06 ноября 2018

Теория мультивселенной — в чем ее значимость для современной комикс-индустрии и поп-культуры?

На тему мультивселенной существует бесчисленное множество разнообразных произведений масс-культуры, однако именно в рамках комиксов она получила наибольшее развитие и закрепилась как фундамент для создания почти неограниченного числа вариаций героев и сюжетов с ними. За последние полвека одна только вселенная Marvel разрослась до целого тандема миров, которые регулярно пересекаются друг с другом, пусть зачастую и не самым мирным путем. Об этом и многом другом я и расскажу в этом материале.
На тему мультивселенной существует бесчисленное множество разнообразных произведений масс-культуры, однако именно в рамках комиксов она получила наибольшее развитие и закрепилась как фундамент для создания почти неограниченного числа вариаций героев и сюжетов с ними. За последние полвека одна только вселенная Marvel разрослась до целого тандема миров, которые регулярно пересекаются друг с другом, пусть зачастую и не самым мирным путем. Об этом и многом другом я и расскажу в этом материале.

Начать необходимо с небольшой исторической справки. Само по себе существование единой мультивселенной с параллельными мирами обсуждается в научных кругах порядка сотни лет. Теорию существования параллельных миров нельзя проверить или подвергнуть эксперименту (по крайней мере, пока что), а это, в свою очередь, идет вразрез с основополагающими элементами научного доказательства.

И все же среди сторонников теории десятки именитых ученых и экспертов с мировым именем, в том числе и ныне покойный Стивен Хокинг.

Помимо этого, мультивселенные и значимость «выбора» то и дело светились в религиозных учениях, к примеру, в индуизме и некоторых эзотерических практиках. Все они говорят, по сути, об одном и том же — о зависимости решений людей и будущих последствий, то бишь о стандартной причинно-следственной связи.

Популяризация теории мультивселенной в рамках поп-культуры началась с выхода в свет оригинального телесериала «Звездный путь», а именно серий, посвященных Зеркальной реальности — вселенной, в которой все ключевые события и характеры персонажей словно «отзеркалили» (к примеру, Кирк из этого мира оказался хладнокровным убийцей).

Капитан Кирк и Спок из Зеркальной реальности сериала 1966 года.

Наиболее известными проектами, использующими теорию мультивселенной, стали некогда хитовые франшизы «Терминатор» и «Назад в будущее». Оба сюжета были построены на путешествии героев во времени, что незамедлительно влияло на будущее их миров, фактически создавая альтернативные его линии. «Назад в будущее 2» лучше и проще всего дает зрителям представление о мультивселенной, в которой и некогда глупый хулиган способен с подачи своей престарелой версии стать миллиардером с собственным отелем.

Более поздним примером, также заслуживающим упоминания, стал фильм 2004 года «Эффект бабочки», демонстрирующий, как отдельные действия, даже не самые значимые, способны диаметрально изменять жизни людей вокруг. Из современных произведений можно вспомнить причудливые миры мультсериала «Рик и Морти», представленные в сериях про межпространственное кабельное телевидение. И все-таки наиболее подробно параллельные миры были описаны и изучены в комиксах, пусть по большей части и не самым правильным путем.

Разделение единой вселенной в комиксах (в рамках одного издательства, само собой) на целую тьму сосуществующих параллельных земель полноценно началось со старта Серебряного века комиксов (примерно с 1956 до 1970 года), когда некогда известные и привычные герои полностью преобразились, подстраиваясь под вкусы читателей того времени. В середине прошлого века DC Comics активно искало способ поднять продажи своих историй, что и привело к необходимости «обновить» уже неактуальные образы. Отправной точкой стало создание Барри Аллена, Флэша Серебряного века, который пришел на смену местами нелепому и комичному Джею Гаррику. Дебют Алого Спидстера в Showcase #4 1956 года разошелся, по меркам тех лет, огромными тиражами, посему новые реинкарнации героев с именами популярных в былые времена персонажей не заставили себя ждать. Старичков, не снискавших любовь современников, объединили под эгидой Земли-2. Таким образом издательство убило сразу двух зайцев: открестилось от устарелых еще десяток лет назад образов, при этом сохранив возможность выпускать сюжеты про них в рамках своего же импринта.

Первым крупным толчком в оформлении теории мультивселенной стал сюжет «The Flashes of Two Worlds», ставший кроссовером Флэшей Серебряного и Золотого веков.

В рамках этой истории издательство впервые объяснило читателям сущность параллельных миров, а также их значимость друг для друга в единой вселенной DC. Кроме того, сюжет стал крупным шагом в сторону «фан-сервисного» восприятия темы: ведь кто откажется посмотреть на совместные приключения целых двух Флэшей из разных миров? Но об этом чуть дальше.

Обложка The Flash #123, дающая старт сюжету «Флэши двух миров».

Кроссовер спидстеров, как и полагалось, получил феноменальный успех, что и подтолкнуло DC запустить еще несколько историй с персонажами разных Земель. Эти заигрывания с мирами и вариациями персонажей в итоге вылились в целую тьму ошибок в общем «каноне», которые в срочном порядке необходимо было исправлять. А как решить проблему с огромным числом разных вселенных и «настоящих» событий? Правильно: «отменить» их все, оставив лишь одну номинальную Землю с переделанными и усредненными происхождениями. Инструментом ликвидации неугодных миров стал сюжет «Кризис на бесконечных землях» 1985 года — история противостояния двух мета-сущностей за право вершить судьбы миров. Впервые всем героям DC пришлось объединиться ради победы над общей угрозой, а кому-то, как, например, Барри Аллену, потребовалось пожертвовать собственной жизнью.

И так круг замкнулся: первое творение мультивселенной погибло во благо редакторов, не понимающих, как правильно работать с темой и авторами.

Отклик, как можно догадаться, был невероятный: читатели скупали все номера сторонних серий, где раскрывались самые мельчайшие детали произошедших событий; огромные тиражи комиксов мгновенно исчезали с полок магазинов, а «Большая двойка» окончательно поняла, что деньги-то в глобальных событиях! Впоследствии слово «Кризис» стало нарицательным, из-за чего авторы DC и по сей день с охотой упоминают его в различных вариациях (взять тот же «Heroes in Crisis», который выходит прямо сейчас).

Карта Мультивселенной DC за авторством Гранта Моррисона.

Тему с мультивселенными чуть позже взяли на заметку и другие издательства. Таким образом, к началу нулевых людей абсолютно не смущал выход целых трех полноценных сюжетов о Человеке-пауке из разных миров (616, Ultimate-1610 и Mangaverse). Между тем, от Marvel также выходила серия комиксов «What if…?», которая рассказывала о классических героях, претерпевших серьезные изменения из-за иного личного выбора или внезапного поворота по ходу истории. В итоге мы получили практически две сотни комиксов-ваншотов, демонстрирующих самые разные жизненные ситуации, начиная от «Капитан Америка стал президентом США» и заканчивая «Фантастической Четверкой, появившейся в СССР». Популярность серии, к слову, нисколько не уменьшилась за более чем 40-летнюю историю (первый номер «What if…?» датируется аж 1977 годом!), из-за чего в прошлом месяце Marvel подготовило к выходу шесть новых историй про самых разнообразных персонажей издательства.

К слову, именно успех Ultimate-вселенной стал решающим для Marvel в вопросе экспериментов со своей мультивселенной, ведь как раз после него издательство решило запустить еще несколько проектов со схожей идеей и подробной детализацией: Mangaverse, импринт Marvel Knights (часть историй которой стали каноничными для 616), Marvel Noir и другие. Отдельного упоминания стоит легендарный сюжет «Earth X» за авторством Алекса Росса, дизайнами и решениями которого вдохновляются до сих пор.

Со временем издательства прониклись возможностью создавать истории, никак не связанные с основной вселенной, благодаря чему 90-е годы стали рассветом кроссоверов самых разных персонажей и миров.

«Бэтмен против Хищника», «Арчи встречает Карателя», «DC против Marvel» — все эти истории стали творением беспощадного желания редакторов крупных издательств нажиться на известных именах и брендах. В итоге эти идеи привели «Большую двойку» к созданию официального импринта Amalgam Comics — вселенной, в которой все персонажи — смесь двух ранее известных героев: одного из Marvel, одного из DC. Зачастую порыв поместить как можно большее число амальгам в в сюжет, нежели требуется, лишь усугублял и без того не самые сильные сценарные работы, а также общее безумие дизайнов. К слову, не стоит забывать, что сам по себе Amalgam оставался кроссовером из 90-х, поэтому некоторые законы жанра и внутренней логики не применимы к этим комиксам в принципе. Само собой, новый импринт приняли куда холоднее прочих кроссоверов, из-за чего уже через год после открытия от него поспешили откреститься все причастные. Примерно на этом эпоха подобных безумных, наивных, но по-своему занятных кроссоверов начала медленно сходить на нет.

Персонажи первой волны импринта Amalgam Comics.

К сожалению, на сегодняшний день история мультивселенной в комиксах зашла в тупик. Раз в несколько лет появлялось какое-то событие, которое демонстрировало, что о других мирах все же не забыли, параллельно выходила пара серий за пределами основной вселенной, но на этом все. Тем не менее, идея все еще живет в головах хороших сценаристов, поэтому порой появляются серии, никак не связанные с глобальными линиями «Большой двойки», но при этом с азартом эксплуатирующие уже клишированные повороты в духе «один из персонажей — двойник из другого мира».

Что же происходит в рамках Marvel и DC? Честно говоря, ничего хорошего. Уже который год оба издательства предпочитают игнорировать оригинальные идеи, все чаще обращаясь к двум основным способам заработка на теме: фансервису и шок-факторам.

Первый характеризуется уже известными вам приставками «verse» в названии, а также огромным количеством откровенного бреда и ненужных сюжету персонажей, которых впоследствии назовут «необходимыми отсылками», «пасхалками» и «камео». Но для чего они в комиксе? Разумеется, чтобы он продавался! Далеко за примерами ходить не надо: можно вспомнить совсем свежее событие Spider-Geddon, которое сюжетно практически полностью копирует предшественника в лице Spider-Verse. Те же три-четыре параллельные серии с крайне посредственной и натянутой привязкой к основной истории, те же герои-пустышки, которых будут вырезать направо и налево, тот же внезапный рояль из кустов, когда до финала осталось несколько выпусков. Аналогично сработал и недавний «Dark Knights: Metal», который впору называть «Batman-Verse» — настолько любование Темным рыцарем Готэма от Скотта Снайдера отторгает и заставляет ненавидеть знаменитого супергероя. И не сказать, что авторы делают что-то неправильно с точки зрения продаж — все одиночные выпуски, выходящие при этом событии, закончились еще во время предзаказов, не говоря уже о том, что «Бэтмен, который смеется» (тот самый гибрид с Джокером) разошелся тиражом в сто тысяч экземпляров, поборовшись за пальму первенства ноября с дебютным номером «Doomsday Clock» — кроссовером «Хранителей» со вселенной DC.

Обложка Doomsday Clock #1.

Тем не менее, фансервис работает не только с кроссоверами, но и с неоднозначными идеями. Например, Гвен-Паук, первое появление которой нынче стоит порядка 100-150 долларов: персонаж, изначально ставший дебютом двух тогда еще молодых авторов, стал их проклятием на четыре года. В 2018 году серию Гвен открыли в третий раз, подарив ей новое прозвище «Spider Ghost», однако на деле ничего не поменялось — лишь другой авторский состав. И, скажем прямо, было бы глупо что-то менять — серия Хипстерши-паука стабильно приносит издательству небольшие, но все же деньги, несмотря на откровенно выдохшихся уже ко второму тому серии сценариста с художником. Первый выпуск сюжета «Gwenom» так и вовсе продался в количестве 75 тысяч копий, что удивительно неплохо для уже потерявшей актуальность серии.

Точно с таким же подходом издательство DC работает над Batman Beyond, правда, помимо фансервиса в ход идут ностальгия и те самые шок-факторы вроде появления известных героев или их приемников. Продажи, к слову, держатся на том же уровне, что и у Гвен: каждый номер стабильно расходится в 20 тысяч экземпляров. Очевидно, что на любую тему найдется свой фанат, которому будет просто в радость наблюдать за персонажем из-за его «непохожести» на оригинальную версию, а не из-за грамотно прописанной мотивации и окружения, например. Судя по продажам, главное, чтобы стильно и для подростков.

Вторым способом моментального заработка, как уже говорилось, стали всевозможные шок-факторы и сюжетные клиффхенгеры. Так уж получилось, что серии комиксов по форме подачи истории уж очень напоминают сериалы, поэтому номера, связанные единой линией, зачастую обрывают «внезапным поворотом». Сделано это, как не трудно догадаться, с целью продать читателям уже следующий номер — ведь как человек, не сведущий в теме, устоит от соблазна узнать «чем все закончится»? Казалось бы, в подобной подаче нет ничего плохого — существует огромное количество авторов, грамотно использующих накал и саспенс финала выпуска для создания почвы дальнейшему развитию истории.

Но вот, когда в дело вклиниваются мультивселенные и заигрывания с вариациями персонажей, все не так хорошо. Далеко за примерами ходить не нужно: фанаты не сразу приняли идею Манхэттена-создателя вселенной DC в Doomsday Clock, как и самих Хранителей рядом с Бэтменом, Суперменом и другими. И ладно сейчас уже вышло достаточно выпусков, чтобы примерно представлять, о чем идет речь, а в 2016 году оставалось биться головой о стену твиттера Джеффа Джонса да строить теории заговора. Аналогичной проблемой, к слову, страдают и проекты, созданные «по мотивам». Например, сериал «Флэш» от The CW, сюжетом третьего сезона которого стали параллельные Земли и путешествия во времени. Учитывая этот факт, нетрудно было догадаться, что авторам будет попросту наплевать на сложную детективную историю вокруг тайны личности главного злодея. Зачем, когда можно сделать классическое клише в духе «Барри сам свой злейший враг», при этом лишний раз не переплачивая хорошему актеру? Дешевый грим решает все проблемы!

Стоит также упомянуть, что даже в подобных жестких рамках издательской политики, которая ориентирована исключительно на заработок, порой появляются «бриллианты», объединяющие в себе интересные концепты, качественную историю и яркую картинку. Одним из таких проектов стал недавний Batman: White Knight за авторством Шона Гордона Мерфи — безумно талантливого художника комиксов, успевшего поработать над изданными у нас в России «Токийским призраком» и «Хрононавтами». Серия вышла неоднозначной, однако, как мне кажется, заслуживающей обсуждения и того шороха, что она навела в комикс-индустрии. Разумеется, хорошую идею с руками отрывают — продажи White Knight были на уровне, а первые печати некоторых номеров нынче стоят до 30 долларов за штуку. И все-таки, к сожалению боссов DC, серия закончилась. Что же делать в таком случае? Конечно, дать «зеленый свет» откровенно ненужному сиквелу с Азраилом, который одним только своим появлением портит всю ту «исключительность» оригинальной истории Мерфи, за которую ее многие и полюбили.

И подобная издательская политика распространяется на все: если редакторам необходимо вернуть персонажа или серию — они проигнорируют работу авторов, не оставивших особых «засечек» для продолжения.

Нужно вернуть известного героя после его очередной «смерти», изначально создававшейся только для повышения продаж и создания сотни вариантных обложек, как было с Росомахой? Можно ввести во вселенную еще с десяток героев на замену, часть которых окажется либо клонами, либо пришельцами из других реальностей. Срочно необходимо что-то подготовить к горячему кинорелизу, как было с «The Amazing Spider-Man 2» и недавним «Веномом»? Можно просто выпустить очередной «Verse», а там фанаты сами решат, за что его любить и кому сопереживать, заодно забьем сюжетное пространство тьмой ненужных подробностей и отсылок, создающих мнимый «объем» истории. А главное — побольше вариативных обложек, чтобы свежие выпуски покупали сразу по мере выхода в количестве трех-четырех штук на человека!

Одна из главных слабостей фанатов — вариантные обложки-коллажи.

Винить кого-то конкретного и вообще винить ли –личное дело каждого. Факт остается фактом: к несчастью, подобное потребительское отношение «Большой двойки» к ранее оригинальной и практически неисчерпаемой теме остается актуальной. С другой стороны — пару раз в год мы видим что-то нетипичное и занятное, как, к примеру, случилось с «Космическим Призрачным гонщиком» или той же «Гвенпул». Проблема в том, что редкие удачные произведения не заслуга Marvel или DC. В настоящее время супергеройские комиксы — конвейер по производству ностальгии и притягательных ассоциативных образов, а потому издательствам неважно качество итогового продукта — главное, что известный образ продается. Чистая коммерция и работа брендов, ничего более. И все-таки, я считаю, подобный временный застой с возвращением к истокам рано или поздно подарит очередных новичков, также кричащих про клишированность и глупость комиксов уже нашего времени. А там и до очередных гениальных «Кризисов» и «Секретных войн» недалеко!

К слову, о хороших комиксах. Специально для вас был составлен небольшой список качественных и нестандартных работ на тему мультивселенной, которые, как мне кажется, стоит оценить по достоинству, благо большинство этих комиксов уже издавались в России:

  • Edge of Spider-Verse и Edge of Spider-Geddon — простые в восприятии одиночные выпуски об альтернативных вселенных и вариациях Человека-паука в них, которые идеально подойдут для чтения в дороге. Обе серии примечательны тем, что в них, по большей части, привлекали «свежую кровь» в лице еще молодых сценаристов и художников. И да, именно в этой серии впервые появилась Гвен-Паук!
  • Old Man Logan — один из самых известных сюжетов про Росомаху, также послуживший основой для прошлогоднего «Логана». В меру динамичная и трогательная история о сломанном человеке в сеттинге пустынного постапокалипсиса: идеальное дополнение вечера для всех любителей «Безумного Макса».
  • Secret Wars и «Мстители» Джонатана Хикмана — эпическая сага о величайших героях Земли, космических богах, Камнях Бесконечности, параллельных вселенных и других мирах. К слову, если вы вдруг не знали, на сюжете «Бесконечность», также входящем в серию Джонатана Хикмана, отчасти основывался сюжет «Войны Бесконечности»!
  • Multiversity— «лебединая песнь» Гранта Моррисона, подарившего поколению нулевых лучшие комиксы о Бэтмене. Сразу скажу — серия безумно сложная для восприятия (скорее всего, вам придется перечитывать ее), однако, поверьте, еще никогда вы не видели такую детализацию мира в сюжете, который сам по себе высмеивает издательскую политику «Большой двойки» с их любовью к перезапускам и обновлениям.
  • The Unbelievable Gwenpool— занятная история на тему «что, если бы обычную девочку-гика закинули во вселенную Marvel». Думаю, каждый из нас в свое время мечтал биться бок о бок с героями своих комиксов. «Гвенпул» именно об этом, несмотря на малость озадачивающее название, способное по неопытности запутать читателя.
Теория мультивселенной — в чем ее значимость для современной комикс-индустрии и поп-культуры? - фото 1

Понравился материал? Подпишитесь на паблик автора «ВКонтакте»!

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Ramona Flowers
Ramona Flowers

Спасибо, было интересно читать?

cdnm_47
cdnm_47

Хороший материал, с интересом прочитал.

Но саму идею мультивселенной в комиксах недолюбливаю.

В статье хорошо описан ее изначальный резон: нежелание сводить концы с концами/желание бесконечно продавать истории об одном и том же герое, обесценивая и обнуляя все серьезные и драматические перемены, произошедшие ранее. Хороших работ с мультивселенными - единицы. Из последнего ничего не приходит в голову, кроме, пожалуй, Injustice.

Ну и да - "Терминатор" изначально был не о мультивселенной. Его таким сделала жажда бесконечных продолжений.

Скрипкин Иван
Скрипкин Иван

Я комиксы никогда не читал, но если уж пишете о мультивселенной как явлении, то просто необходимо упоминать Майкла Муркока, который писал о мультивселенной, когда это ещё не было мейнстримом. Впрочем, в целом концепция подана совершенно правильно.