Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Японцы обожают истории о далеком и мрачном будущем — это заметно по обилию произведений подобной тематики. Увы, качеством и оригинальностью они могут впечатлить далеко не всегда. И раз уж скоро выходит «Алита: Боевой ангел», экранизация манги Юкито Кисиро, мы решили рассказать, какие киберпанк-работы заслуживают вашего внимания.
Японцы обожают истории о далеком и мрачном будущем — это заметно по обилию произведений подобной тематики. Увы, качеством и оригинальностью они могут впечатлить далеко не всегда. И раз уж скоро выходит «Алита: Боевой ангел», экранизация манги Юкито Кисиро, мы решили рассказать, какие киберпанк-работы заслуживают вашего внимания.
Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк
Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Battle Angel («Боевой ангел»)

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 1991-1995;
  • Пишет и рисует Юкито Кисиро;
  • Издательство: Shueisha;
  • На русском три тома издано Xl Media.

Пожалуй, самая предсказуемая манга в этом списке. Работа Юкито Кисиро выходила не так долго — всего четыре года, однако автор изначально задумывал ее как нечто гораздо более масштабное, потому она получила сиквел — Gunnm: Last Order, выходивший с 2001 по 2014 год. Gunnm считается классикой и одной из вершин жанра киберпанк, и ее достоинства и правда тяжело отрицать.

Сюжет разворачивается в футуристическом мире-антиутопии. Люди и киборги в нем в основном обитают в двух местах. Первое — это город-утопия Тифарес, висящий в небесах. Второе — это наземный Кудзу-тэцу-мати (можно перевести как «город свалки металлолома»), в котором выживают низшие слои населения. Жителей Тифареса волнует только безопасность своих Фабрик, которые производят все необходимое для жизни, потому на поверхности процветают нищета и преступность.

Однажды вместе с мусором в город-свалку сбросили почти уничтоженную девушку-киборга. Ее находит доктор Идо, восстанавливает пострадавшую и называет ее Алита. От прежнего тела у нее остались лишь голова и часть туловища, а еще она ничего не помнит, но на уровне инстинктов первоклассно владеет боевыми приемами. Узнав о том, что Идо занимается охотой за головами самых опасных преступников, девушка решает выбрать такой же род деятельности, надеясь заодно узнать больше о своем прошлом.

Первое, что бросается в глаза при чтении, — это превосходный рисунок Кисиро. Автор потратил много времени, чтобы изобразить унылые антиутопические пейзажи и футуристических киборгов во всей красе. Смотреть на местные сражения и развороты — сплошное удовольствие. Рисунок отлично выглядит даже сегодня.

Привлекает еще и отлично проработанный, необычный мир. Мангака не просто сделал яркие локации для основного сюжета — он наделил их жизнью и внятным контекстом. У всех местных банд, организаций, концепций и терминов есть свое значительное место в сюжете, ни одна деталь не вводится исключительно ради красоты или галочки. Из-за этого сеттинг Battle Angel наполняется жизнью, превращается из декорации в полноценного участника событий.

Увы, время не сильно пощадило сюжет, который сегодня неприятно удивляет обилием клише и штампов. Даже основная завязка с амнезией в 2019 году кажется откровенным моветоном. Впрочем, если вы готовы сделать скидку на простую историю, то в награду получите отличный рисунок и один из лучших киберпанк-миров в истории. А заодно сможете с умным видом сидеть в кинотеатре на «Алите» и говорить, как же съемочная команда все переврала.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Akira («Акира»)

Никита Казимиров

85 место в топе лучших комиксов и манги «Канобу»

  • Годы выхода: 1982-1990;
  • Пишет и рисует Кацухиро Отомо;
  • Издательство: Kodansha;
  • Не издавалась на русском, права закупило издательство XL Media.

В наше время с популярностью манги и аниме на Западе все прекрасно. Нам остается только с завистью смотреть, как за рубежом лицензируют все новые и новые серии, не забывая выпускать различные фигурки, артбуки и прочие сопутствующие товары. Конечно же, так было не всегда. В 80-х «странные комиксы и мультики из Японии» были уделом ценителей. Но все изменил выпуск манги «Акира», который произвел настоящий фурор и был сродни культурной бомбе.

Сюжет рисует нам безрадостные картины альтернативного будущего 2019 года. В 1988 году в Токио произошел взрыв ядерной бомбы, из-за чего началась Третья мировая война. Со временем она утихла, а на месте руин был построен Нео-Токио, который, впрочем, тоже сотрясается от протестов и разгула преступности.

Главные герои — парни Тэцуо и Канэда, члены байкерской группировки. Они не обременяют себя заботами, дерутся с другими бандами и живут на полную катушку. Пока однажды Тэцуо случайно не сталкивается со странным мальчиком и оказывается втянут в события, которые смогут изменить весь мир.

После короткого вступления начинается волна непрекращающегося, нарастающего в масштабах экшена, потрясающего воображение. Оторваться практически невозможно, настолько автор погружает нас в безумный водоворот истории. На руку играет еще и прекрасный рисунок, который в мельчайших подробностях изображает грязные трущобы и секретные лаборатории Нео-Токио.

За 6 томов Кацухиро смог смешать множество жанров в удивительную комбинацию. Тут вам и киберпанк, который сменяется постапокалиптикой, и политический триллер, и немного романтики, и жуткий бодихоррор, и даже рассуждения о сущности мироздания. А все многочисленные сюжетные линии и небольшие ответвления истории смотрятся уместно, прекрасно вписываясь в контекст происходящего.

Но как это часто бывает в японских произведениях, лейтмотив повествования должен быть прост и ясен для всех. Отомо выбрал тему дружбы. Но вовсе не той, из-за которой персонажи шаблонных сенэнов находят в себе силы двигаться дальше. Нет, дружба в «Акире» полна соперничества, скрытых обид, жажды превосходства и мести.

И потому она гораздо ближе читателю, чем идеализированные людские отношения в большинстве манг.

При выходе в США «Акира» произвел настоящий фурор и стал даже популярнее, чем у себя на родине. Порой бывает, что такие случаи представляют лишь исторический интерес, но в творение Кацухиро Отомо хочется окунуться с головой. Ведь, помимо других достоинств, с каждой страницы буквально рвется наружу дух молодости и бунтарства, который так часто нынче угасает в людях.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Appleseed («Яблочное зернышко»)

Александр Башкиров

47 место в топе лучших комиксов и манги «Канобу»

  • Годы выхода: 1985-1989;
  • Пишет и рисует Масамунэ Сиро;
  • Издательство: Kodansha;
  • Не издавалась на русском.

Хотя любой любитель аниме без труда назовет вам 5-10 превосходных серий из жизни гигантских роботов, в манге с этим делом на удивление туго. Понятно, что комиксы про мехов чертит каждый второй японский школьник, многие из которых потом становятся талантливыми мангаками. Но комиксы про роботов в Японии — это либо спин-оффы, либо прямые адаптации популярных аниме-сериалов вроде Gundam или Gurren Lagann. Помимо Appleseed я вам могу порекомендовать всего один комикс — Knights of Sidonia гениального Цутому Нихэя (более известного как автора Blame!).

Но лучший комикс о мехах — и единственный представитель жанра, достойный включения в наш топ, — написал и нарисовал молодой Масамунэ Сиро (тоже известный по другому проекту — Ghost in the Shell). Appleseed рассказывает о мегаполисе-утопии под названием Олимп, помимо людей населенном киборгами и андроидами (в версии Сиро — «биороидами»). Главная героиня — Дюна Ньют, девушка-солдат, ветеран Третьей мировой, работающая в спецподразделении биороидной полиции. Ее напарник и возлюбленный — большей частью кибернетический ветеран Бриарей, полностью заточенный в боевой экзоскелет-гекатонхейр…

То есть да: фактически перед нами первый робкий набросок GitS, автор еще молодой и неопытный, но все «пунктики» Сиро в Appleseed мощно ощущаются.

Киберпанк и меха-экшен тесно переплетены с философскими и социологическими рассуждениями о жизни в постапокалиптическом обществе далекого будущего. С одной стороны, это явно мешает сюжету, но с другой, Сиро так подробно расписывает мельчайшие детали функционирования города-аркологии, что это выводит Appleseed из полицейского боевика в твердую научную фантастику.

И, конечно, мангу стоит прочитать из-за арта, фирменной художественной работы Сиро, которому очень плохо удается рисовать все, что связано с людьми, и очень хорошо — все, что так или иначе связано с техникой. Бои киборгов с биороидами в Appleseed происходят на очень тесных, насыщенных действием панельках, поначалу впечатление от арта довольно хаотичное. Но уже к концу первой «боевки» становится ясно, что Сиро точно знает, что делает: картинка никогда не перегружена и за всей меха-броней, взрывами и задымленно-замусоренным воздухом всегда передает дико динамичную, четкую картину действия.

И, если в случае с популярными меха-аниме нужно игнорировать манга-адаптации, то в случае с Appleseed можно с чистой совестью пропустить все многочисленные экранизации — лучше прочитайте хотя бы один выпуск комикса.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Blame!

Александр Башкиров

24 место в топе лучших комиксов и манги «Канобу»

  • Годы выхода: 1998-2003;
  • Пишет и рисует Цутому Нихэй;
  • Издательство: Kodansha;
  • На русском языке выпускается издательством XL Media. Выпущено десять томов.

Бессмертное произведение Цутому Нихэя — одна из немногих манг, которую в принципе невозможно адаптировать ни в виде аниме, ни в виде фильма, ни в виде компьютерной игры. Абсолютно бездарный сериал и несмотрибельная полнометражка Netflix это убедительно доказывают.

У создателей любых адаптаций просто не хватит бюджета, чтобы воплотить на экране рисунок Нихэя, а точнее — центрального персонажа манги, бесконечно огромный и безгранично запутанный Город, находящийся «может быть, на Земле, может быть, в будущем». Разумные машины, занимающиеся строительством Города, давно сошли с ума, остались без единого центра управления и сотни, тысячи, а может быть и миллионы лет продолжают строить — в стороны, ввысь и в глубину.

Это самый уникальный сеттинг в истории художественных произведений — километровой высоты небоскребы, лестницы на следующий этаж, по которым нужно карабкаться в течение месяцев, переборки между уровнями, служащие бескрайним небом нижнему этажу…

Архитектор по образованию, Нихэй сумел вообразить и перенести на страницу каждую деталь, линию, проем и изгиб безумных киберпанковских конструкций, прорисовать игру теней, темные и светлые участки, поставить освещение в тех немногих локациях, где оно все-таки есть.

На это ушла большая часть жизни Нихэя (скромные сроки публикации манги ни о чем не говорят — это его дебютная работа, которую он мог рисовать сколько угодно), и никто и никогда не возьмется повторять ее в чем-то, помимо статичной картинки с черно-белым рисунком. Адаптировать Blame! — это все равно что пытаться сделать трехмерную или анимированную копию Джоконды (или ее экранизацию с живыми актерами). Даже если все это копировать с неограниченным бюджетом и вечными сроками разработки, и через миллион лет результат не будет производить того эффекта, на котором держатся все 10 томов манги.

Blame! — это манга в чистом виде, живая, дышащая картинка, практически не подкрепленная сюжетом, но при этом завораживающая на десятки и даже сотни часов. Да, по Городу ползает какой-то то ли человек, то ли киборг, встречаясь с другими такими же полулюдьми (полукиборгами?) и расстреливая из истерически сверхмощного пистолета древние охранные системы, преграждающие путь на следующий уровень. Но сценарной основы здесь меньше, чем в «Темной башне» Стивена Кинга — Нихэй столько рисовал свой бесконечный мегаполис, что у него просто не осталось времени на то, чтобы придумать герою… ну, хотя бы убедительную цель путешествия.

И это совершенно неважно. Лучшие моменты Blame! — это именно ранние выпуски, когда автор еще даже не начал придумывать историю, и мы вместе с героем крадемся через неведомое, сражаясь неизвестно почему непонятно с чем и упиваясь видами — одновременно давяще-клаустрофобическими и космически-просторными.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

Ghost in the Shell («Призрак в доспехах»)

Никита Казимиров

6 место в топе лучших комиксов и манги «Канобу»

  • Годы выхода: 1989-1991;
  • Пишет и рисует Масамунэ Сиро;
  • Издательство: Kodansha;
  • Не издавалась на русском.

Как писал Эшли Бриллиант, «ты не можешь остановить прогресс, но ты можешь помочь решить, что можно назвать прогрессом, а что — нет». В нашем мире, в котором записывают информацию в гены и клонируют биоткани, но большее значение придается улучшенной камере в смартфонах, эта фраза кажется особо актуальной. И раз настоящий киберпанк от нас сейчас так же далек, как и выход Cyberpunk 2077, то ничто не мешает нам хотя бы о нем помечтать. Например, при помощи манги Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах».

Ее события разворачиваются в Японии победившего прогресса, в которой киборги, роботы и перенос сознания на цифровые носители превратились в обыденность. Сюжет концентрируется вокруг Мотоко Кусанаги по прозвищу Майор. Она служит в так называемом Девятом отделе Министерства внутренних дел Японии, занимающимся тактической разведкой и делами, которые не под силу обычным правоохранительным органам. Очередное расследование выводит членов отдела на загадочного Кукловода, хакера, ответственного за «взлом» мозгов людей. Однако его истинная сущность и намерения способны поразить многих.

Давайте без лишней скромности. «Призрак в доспехах» — это эталон киберпанка и фантастических произведений в целом, причем и в плане дизайна, и по своей сути. То, как достоверно мангака прописал уникальный вариант будущего и продумал его до мелочей, заслуживает максимальной похвалы.

Даже братья Вачовски в своей «Матрице» вдохновлялись как раз историей Майора. Каждая страница приоткрывает читателю новую концепцию или явление сеттинга, из-за чего ты все время ощущаешь, что узнаешь нечто новое.

Однако столь первоклассная проработка вселенной служит лишь декорацией для попыток автора ответить на вопрос — в чем заключается сущность человеческой души? Мотоко еще в детстве оказалась лишена своего настоящего тела после аварии и стала киборгом. Из-за этого ее часто преследуют сомнения о том, осталась ли она человеком или превратилась в бездушную машину. Манга берет за основу парадокс Тесея, звучащий как «если все составные части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же объектом?» и развивает его до неузнаваемости, рассматривает со всех возможных углов.

Пока злые и богатые корпорации решают судьбу мира, герои пытаются разрешить внутренние конфликты и докопаться до причин, которые все-таки позволят им называть себя людьми. В истории для этого вводится понятие «призрак», который и отделяет искусственный интеллект от настоящего. Однако оно настолько эфемерное и трудноопределимое, что зачастую грань между личностью и машиной попросту невозможно начертить.

Именно «Призрак в доспехах» породил основной конфликт киберпанка, который успешно эксплуатируют многие авторы и сегодня. Но Сиро пошел дальше и задал более смелый вопрос: «А что последует за искусственным интеллектом?».

Он применяет принцип эволюции Дарвина к тому, что, казалось бы, полностью противоречит его сути. Главное достижение, что всплывающие темы и ответы выглядят убедительно и разумно, их вполне можно использовать для гипотез или даже, если пожелаете, научных тезисов.

Пока какой-нибудь «Мир Дикого Запада» не может внятно объяснить, что же чувствуют получившие разум машины, пускай вопрос далеко не новый (тот же рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, но я должен кричать» справился неплохо), Масамунэ Сиро еще в прошлом веке написал историю с настоящей проблематикой будущего, до которой уровень общественного сознания пока так и не дорос. Потому манга и заняла свое заслуженное место почти на вершине нашего топа.

Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк

А какую киберпанк-мангу больше всего любите вы? Расскажите в комментариях!