Рецензия на «Алиту: Боевой ангел»
«Алита: Боевой ангел» — очередной фильм, разделивший критиков и зрителей. 59% против 92% на томатах говорят сами за себя. Обычно это знак того, что фильм далек от идеала и перегружен не слишком удачными решениями, на которые зрители, впрочем, готовы закрыть глаза, потому что есть ради чего.
Для начала разберемся со слоном в комнате, большим глазастым слоном, который занимает в ней столько же места, сколько глазные яблоки в голове нашей главной героини — она ему в облипку.
Первый трейлер вызвал у меня такую же реакцию, как и у большинства людей — отторжение и хохот. Эти огромные блюдца вместо глаз, которым позавидовал бы и Кот в Сапогах, выглядели нелепо. Но в самом фильме они уже воспринимались совершенно нормально — да, глаза на пол-лица, но она же киборг, в том и идея была, что она выглядит не человеком. Говорят, их все же уменьшили к премьере, но я не проверял, вполне возможно, что мы просто привыкли и перестали замечать. В общем, отторжения Алита больше не вызывает, за глаза можно особо не переживать — фильм они не портят, это даже начинаешь ценить.
Второй слон в комнате — это оригинальная манга, которой Кэмерон грезил десять лет, мечтал снять, но завяз в своих синих человечках и отдал проект Родригесу. Мангу я не читал и то, что я успел о ней узнать, не сильно убеждало меня заполнить этот пробел. По отзывам — это неплохая вещь, но далеко не «Призрак в доспехах», тут нет сильной претензии на философию, созерцательности и так далее. Это куда более простая вещь, хоть и не лишенная своих сильных драматических моментов. То есть, не совсем пустоголовое рубилово, мысли там есть, в том числе о роли, которую тебе приписывает общество и даже родные тебе люди, как она отличается от того, кем ты действительно являешься.
Экранизации манги или пересъемки аниме у Голливуда пока получались ужасно. «Повелитель стихий» (да, я причисляю Аанга к аниме, пусть и американскому), «Тетрадь смерти», «Призрак в доспехах» — все они показали, что киноделы не понимают, как работать с этим богатым материалом, теряя все самое ценное, глубокое, новое в неуклюжих попытках насытить историю более привычными шаблонными вещами — экшеном, натянутой драмой, шокирующими твистами.
Некоторые фанаты аниме признали «Алиту» первым шагом в обратном, правильном направлении. Это не однозначная победа, но точно и не оскорбительный плевок в лицо оригиналу, какими были вышеперечисленные попытки. «Ангел» тоже строится вокруг экшена и не блещет глубиной, но тут можно сказать, что и первоисточник ему достался не такой «сложный». Суть манги ухвачена явно более удачно, чем получалось раньше, да и сюжет никто особо не менял — узловые моменты все в манге так и выглядели, пусть и не всегда в том же порядке.
Впрочем, большинство зрителей, которые ни о манге, ни об аниме не слышали, соответствие оригиналу волнует мало. Как фильм смотрится сам по себе? Несмотря на то, что трейлер не внушал особого доверия, на удивление приятно.
Глубины у истории особой нет, сюжет тоже довольно прост и в общих чертах шаблонен. 300 лет с некой абстрактной опустошительной войны с Марсом, жесткое наглядное классовое разделение с нищими плебеями внизу и элитой в парящем городе, куда оставшиеся на земле стремятся попасть, но путь им туда закрыт. Героиня с амнезией, внезапно обнаруживающая у себя топовые боевые способности, резкая влюбленность в первого попавшегося паренька на крутом байке… Звучит не слишком многообещающе.
И все же, что-то очеловечивает эту историю, детали спасают ее от падения в полный примитивизм. И большая часть этих заслуг можно приписать главной героине, которая получилась достаточно фактурной и необычной, несмотря на то, что ее словно нарочно собирали из самых отъявленных штампов.
Алита сама — персонаж полностью компьютерный, как Наʼви в «Аватаре» или Серкис в большей части своих ролей. Играет юного киборга Роза Салазар, малоизвестная актриса, которая внезапно потрясающе справляется со взваленной на нее ношей. Графика в фильме отличная, в том числе и сама Алита, но «продает» образ вовсе не графика, а очень человечная и мощная игра Розы. Актриса в свои 33 отлично передает мироощущение наивной, почти новорожденной героини, которая тает, впервые пробуя шоколад, или в шоке разглядывает свое новое кибертело, больше похожее на резную статуэтку из слоновой кости.
Любовную линию ругают все — избранник Алиты не вызывает особой симпатии, а в столь скоропостижную любовь до гроба не верится совершенно. Но вот в чем шутка — мне кажется, тут все так и должно быть. Как и с неестественными глазами, которые и должны отталкивать нас поначалу, напоминать об искусственном теле героини, а затем тащить нас назад, заставлять очаровываться и сочувствовать ей вопреки этому барьеру, несмотря на то, что она не человек. Мы должны преодолеть этот рубеж сами, чтобы в итоге наша связь с героиней стала лишь сильнее.
Так и с романтикой — фильм, возможно, и не пытается заставить нас всерьез лить слезы о трагичной любви подростков. Эта влюбленность здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть наивность и распахнутость Алиты.
Это не некая взрослая любовь, высокое чувство, которым нам предписывается восхищаться, это импринтинг на людей, которых она встретила первыми и которые были добры к ней. Это трагичная в своей слепоте и неуместной мощи сила, которая захватывает Алиту так же безраздельно, как вкус апельсина или первый опыт моторбола. Она обречена была на подобные неудачные первые шаги, как любой неопытный ребенок. Мы и не должны одобрять ее увлечение этим парнем, он не должен нам нравиться, фильм просто предлагает напряженно наблюдать за этой захватившей Алиту страстью, которая очевидно не кончится ничем хорошим.
Даже если вам плевать на прорыв в голливудских экранизациях манги, философию и нюансы образа главной героини, картину можно смотреть и чисто как дорогой развлекательный блокбастер. Экшен тут действительно хорош, дизайн киборгов проработан кропотливо — они интересные и действительно разнообразные, запоминающиеся.
То, что это киборги, позволяет Родригесу рвать тела на части, проламывать, отрывать, втемяшивать в стены стальные головы, обильно брызгать синей кровью и выдавать как легкий, но будоражащий боди-хоррор, так и потрясающие свежие экшен-моменты, когда от противников остается лишь торс с одной конечностью, но драка не кончается, а наоборот переходит в свою самую интересную фазу (удар со стойки на руке явно станет самым запоминающимся моментом фильма для многих).
Иногда даже одного яркого, по-настоящему мощного момента достаточно, чтобы мозг сам пересобрал для себя остальной фильм в нечто куда более интересное, заслуживающее уважения и внимания, чем казалось изначально.
Фильм нельзя не сравнить с «Первому игроку приготовиться» из-за обилия графики и во многом схожим подходом, но мне он понравился куда больше. Возможно, просто потому, что тут нет такого количества фейспалмов и откровенно напрягающих оттенков месседжа. У «Боевого ангела» есть свои проблемы, но все же он смотрится чище и ровнее.
Итог
«Алита» заслуживает шанса. Это яркая зрелищная фантастика со свежим экшеном, который смотрится не как очередное месиво пикселей, а как действительно захватывающее приключение. Сама Алита пленяет своей открытостью, простым, но интересным концептом героини с душой ребенка, телом киборга и мозгом трехсотлетнего убийцы, которая медленно возвращает себе память, навыки и психологический возраст, утрачивая свою наивность неопытность. Ее можно воспринимать как довольно прямолинейного героя-супермена, но при желании можно рассмотреть и интересные нюансы персонажа, которые делают образ куда более фактурным и многослойным.
К сожалению, в двухчасовую картину влезли лишь элементы первых четырех томов манги (да и те очевидно прессовали как могли, торопливость разворачивания событий чувствуется со старта), поэтому будьте заранее готовы к тому, что на финальных титрах вы будете чувствовать, что история только начинается. Это даже нельзя назвать клиффхенгером в привычном понимании — это именно первая глава большой саги.
Не скажу, что фильм обрывается ни на чем и оставляет ощущение незаконченности — первая арка завершается вполне удовлетворительно — но в конце хочется нажать «next episode», которого, к сожалению, пока нет и не факт, что будет — картине для начала нужно не провалиться в прокате и заслужить себе сиквел, что пока не гарантировано. Публика не слишком рвется в новые незнакомые фантастические миры, поэтому Алите вполне может не повезти.
Мне лично будет очень обидно, если она провалится, потому что подобное старательное отношение к адаптации материала нужно поощрять.
Это был неидеальный, немного скованный и неуклюжий шаг, но он был в верном направлении и заслуживает поддержки — если мы вообще надеемся когда-либо дойти до места назначения. В смысле, до полноценных пересъемок наших любимых историй из аниме и манги с живыми голливудскими актерами. Может, я и успею дожить до адекватной адаптации любимых «Код Гиасс» или «Детей на склоне»…
А вы какое японское творение хотели бы доверить в правильные голливудские руки? И в какие именно.
Больше по теме
- 5 лучших фильмов Роберта Родригеса
- Какой получилась экранизация манги «Алита: Боевой ангел»? Мнение с пресс-показа
- Аналитики предрекают фильму «Алита: Боевой ангел» огромный кассовый провал
- «Алита: Боевой ангел» — так ли на самом деле хороша культовая киберпанк-манга?
- Akira, Ghost in the Shell и другие — лучшая манга в жанре киберпанк
- Критики прохладно приняли фильм Роберта Родригеса «Алита: Боевой ангел»
Убогое кино, жалею что на него пошел, надеюсь к Родригезу вернется муза и он наконец то снимет стоящий фильм