17 февраля 2019
Обновлено 17.02.2019

Рецензия на «Алиту: Боевой ангел»

14 февраля в наших кинотеатрах вышла «Алита: Боевой ангел» — экранизация одноименной манги Юкито Кисиро 1991 года. Постапокалипсис, киберпанк, боевые киборги, жестокий и смертельный моторбол. В оригинале героиню звали Гали, в честь кошки доктора Идо, а манга также известна как Gunnm (в переводе — «сны оружия»).
14 февраля в наших кинотеатрах вышла «Алита: Боевой ангел» — экранизация одноименной манги Юкито Кисиро 1991 года. Постапокалипсис, киберпанк, боевые киборги, жестокий и смертельный моторбол. В оригинале героиню звали Гали, в честь кошки доктора Идо, а манга также известна как Gunnm (в переводе — «сны оружия»).
Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 1

«Алита: Боевой ангел» — очередной фильм, разделивший критиков и зрителей. 59% против 92% на томатах говорят сами за себя. Обычно это знак того, что фильм далек от идеала и перегружен не слишком удачными решениями, на которые зрители, впрочем, готовы закрыть глаза, потому что есть ради чего.

Для начала разберемся со слоном в комнате, большим глазастым слоном, который занимает в ней столько же места, сколько глазные яблоки в голове нашей главной героини — она ему в облипку.

Первый трейлер вызвал у меня такую же реакцию, как и у большинства людей — отторжение и хохот. Эти огромные блюдца вместо глаз, которым позавидовал бы и Кот в Сапогах, выглядели нелепо. Но в самом фильме они уже воспринимались совершенно нормально — да, глаза на пол-лица, но она же киборг, в том и идея была, что она выглядит не человеком. Говорят, их все же уменьшили к премьере, но я не проверял, вполне возможно, что мы просто привыкли и перестали замечать. В общем, отторжения Алита больше не вызывает, за глаза можно особо не переживать — фильм они не портят, это даже начинаешь ценить.

Второй слон в комнате — это оригинальная манга, которой Кэмерон грезил десять лет, мечтал снять, но завяз в своих синих человечках и отдал проект Родригесу. Мангу я не читал и то, что я успел о ней узнать, не сильно убеждало меня заполнить этот пробел. По отзывам — это неплохая вещь, но далеко не «Призрак в доспехах», тут нет сильной претензии на философию, созерцательности и так далее. Это куда более простая вещь, хоть и не лишенная своих сильных драматических моментов. То есть, не совсем пустоголовое рубилово, мысли там есть, в том числе о роли, которую тебе приписывает общество и даже родные тебе люди, как она отличается от того, кем ты действительно являешься.

Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 2
Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 3

Экранизации манги или пересъемки аниме у Голливуда пока получались ужасно. «Повелитель стихий» (да, я причисляю Аанга к аниме, пусть и американскому), «Тетрадь смерти», «Призрак в доспехах» — все они показали, что киноделы не понимают, как работать с этим богатым материалом, теряя все самое ценное, глубокое, новое в неуклюжих попытках насытить историю более привычными шаблонными вещами — экшеном, натянутой драмой, шокирующими твистами.

Некоторые фанаты аниме признали «Алиту» первым шагом в обратном, правильном направлении. Это не однозначная победа, но точно и не оскорбительный плевок в лицо оригиналу, какими были вышеперечисленные попытки. «Ангел» тоже строится вокруг экшена и не блещет глубиной, но тут можно сказать, что и первоисточник ему достался не такой «сложный». Суть манги ухвачена явно более удачно, чем получалось раньше, да и сюжет никто особо не менял — узловые моменты все в манге так и выглядели, пусть и не всегда в том же порядке.

Впрочем, большинство зрителей, которые ни о манге, ни об аниме не слышали, соответствие оригиналу волнует мало. Как фильм смотрится сам по себе? Несмотря на то, что трейлер не внушал особого доверия, на удивление приятно.

Глубины у истории особой нет, сюжет тоже довольно прост и в общих чертах шаблонен. 300 лет с некой абстрактной опустошительной войны с Марсом, жесткое наглядное классовое разделение с нищими плебеями внизу и элитой в парящем городе, куда оставшиеся на земле стремятся попасть, но путь им туда закрыт. Героиня с амнезией, внезапно обнаруживающая у себя топовые боевые способности, резкая влюбленность в первого попавшегося паренька на крутом байке… Звучит не слишком многообещающе.

И все же, что-то очеловечивает эту историю, детали спасают ее от падения в полный примитивизм. И большая часть этих заслуг можно приписать главной героине, которая получилась достаточно фактурной и необычной, несмотря на то, что ее словно нарочно собирали из самых отъявленных штампов.

Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 4

Алита сама — персонаж полностью компьютерный, как Наʼви в «Аватаре» или Серкис в большей части своих ролей. Играет юного киборга Роза Салазар, малоизвестная актриса, которая внезапно потрясающе справляется со взваленной на нее ношей. Графика в фильме отличная, в том числе и сама Алита, но «продает» образ вовсе не графика, а очень человечная и мощная игра Розы. Актриса в свои 33 отлично передает мироощущение наивной, почти новорожденной героини, которая тает, впервые пробуя шоколад, или в шоке разглядывает свое новое кибертело, больше похожее на резную статуэтку из слоновой кости.

Любовную линию ругают все — избранник Алиты не вызывает особой симпатии, а в столь скоропостижную любовь до гроба не верится совершенно. Но вот в чем шутка — мне кажется, тут все так и должно быть. Как и с неестественными глазами, которые и должны отталкивать нас поначалу, напоминать об искусственном теле героини, а затем тащить нас назад, заставлять очаровываться и сочувствовать ей вопреки этому барьеру, несмотря на то, что она не человек. Мы должны преодолеть этот рубеж сами, чтобы в итоге наша связь с героиней стала лишь сильнее.

Так и с романтикой — фильм, возможно, и не пытается заставить нас всерьез лить слезы о трагичной любви подростков. Эта влюбленность здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть наивность и распахнутость Алиты.

Это не некая взрослая любовь, высокое чувство, которым нам предписывается восхищаться, это импринтинг на людей, которых она встретила первыми и которые были добры к ней. Это трагичная в своей слепоте и неуместной мощи сила, которая захватывает Алиту так же безраздельно, как вкус апельсина или первый опыт моторбола. Она обречена была на подобные неудачные первые шаги, как любой неопытный ребенок. Мы и не должны одобрять ее увлечение этим парнем, он не должен нам нравиться, фильм просто предлагает напряженно наблюдать за этой захватившей Алиту страстью, которая очевидно не кончится ничем хорошим.

Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 5

Даже если вам плевать на прорыв в голливудских экранизациях манги, философию и нюансы образа главной героини, картину можно смотреть и чисто как дорогой развлекательный блокбастер. Экшен тут действительно хорош, дизайн киборгов проработан кропотливо — они интересные и действительно разнообразные, запоминающиеся.

То, что это киборги, позволяет Родригесу рвать тела на части, проламывать, отрывать, втемяшивать в стены стальные головы, обильно брызгать синей кровью и выдавать как легкий, но будоражащий боди-хоррор, так и потрясающие свежие экшен-моменты, когда от противников остается лишь торс с одной конечностью, но драка не кончается, а наоборот переходит в свою самую интересную фазу (удар со стойки на руке явно станет самым запоминающимся моментом фильма для многих).

Иногда даже одного яркого, по-настоящему мощного момента достаточно, чтобы мозг сам пересобрал для себя остальной фильм в нечто куда более интересное, заслуживающее уважения и внимания, чем казалось изначально.

Фильм нельзя не сравнить с «Первому игроку приготовиться» из-за обилия графики и во многом схожим подходом, но мне он понравился куда больше. Возможно, просто потому, что тут нет такого количества фейспалмов и откровенно напрягающих оттенков месседжа. У «Боевого ангела» есть свои проблемы, но все же он смотрится чище и ровнее.

Рецензия на «Алиту: Боевой ангел» - фото 6

Итог

«Алита» заслуживает шанса. Это яркая зрелищная фантастика со свежим экшеном, который смотрится не как очередное месиво пикселей, а как действительно захватывающее приключение. Сама Алита пленяет своей открытостью, простым, но интересным концептом героини с душой ребенка, телом киборга и мозгом трехсотлетнего убийцы, которая медленно возвращает себе память, навыки и психологический возраст, утрачивая свою наивность неопытность. Ее можно воспринимать как довольно прямолинейного героя-супермена, но при желании можно рассмотреть и интересные нюансы персонажа, которые делают образ куда более фактурным и многослойным.

К сожалению, в двухчасовую картину влезли лишь элементы первых четырех томов манги (да и те очевидно прессовали как могли, торопливость разворачивания событий чувствуется со старта), поэтому будьте заранее готовы к тому, что на финальных титрах вы будете чувствовать, что история только начинается. Это даже нельзя назвать клиффхенгером в привычном понимании — это именно первая глава большой саги.

Не скажу, что фильм обрывается ни на чем и оставляет ощущение незаконченности — первая арка завершается вполне удовлетворительно — но в конце хочется нажать «next episode», которого, к сожалению, пока нет и не факт, что будет — картине для начала нужно не провалиться в прокате и заслужить себе сиквел, что пока не гарантировано. Публика не слишком рвется в новые незнакомые фантастические миры, поэтому Алите вполне может не повезти.

Мне лично будет очень обидно, если она провалится, потому что подобное старательное отношение к адаптации материала нужно поощрять.

Это был неидеальный, немного скованный и неуклюжий шаг, но он был в верном направлении и заслуживает поддержки — если мы вообще надеемся когда-либо дойти до места назначения. В смысле, до полноценных пересъемок наших любимых историй из аниме и манги с живыми голливудскими актерами. Может, я и успею дожить до адекватной адаптации любимых «Код Гиасс» или «Детей на склоне»…

А вы какое японское творение хотели бы доверить в правильные голливудские руки? И в какие именно.

Комментарии 67
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Руслан Бимбасов
Руслан Бимбасов

Убогое кино, жалею что на него пошел, надеюсь к Родригезу вернется муза и он наконец то снимет стоящий фильм