В духе «Мандалорца»: лучшие фильмы о крутых героях, которые защищают детей
«Меч отмщения» (Lone Wolf & Cub), 70-е
Потрясающая манга Госэки Кодзимы (да, это другой Кодзима) стала если не прародителем, то точно одним из выдающихся представителей этого тропа — киллера с темным прошлым, которому приходится заботиться о маленьком ребенке. Последователей было множество, но серия Lone Wolf & Cub по праву удерживает звание «непревзойденная».
Сюжет разворачивается в феодальной Японии времен Токугавы. Главный герой — бывший личный палач сегуна Огами Итто, а преследуют его ниндзя из клана Ягю, решившие прибрать к рукам пост Итто и влияние над сегуном. Сына Итто зовут Дайгоро, и в начале комикса ему всего три года. Вместе эта парочка плывет по океанам крови, прорубая себе дорогу через целые армии.
Приключения Итто и Дайгоро перекочевали на экран и превратились в киноэпопею. Серия фильмов с Томисабуро Вакаямой известна в США как Baby Cart Assassin — «Убийца с детской коляской». Название происходит от необычного способа транспортировки оружия, который выбрал Итто — маленькой неприметной тележки.
«Тень повелителя» (Shogunʼs Shadow), 1989
Может создаться впечатление, что спасение детей — одно из призваний самурая. В каком-то смысле это так: один из ярчайших представителей самурайского кино тоже рассказывает о мужчине, вступившемся за ребенка.
Только защищают в «Тени повелителя» далеко не простого мальчика, а наследника японского престола Такэтие, которого хочет убить собственный безумный отец — Иэмицу, третий сегун эпохи Токугава. Группе ронинов, профессионалов высшего класса, приказано доставить мальчика в Эдо. А вся остальная Япония по указке сегуна пытается принца убить.
Местный Мандо — крутой самурай Хотта в исполнении малоизвестного актера Такэси Маи. Образ самурая в черных перчатках, очень четко и компетентно принимающего решения в самых немыслимых ситуациях, заимствует и из вестернов, и из военных фильмов, а не только из самурайского кино.
«Круто сваренные» (Hard Boiled), 1992
Необходимость в возне с детьми тем сложнее, чем младше ребенок. Один из самых юных героев этой подборки — малыш из «Круто сваренных» экшен-режиссера Джона Ву. Причем создатели картины кинули его в гущу одного из самых жестоких замесов из всех представленных.
Фактически это фильм о двух полицейских — «Текиле» Юэнь (Чоу Юнь Фат) и Тони (Тони Люн Чу Вай). Первый — гроза участка и бандитов. Второй — глубоко законспирированный агент, который работает наемным убийцей у главы синдиката Джонни «Туза» Вонга. Оба ищут его тайный склад, куда доставляется контрабандное оружие.
У каждого из героев своя манера ведения дел, но когда выясняется, что хранилище находится под больницей, а сотням людей грозит опасность, полицейские объединяют силы и превращают мафию в кровавый фарш. Тем более, что заложниками бандитов оказываются не только взрослые, но и дети, в том числе буквально новорожденные из родильного отделения.
«Мясорубка» в больнице поражает не столько жестокостью, сколько мастерством. Может, здесь не будет долгих сцен бондинга с младенцем — зато Ву показал одну из самых стильно и технично сделанных экшн-сцен в кинематографе.
Вся бойня в захваченной преступниками в гонконгской больнице — настоящий шедевр без единого слабого или проходного кадра (даром что Джон Ву до сих жалуется, что если бы у него тогда было больше денег, он бы снял по-настоящему круто).
«Леон» (Leon), 1994
Во многих подобных фильмах акцент делается на приключения, которые нужно пережить дитя и его защитнику. «Леон» пошел другим путем и сосредоточился на отношениях внутри этого дуэта. А заодно и на травме, которую происходящее может нанести ребенку.
Нелюдимый и замкнутый Леон (Жан Рено) работает на местного криминального авторитета. Его соседи по лестничной клетке — семья с несколькими детьми, одного из которых играет юная Натали Портман. Отец ее героини Матильды ссорится с наркодилерами, из-за чего продажный сотрудник наркоконтроля Стэн (Гэри Олдман) убивает всю семью.
Выживает только Матильда, которую Леон спасает, скрыв у себя дома. Девочка узнает о его ремесле и просит научить ее быть киллером, чтобы она смогла отомстить за убитых родных. Динамика между Леоном и Матильдой очень неоднозначна, но тем сильнее и интереснее вышел фильм. У Леона в жизни было много грехов и сожалений, и спасенный ребенок становится в ней единственным светлым пятном.
А помимо потрясающей игры Рено и Портман фильм в свое время потряс жестокостью, стилем (в том числе — в одежде героев) и простым, но очень эффективным символизмом. Ассоциации «Леон» оставляет такие сильные, что иногда вас может немного передергивать от песни Стинга Shape of My Heart.
«Проклятый путь» (Road to Perdition), 2002
«Проклятый путь» можно назвать очень вольной интерпретацией Lone Wolf & Cub — и не ошибетесь. Явное влияние манги чувствуется в оригинальном комиксе 1998 года. Уже меньше оно отразилось в экранизации с Томом Хэнксом.
Действие комикса происходит в период Великой депрессии в США — в 1930-е годы и повествует о жизни гангстера Майка ОʼСалливана, который старается держать свою криминальную работу в тайне. Но сын все-таки случайно узнает о том, что его папа — мафиозный киллер. Тогда Майклу приходится пойти против своего бывшего босса, чтобы защитить семью.
В киноадаптацию все же внесли небольшие изменения: например, добавился киллер-фотограф, гениально сыгранный Джудом Лоу. Этот персонаж становится достойным противником ОʼCалливана и мог бы сам по себе вытащить всю картину. Самого Майка сыграл Хэнкс, а его сына — нынешний Супермен от CW Тайлер Хэклин.
«Дитя человеческое» (Children of Men), 2006
В «Дитя человеческом» — лучшем фильме Альфонсо Куарона по мнению нашей редакции — ставки особенно высоки. Ребенка нужно защитить не просто потому, что главный герой выбрал это делом чести. В каком-то смысле этот сюжет даже больше схож с уже упомянутыми Мандалорцем и маленьким Йодой.
Поначалу бывший политический активист Тео даже не знает, что речь идет о ребенке. В его постапокалиптическом мире вообще нет детей — 18 лет назад мир поразило бесплодие. Великобритания теперь напоминает военный лагерь, в который безуспешно пытаются попасть мигранты.
Естественно, все меняет женщина: Тео приходится спасать молодую беженку Ки. По ходу фильма выясняется, что Ки беременна. Вместе с ребенком она может стать ключом к спасению человечества, но для этого нужно безопасно доставить ее к ученым.
Благодаря потрясающей игре Клайва Оуэна и кинематографическому таланту Куарона эта миссия не смотрится нарочито слезовыжимательной. А еще в фильме есть сразу несколько экшн-сцен, как бы снятых одним планом: они создают ощущение реальности происходящего, эффект присутствия и просто очень красивое и плавное кино. Одна из них как раз представлена выше.
«Ультрафиолет» (Ultraviolet), 2006
Фильм Курта Уиммера не стал лучшей работой Миллы Йовович — можно сказать, и хорошей тоже не стал. В отличие от других научно-фантастических экшенов, «Ультрафиолет» отстал от своих конкурентов и по устройству мира, и по экшену.
Но поклонникам Йовович есть на что посмотреть в фильме. Во-первых, актриса сыграла гемофага по имени Вайолет — чуть более модную версию вампира, появившегося из-за опасного вируса. Вирус трансформировал ДНК, сделав часть населения Земли сильнее, быстрее и опаснее остальных. Испуганное человечество загнало гемофагов в подполье.
Чтобы помочь своим собратьям, Вайолет хочет уничтожить некое секретное оружие против гемофагов. Им оказывается 9-летний паренек (Камерон Брайт), которого ей становится банально жалко. Дальше сценарий не отличается оригинальностью. Но, надо сказать, Йовович справляется с защитой мальчика не хуже, чем другие известные герои — ей просто немного не повезло с фильмом (и уже не в первый раз).
«Логан» (Logan), 2017
Финал кинотрилогии о Росомахе удался во многих смыслах. Именно «Логан» помог доломать рамки жанра, стиснувшие до этого супергеройское кино. Он вышел серьезной, сильной драмой, при этом верной по духу комиксам. А еще фильм дал талантливейшей Дафни Кин путевку в мир кино, за что его сложно не благодарить.
Действие происходит в 2029 году. Росомаха постарел, его исцеляющий фактор работает все хуже. Логан не может читать без очков, на нем остаются шрамы и вдобавок что-то убивает его изнутри. Он работает водителем лимузина, а деньги спускает на выпивку и на лекарства для постаревшего и слегка выжившего из ума старика Ксавьера.
Именно в этом положении — нашего любимого героя с самурайским характером, который уже отошел от дел — Логан сталкивается с одиннадцатилетней Лорой. Это не просто девочка с тяжелой судьбой, а его собственный клон, выращенный в чреве суррогатной матери, с теми же способностями и узнаваемыми адамантиевыми когтями.
Динамика Логана и Лоры однозначно стала одним из костяков сюжета. Без этого столкновения двух поколений и попыток исправить прошлое «Логан» рисковал снова собрать все клише супергеройского кино.
«Тебя никогда здесь не было» (You Were Never Really Here), 2017
В карьере Хоакина Феникса вообще сложно выделить стандартные фильмы: чем старше становится актер, тем более странные он выбирает проекты. «Тебя здесь никогда не было» нельзя назвать боевиком — для этого в нем не хватает экшна. Зато мрачный тон кино очень роднит его с жестокими комиксами наподобие Lone Wolf & Cub.
Перед просмотром «Тебя никогда здесь не было» стоит знать лишь одно — это артхаусный фильм. Под экспрессивной и странной картинкой кроется довольно простой сюжет: бывший военный и агент ФБР Джо работает наемником и выполняет заказы на поиск людей.
Его новым клиентом становится сенатор Нью-Йорка Альбер Вотто — он просит главного героя по-тихому отыскать свою юную дочь Нину (американская актриса российского происхождения Екатерина Самсонова), загремевшую в элитный педофильский бордель. Как это обычно бывает, у дела оказываются подводные камни, из-за которых Джо ввязывается в серьезные неприятности.
К финалу «Тебя здесь никогда не было» выматывает практически до состояния самого Джо — это один из авторских замыслов Рэмси. И в этом состоянии особенно четко видно, как и почему спасение Нины становится для него главной задачей, за которую и умереть не жалко. В каком-то смысле этот фильм очень пересекается с Логаном, хоть и не имеет супергероики за плечами.
«Тайлер Рейк: Операция по спасению» (Extraction), 2020
Наработавшись с актерским составом «Мстителей», братья Руссо решили снять свою версию популярного тропа. После фантастически тяжелой подготовки Крис Хемсворт перевоплотился в наемника Тайлера Рейка, которому предстоит вытаскивать ни в чем не повинного ребенка из схватки двух наркобаронов.
Прибыв в Бангладеш, главный герой должен вызволить юного Ови. Опытный наемник быстро выполняет операцию по освобождению, но кто-то решил играть грязно, что привело к краху всех планов. В итоге на него и парнишку объявлена настоящая охота. Ведь у местного авторитета Азиза на побегушках и полиция, и армия, и даже агрессивная детвора.
«Тайлер Рейк» — это в первую очередь боевик, делающий ставку на сильный экшн. Картину снял Сэм Хардгрейв, постановщик трюков и дублер. Его работу можно было наблюдать во «Взрывной блондинке», «Дэдпуле 2» и в последних фильмах про Мстителей. Фильм стал демонстрацией его талантов и полной творческой свободы. Так что глубокого погружения в отношения мрачного героя и невинного дитя можно не ждать, но это и не было целью картины.
Зато в нем есть все те же эффектные приемы вроде съемки одним дублем, неубиваемый супер-солдат, который справляется без всякого Мьельнира, и отличный персонаж в исполнении Дэвида Харбора.
«Избави нас от лукавого» (Deliver Us from Evil), 2020
Имя режиссера Хон Вон-чхана наверняка известно поклонникам корейского кино, но последние тенденции показывают, что познакомиться с ним пора и широкой аудитории. После двух сильных триллеров (в которых Вон-чхан выступил сценаристом) и одного он создал «Избави нас от лукавого» — поразительно мощный боевик. И в центре этого боевика как раз, что бы вы думали, герой с маленьким ребенком на руках.
Точнее, в самом начале наемный убийца Ин-нам (Хван Джон-мин) только ищет девочку — дочь его бывшей партнерши. Кто-то похитил ее в Бангкоке, куда за одним киллером увязывается второй. Отмороженный Рэй (Ли Джон-джэ) очень раздосадован тем, что Ин-нам убил его брата. Так что два профессионала устраивают проблемы друг другу, местным спецслужбам, а также криминальным элементам, что их подкармливают.
Deliver Us From Evil тоже соответствует всем лекалам стандартного (пусть и сильного) боевика. Ин-нам, несмотря на профессию, не показывает никаких новых глубин устоявшегося образа крутого наемника. Это классический уставший старый волк, которому не дают уйти на покой. Но простая формула вовсе не идет фильму во вред, а «волчонок» в виде маленькой дочери отлично усложняет жизнь главному герою и щекочет нервы нам.
Почетное упоминание: фильмография Лиама Нисона
«Лиам Нисон спасает дочь» само собой уже превратилось в троп. Нисон далеко не всегда был звездой боевиков — он успел показать себя довольно разноплановым актером. Но после «Заложницы» сиквелы, шуточки и схожие предложения других проектов было уже не остановить. Фильм сыграл в карьере звезды примерно ту же роль, что «Обитель зла» — для Миллы Йовович.
В легендарном боевике по сценарию Люка Бессона Нисон сыграл бывшего сотрудника ЦРУ Брайана Миллса. Миллс вынужден поехать в Париж, чтобы найти похищенную дочь. Во время этого ограниченного во времени приключения он умудряется перебить внушительное число людей. С виду интеллигентный возрастной мужчина оказывается настоящей машиной смерти, максимально технично и быстро устраняющей любую угрозу.
Не сказать, чтобы «Заложница» сильно изменила образы дитя и заступника. Но фильм, тем не менее, стал важной вехой и в карьере Нисона, и в современном экшн-кино.
А тот самый троп волка и его детеныша не зря пересказывается снова и снова — это один из самых красивых и благородных способов заставить героя кромсать врагов и не останавливаться ни перед чем. Особенно если детеныш такой же милый, как «малыш Йода».