03 декабря 2018
Обновлено 13.12.2018

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные»

13 декабря в прокат выходит анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» — новый проект талантливых сценаристов Фила Лорда и Кристофера Миллера («Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Лего. Фильм», «Мачо и ботан»). И у нового «Человека-паука» есть все шансы стать отличным стартом для анимационной паучьей киновселенной от Sony.
13 декабря в прокат выходит анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» — новый проект талантливых сценаристов Фила Лорда и Кристофера Миллера («Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», «Лего. Фильм», «Мачо и ботан»). И у нового «Человека-паука» есть все шансы стать отличным стартом для анимационной паучьей киновселенной от Sony.
Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 1

Мультфильм начинается с истории Человека-паука, которую фанаты хорошо знают благодаря экранизациям Сэма Рэйми, Марка Уэбба и Джона Уоттса. Вот только Sony, понимая, что рассказывать историю Питера Паркера еще раз не стоит, отдали главную роль другому Человеку-пауку — Майлзу Моралесу.

Майлза в 2011 году придумал Брайан Майкл Бендис — сценарист-мастодонт, работавший над бесчисленным количеством комиксов для Marvel (и недавно ушедший к DC писать Супермена). Именно Бендис создал Ultimate-вселенную с осовремененным образом Питера Паркера и его окружения (отдельные ее элементы попали в киновселенную Marvel и соткались в образ Тома Холланда). И когда в этом мире погиб оригинальный Человек-паук, Брайан придумал ему замену — Майлза Моралеса, темнокожего Человека-паука, чьи способности немного отличались от Паркера.

С тех пор Майлз смог завоевать огромную аудиторию. В комиксах он сейчас проживает в основной вселенной, его учителем был оригинальный Питер Паркер, он несколько раз появлялся в мультсериалах, а еще недавно Моралеса можно было увидеть в игре Spider-Man от Insomniac Games.

Полноценный дебют на большом экране персонаж заслужил давно, и он состоялся в сольном мультфильме.

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 2

«Человек-паук: через вселенные» — это классическая история становления героя со всеми плюсами и минусами.

Как подросток, случайно получивший суперсилы, познает знаменитую «большую ответственность» мы уже видели в предыдущих экранизациях. Во многом она повторяет становление Питера Паркера, но с рядом изменений в контексте происхождения самого Моралеса — он наполовину афроамериканец, наполовину латиноамериканец. В мультфильме на исследование его корней времени немного, но колорит и особенности быта простого парня из Бруклина, который хочет быть чем-то большим, Лорду и Миллеру удалось отлично передать.

И вновь, понимая, что историю нужно разнообразить, создатели построили сюжет вокруг концепции мультивселенной. Сегодня в поп-культуре явление стало общепопулярным (у нас даже есть подробный материал об исследовании мультивселенной в комиксах), а благодаря таким массовым проектам, как «Рик и Морти» и «Флэш» от The CW зрители привыкли к тому, что на экране может быть одновременно несколько версий одного и того же героя.

И идея привнести в историю становления Майлза других Людей-пауков отлично работает. Во-первых, он сразу понимает, что есть другие герои лучше него, и потому вынужден стараться, чтобы стать им равным. Во-вторых, Моралес осознает, что быть супергероем — это безумно, ведь вокруг постоянно что-то происходит, и Человек-паук не может быть в стороне. В-третьих, различия между Людьми-пауками позволяют подчеркнуть уникальность Майлза. У него есть те силы, которых нет у его «коллег» из других миров. Но разве именно суперсилы делают Человека-паука тем, кто он есть?

Собственно, весь мультфильм преследует эту уже знакомую фанатам идею. И что очень важно, нет перенасыщения параллельными вселенными и Людьми-пауками из других миров. Несмотря на то, что Майлзу помогают другие герои, это именно его сольный мультфильм, и экранное время у Моралеса ворует разве что Питер Паркер.

Одним из лучших комиксов Брайана Майкла Бендиса про Человека-паука, на мой взгляд, стал кроссовер Spider-Men (я даже писал об этом статью под выход его сиквела). В нем Паркер из основной вселенной попал в Ultimate, где Питер умер, а на его месте новый Человек-паук — Майлз Моралес.

Этот комикс стал началом долгой дружбы двух героев, а Питер примерил на себя роль наставника, к которой возвращался позднее.

В мультфильме «Человек-паук: через вселенные» адаптирована эта линия, вот только Питер, которого встречает Майлз, не тот идеальный супергерой, каким мы привыкли его видеть. Он так долго был героем, что успел устать от этого, он потерял все, что было ему дорого, пустил свою жизнь под откос и стал не тем, каким мы его знаем. И этот человек вынужденно оказывается наставником молодого Моралеса. Паркер не хочет им быть, но быстро понимает, что у него нет выбора — только с помощью Майлза он сможет вернуться домой.

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 3

Казалось бы, ничего экстраординарного в образе нет. Образ Паркера, опустившего руки, мы видели во многих комиксах. Например, в выходившем на русском языке Spider-Man: Reign. Но в мультфильме Паркер предстает совсем другим. В ошибках, лишивших его всего, виноват он сам. И за таким искренне сожалеющим о прошлом Паркером крайне интересно наблюдать. Казалось бы, в мультфильме есть и Свин-паук, и Пени Паркер с ручным роботом, и даже нуарный Человек-паук, а на фоне всех выделятся совершенно обычный Питер с такой простой драмой.

Дело в том, что Паркер изначально был придуман Стэном Ли как герой, который должен страдать и проходить через различные жизненные невзгоды. Так читателям проще отождествлять себя с ним, поскольку, раз у Питера снова и снова, несмотря ни на что, находятся силы подниматься и идти дальше, значит, и читатель сможет их найти.

То, что я выделил Питера, конечно, не значит, что остальные Пауки получились хуже. Каждый из них в мультфильме получает достаточно времени, чтобы представить его особенности и на контрасте показать Майлза. Просто образ Паркера, на мой взгляд, вышел глубже всех. Возможно, дело в том, что для остальных припасут место в сиквелах и спин-оффах, а его историю можно уже и не продолжать — пусть для зрителя останется загадкой, удалось ли ему наладить свою жизнь после этого спонтанного приключения.

Не повезло только с главным злодеем — столь яркий проект заслуживает кого-то получше Кингпина. Впрочем, врагов Человека-паука здесь много, и у некоторых уникальные дизайны.

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 4

Также отдельная заслуга мультфильма в том, что он не скатился в отсылки ради отсылок.

Пасхалок, визуальных цитат и оммажей здесь огромное количество (внимательно следите за телефонной книгой Майлза!), но Лорд и Миллер смогли выдержать баланс. Они не превратили «Человека-паука» в мультфильм только для гиков. Наоборот — он отлично подойдет тем, кто вообще не знаком ни с Майлзом Моралесом, ни с Гвен-пауком, ни с нуарной версией Человека-паука, мультфильм может стать отличной отправной точкой для знакомства с этими героями.

Благодаря весьма сумбурному Spider-Verse (и не только) на страницах комиксов сегодня огромное количество Людей-пауков и интересных вселенных, которые заслуживают появления на больших экранах. Sony, кстати, еще до выхода «Через вселенные» анонсировали сиквел и спин-офф о девушках-пауках. И это отлично — в комиксах Marvel есть множество отличных концептов, которые можно реализовать в анимационных фильмах.

В таком контексте «Человек-паук» Лорда и Миллера ощущается отличной стартовой точкой для будущей анимационной киновселенной Человека-паука. И, что важно, она в хороших руках. И, кстати, разницу между мирами можно будет отлично подчеркнуть не только подачей истории, но и с помощью визуальных эффектов.

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 5

В мультфильме можно заметить, как анимация Пени Паркер, нуарного Паука и Свина-паука контрастирует с остальными. А представьте себе обратную историю. Например, цветной Майлз Моралес попадает в нуарный мир, где все черно-белое. Или во вселенную Пени, где все нарисовано в стиле аниме. Это же огромное поле для экспериментов с визуалом, которые останутся у фанатов в памяти точно так же, как и «Человек-паук: через вселенные».

После первых трейлеров мультфильма было много негатива со стороны фанатов, считавших, что из-за недостаточной частоты кадра он будет очень тяжело восприниматься при просмотре. Так вот, это неправда. «Человек-паук» отлично смотрится как в динамике, так и в статичных эпизодах. А еще мультфильм использует свою «комиксовость» на 100%, представляя различные оригинальные подходы к подаче истории. Например, происхождение Людей-пауков из других миров подается через комиксы-флэшбэки, а некоторые сцены и вовсе начинаются с панелей, как в комиксах, с закадровым текстом и «пузырями» диалогов. Выглядит это потрясающе. Особенно в многочисленных экшен-сценах.

Подводя итог, еще раз подчеркну, что «Человек-паук: через вселенные» отлично передает дух комиксов про знаменитого супергероя. А история становления Майлза Моралеса здесь подана гораздо лучше, чем аналогичная у Питера Паркера в киновселенной Marvel. С нетерпением жду сиквелы и спин-оффы.

Не забудьте про сцену после титров!

Рецензия на анимационный фильм «Человек-паук: через вселенные» - фото 6

Больше по теме

Комментарии 22
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Джон Коннор
Джон Коннор

В общем, суть рецензии: Питер Паркер тащит на себе весь мульт (кто бы сомневался), а основная и единственная фишка "главного героя" Майлза в том, что он не выглядит полной копиркой, которой по сути и является, другие пауки вообще не нужны, но введены исключительно ради задела на спин-оффы; визуальная подача не разочаровывает; главный злодей выбран крайне неудачно.

Ну, в общем-то ничего неожиданного.

Sqvoll
Sqvoll

Никого другого в роли Паука, кроме Паркера, не представляю, я считаю, должен быть только он и его классическая вселенная, без Мстителей, параллельных вселенных, Старка в роли спонсора и прочего. Хотя данный мульт интересно глянуть хотя бы из за визуального стиля.