Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

7 июня исполняется 68 лет замечательному актеру Лиаму Нисону. За 40 лет карьеры высокий мрачный ирландец успел доказать себя и в серьезном кино, и в развлекательном, и в более-менее андеграундном, с претензиями на артхаус. В этой подборке мы постарались собрать самые разноплановые — но одинаково впечатляющие, — перформансы Нисона.
7 июня исполняется 68 лет замечательному актеру Лиаму Нисону. За 40 лет карьеры высокий мрачный ирландец успел доказать себя и в серьезном кино, и в развлекательном, и в более-менее андеграундном, с претензиями на артхаус. В этой подборке мы постарались собрать самые разноплановые — но одинаково впечатляющие, — перформансы Нисона.

«Гриффины» (Family Guy)

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

В семнадцатой серии тринадцатого сезона Лиам Нисон сыграл сам себя. По сюжету он снимается в новом фильме в Куахоге.

Питер Гриффин хвастается перед друзьями, что может побить Лиама, так как его крутизна лишь в кино. Но попытка заканчивается, даже не начавшись. В результате одного инцидента Питер начинает работать на Лиама, выполняя для него разные унизительные поручения. Когда друзья узнают об этом, то Питеру становится очень стыдно, и он вступает в открытую конфронтацию. Завязывается долгожданная драка.

Лиам озвучил сам себя в эпизоде, представ пред зрителями очень странным и мстительным говнюком, но все еще безумно крутым. Сколько раз Питер дрался с Петухом? Это всегда были конкурентные битвы. С Лиамом же он был просто грушей для битья. Так что смело можно сказать, что Лиам Нисон — самый сильный персонаж, появлявшийся в «Гриффинах».

Ибрагим Аль Сабахи

«Заложница» (Taken), 2008

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

Роль, которая превратила Лиама Нисона в героя боевиков. Лиам всегда был разносторонним актером, но никогда не ассоциировался именно с крутым мужиком, который пачками кладет негодяев. Картина Пьера Мореля по сценарию Люка Бессона возвела его на олимп крутости.

По сюжету бывший сотрудник ЦРУ Брайан Миллс вынужден поехать в Париж, чтобы найти похищенную дочь. Во время этого ограниченного во времени приключения он умудряется перебить внушительное число людей. С виду интеллигентный возрастной мужчина оказывается настоящей машиной смерти, максимально технично и быстро устраняющей любую угрозу. Это не накачанный Арнольд, не мастер боевых искусств Джет Ли, и даже не подтянутый Джейсон Борн — но в Лиама веришь.

Одна из главных сцен, где персонаж Лиама демонстрирует свой запредельный уровень крутости — допрос друга с последующим выстрелом в его жену. Это показывает, что для главного героя все методы хороши, несмотря на моральную сторону вопроса. А уж его монолог так и вовсе удостоился цитирования, и не раз. А само упоминание Лиама Нисона стало синонимом крутизны.

Ибрагим Аль Сабахи

«Вдовы» (Widows), 2018

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

Претенциозный и артхаусный криминальный боевик британского режиссера Стива Маккуина («Стыд», «Голод», «12 лет рабства») — один из моих любимых фильмов на тему ограблений. Современной классикой фильм делают отличный сценарий Джиллиан Флинн («Исчезнувшая», «Острые предметы») и безупречные актерские работы всех участников. Включая Нисона.

На первый взгляд, участие Нисона в фильме минимальное. Он, заодно с Джоном Бернталем, — часть открывающей шутки про очень крутую банду мужиков-грабителей, которые в любой другой картине были бы главными героями. Но тут они все погибают в первой сцене фильма. Планировать и осуществлять следующее ограбление, чтобы отработать повисший на одном из покойных мужей долг, придется их вдовам — сильной темнокожей женщине Виолы Дэвис, простой мексиканской продавщице Мишель Родригес и бестолковой блондинке Элизабет Дебики (лучшая роль самой красивой в мире актрисы).

Но, в лучшем духе Флинн, все оказывается не так просто. Нисон — не просто скорбная физиономия из флэшбэков Дэвис, он — катализатор всех событий в фильме, покойный кукловод, даже из могилы дергающий за ниточки. В самой крутой сцене сам Нисон даже не участвует — только его фляжка и собака.

«Список Шиндлера» (Schindlerʼs List), 1993

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

Обычно в такого рода подборках мы стараемся избегать очевидных ролей, стараясь сосредоточить внимание на вещах, которые вы могли пропустить. Но, пересматривая «Шиндлера» для этого материала, я понял, что эту роль Нисона (за которую его выдвинули на «Оскара», но в итоге обнесли статуэткой) не включать нельзя.

Дело далеко не в финальном, очень спилберговском в плохом смысле этого слова монологе, где Оскар Шиндлер снимает с себя золотые аксессуары и рассуждает о людях, которых он еще мог спасти. Больше всего впечатляет перформанс Нисона в первые час-полтора фильма — то, как героически он отдался образу беспринципного и бездушного немецкого капиталиста.

Это весельчак, развратник, душа компании, спасающий бухгалтера из поезда смерти исключительно из экономических соображений. Нисон, который в будущем прославится ролями глубоко чувствующих и переживающих людей, тут энергично и жизнерадостно играет монстра, который, если бы не последний час фильма, получился бы ничем не лучше своего закадычного друга, коменданта Амона Гета (Рэйф Файнс).

Ну кто кроме Нисона мог бы так старательно крепить на лацкан значок НСДАП? Или со львиным рыком тянуть слово warrrrr в знаменитом диалоге с женой («я понял, чего мне не хватало для успеха». «Удачи?» «Войны»). Это многослойная роль, в которой человечность Шиндлера упрятана под крайне нестандартный и реалистичный образ «хорошего немца», наживающегося на мясорубке в Кракове.

«Прогулка среди могил» (A Walk Among the Tombstones), 2014

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

Экранизация произведения классика американского детектива Лоуренса Блока от гениального сценариста Скотта Франка («Вне поле зрения», «Достать коротышку», ремейк «Рассвета мертвецов»). Франк выступил и режиссером, качественно и минималистично поставив собственный скрипт о частном сыщике, выслеживающем пару совершенно отмороженных убийц-похитителей.

Оригинальная книжка — одна из лучших в серии о Мэтью Скаддере, детективе-алкоголике, который ушел из полиции после ужасной трагедии и теперь подрабатывает добрыми (на самом деле нет) делами в Нью-Йорке. И принцип работы преступников, и методы их поимки здесь в лучших традициях Блока, который в своих произведениях никогда не отворачивался от отображения самых темных сторон человеческой натуры и садистских преступлений на сексуальной почве.

На фоне общей чернушности еще больше впечатляет роль Нисона. Актер к тому времени потерял жену, Наташу Ричардсон, в результате несчастного случая. Следы реальной трагедии нельзя не считывать в глазах героя, вся жизнь которого пошла под откос из-за одной неудачно срикошетившей пули.

«Схватка» (The Grey), 2011

Лучшие фильмы Лиама Нисона. От «Вдов» до «Заложницы»

Самый недооцененный фильм Нисона, в котором он играет еще одного пережившего трагическую утрату персонажа. Это профессиональный охотник, отстреливающий волков для нефтяной компании на Аляске. По неясным нам причинам герой намеревается покончить с собой — но после авиакатастрофы вдруг становится лидером группы выживших нефтяников, которых нужно вывести к людям с принадлежащей волкам территории.

Очень качественный и нетипичный сценарий великого и недооцененного Джо Кэрнэхэна («Козырные тузы») поставил сам Кэрнэхэн. Результат — фильм, который то и дело хватает через край, но работает в своей бескомпромиссной, джек-лондоновской демонстрации столкновения человеческой и животной натуры. Окружающие Охотника зэки и лузеры ничем не лучше волков — а может быть и хуже. Вопрос не в том, сумеют ли они заработать шанс на спасение, а в том, заслуживают ли они вообще хоть какого-то шанса.

Над финальной сценой фильма издеваются и в «Гриффинах», и в «Сообществе», и вообще во всех скетчах на тему Нисона, не посвященных его монологу из «Заложницы». Но, как бы топорно она ни была снята, ее все равно можно считать символом всего творчества актера: человек с прикрученными к рукам разбитыми бутылками, противостоящий огромной стае диких зверей… да и всему остальному тоже.