Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией

Весной 2020-го не очень приятные для человечества обстоятельства подчеркнули качество фильма Contagion (у нас — «Заражение»), снятого в 2011 году. Картина взлетела на 1 место в рейтинге популярности IMDb (где его только на днях подвинула «Платформа») и входит в топы самых просматриваемых фильмов как на зарубежных, так и на русскоязычных сервисах. Ну а действительно — не станешь же в разгар пандемии пересматривать сказочку вроде Outbreak (у нас — «Эпидемия») с Дастином Хоффманом и Морганом Фрименом!
Весной 2020-го не очень приятные для человечества обстоятельства подчеркнули качество фильма Contagion (у нас — «Заражение»), снятого в 2011 году. Картина взлетела на 1 место в рейтинге популярности IMDb (где его только на днях подвинула «Платформа») и входит в топы самых просматриваемых фильмов как на зарубежных, так и на русскоязычных сервисах. Ну а действительно — не станешь же в разгар пандемии пересматривать сказочку вроде Outbreak (у нас — «Эпидемия») с Дастином Хоффманом и Морганом Фрименом!

В свое время «Заражение» ждали довольно скромные кассовые сборы (136 $ млн при бюджете в 60 млн) и неплохие, но сдержанные оценки критиков — а зрительский рейтинг на том же IMDb так и вовсе болтается в районе шестерки. Причина та же, по которой фильм оказался настолько актуальным и смотрибельным в эпоху COVID-19: максимум реализма, минимум ненужной драматизации.

В «мирное время» такие картины воспринимают единицы — как среди зрителей, так и среди критиков. В фильмах-катастрофах ценят прежде всего эскапизм, максимально уютно обставленную гибель миллионов (или миллиардов) в духе абсолютно бездарных эпосов Роланда Эммериха. Если кто-то осмеливается писать и показывать что-то более приземленное, где наука не дает точных ответов, а правительство не спешит переселять нас на другие планеты в «кораблях поколений», где люди самоизолируются вместо того, чтобы объединяться в группы выживальцев и сражаться с мародерами, где ужас начинается не со сметенных цунами небоскребов, а с чиха в метро…

Таким фильмам уже на уровне сценария не стоит претендовать на массовую аудиторию — пока в мире не изменятся обстоятельства.

Главная причина успеха Contagion — великолепный сценарий Скотта Бернса, автора посредственных «Информатора» и «Побочных эффектов» с «Ультиматумом Борна», ни до, ни после не поднявшегося на такой уровень письма. В свежем интервью Variety Бернс рассказывал об обстоятельствах создания сценария:

Каждый ученый, с которым я разговаривал в процессе, заявил мне одно и то же: ясно, что пандемия произойдет. Это вопрос времени. Пожарные большую часть времени просто сидят на месте — но очень трудно с нуля создать пожарную часть, когда дом уже горит. Так что идея, что мы можем все это убрать, а потом развернуть по мере надобности, наивная и опасная. Я знал, что у Министерства внутренней безопасности есть специальная команда по борьбе с пандемией, потому что угроза реальна.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией

Драматургия сценария завязана на реальные обстоятельства распространения вируса настолько же, насколько и на традиционные механизмы триллера и своих персонажей.

Бернса консультировал ведущий американский эпидемиолог Лоуренс Бриллиэнт и приглашенные им специалисты из ВОЗ — не говоря уж об очень «удачно» начавшейся в 2009-м пандемии свиного гриппа A/H1N1, которой заразилось полтора миллиарда человек (примерно 20% общего населения Земли). Но в силу меньшей раскрученности A/H1N1 к выходу фильма все это оставалось андерграундом — от деятельности самих эпидемиологов до рекомендуемых ими мер безопасности.

Главная звезда фильма — потрясающая Кейт Уинслет в лучшей своей роли доктора Эрин Мирс из американского Центра по контролю и профилактики заболеваний. Она проводит большую часть картины в защитной маске или респираторе — и при этом умудряется показывать фантастическую актерскую игру одними бездонно-синими глазами. Уинслет играет специалиста, которого отправляют в разгорающийся очаг заражения в Миннеаполисе, где сражаться ей приходится не с вирусом, а с местной бюрократией, не желающей идти хотя бы на минимальные уступки ученым.

Мини-лекция Мирс о том, как часто мы касаемся собственного лица и тем самым подвергаем себя угрозе заражения (не говоря уж о судьбе ее персонажа) в 2020-м перестали быть неожиданными — но, пожалуй, оказывают еще более сильный драматический эффект.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией

Режиссура Содерберга лучше всего проявляет себя именно в этой сюжетной арке — стальная пружина триллера в духе более развлекательных его работ раскручивает реализм поведения бюрократической машины и внутренней механики организаций в стиле «Траффика».

Подчеркнуто минималистичная арка персонажа Мэтта Дэймона, иммунного к вирусу мужа разносчицы эпидемии, тоже очень сильно украшает фильм и усиливает линию Уинслет. А ведь в любом другом сценарии его бы сделали главным героем — чтобы зрителю было проще ассоциироваться с простым средним американцем, ни черта не понимающим в механике эпидемии.

Блогер Алан Крумвьеде (Джуд Лоу в одной из лучших ролей) отвечает за реакцию на пандемию американских хипстеров с Западного Побережья. Самоизоляция, теории заговора, осторожные вылазки в вымерший Сан-Франциско в импровизированном защитном костюме, попытка самолечения через гомеопатию… Тут Бернс с Содербергом тоже все предсказали с практически документальной точностью — вот разве что механизм социальных инфлюэнсеров в годы написания сценария находился в зачаточном состоянии, и поэтому они не смогли представить себе всю разрушительность действий героя.

Рецензия на «Заражение» — лучший художественный фильм о борьбе с пандемией

Самые слабые линии фильма — самые традиционные. Одна повествует о поиске вакцины в лабораториях CDC и кажется слишком оптимистичной и наивной в эпоху коронавируса — ведь понятно, что в фильме ее найдут, иначе зачем было затевать всю эту сюжетную арку?

Гораздо интереснее было бы показать, как человечество справилось (и справилось бы) без вакцины с вирусом, заражающим 1 из 12 и убивающим 25% зараженных. Но с этим, наверное, можно было бы разобраться лишь в течение нескольких сезонов сериала — полнометражный фильм требовал более четкой развязки.

Последняя линия рассказывает о поисках источника вируса в Макао и Гоконге и в 2020 году оказывается самой предсказуемой. Если ее убрать целиком, фильм не потеряет ничего кроме эффектного финального флэшбэка.

Отложить