Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11)

Александр Башкиров
Cтартует финальная двадцатка нашего самого амбициозного топа — лучшие из лучших из лучших, бившиеся за позиции в последних двух выпусках с таким же ожесточением, с которым остальные сериалы соревновались за место в нашем топе вообще. В девятую (с конца) десятку вошли пара аниме-сериалов, отказывающихся укладываться в рамки аниме, величайший советский сериал всех времен (вы знаете, какой), пара революционных во всех отношениях шоу про маньяков, лучший мультсериал Disney, самая реалистичная комедия про компьютерщиков, лучший мультсериал нашего времени, лучший супергеройский сериал и, парадоксально, гениальное шоу, на вылете которого из топа после 2 сезона настаивала изрядная часть редакции.

20. Samurai Champloo, Япония, 2004-2005

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 1

Александр Башкиров

Синъитиро Ватанабэ — единственный аниме-режиссер, создающий действительно качественные сериальные проекты, в основе которых не лежит манга или какой-то иной первоисточник. Оба его признанных шедевра — Cowboy Bebop и Samurai Champloo — отличает беспрецедентная для аниме работа со сценарной основой.

Это не безответственный авторский выплеск эмоций в духе Evangelion и не второсортный экшен с третьесортными диалогами от штатного сценариста в стиле Gurren Lagann. Это настолько же самобытные и креативные, насколько и взвешенные, профессиональные сценарии с грамотно выстроенными арками героев, сквозной сюжетной линией и настолько ювелирно подобранным филлером, что эпизоды «на передышку» затмевают большую часть основной «сюжетки»…, но при этом финал и того, и другого сериала Ватанабэ все равно напрочь выносит по качеству все, что вы до этого читали в манге или смотрели в аниме.

По сравнению с «Бибопом» Samurai Champloo подводят сеттинг и общая сюжетная канва — они тут до того неоригинальные, что сериал не пользуется особой популярностью даже среди самых яростных любителей японской культуры в редакции «Канобу». Что может быть банальнее, чем аниме про самураев феодальной Японии? К тому же, герои словно бы сошли со страниц романтической манги или light novel для девочек — красавцы-мечники Мугэн и Дзин, горячий хулиган и холодный интеллектуал, сопровождающие 15-летнюю героиню (классическую идеализированную Мэри Сью с кавайной белочкой!) в ее поисках давно исчезнувшего отца — «самурая с запахом подсолнухов».

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 2

Но, как подсказывает название, переводящееся как «самурайское тямпуру» или, по-нашему, «винегрет», Ватанабэ намеренно взял столь бесперспективные сеттинг и героев, чтобы ярче блеснуть сталью таланта, перемешать все со всем, опрокинуть представления о временных рамках и законах жанра — да и вообще об аниме и сериальной продукции. Япония времен правления Токугавы в его интерпретации оказывается сборником вообще всех национальных культурных тенденций, от традиционных боевых искусств, настольных игр и кодекса бусидо до рэпа, ирокезов и спортивных костюмов.

Знаменитый 5 эпизод, посвященный становлению стилизованной японской гравюры укие-э (и, как следствие, манги с аниме) вплетает в происходящее Ван Гога с Гогеном и углубляется в криптоисторию мировой живописи, не забывая при этом играть с точкой зрения на происходящее и личностью рассказчика. Бейсбол, брейкдэнс, граффити — все это ловко вживлено в стандартные самурайские сюжеты о поединках, подвигах и покушениях, становясь сквозным комментарием о восприимчивости японской культуры к посторонним влияниям на фоне исторической политики жесточайшего изоляционизма.

И даже сама незамысловатая young adult-история о юной девушке и двух потенциальных любовных интересах, непонятно почему помогающих Мэри Сью в ее очень длинном и скучном квесте, в Samurai Champloo преображена в удивительно пронзительную экзистенциальную притчу о тщетности любого поиска. Ведь подсолнухи, как известно, ничем не пахнут.

Креативность Ватанабэ и его режиссерско-сценарной группы не ограничивается работой с сюжетом и сеттингом. Бои Мугэна и Дзина на мечах с различными противниками (и друг с другом) поставлены не просто с блеском — на их фоне меркнут лучшие батальные сцены таких гениев аниме-экшена, как Есиаки Кавадзири и Мамору Осии.

Это не просто верткий, летучий экшен в плане хореографии. Во времена «Ковбоя Бибопа» Ватанабэ прославился тем, что использовал операторские и режиссерские приемы из кино, намеренно создавая себя картинку с физическими ограничениями декораций, камеры и актеров. Во время боя что-то остается за кадром — не успел оператор! — а сама картинка может оказаться искаженной, растянутой — как бы из-за съемки всей хаотичной сцены на статичный широкоугольный объектив. В «Самурайском винегрете» Ватанабэ шагнул еще дальше — совместил свои традиционные кино-приемы с пониманием того, что в аниме можно рисовать вообще что и как угодно, разорвал все шаблоны хореографии и вывел видеоряд боевых сцен в психоделику и сюрреализм.

Знаменитейший эпизод, где бой на мечах происходит в горящем поле конопли, анимировал сам гениальный Юаса Масааки, режиссер потрясающего Devilman Crybaby, все боевые сцены которого выросли из сюрреалистической стилистики Samurai Champloo.

Рядом с Samurai Champloo в мировой культуре можно поставить разве что «Затойчи» Такеши Китано — сюжет, режиссура, саундтрек, хореография тут не укладываются в жанр и даже в форму искусства, это рисованный, насквозь японский сериал, который язык не поворачивается назвать аниме (возможно, этим и объясняется его сравнительная малопопулярность).

С одной стороны, перед нами деконструкция всего на свете. С другой — на месте снесенных самурайских штампов тут возведен невероятно красивый, стильный и оригинальный новый канон, которому в современной культуре уже невозможно не следовать.

19. Dexter («Декстер»), США, 2006-2013

Дмитрий Петренко

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 3

Как и многие детективные сериалы, «Декстер» частично основан на романе. В его основу положена серия книг Джеффа Линдсея, и первый сезон телешоу практически полностью базируется на стартовом романе цикла, Darkly Dreaming Dexter. В дальнейшем сценаристы придумывали собственные сюжеты, не имеющие с книгами ничего общего.

Завязка сильная: Декстер Морган (Майкл Си Холл), блистательный криминалист и специалист по следам крови из Майами, днем помогает полиции в расследовании убийств, а ночью убивает сам, не оставляя следов и сплавляя расчлененные труппы в океан в черных мешках. Всему виной — детская травма: в детстве Декстер увидел, как убивают его маму и в тот же момент его душа раскололась надвое.

Внутри мальчишки проснулся «Темный попутчик», сущность, одержимая жаждой крови. Отец Декстера хоть и был полицейским, побороть тьму в душе ребенка не смог — зато смог направить ее. Разработал кодекс, по которому его сыну нельзя убивать невиновных и превратил его из безумного маньяка в расчетливого мстителя, карающего виновных, избежавших правосудия.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 4

«Декстер» длился восемь сезонов, не все они были одинаково сильны, а потому пересказывать их — дело неблагодарное, но в каждом из них команде сценаристов (которую в разные периоды возглавляли такие талантливые люди, как сценаристка «Джессики Джонс» Мелисса Розенберг) удалось главное — поддерживать интригу.

Поступки Декстера не висят в воздухе обрубленными ветками и сплетаются в тугой узел. Герои не выводятся из сезонов за кадром и почти все их арки завершаются хоть и зачастую неожиданным образом, но логично. В этом плане особенно хочется отметить концовку легендарного четвертого сезона сериала — пожалуй, один из самых мощных финалов в истории современного американского телевидения.

Своеобразной «фишкой» сериала стало противостояние Декстера и других маньяков. Для Моргана поймать своего жуткого визави — дело принципа, попытка доказать свою значимость, полезность. И это особенно жутко, ведь в подобном противостоянии ты подсознательно считаешь одного из жестоких убийц «хорошим».

Подобный моральный кульбит — одна из моих личных любимых особенностей сериала.

Читайте больше о «Декстере» в нашем проекте «История сериалов»

18. Rick and Morty («Рик и Морти»), США, 2013 — настоящее время

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 5

Денис Варков

«Рик и Морти» начинался как пародия на «Назад в будущее». Безумный гений Рик Санчез — это гипертрофированная и эксцентричная версия доктора Эммета Брауна, а зажатый и неуверенный в себе Морти Смит — это зеркальное отражение смелого и отважного Марти Макфлая. Но анимационный сериал быстро перерос этап пародии на знаменитую трилогию Роберта Земекиса и стал чем-то большим — чем-то, на что никто прежде не решался на телевидении. И это притом, что Cartoon Network в Adult Swim и ранее пускались в смелые эксперименты. Но у «Рика и Морти» в жанре научной фантастики попросту нет конкурентов. Все дело в подаче.

«Рик и Морти» — мультсериал о таких приключениях, которые иногда очень сложно осмыслить. Его создатели Джастин Ройланд и Дэн Хармон укладывают в рамки двадцатиминутных серий столь многослойные научно-фантастические концепты, что многим голливудским режиссерам стоит поучиться этому таланту.

Например, идея мультивселенной. Это понятие предполагает существования множества миров, в каждом из которых события произошли иначе. Миры могут быть похожи, отличаясь лишь какой-то конкретной деталью, а могут быть и совершенно разными. И «Рик и Морти» исследует эту тему через портальное устройство Рика Санчеза. Герои с легкостью путешествует между мирами, иногда делая это бездумно, иногда осмысленно, а иногда и вовсе — в запое.

И подобных моментов в «Рике и Морти» великое множество. Сериал достигает своего апогея в 3 сезоне, когда представляет серию, в которой сосуществуют параллельные версии Риков и Морти, живущие на станции, населенной ТОЛЬКО ИМИ. В рамках двадцатиминутной серии Ройланд и Хармон смогли показать несколько разных жанров, адаптировав их под реалии своего анимационного сериала. Это выглядит потрясающе.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 6

Анимационный сериал «Рик и Морти» множество раз разрушал ожидания фанатов. Это сериал, о котором будут спорить годами — и даже десятилетиями. Настолько широкое здесь поле для развития и интерпретации.

Даже с учетом комиксов и комментариев самих Дэна и Джастина многие элементы мультсериала до сих пор остаются непонятными. У авторов все еще огромное поле для развития проекта, которое может повернуть его в совершенно неожиданных направлениях. Каждый новый сезон доказывает, что Рик и Морти способны на что угодно. И его создатели стараются не мыслить в рамках классической научной фантастики либо интерпретировать ее так, как никто прежде не пробовал. А еще в «Рике и Морти» миллион пасхалок и отсылок.

Это проявляется во всем — в сюжетных клише, в названиях серий, в отдельных элементах, визуальном цитировании, в именах героев. В каждой серии тут буквально тонны пасхалок, и иногда они еще и связаны с другими отсылками, которые встречались в мультсериале ранее. Словом, «Рик и Морти» необходимо посмотреть каждому. И если после нескольких серий вам покажется, что сериал слишком сложный, непонятный, откровенный, то дайте шанс хотя бы эпизодам с «Межгалактическим кабельным ТВ».

17. Detroit Metal City, Япония, 2008

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 7

Сергей Цилюрик

Комедийных аниме множество, но таких, которые не скатывались бы в оффтоп (например, в драму) и оставались бы уморительно смешными с начала до конца, практически и нет. В этом плане Detroit Metal City — просто бомба. Выкованная в аду самим сатаной и начиненная похотливыми девственницами, купающимися в крови своих родителей.

Detroit Metal City берет и без того зачастую комичных дес-металлистов и доводит их отображение до абсурда, который еще больше оттеняется тем, что Властитель Мира Краузер II на самом деле добрый и чуткий юноша, порядочный сын и поклонник романтических песен. DMC находит поводы для шуток практически во всем: от неудач мягкохарактерного главного героя и гротескной эпатажности его сценического образа до того, как фанаты трактуют поступки своего кумира. DMC — это комедия не только ситуаций, из которых герою с его двойной жизнью постоянно приходится выпутываться, но и интерпретаций.

Detroit Metal City — блистательная, дотошная экранизация выдающейся манги. Серии короткие и насыщенные гэгами доверху, главный герой незабываем, его реплики можно разобрать на цитаты. Образцовое комедийное аниме!

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 8

Никита Казимиров

Тихий и мирный парень Соити Нэгиси обожает шведскую поп-музыку и мечтает прославиться в Японии своими ненавязчивыми песнями о любви. Увы, они совершенно никому не нужны, чего нельзя сказать про хардкорную дэт-метал группу Detroit Metal City и ее солиста Иоганна Краузера II. Ее композиции про убийства, изнасилования и прочие аморальные радости жизни нравятся почти всем. Иронично, ведь Краузер и Соити — это один и тот же человек, вынужденный исполнять роль эпатажного исполнителя.

Detroit Metal City начался в 2005 году как манга от Киминори Вакасуги, но разве можно достойно передать сюжет про очень тяжелый рок, не используя звук? Потому максимально все беды положения Нэгиси раскрываются в OVA-аниме на 12 серий. Парню не нравится популярность Краузера и он часто пытается сбежать от своих обязанностей, но его снова и снова ловит развязная менеджер, которая никуда не позволит ему уйти.

Из аниме получилась отличная сатира на весь современный шоу-бизнес и музыку в частности. Оно высмеивает продажность и лицемерие артистов, их желание отбросить все ради достижения мифического успеха. Причем дело не ограничивается одним роком и попом, тут даже успели рэп-баттл устроить (с победой металла, так что возрадуйтесь).

Одной из основных тем также становится безоговорочное влияние фанатов на исполнителей. Нэгиси предстает перед нами заложником своего образа, а толпы поклонников требуют от него продолжения его грязных выходок. Неудивительно, что парень иногда срывается и отпускает своего Краузера на волю, выпуская пар на радость зрителям, которые, кажется, никогда не слышали выражение «хорошего в меру».

Конечно же, даже если отбросить всю смысловую подоплеку аниме-сериала, в нем все еще остается огромное количество черного юмора, который искренне смешит. На выступлениях Detroit Metal City происходит всевозможный трэш вроде актов мазохизма, одного из участников группы зовут Капиталистическая свинья, менеджер и не скрывает, что дэт-метал ее сексуально возбуждает, а противостоит Краузеру гитарист из США Джек Илл Дарк, для которого тяжелый рок — далеко не шутки. Бесконечный поток вульгарных приколов кажется уместным, что редкость для японской анимации.

Само собой, в качестве саундтрека был выбран тяжелый металл с инфернальными криками и завываниями вокалиста. И если вы фанат этого жанра, то посмотреть аниме стоит обязательно. А даже если и нет, то все равно Detroit Metal City своей броской необычностью наверняка сумеет вас покорить.

16. Darkwing Duck («Черный плащ»), США, 1991-92

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 9

Алексей Егоров

Ностальгия, конечно, страшная штука. Иначе и не знаю, как объяснить наличие «Черного плаща» в этом топе на настолько высокой позиции. Хотя, конечно, не поймите неправильно — история селезня в черном плаще, который борется с преступностью, вовсе не плохая, даже наоборот — это отличный сериал, который нестыдно поставить на одну полку с такими монстрами супергероического жанра, как Spider-Man: The Animated Series и Batman: The Animated Series.

Хотя по тону «Плащ» сильно от них отличается. Это нуарный анимационный комикс, в котором хватает как собственно нуара, так и весьма добротного юмора, львиная доля которого приходится на пародии. Пародируют в этом сериале буквально все — от собственно супергероики до чуть более тонких отсылок на совершенно разные произведения.

Насколько разные? Ну, досталось и «Шерлоку Холмсу», и «Тарасу Бульбе», и всяким там КГБ, ФСБ и прочим. Короче, если вам вдруг нечем заняться на выходных — сядьте, пересмотрите и попробуйте посчитать все пасхалки.

Сделать это стоит еще и по той простой причине, что по ТВ серии в свое время крутили очень рандомно — иногда и вовсе вразнобой, и посмотреть все 91 эпизод, думаю, смогли немногие (как минимум потому, что дубляж для последних серий появился буквально год назад).

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 10

Но, а если отбросить в сторону ностальгию, останется ли на месте «Черного плаща» еще что-то? Безусловно, останется. Несмотря на почти тридцать лет существования сериал ничуть не потерял своей крутости, и даже более того — будет крайне актуален в наше забитое кинокомиксами время. Это не деконструкция жанра — зато это весьма талантливая пародия, выстебывающая множество различных элементов типичной супергероики. Тут вам и нелепый главный герой, и совершенно карикатурные злодеи, и абсолютно «комиксовый» сеттинг — короче, все как и надо в настоящей пародии. При всем при этом, впрочем, «Плащ» ухитряется не скатиться в совсем уж беспардонное копирование, имеет парочку своих особенностей.

Одна из них, безусловно, и так всем известна — этот сериал является своего рода спин-оффом «Утиных историй», и даже события у двух сериалов разворачиваются в одном мире (хотя кто-то из авторов и говорил, что на самом деле это все не так). Благодаря этому там местами встречаются знакомые персонажи вроде Зигзага, да и сам сеттинг для любителей «Историй» не кажется чужеродным.

Да и в целом «Плащ» — это просто весьма приятный анимационный сериал, который можно с удовольствием сесть и пересмотреть хоть прямо сейчас. Обидно, конечно, что Disney не спешит дать селезню вторую путевку на экраны телевизоров — в 2015 году ходили слухи о том, что новый сериал запустят в 2018-м, однако вместо этого компания предпочла начать новую серию комиксов. Для хардкорных фанатов персонажа, безусловно, это что-то, но я бы все-таки не отказался от еще одного сезона. Пусть даже он будет перезапуском.

Денис Варков

Мультсериал «Черный плащ» хорошо известен у нас, поскольку его несколько раз показывали в России. Вопреки расхожему заблуждению, это не спин-офф «Утиных историй», а история в альтернативной вселенной (хотя в них полно отсылок друг к другу). «Черный плащ» просуществовал три сезона, а впоследствии стал героем многочисленных комиксов по мотивам анимационного сериала.

«Черный плащ» оказался популярен во многом благодаря тому, что он был пародией на супергероику, которая вышла очень вовремя. В то время комиксы крупных издательств уже начали надоедать людям, а «Черный плащ» умело издевался над их клише. К тому же сам персонаж сильно напоминает Бэтмена, а это привлекло к анимационному сериалу аудиторию Темного рыцаря. А легкая подача и потрясающая для того времени анимация позволила фанатской базе расширяться. Мультсериал даже сегодня смотрится достойно.

В жизни Черный плащ, конечно, далеко не Брюс Уэйн. Кряк Лапчатый совсем другой селезнь. Он типичный непоседа, решивший стать героем из осознания мысли, что больше некому. В компании девочки Гусены и Зигзага Маккряка, заглянувшего в «Черного плаща» из «Утиных историй», он защищал мир от различных причудливых злодеев, в которых легко угадываются разные антагонисты Marvel и DC.

Кстати, в мультсериале были и отсылки к комиксам других издательств, а также к крупным франшизам в поп-культуре. Например, одна из серий пародирует «Терминатора». А есть и эпизод, напоминающий «Судью Дредда».

Но «Черный плащ» — это не только отсылки и пародии. Мультсериал был рассчитан в первую очередь на детей и подростков, поэтому его создатель Тэд Стоунс стремился поднимать важные темы. Например, проблему экологии и загрязнения окружающей среды. А чтобы аудитория не заскучала за просмотром этих эпизодов, ее подавали как задорное приключение Черного плаща с прописанной между строк моралью. И ведь работало!

15. Hannibal («Ганнибал»), США, 2013-2015

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 11

Егор Парфененков

Пожалуй, один из самых иконических поп-культурных сериалов, в свое время породивший целый культ фанатов на просторах Tumblr, до сих пор жаждущих продолжения шоу. И нет, причина такой популярности не в уникальном образе маньяка-ганнибала Лектора, щекотливой детективной арке или эстетичности происходящего. «Ганнибал» — это, прежде всего, Мадс Миккельсен и Хью Дэнси. Два актера, чей дуэт можно назвать одним из лучших в истории современного телевидения.

Пресловутая «химия» (писать о которой в СМИ уже давно стало моветоном, но другого слова тут не подобрать) между героями выкручена настолько, что за ней буквально перестаешь замечать другие элементы сериала.

Противостояние Ганнибала Лектера с консультантом ФБР Уиллом Грэмом выглядит не просто как типичная интеллектуальная игра между двумя гениями (читай: Шерлоком и Мориарти), но как психологическая дуэль, которая с каждой серией становится все летальнее. Ганнибал здесь убивает словами — он манипулирует остальными героями, зрителями, ненавязчиво просвещая и влюбляя их в свою философию. Причем делает это, возможно, даже лучше «каноничного» Лектера актера Энтони Хопкинса.

Пущего эффекта добавляет и видеоряд: готический стиль, полумистические события, изящные убийства. Сериал полон мерзости, но в то же время изображает ее настолько красиво, что со временем от расчлененных останков становится практически невозможно оторваться. Не говоря уже о блюдах, изготовленных из этих самых частей тела.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 12

Денис Варков

Сериал Брайана Фуллера для телеканала NBC, основанный на романах Томаса Харриса и самом известном герое его книг — докторе Ганнибале Лектере, которого большинство фанатов знает по фильмам с Энтони Хопкинсом в роли знаменитого интеллектуала, психолога и серийного убийцы.

В сериале роль Ганнибала Лектера исполнил датский актер Мадс Миккельсен, и ему удалось создать совершенно иной образ Лектера. Его Ганнибал — молодой, изысканный, уверенный в себе человек, готовый на эксперименты, в том числе и те, что выходят за пределы человеческой нормы морали. Через весь сериал проходит его увлечение каннибализмом, которое доходит до апогея в сценах, где он кормит гостей другими людьми, не раскрывая, из чего на самом деле приготовлены блюда.

Отличным дополнением Миккельсену стал актер Хью Дэнси, исполнивший роль психолога-профайлера Уилла Грэма. Ганнибал оказывается впечатлен талантом Грэма, способного понять, как мыслит серийный убийца, поэтому он решает устроить опасную игру, чтобы понять, кто из них лучший психолог.

Наблюдать за этим удивительно интересно. «Ганнибал» оказался очень стильным сериалом с неординарными и (как бы это ни звучало) красивыми убийствами. Серии так срежиссированы, что зритель при просмотре проникается интересом к Лектеру и не хочет, чтобы его раскрыли. Настолько Мадс Миккельсен поражает своей актерской игрой. Амплуа злодеев — это его стезя, и в «Ганнибале» он показывает одного из своих лучших и уж точно самого запоминающегося антагониста.

По сути своей, «Ганнибал» — это типичный процедурал, где Уилл Грэм ловит особо опасных маньяков, обращаясь за помощью к психиатру Ганнибалу Лектеру. Уилл не знает, что Лектер — серийный убийца, но постепенно начинает понимать, что что-то с Ганнибалом не так. И это подозрение перерастает в столкновение двух талантливых людей, чье мышление далеко за пределами традиционного.

Сериал был закрыт после третьего сезона, хотя Брайан Фуллер изначально планировал семь. Очень жаль, что ему не позволили завершить эту битву умов, показать интерпретацию Клариссы Старлинг в версии «Ганнибала» от NBC. Остается лишь гадать, какой была бы финальная битва с Лектером, если бы Грэм и Кларисса объединились против него.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 13

Никита Казимиров

Доктор Ганнибал Лектер — один из самых известных литературных персонажей, сумевший засиять на больших экранах в фильме «Молчание ягнят», даром что экранного времени у него там было совсем немного. Это был отличный детектив и напряженный триллер, но сериал «Ганнибал» нельзя в полной мере назвать ни тем, ни другим. Но из-за этого он и прекрасен.

В его основе лежит противостояние двух крайне неординарных личностей, не укладывающихся ни в один известный шаблон. Речь идет о Уилле Грэме (Хью Дэнси), выдающемся профайлере, способном поставить себя на место преступника и понять его мотивы, и его противнике — Ганнибале Лектере (Мадс Меккельсон), гениальном психиатре с пагубной страстью к человеческой плоти.

Будь перед нами другой сериал, то происходящее развивалось бы по стандартной схеме. Распутывая дело за делом, главные герои постепенно узнавали больше друг о друге, их странная связь усиливалась бы, чтобы в итоге привести к финальной конфронтации. Но «Ганнибал» оказался умнее, выше столь простых банальностей. Он лишь притворяется сюжетом о расследованиях убийств и даже тему человеческой близости использует лишь для отвода глаза.

Главное, чего хотели добиться создатели, — показать во всей красе извращенную логику мышления двух во многим похожих персонажей, которые на протяжении всей истории остаются бесконечно далеко друг от друга. Их нельзя назвать психопатами, но манера поведения героев отдаляет, местами даже возвышает их над остальными людьми. Игры разума Грэма и Лектера приобретают почти мифический оттенок, перерастая в нечто сверхъестественное.

Визуальная составляющая лишь подчеркивает трагический символизм взаимоотношений героев. Каждый сцена, каждый кадр — это произведение искусства, синематография в ее высшей форме. А когда дело доходит до демонстрации убийств и трупов, то по части метафор и смыслов эти моменты могут посоревноваться с Silent Hill или же Deadly Premonition.

Чтобы понять все величие «Ганнибала», можно привести всего один факт. Сериал закрыли на третьем сезоне, который из самого необычного произведения на телевидении превратился в просто первоклассное шоу, внятно расставив акценты и играя сюжетными линия. То есть иные сериалы за подобный подход назвали бы хитом сезона, а «Ганнибала» из-за этого закрыли. Потому если вы еще не знакомы с одной из самых остросюжетных и накаленных до предела историй конфликта на телевидении, то самое время исправить свою ошибку.

14. Westworld («Мир Дикого Запада»), США, 2016 — наши дни

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 14

Александр Башкиров

Первый сезон Westworld легко прошел в девятую (с конца) десятку нашего топа по результатам голосования — в редакции «Канобу» даже было много желающих рассказывать о том, какой крутой это сериал. Но за время публикации топа успел выйти второй сезон… после чего голосовавшие не только не захотели писать про «Мир Дикого Запада» в целом, но и начали поднимать вопрос об исключении сериала из топа.

Я не буду защищать второй сезон — в нем все безнадежно, и третий, судя по всему, окажется еще хуже. В развале сериала можно винить чрезмерную амбициозность его шоураннеров, Джонатана Нолана и Лизы Джой, нехватку времени на работу со сценарием сезона (это можно назвать синдромом «Настоящего детектива») и даже реакцию интернета и критиков на первый сезон, с которой шоураннеры зачем-то решили вступить в полемику…

Но на самом деле все объясняется еще проще: прием из первого сезона Westworld можно использовать только один раз. Второй раз фокус не срабатывает, мы знаем, чего ожидать от сценаристов, режиссуры, актеров. Попытки упрятать фокус внутрь фокуса и еще больше запутать зрителя не приводят ни к чему хорошему. Зато КАК этот волшебный трюк, сценарный иллюзион сработал в первом сезоне!

Это все еще гениальный сценарий, изумительно художественно воплощенный на экране, безумно красивый обман зрительских ожиданий, который в конце-концов эти ожидания ОПРАВДЫВАЕТ, и впечатления тут не испортят никакие вторые, третьи и дальнейшие сезоны.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 15

Используя терминологию из другого сценария Нолана, фильма «Престиж», в Westworld удались все три части хорошего фокуса. Первая называется The Pledge — нам показывают что-то обычное, не вызывающее удивления… скажем, сериал про парк развлечений, населенный андроидами в костюмах ковбоев и индейцев, снятый по мотивам классного, но незамысловатого фильма 70-х.

Вторая часть называется The Turn — фокусник (или сценарист) делает из обычного необъяснимое, превращая историю о парке развлечений в потрясающий сюжет о проблеме восприятия реальности искусственным разумом. С каждым новым эпизодом мы начинаем все сильнее подозревать, что нам показывают не то, что мы думали, что в каждом кадре, каждой реплике сериала скрыт какой-то секрет…, но мы не хотим знать, ЧТО ИМЕННО это за секрет — мы хотим досмотреть до конца, чтобы раскрыть тайну вместе с героями. Нам хочется, чтобы нас одурачили.

Но еще не пришло время аплодисментов — ведь мало взять знакомый сюжет и заставить его исчезнуть… надо вывести его обратно, доказать, что это не лекция о вопросах развития искусственного интеллекта, а все-таки остросюжетный триллер о противостоянии людей и андроидов в фантастических декорациях. Это — самая трудная часть фокуса, его третий акт, концовка сезона. В терминологии Нолана она называется The Prestige.

Разница между первым и вторым сезонами Westworld в том, что в первом сезоне в фокусе присутствуют все три части, а во втором — только первые две.

13. Jessica Jones («Джессика Джонс»), США, 2015 — наши дни

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 16

Егор Парфененков

После мощного старта «Сорвиголовы» мало кто ожидал от «Джессики Джонс» чего-то настолько же качественного и оригинального. Первый сериал линейки Netflix/Marvel задал настолько высокую планку, что во «вторичности» истории какой-то там девушки с полтора способностей сомневаться, казалось, не приходилось.

А зря — потому что в итоге «Джессике» удалось не просто достичь, но перепрыгнуть эту планку, став лучшим сериалом супергеройской вселенной Netflix на данный момент.

Об уникальности образа и актуальности Джессики в наше время я уже писал в отдельном материале. Это депрессивная алкоголичка, которая все сезоны слоняется по барам, а параллельно пытается спасти Нью-Йорк от парня в фиолетовом костюме и выяснить природу своих способностей. «Джессика Джонс» берет именно образами. За пьяными дебошами Кристен Риттер наблюдать одно удовольствие, в то время как приземленность героини только усиливает ее восприятие на зрителя.

Джонс обычная — она пережила многое, а теперь просто пытается сохранить оставшееся. В какой-то степени ее даже можно назвать антигероем — положительным, но в то же время зацикленным лишь на своих проблемах персонаже.

Немаловажную роль в популярности «Джессики» сыграл и Дэвид Теннант — антагонист первого сезона, которого можно смело назвать одним из самых выразительных суперзлодеев кинематографической вселенной Marvel. Его Киллгрейв не просто хорош, он идеален — манипулятор под стать Джокеру, в которого влюбляешься быстрее, чем даже в Джессику. Впрочем, именно синергия и бэкграунд двух персонажей придают их противостоянию такой интерес.

И хотя второй сезон не получился столь же захватывающим, «Джессика Джонс» все равно остается одним из лучших проектов Netflix на данный момент. А сама Джонс — лучшим супергероем, как бы она сама не отрицала этого титула.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 17

Георгий Копьев

Из всех сериалов Marvel на Netflix, «Джессике Джонс» — единственный, целиком сфокусированный на истории. Личной истории частного детектива. Ей достались суперспособности, она здорово раздает лещей всем, кого посчитает достойным схлопотать леща, но ни разу за два сезона драки не были в центре внимания. Они просто есть. Как писал Александр Трофимов в своей рецензии, это обычный сюжетный элемент, который используется, когда он нужен для истории, а не ради самого себя.

Нуарный детектив «Джессика Джонс» выделяется на фоне других сериалов по комиксам про супергероев приземленностью. Все герои, включая саму Джессику, преодолевают знакомые многим из нас трудности в жизни. Пускай даже некоторым персонажам не страшен удар гирей по голове, с эмоциональной стороны они все еще люди, причем далеко не всегда мудрые — способные совершать дурацкие ошибки и учиться на них.

Экранизация комикса о Джессике Джонс по визуальному стилю и типажам героев напоминает игру Wolf Among Us от Telltale. Джесс — Бигби!

Джессика сильная, но не перестает бояться и переживать из-за произошедших в прошлом несчастий, которые ставят зрителей перед не самыми вдохновляющими вопросами. А как бы поступили вы в этой ситуации? Главный противник Джессики — Киллгрейв — даже не злодей в классическом комиксовом понимании этой роли. Он не концентрированное зло, и в этом его притягательность. Это, безусловно, преступник и убийца, ни во что не ставящий человеческую жизнь, которого можно понять — и это самое страшное. Он не пытается поработить человечество или устроить профилактический геноцид, но он видит мир под другим углом — с перспективы бога. В мифах боги творили разное дерьмо вперемешку с благородными поступками. Настолько крутые враги, как Киллгрейв в исполнении Дэвида Теннанта, делают для художественного произведения не меньше, чем герои.

И второй сезон, даже после микса из топорного социального заказа в первых эпизодах и стойкого желания Netflix напихать в свои сериалы побольше филлера, к середине превращается в историю, к которой нужно пробиться.

12. «Место встречи изменить нельзя», СССР, 1979

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 18

Александр Башкиров

«Эра милосердия» Аркадия и Георгия Вайнеров — лучший детектив советской поры, эпохи, в которую по цензурным соображениям лучшие писатели-реалисты только и писали, что одни детективы. В условиях жестокой конкуренции братья Вайнеры, известные такими первоклассными работами, как «Визит к Минотавру» и «Я, следователь», создали настоящий эпос, классический послевоенный нуар на российском материале. Действие романа происходит в то же время, что и действие детективов Рэймонда Чэндлера или фильма «Секреты Лос-Анджелеса». В США — поддельные красавицы-кинозвезды со следами пластических операций, в СССР — голод и карточки.

Главный герой романа — фронтовой офицер Владимир Шарапов, устраивающийся на работу в Московский уголовный розыск и принимающий участие в операции по обезвреживанию чрезвычайно опасной банды «Черная кошка». Основной конфликт — расхождение во взглядах Шарапова, бывалого фронтовика с навыками разведчика, и молодого наглого советского сыщика Глеба Жеглова, известного своими… не совсем стандартными методами работы. В лучших традициях Чэндлера две невзаимосвязанных, на первый взгляд, сюжетных линии (расследование бытового убийства и охота на банду) оказываются частями одной и той же истории.

Пытаясь установить личность неуловимого преступника Фокса, герои пускаются в настоящую одиссею через все круги советского криминального мира, контактируя с яркими и характерными его представителями, ну, а в финальном противостоянии с «Черной кошкой» гайки сюжетного напряжения закручиваются до практически невыносимого для читателя (даже при повторном чтении) состояния.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 19

Многое из вышенаписанного справедливо и для знаменитой экранизации романа — мини-сериала Станислава Говорухина с Владимиром Конкиным и Владимиром Высоцким в главных ролях. Из книги перенесены ярчайший сеттинг — Москва 1945 года, — все основные диалоги и сюжетные линии, образы воров в законе, ставшие бессмертными в исполнении Садальского и Евстигнеева, развернутые и расширенные погони, драки и перестрелки, которые у Говорухина смотрятся жутко и реалистично, никогда не скатываясь в типичный для того времени советский «детектив со стрельбой».

Только из этих компонентов уже получился бы отличный сериал западного уровня, который до сих пор с удовольствием пересматривали бы любители жанра как у нас, так и за рубежом. Но был еще один фактор — личность исполнителя роли Жеглова. Фактически это единственная полноценная работа Владимира Высоцкого в кино или на телевидении.

Говорухин принял все меры к тому, чтобы роль не превратилась в еще одно «камео известного певца» — скажем, запрещал Высокому исполнять песни собственного сочинения. И это — плюс солидная продолжительность пяти эпизодов — позволили в первый и последний раз раскрыться на экране таланту одного из величайших актеров, когда-либо рождавшихся в России или Советском Союзе. В книге Шарапов и Жеглов были практически ровесниками, а боевое прошлое первого уравновешивало МУРовский опыт второго (скажем, в романе именно Володя хладнокровно вызывает Скорую для заколотого Васи Векшина). Сериал с 27-летним Конкиным и 40-летним Высоцким не оставляет сомнений, кто в каждой сцене — матерый профессионал, а кто — неоперившийся новичок, которого за руку нужно провести от первого сюжетного хода к последнему.

Жеглов у Высоцкого получился совсем некнижный — это безжалостный хищник с душой поэта, советский уличный самурай, философ, уверенно стреляющий в спину бегущему человеку. Спокойный, всегда уверенный в своих действиях и собственной железной правоте (даже когда он не прав, он все равно прав В ЧЕМ-ТО) Жеглов с его фразами-мемчиками опрокинул всю динамику отношений с Шараповым.

Вместо дуэта получился сериал одного актера, и именно перформанс Высоцкого выводит «Место встречи» из классики жанра в классику кино и сериалов как таковых. Аналогов в мировой культуре практически нет — Стив Маккуин в «Буллите»? Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»? Пачино в Heat Майкла Манна? Не то, не то, не то…

Место встречи изменить нельзя» не надо делать никаких скидок на ностальгию и «популярность в то время». Это не дурно написанный китч в духе «17 мгновений весны» и не театральная стилизация типа «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», настоящее кино и стопроцентное телевидение, поставить с которым на одну полку из советского фонда можно разве что «Противостояние» Семена Арановича.

11. Silicon Valley («Кремниевая долина»), США, 2014 — наши дни

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 20

Александр Башкиров

В далеком феврале 2018-го одним из первых сериалов в нашем топе была «Теория большого взрыва» — ситком о гиках, ученых и технарях, сочиненный людьми, ничего не понимающими ни в технике, ни в науке, ни в гик-культуре, тупо зубоскалящий по поводу неприспособленности работников этих сфер к «нормальной человеческой жизни» (по замыслу создателей это отношения с необразованной блондинкой-официанткой).

За неимением лучшего аналога сериал приходилось смотреть — вплоть до 2014 года, когда создатель «Бивиса и Баттхеда» и легендарного фильма Office Space Майк Джадж (сам — тот еще гик и нерд, реально работавший в стартапе по производству видеокарт) показал, как такие шоу надо делать на самом деле.

Джадж никогда и никого не высмеивает. Он всего лишь буднично и приземленно показывает отдельные ситуации, которые оказываются смешным именно за счет их типичности, правдивости, неприукрашенности, того, что в американском английском называют a ring of truth — звенящим звучанием правды. В Silicon Valley правда начинает звенеть с первой сцены пилота, показывающей типичную вечеринку в Пало-Альто по случаю успешного финансирования никому не нужного стартапа, самым бедным человеком на которой оказывается популярный американский рэпер Кид Рок.

Не считая наших героев — группы лузеров-программистов (лузеров по меркам Кремниевой долины. Вообще-то главный герой работает в местном аналоге Google!). В течение первой серии они решают основать собственный стартап, построенный вокруг действительно полезной вещи — революционного алгоритма сжатия данных, придуманного Ричардом Хендриксом (Томас Миддлдитч). Беда только в том, что никто, включая самого Ричарда, пока не знает, как этот алгоритм правильно применить…

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 21

В пилоте «Долины» заложена вся ее идеология — если исключить типичные для Джаджа шутки про «вкус спермы», по описанию это похоже на серьезный байопик в духе «Социальной сети». Нет никакой притянутой за уши любовной линии, «понятной зрителю» мотивации для главного героя вроде красивой девушки, ради знакомства с которой Ричард решает основать Pied Piper. Единственный в сериале серьезный женский образ — Аманда Крю в роли Моники Холл, — вот уже на протяжении 5 сезонов поддерживает с Ричардом сугубо профессиональные отношения, опровергая все сериальные представления о том, что героями-нердами может двигать только и исключительно cекс.

Джадж и его соавторы, Алек Берг и Джон Альтшулер, практически ничего не придумывают, предпочитая брать реальные истории из жизни Долины, доведенные до сценарной группы консультантами вроде бывшего руководителя Twitter. Да, некоторые моменты утрируются и растягиваются — вроде уже ставшей легендарной сцены, где Ричард, наблюдая за совершенно бессмысленным и очень похабным спором коллег, придумывает новую версию своего алгоритма. Но в целом и отдельные высказывания, и целые сюжетные арки настолько метко бьют в сердце Кремниевой долины, что мои знакомые программисты из Калифорнии отказываются смотреть сериал. Он им нравится, но — слишком уж болезненно!

Несмотря на полное отсутствие сентиментальности и драмы ради драмы, Silicon Valley — очень трогательный сериал, и у Ричарда, и у Гилфойла, и у Динеша, и, особенно, у Джареда на протяжении 5 сезонов есть удивительно-человечные, точно схваченные, пронзительные по эмоциональной глубине моменты. Первые 4 сезона сериал пользовался костылем в виде единственного «близкого народу» персонажа, обаятельного, в меру бездарного хама Эрлиха Бахмана в исполнении Ти Джей Миллера. В последнем сезоне Бахмана нет, и сериал от этого стал только лучше и реалистичнее — а с ролью Эрлиха успешно справился труп свиньи.

Топ 100 сериалов «Канобу». Часть 9 (20-11) | Канобу - Изображение 22

В недостатки сериала можно записать разве что однообразие сюжетных ходов — всегда можно предсказать, что шаг вперед, сделанный Pied Piper в начале эпизода, обернется двумя шагами назад из-за какой-нибудь допущенной героями несусветной глупости или технической несуразности.

В частности, это стало одной из причин конфликта Миллера с продюсерами, из-за которого Эрлих покинул сериал: Миллер клеймил шоу за его излишнюю «ситкомовость». Но в последних сезонах в этом плане все стало гораздо лучше — стартап больше не ищет денег, у него появляются новые проблемы, но они связаны скорее с чрезмерным успехом, чем с борьбой за выживание. И до чего эпичный путь успел пройти алгоритм Ричарда за эти пять сезонов, как красиво отразился наш меняющийся мир в методах его использования, постоянных pivots (переориентации) Pied Piper — от распознавания музыки (да, на дворе явно был 2014 год) до строительства нового распределенного интернета.

Комментарии (62)

Джессика Джонс..... На 13м месте..... Среди лучших сериалов всех времён..... Это полный ПЭ! Так низко редакция Канобу в моих глазах ещё никогда не падала.

)))Просто слов нет, какая этот топ помойка. В том смысле, что многие шедевры уступают здесь место на несколько десятков позиций совершенно посредственным вещам вроде той же "Джессики Джонс". Каким образом она выше "Breaking bad" мне не ясно.

Лучше закройте комменты

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE