06 ноября 2020
Обновлено 06.11.2020

Рецензия на «В чужой шкуре». Фантазия Кроненберга-младшего о киллере в вашей голове

С 4 ноября в кинотеатрах России идет «В чужой шкуре» (Possessor) — боди-хоррор о необычных убийствах через чужое сознание. На этот раз сын Дэвида Кроненберга исследует не столько тело, сколько человеческий разум. Объясняем, удалось ли Брэндону вытянуть фильм на силе одной идеи.
С 4 ноября в кинотеатрах России идет «В чужой шкуре» (Possessor) — боди-хоррор о необычных убийствах через чужое сознание. На этот раз сын Дэвида Кроненберга исследует не столько тело, сколько человеческий разум. Объясняем, удалось ли Брэндону вытянуть фильм на силе одной идеи.

Вклад Дэвида Кроненберга в жанр хоррора и в кинематограф в целом неоценим. Он вынес на экраны вирус, вызывающий непреодолимый секс-драйв; выводок чудовищ как воплощение психологических травм и бесконечные мутации разных видов. Канадский режиссер никогда не скупился на интересные идеи.

Основная мысль его работ всегда сводилась к одному: с развитием технологий наше тело перестанет быть храмом. И это грозит человечеству большими проблемами. Нельзя просто вмешаться в работу своего организма и обойтись без последствий.

Форма у Кроненберга всегда была яркой и шокирующей. Его фильмы пытались запретить, упростить или избавиться от отдельных сцен вроде взрывания головы. Так или иначе, основная мысль сквозила в любой его работе — неважно, о чем она, об ужасных модификациях тела или опасности виртуальной реальности.

«Выводок» Дэвида Кроненберга (1979)

«Выводок» Дэвида Кроненберга (1979)

Но маэстро боди-хоррора не выпустил ни одного фильма с 2014 года, да и мало кого можно удивить в наше время кинематографичным насилием. Новая «Муха» без Джеффа Голдблюма вряд ли взлетит, все отвратительное уже достигло пика в «Человеческой многоножке» и «Бивне». Высказывания о технологиях тоже набили оскомину.

И все-таки сын Кроненберга, Брэндон, пошел по его стопам. Причем довольно успешно: первая его работа, фильм «Антивирус», попала в программу Каннского кинофестиваля. Идея и воплощение были очень в духе Кроненберга-старшего. Вживляемый в тело вирус, много крови и анатомических подробностей.

Первый фильм стал фантастическим трипом в мир, где победило общество потребления. Фанаты готовы жертвовать здоровьем, лишь бы чувствовать себя ближе к кумирам. Это и лежало в основе истории — физическое, телесное. В новом же фильме речь идет о сознании.

«Антивирус» — первая работа Брэндона Кроненберга

«Антивирус» — первая работа Брэндона Кроненберга

«В чужой шкуре» гораздо ближе к остросюжетному триллеру. Хоррор-моментов как таковых в этом фильме нет, в отличие от того же «Антивируса». Героиня Тася Вос (Андреа Райсборо из «Обливиона» и «Нольнольноль») совершает заказные убийства. Да не простые, а иммерсивные. С помощью специальной машины Вос помещают в разум нужного ей носителя — близкого родственника, сотрудника или знакомого жертвы. Словом, человека, которому легко подобраться к, как это формулировал Леон, «клиенту».

Дальше киллер выполняет грязную работу чужими руками. Обставлено все так, что убийцей выглядит контролируемый человек. Оправдать себя он или она все равно не смогут: как только дело сделано, Вос должна убить носителя, чтобы вернуться в свое тело.

Ее новыми жертвами должны стать отец и дочь, Джон и Ава Парс — не нуждающийся в представлении Шон Бин и Таппенс Миддлтон из «Восьмого чувства». За их именем закреплена крупная корпорация, которую хочет заполучить начальница Вос. Так что за убийство сулят не только гонорар, но и большое будущее. Чтобы подобраться к этим людям, придется воспользоваться завистливым и не очень удачливым женихом Авы.

Рецензия на «В чужой шкуре». Фантазия Кроненберга-младшего о киллере в вашей голове - фото 3

Вос — очень талантливая имитаторша и отличная убийца. Но внедрение в чужой разум требует полной стабильности. Женщина истощена заданиями; она начинает путать свою реальность с чужим мироощущением.

Наряду с этим новое задание Вос оказывается сложнее, чем она думала. Ее погружают в тело Тейта, наркомана и наркоторговца со стажем в исполнении Кристофера Эббота («Уловка-22»). Как и следовало ожидать, в какой-то момент носитель пытается пересилить Вос и перехватить контроль.

Весь второй акт занимает борьба между двумя личностями в одном теле. И, надо отдать должное, показана она просто, но элегантно. Особенно когда жертва паразита, Тейт, надевает его личину (вполне буквально). Дальше реальности двух людей смешиваются настолько, что легко запутаться, кто, как говорится, in control — Вос или носитель.

Рецензия на «В чужой шкуре». Фантазия Кроненберга-младшего о киллере в вашей голове - фото 4

Кроненберг-младший снова строит оторванный от реальности мир. Он похож на наше время, но с небольшими технологическими допущениями. Краем глаза мы увидим страшную корпорацию, которая шпионит за людьми в коммерческих целях. Но никаких подробностей о ней ждать не стоит.

Все, что важно в этом фильме — это грамотное воплощение идеи, ощущение отчаяния главной героини и интрига, выживет ли Шон Бин. В такой простоте нет ничего плохого, тем более, что актерская игра и визуальное сопровождение здесь на уровне.

Мы не знаем, как человечество дошло до идеи таких сложных и изобретательных убийств. Неважно, сколько людей этим занимается, а сколько уже пало жертвами. Просто примите как данность, что профессия Вос существует и очень востребована. Чтобы концепции в фильмах Кроненберга работали, нужно просто в них поверить.

Рецензия на «В чужой шкуре». Фантазия Кроненберга-младшего о киллере в вашей голове - фото 5

И все-таки новой работе Кроненберга не хватает глубины и разветвленности сюжета, особенно в сравнении с «Антивирусом». Безликие персонажи работают не так хорошо, как хотелось бы. Сама по себе идея не шокирует — на тему контроля сознания и так есть много достойных фильмов.

Концепция действительно исполнена красиво, чем-то напоминая знаменитое «Начало» Нолана. У героини даже есть своеобразные тотемы, возвращающие ее к реальности. Вос нужно не просто принести заказанную голову, сначала она полностью входит в роль исполнителя. Этот процесс занимает на всю первую половину фильма. Но дальше внимание зрителя удержать все сложнее.

Ультра-медленное повествование прекрасно работало в «Антивирусе», где главный герой умирает на протяжении всей картины. Там общая болезненность чувствовалась в каждом кадре. Здесь же местами кажется, что событий в сценарии попросту мало.

Борьба Вос и Тейта в конечном итоге оказывается едва ли не короче, чем экспозиция. Личный сюжет с семьей главной героини тоже получился пусть интересным, но блеклым. Постоянно преисполненная печали и страдания Райсборо плохо укладывается в образ паразита. Хотя потенциал у этой мысли определенно был.

Рецензия на «В чужой шкуре». Фантазия Кроненберга-младшего о киллере в вашей голове - фото 6

«В чужой шкуре» больше подошло бы название, близкое к оригинальному. Этот фильм не о погружении в разум другого человека. Он о перехвате контроля, именно об обладании жертвой: по сути, Вос крадет не только жизнь убитого, но и жизнь носителя. Если мы помним уроки Кроненберга-старшего, у таких манипуляций всегда есть цена. И она высока.

Картина хорошо работает как продолжение мысли о технологиях и вмешательстве в природу человека. Она вполне прилично смотрится, как новое высказывание режиссера. Но в целом это все равно довольно проходной фильм-концепт, которому не хватает насыщенности «Антивируса».

В связи с затянутостью было бы интересно посмотреть, как Брэндону Кроненбергу далась бы антология. Формат «Черного зеркала» по-прежнему идеально подходит для фантастических идей. Правда, такое не прокатишь в кинотеатре — но в ближайшие годы это почти плюс.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Фильм довольно претенциозный. По большей части не по делу. Очевидно, что ничего принципиально нового он сказать не может. Это всего лишь ещё одна вариация не самого оригинального сюжета. Видимо поэтому основной упор идёт на визуал, который вышел вполне себе приятным. Другой опорой картины являются все эти натуралистичные подробности убийств. Отдельные моменты могут вызвать отвращение, но в остальном все эти литры крови ощущаются довольно мультяшно и трэшово, так что под конец их становится практически невозможно воспринимать всерьёз. Зато все актёрские работы прям удались. Особенно выделяются Шон Бин и Кристофер Эббот. Конечно, образ последнего местами пересекается с его персонажем из Sweet Virginia, но только местами. В остальном это совершенно другой (и довольно крутой) образ. Имхо