2019-м, ты бы для себя отметил?
— Что запомнилось. Я побывал второй раз в жизни на The International — и это удивительное событие. Но когда ты становишься его частью, то волей-неволей ты запоминаешь, что происходило. Так получилось, что я часто бывал в Шанхае, и мне было очень интересно, как там пройдет The International. А так как меня позвали туда еще и поработать, мне это мероприятие запомнилось, потому что ты — часть чемпионата мира, ты часть чего-то большого, ты участвуешь, как приглашенный талант. И, несмотря на то, что я не очень глубоко разбираюсь в Dota 2, не так глубоко общаюсь с комьюнити этой игры, я считаю, что у нас все получилось, и ощущения были великолепные.
Что меня разочаровало, так это наша общая позиция к комьюнити. Когда говорят мысли материальны, либо сюда можно применить теорию разбитых окон, что как только окно разбито и его долго не могут заменить, то бьют другие окна. Я могу долго говорить цитатами из Вконтакте, но, тем не менее, разбивают чаще всего окно, которое закрыто.
Разочаровало меня наше отношение к комьюнити и отношение комьюнити к нам. Всем надо быть честнее, добрее, позитивнее. Это не сложно. Даже дело не в нашем нашумевшем высказывании, наша игра это или не наша, нужно быть друг к другу чуть лояльнее. Это грустно, но большой уж печали во всем этом я не вижу.
Мероприятие, которым я могу гордиться, это Париматч Лига. То, что мы сделали вместе с RuHub, я считаю удачным продуктом, и в этом нет ничего удивительного — это просто хороший продукт. Событием года для меня является подписание Virtus.pro команды AVANGAR, потому что этого очень давно не было. Это событие, выходящее за рамки ординарного события в киберспорте. Это не просто трансфер одного игрока, это полноценный переход одной команды в другую.
Из того, что меня удивляет постоянно и будет продолжать удивлять не только меня, но и весь мир — это мобильный киберспорт. Посмотри, как популярна PUBG Mobile в Индии — там просто истерика. Мир так или иначе движется в сторону глобального мобайла. Это удивляет и воодушевляет. Это очень интересное изменение, хотя в моем понимании PC-гейминг будет жить еще очень долго, потому что это эмоции, это то, что дает любой спорт.
— Изменился ли киберспорт в прошедшем году?
— Конечно. Смотри, все что я вижу — это только на пользу. Трансляции становятся лучше, не богаче, потому что гонка вооружений никому не нужна, а именно лучше. Качество трансляций всегда в 1080, которое выдает RuHub, Maincast, StarLadder, Weplay!… Все, чтобы ты не включил, у тебя красивый качественный стрим, чистый звук, приятные люди в кадре и ровное освещение. Это все растет — и это здорово. Возможно, что где-то люди стали больше думать над качеством, чем над количеством, и это приятно.
— Как нужно освещать киберспорт изданиям, которые не специализируются на нем?
— Я обычно читаю те материалы, которые случайно увижу в ленте своего твиттера, потому что у меня нет времени что-то искать, потому что я нахожусь в информационном пространстве, что мне нужна выжимка, и выжимка это чаще всего — результаты. Я хочу понять, где и какой турнир объявили, кто кого победил, у кого и какой трансфер произошел. Я подписан на Telegram-каналы, и неважно, какие сайты я читаю, обычно я читаю только один известный сайт, как бы его не ругали, но если я увижу где-то — ребята почитайте, ребята посмотрите, либо классная мысль или еще что-то, я открою и начну читать, и если меня это увлечет, то я буду читать это дальше. Для того, чтобы меня это увлекло, кто-то из тех, кому я доверяю, человек, у которого есть вкус, скажет — ребят, это интересно, я бы это прочитал, то я это прочитаю. Неважно, где будет расположен этот текст, неважно, будет ли он про киберспорт или не про киберспорт.
Мне нравится, условно, DTF — там неплохие материалы, его можно иногда почитать, но там был отзыв про EPICENTER, про Dota 2, про прекрасный ивент, где было написано, что это не EPICENTER, а черти что. Просто, знаешь, это был DTF, красивый аккуратный язык был расписан, но там желчь текла со знаков препинания и со всего остального. Я был в своей жизни на больше чем 50 киберспортивных турнирах, на пяти разных континентах. Я сам делал турнир в Арабской стране. Мне осталось побывать на киберспортивных турнирах в Юго-Восточной Азии, ну и в Африке, и EPICENTER это очень высокий уровень. То есть, докопаться можно и к столбу.
Я совсем недавно впервые в жизни сходил на Лужники. Реально. Никогда там не был. Это абсолютно случайно произошло — мои коллеги из компании, в которой я работаю, просто пригласили нас на футбол. Это был матч Россия — Шотландия. Я был на потрясающих матчах, на матчах Лиги Чемпионов, я сам диктор финала Кубка УЕФА, я побывал на половине футбольных стадионов Европы. Это была не ностальгия, но мне все понравилось на Лужниках, там было круто. Но к чему это я. Понимаешь, пристать можно к чему угодно. Я слишком долго шел от входной зоны до самого стадиона, мне не понравилось 54 ряда контроля, мне не понравился выбор еды… Чувак, ты пришел смотреть футбол и у тебя потрясающая вокруг атмосфера. Здесь то же самое — ты пришел смотреть Dota 2 и вокруг тебя великолепная атмосфера. Ну как этот ивент может быть плохим. Это мейджор по Dota 2. Ребят, почитайте, Valve судится с сингапурским организатором GESC. Valve — это компания, которой в принципе наплевать. И они пытаются как-то восстановить справедливость. У нас хорошие ивенты — и это то, о чем я говорил, если вернуться к предыдущему вопросу про разочарованность. Тебе может быть субъективно что-то не понравиться — ты хотел другого комфорта, ты хотел другой еды, может у тебя просто зуб болел, но это не должно распространяться на весь чемпионат, ты должен быть крайне объективным, ты должен говорить — ребята, это потрясающее мероприятие с невероятными эмоциями, которое прошло, например, в здании не первой свежести. И если вернуться к DTF, то я прочитал, я понимаю, что это желчь, что все плохо, там не было видно, там шея затекла, тут поздно открыли дверь, тут не было слышно… Чувак, ты пришел на этот турнир сам, тебя не заставили приходить под дулом автомата или пистолета.
Я уже где-то говорил, что киберспортивная романтика, которая была раньше, исчезла. Люди, которые готовы были ехать куда угодно, когда угодно — это была романтика. Сейчас это суровый бизнес. Между романтикой и суровым бизнесом — путь слишком короткий.
— А что можешь сказать про скандальный турнир от IeSF, где Сборная России, так и не доиграв, снялась с него из-за отвратительной организации?
— Это был чистой воды распил. Вот зачем такие организаторы существуют. Я хотел об этом написать в своем Telegram-канале, но потом подумал, кому это интересно, и не стал этого делать, потому что это позор. Это полностью показывает абсолютную несостоятельность, абсолютную бесполезность и абсолютное непонимание ситуации в глобальном киберспорте. Ты понимаешь, что такое Сеул?
— Большой муравейник?
— Да, это большой муравейник, это мегаполис, в котором все пропитано видеоиграми. Я был там в гостях у своего друга, он мне очень многое показывал, это один из тех, кто стоял у истоков киберспорта, и сейчас до сих пор в киберспорте. Я был на канале OGN. Это телеканал, посвященный киберспорту и видеоиграм. Ты заходишь на первый этаж здания и над тобой висит огромный логотип Overwatch League. Вагоны в метро в обновлении Hearthstone. Представь, к тебе в метро приезжает поезд Hearthstone. И как в Сеуле можно не найти места и компьютеров для Dota 2. Эти люди полностью некомпетентны. Нонсенс — это вообще эта ситуация. Я сейчас не говорю про еду и воду… Вообще возникновение этой ситуации — это нонсенс, когда ребята говорят, что мы не можем больше здесь сидеть, прошло 9 часов, мы хотим отдохнуть. В свое время в StarLadder 17 человек делало чемпионат мира. Да, при огромной помощи китайских организаторов, но делало. В чужой для себя стране, и все было хорошо. И привозились компьютеры, устанавливались в зале для волейбола и баскетбола, и один судья мог затянуть весь Counter-Strike. Это потрясающе. А этим людям не стоило верить, и они не должны ничего решать. Кого вы пытаетесь дисквалифицировать, кто вы такие. Для меня это позор и абсолютная неприязнь к любой деятельности этих людей или их представителей в дальнейшем. Сборная России поступила правильно, что просто развернулась и уехала оттуда.
— Про Maincast. Как недавно стало известно, студия приобрела права на трансляцию ESL примерно за 11-15 млн евро. Откуда у киберспортивной студии такие деньги. Как так получилось, что у одних они есть, а других их нет. И не будет ли такого, что сейчас засыпали всех деньгами, а в дальнейшем могут возникнуть проблемы с зарплатами?
— Люди, которые готовы потратить от 11 млн евро, наверняка не нашли эти деньги, собираясь сэкономить их на зарплатах своих сотрудников. Это наверняка не так. Плюс это неблагодарное занятие считать чужие деньги. Если это произошло, то я уверен, что у людей какой-то план, и есть план, которого они будут придерживаться. И люди, которые там работают, это профессионалы, люди, которые там работают, очень давно в индустрии, и если они, или те люди, которые им помогают, пошли на такой шаг, это значит, что они очень хорошо все просчитали.
— Германия стала первой страной, которая ввела специальные киберспортивные визы. Что думаешь об этом? К киберспорту стали относиться серьезно?
— Здесь есть проблема — во-первых, никто не относится к киберспорту несерьезно. Да кто относится к киберспорту несерьезно?
— Люди старшего возраста?
— Ну мне 38 лет.
— Ладно, взять, допустим, своих родителей. Когда показываешь им игрока, говоришь, что он зарабатывает приличные деньги, ездит на BMW, то они не понимают, как можно играя в видеоигры так жить.
— Они и Элджея не поймут, грубо говоря.
— Но тот же хоккей или футбол понимают…
— Естественно. Это нормально. Покажи им Элджея.
— Но они его тоже не поймут.
— Правильно. Они не поймут и какие-то профессии, которых не существовало в тот момент, когда они были молодыми. Тут можно вернуться к грустной ситуации, что кто-то должен какому-то государственному органу в Германии сообщать, что этот человек действительно считается киберспортсменом, и вот я не хочу чтобы это были корейцы. Чтобы это были организации, которые не могут провести чемпионат в Сеуле. Недавно была анонсирована новая организация от Tencent — вот пусть лучше они это делают. Или представители самих разработчиков игр пусть возьмут на себя эту функцию, но только не коррупционная структура, которая в конечном итоге бесполезна и ни на что не способна. А то, что к киберспорту относятся серьезно — это факт. То, что Германия делает прогрессивный шаг — это факт. То, что этим попытается кто-то воспользоваться — тоже факт.
— А большинство турниров туда не переместятся? Ведь можно легко получить визы.
— Виза для профессионалов — не самая большая проблема. Есть проблемы между странами, которые исторически не имеют хороших, дружеских и приятных отношений, вот с ними бывают проблемы, но все равно они доезжают. Турция с Китаем не очень хорошо дружат. Но ребята из Турции доезжали до WESG и доходили почти до финала.
— Почему в нашем киберспорте мало ведущих, способных провести турнир?
— За рубежом больше платят. Плюс ко всему у нас наверное не пробовали других людей. У нас много невероятно талантливых людей. Просто не пробовали. Так сказать, идут по накатанной и протоптанной тропинке.
— Почему франшизы в киберспорте, если брать по охвату и просмотрам, не взлетают?
— Это не правда. Есть League of Legends и вся их модель — это франшиза, и они потрясающе работают.
— Помимо League of Legends есть еще Overwatch League, будет Call of Duty League…
— А вот это уже подмена понятий.
— Ладно, переформулируем вопрос: почему франшизные лиги от Blizzard не взлетают?
— А вот это уже другое дело. Потому что Blizzard — не Riot. Почему у одних получилось, а у других нет. Значит они делают что-то неправильно. Вообще за франшизами с адекватными правилами не то что будущее, но франшизы — это неплохо, это стабильность.
— А для CS:GO франшизная лига бы подошла?
— Да, было бы неплохо. Я бы разделил ее на три дивизиона — сделал бы Лигу Чемпионов и Лигу Европы, как в футболе. Но слишком много «но»: никто никогда не договорится. Идеально бы играли в Южной Америке, Китае, Юго-Восточной Азии. Все так или иначе в миниатюре хотели это создать — и StarLadder, и ESL. Но собирают огромные просмотры только лучшие из лучших.
— А ты бы хотел The International по CS:GO?
— Нет. Смотри, мейджор сейчас и так очень долгое и утомительное мероприятие. The International был бы еще длиннее.
— Что ожидаешь от киберспорта в 2020-м?
— Хочется больше качественного контента, потому что любой контент, который сделан с душой, любой контент, над которым работают люди, будь то прямой эфир, статья, элементарный твит, фотография и так далее, хочется, чтобы это делали не спустя рукава, а делали так, чтобы это кому-то понравилось, потому что у нас много талантливых людей, и пусть у них все получается.
— Что-то изменится, если киберспорт попадет на Олимпийские Игры?
— Олимпиаде нужно вообще все, не только киберспорт. Хоть что-нибудь нужно, чтобы привлечь внимание, чтобы там были спонсоры. У нас романтика ушла 5 лет назад — а там романтика ушла лет 40 назад — еще на Олимпиаде 80. Романтики нет. Спорт — это деньги, это такая же индустрия, как и все остальное. Олимпиада, люди мечтают участвовать на Олимпийских Играх, но, посмотрите, кто мечтает? Спортсмены. А для киберспортсменов никто пока ничего не может предложить.
— Но ведь был WCG — это же было круто!
— Это романтика.
— А если создать такую романтику на Олимпиаде?
— Это нужно делать явно не в рамках традиционной Олимпиады. Попытка сделать что-то подобное была у WESG, но, к сожалению, это была провальная попытка.
— Тебе не кажется, что киберспорт достиг своего пика развития и дальше уже некуда?
— Да, вполне возможно, что уже наступило время устойчивого развития, но цифры все равно растут, может они растут не так быстро, как раньше, но меня все устраивает. Соревновательный гейминг в любом случае будет прогрессировать, видоизменяться, получать какие-то новые консоли, мобильные телефоны, VR. Это все равно как-то будет. В природе человека — соревноваться. И что у него будет в руках — это вопрос времени и вопрос технологий. В будущем мы может вообще будем соревноваться глазами.
Мы запустили спецпроект, где ты можешь выиграть новенькую видеокарту nVidia GeForce RTX2080 или PlayStation 4 Pro. Твоя задача — стать тем самым героем, который защитит район.
А для всех тех, кто пользуется Nivea Man «Чистая кожа» — бонус. Заходи в обменник, грузи чек от покупки и забирай сертификат в Steam, ivi или Яндекс.Еду.