01 апреля 2020
Обновлено 01.04.2020

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией

Весной 2020-го не очень приятные для человечества обстоятельства подчеркнули качество фильма Contagion (у нас — «Заражение»), снятого в 2011 году. Картина взлетела на 1 место в рейтинге популярности IMDb (где его только на днях подвинула «Платформа») и входит в топы самых просматриваемых фильмов как на зарубежных, так и на русскоязычных сервисах. Ну а действительно — не станешь же в разгар пандемии пересматривать сказочку вроде Outbreak (у нас — «Эпидемия») с Дастином Хоффманом и Морганом Фрименом!
Весной 2020-го не очень приятные для человечества обстоятельства подчеркнули качество фильма Contagion (у нас — «Заражение»), снятого в 2011 году. Картина взлетела на 1 место в рейтинге популярности IMDb (где его только на днях подвинула «Платформа») и входит в топы самых просматриваемых фильмов как на зарубежных, так и на русскоязычных сервисах. Ну а действительно — не станешь же в разгар пандемии пересматривать сказочку вроде Outbreak (у нас — «Эпидемия») с Дастином Хоффманом и Морганом Фрименом!

В свое время «Заражение» ждали довольно скромные кассовые сборы (136 $ млн при бюджете в 60 млн) и неплохие, но сдержанные оценки критиков — а зрительский рейтинг на том же IMDb так и вовсе болтается в районе шестерки. Причина та же, по которой фильм оказался настолько актуальным и смотрибельным в эпоху COVID-19: максимум реализма, минимум ненужной драматизации.

В «мирное время» такие картины воспринимают единицы — как среди зрителей, так и среди критиков. В фильмах-катастрофах ценят прежде всего эскапизм, максимально уютно обставленную гибель миллионов (или миллиардов) в духе абсолютно бездарных эпосов Роланда Эммериха. Если кто-то осмеливается писать и показывать что-то более приземленное, где наука не дает точных ответов, а правительство не спешит переселять нас на другие планеты в «кораблях поколений», где люди самоизолируются вместо того, чтобы объединяться в группы выживальцев и сражаться с мародерами, где ужас начинается не со сметенных цунами небоскребов, а с чиха в метро…

Таким фильмам уже на уровне сценария не стоит претендовать на массовую аудиторию — пока в мире не изменятся обстоятельства.

Главная причина успеха Contagion — великолепный сценарий Скотта Бернса, автора посредственных «Информатора» и «Побочных эффектов» с «Ультиматумом Борна», ни до, ни после не поднявшегося на такой уровень письма. В свежем интервью Variety Бернс рассказывал об обстоятельствах создания сценария:

Каждый ученый, с которым я разговаривал в процессе, заявил мне одно и то же: ясно, что пандемия произойдет. Это вопрос времени. Пожарные большую часть времени просто сидят на месте — но очень трудно с нуля создать пожарную часть, когда дом уже горит. Так что идея, что мы можем все это убрать, а потом развернуть по мере надобности, наивная и опасная. Я знал, что у Министерства внутренней безопасности есть специальная команда по борьбе с пандемией, потому что угроза реальна.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией - фото 1

Драматургия сценария завязана на реальные обстоятельства распространения вируса настолько же, насколько и на традиционные механизмы триллера и своих персонажей.

Бернса консультировал ведущий американский эпидемиолог Лоуренс Бриллиэнт и приглашенные им специалисты из ВОЗ — не говоря уж об очень «удачно» начавшейся в 2009-м пандемии свиного гриппа A/H1N1, которой заразилось полтора миллиарда человек (примерно 20% общего населения Земли). Но в силу меньшей раскрученности A/H1N1 к выходу фильма все это оставалось андерграундом — от деятельности самих эпидемиологов до рекомендуемых ими мер безопасности.

Главная звезда фильма — потрясающая Кейт Уинслет в лучшей своей роли доктора Эрин Мирс из американского Центра по контролю и профилактики заболеваний. Она проводит большую часть картины в защитной маске или респираторе — и при этом умудряется показывать фантастическую актерскую игру одними бездонно-синими глазами. Уинслет играет специалиста, которого отправляют в разгорающийся очаг заражения в Миннеаполисе, где сражаться ей приходится не с вирусом, а с местной бюрократией, не желающей идти хотя бы на минимальные уступки ученым.

Мини-лекция Мирс о том, как часто мы касаемся собственного лица и тем самым подвергаем себя угрозе заражения (не говоря уж о судьбе ее персонажа) в 2020-м перестали быть неожиданными — но, пожалуй, оказывают еще более сильный драматический эффект.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией - фото 2

Режиссура Содерберга лучше всего проявляет себя именно в этой сюжетной арке — стальная пружина триллера в духе более развлекательных его работ раскручивает реализм поведения бюрократической машины и внутренней механики организаций в стиле «Траффика».

Подчеркнуто минималистичная арка персонажа Мэтта Дэймона, иммунного к вирусу мужа разносчицы эпидемии, тоже очень сильно украшает фильм и усиливает линию Уинслет. А ведь в любом другом сценарии его бы сделали главным героем — чтобы зрителю было проще ассоциироваться с простым средним американцем, ни черта не понимающим в механике эпидемии.

Блогер Алан Крумвьеде (Джуд Лоу в одной из лучших ролей) отвечает за реакцию на пандемию американских хипстеров с Западного Побережья. Самоизоляция, теории заговора, осторожные вылазки в вымерший Сан-Франциско в импровизированном защитном костюме, попытка самолечения через гомеопатию… Тут Бернс с Содербергом тоже все предсказали с практически документальной точностью — вот разве что механизм социальных инфлюэнсеров в годы написания сценария находился в зачаточном состоянии, и поэтому они не смогли представить себе всю разрушительность действий героя.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией - фото 3

Самые слабые линии фильма — самые традиционные. Одна повествует о поиске вакцины в лабораториях CDC и кажется слишком оптимистичной и наивной в эпоху коронавируса — ведь понятно, что в фильме ее найдут, иначе зачем было затевать всю эту сюжетную арку?

Гораздо интереснее было бы показать, как человечество справилось (и справилось бы) без вакцины с вирусом, заражающим 1 из 12 и убивающим 25% зараженных. Но с этим, наверное, можно было бы разобраться лишь в течение нескольких сезонов сериала — полнометражный фильм требовал более четкой развязки.

Последняя линия рассказывает о поисках источника вируса в Макао и Гоконге и в 2020 году оказывается самой предсказуемой. Если ее убрать целиком, фильм не потеряет ничего кроме эффектного финального флэшбэка.

Комментарии 15
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Rabadun
Rabadun
Комментарий был удален
artanisnor
artanisnor
"бездарных", "в одной из лучших", "потрясающая", "фантастическую игру"... к Башкирову применимо только первое. Субъективно, конечно же.
Renainq
Renainq
Мне кажется это первоапрельский розыгрыш от Башкирова