Рецензия на «Аквамена»
«Аквамен» вогнал меня в откровенный ступор, из-за которого я часами бродил вокруг пустого листа, потом начал заполнять его идеями, заметками и вопросами, но никак не мог приступить, собственно, к тексту. Потому что не мог решить, какой вывод сделать из увиденного, какой вердикт вынести.
В принципе, подобный ступор — не редкость, многие фильмы вызывают неоднозначную реакцию, ты видишь и плюсы, и минусы, но какая чаша перевешивает даже в твоем конкретном случае, понять поначалу сложно. Потому что писать ревью сразу после просмотра вообще затруднительно, фильму нужно время, чтобы уложиться в голове. Мелочи должны уплыть из памяти, а самое яркое и ключевое — сложиться в лаконичный образ, вызывающий четкую эмоцию. А ведь весело было. Или — я забыл, что вообще смотрел этот фильм. В общем, да, это частое осложнение, но все же «Аквамен» выкрутил этот ступор на максимум. Я не могу понять, как этот фильм запомнится, до чего округлится, какое место займет в имаджинариуме комикс-муви.
Проблема ленты в том, что она застревает в очень коварной точке оценочной кривой. Фильм движется от нижней границы — полного провала, скучного месива — успешно преодолевает все наши самые большие опасения и доводит зрителя до точки, где тот начинает помышлять о том, что смотрит действительно хороший фильм. Что у DC получилось. Снова. Не одной «Чудо-женщиной».
И вот ровно в тот момент, когда ты перестаешь воспринимать сольный фильм про Аквамена как заведомый флоп, и начинаешь в него верить, все его минусы обрушиваются на тебя как цунами.
По идее, картина не имела особых шансов. Она родилась в умирающей киновселенной, которую преследовали неудача за неудачей и которую задушили идиотские студийные решения, и посвящена она была самому нелепому герою из Лиги Справедливости, чей образ в сознании массового зрителя давно был низведен до карикатуры мультсериалом «Супердрузья», пародиями в «Гриффинах» и «Робоцыпе». Бедный бесполезный Аквамен, герой, умеющий говорить с рыбками.
И вот с этими нулевыми ожиданиями ты приходишь в кино, заранее похоронив фильм и два часа своей жизни, которые потратишь на его просмотр, и мало-помалу замечаешь, что вообще-то получаешь фан.
Тут нет Снайдеровской бледной цветокоррекции, все светится и играет красками, а боевые сцены происходят ярким солнечным днем. Вместо пафосного саундтрека Циммера (который выглядит напыщенно, если на экране нет подходящей по уровню накала драмы) — щемящие Sigur Ros, шутливые темы и драйвовые запилы, которые делают бодрые сцены еще бодрее. Нет непроходимой мрачности и претенциозности как постановки, так и самого героя.
Артур расслаблен и ироничен, а режиссер и вовсе не стесняется открыто издеваться над ним, врубая пафосную музыку и слоу-мо каждый раз, когда Аквамен выныривает из воды или оборачивается в кадр.
Но до копирования марвеловского обшучивания всего и вся это не скатывается, шуток немного, они не смешные, но и бешенства не вызывают, а парочка так и вовсе доходит до дэдпуловского уровня наглости («Слабости: чужак, полукровка» вызвало у меня истерику, а идущий следом осьминог из Русалочки, играющий на бонгах, словно отбивал шутку традиционным «тарам-тарам-бамс»).
Нет здесь и христианского символизма, и супер-запутанных злодейских планов. Сюжет простой, как бревно, но из-за этого он и не разваливается на части. Смотрится все это легко и весело с редкими заплывами в скуку, что само по себе достижение в рамках данной киновселенной. Артур даже не повторяет ошибок Супса и реально спасает кого-то прямо в начале фильма, напоминая, что он именно супергерой, а не просто метачеловек с крутыми суперсилами, преследующий свои интересы.
Проблема в том, что когда ты перестаешь бояться за фильм и начинаешь активно за него радеть, пытаешься всерьез полюбить его, натыкаешься на мощное сопротивление, и плыть против течения становится все сложнее с каждой минутой.
Стоит начать относиться к картине серьезно, без скидок и заниженных ожиданий, сразу начинает лезть в глаза скрадывающая удовольствие фальшь. Вездесущий и очень очевидный гринскрин, не слишком впечатляющая графика, спорный дизайн реквизита, который заставляет реальные вещи выглядеть как дешевое недорендеренное жмячло.
Ну кто решил делать цепи такими белыми и отшлифованными, что на них мерещится ценник с надписью «Поролон»? Кто решил сделать трезубцы настолько гладкими, блестящими и лишенными фактуры, что они смотрятся невесомыми игрушками, обмотанными фольгой, а не тяжелым грозным оружием? Кто решил, что дизайн винтовок и брони жителей Атлантиды надо стырить из «Притяжения» Бондарчука? Весь этот пластмассовый хай-тек что там, что здесь выглядит снятым с полок детского магазина. Насколько круче и убедительнее бы смотрелись эти битвы, будь экипировка солдат не пластмассовой, а откровенно железной, почти стимпанковой, увесистой, грозной. Она выглядит настолько нелепо, что костюм Черной Манты, объективно идиотский из-за этой огромной головы, выглядит на контрасте мега-круто (нет, правда, Манта хорош — мощный, грозный и беспощадный).
Декораторы создали потрясающие оазисы, где вода течет, капает, струится, подсвечивается, играет бликами, а флора — буйствует красками и формами. Смотрится потрясающе, но не верится в реальность этого места ни на грамм. Это павильон в парке аттракционов, чей-то очень дорогой садик, но не кусок дикой природы. Возможно, все испортило слишком щедрое и откровенно искусственное освещение, может, стоило добавить больше грязи и тумана, чтобы картинка не выглядела настолько искусственно идеальной и телевизионной, но в итоге реальные локации бьют по погружению зрителя неестественностью еще сильнее, чем оргия компьютерной графики.
Снайдер, может, и завалил сюжетный аспект своих картин, но он и не сценарист. С тем, что касалось съемки, он справился на отлично. Локации ощущались реальными, атмосферными даже — так щемяще и многозначительно, как в «Человеке из стали», белье еще нигде на веревках не сушилось. А что цвета притушил — ну прогоните файл фильма через свой фильтр, крутаните насыщенность. Неестественный свет и отсутствие фактуры на реквизите так просто дома исправить не выйдет. Петти Дженкинс в «Чудо-женщине» тоже с реализмом локаций справлялась неплохо, Темискира выглядит куда достовернее Атлантиды (хоть и менее ярко и своеобразно, конечно).
«Аквамен» же словно кичится своей фальшивостью, произнося максимально кринджевые строки типа «В море слезы уносит течением, на суше же они обжигают сердце» на фоне самой палевной «зеленки» года. Могли бы уже докрутить идею и поставить актеров перед картонным плакатом заката на побережье.
Это все вроде как мелочи, якобы интересные и заметные только людям с профдеформацией, но нет. Все эти детали влияют на восприятие фильма любым зрителем, отдает он себе отчет в этом или нет. Словами мистера Плинкетта: «Вы могли этого не заметить, но ваш мозг заметил». Ощущение фальши, даже подспудное, вымывает эффект погружения в картину, а с ним — и удовольствие от нее.
С самим Артуром все тоже странно. С одной стороны, Момоа молодец. После мелькавших в трейлере «Лиги справедливости» фраз типа Ma man мы испугались, что студия превратит Аквамена в тупого качка, пустоголового серфера, но в сольной ленте герой предстает симпатичным, если и туповатым, то туповатым умилительно.
И выглядит он внушительно — не только из-за отличных физических данных самого актера — а по подаче персонажа, по действиям и их презентации. Джеймс Ван этими шутливыми помпезными музыкальными отбивками появления героя в слоу мо умудряется сбить пафос, а затем вернуть его обратно. Подмигнул, мол, да, это все «чизи эз фак», но с другой стороны — ну реально же хорош, а? Это самоирония и героя, и его подачи спасает Аквамена, делая его каким-то родным и свойским.
Простой парень, бухнуть с ним можно нормально. Попробуй бухни с Супсом, Бэтсом или Дианой. Флэшу вообще пива не продадут, а Киборг не пьет. Он спортсмен.
И это все здорово — Аквамен крут, но не кичится этим, он расслаблен и симпатичен, а в бою показывает такую силу и мастерство (трезубцем Момоа машет очень сноровисто), что все шуточки о разговорах с рыбками как-то быстро забываются. Убедил, щучий сын. Но исправив фасад и подмоченный имидж героя, киноделы не идут дальше. Внутри персонажа по-прежнему пусто. Там мелькает любовь к маме и презрение к изгнавшему ее народу, желание помогать людям, даже неуверенность в себе и потерянность, но картина, словно боясь провалиться обратно в снайдеровщину, наотрез отказывается развивать эти аспекты.
Проблема в том, что Аквамен ничем не горит, плывет по течению. Он слишком расслаблен и апатичен. Проснулся, нырнул, увидел подлодка тонет, сел в нее и всех спас. Пришла какая-то баба в чешуе, сказала искать вилы и садиться на трон. Ну, окей. Вот это отношение «не слезая с печи» и мешает по-настоящему впрячься за героя. Он располагает к себе своими ухмылочками и простотой, впечатляет мускулами и боевой мощью, но вот моральными принципами или силой духа не поражает совершенно.
Если ему задать вопрос «кем вы видите себя через 5 лет?» он пожмет плечами и плюнет на пол. Скорее всего, он планирует делать то же самое — время от времени в режиме хобби спасать кого-то. Как скучающий лайф-гард у бассейна.
Супермен размышлял о бремени своей силы, Бэтмен горел желанием ему отомстить — аж пена изо рта шла. Диана рвалась спасать людей от войны, взбесилась от апатии и лености военного совета. Ничья земля, пулеметы? Идите в жопу, я пошла — надо людей спасать. Безусловный инстинкт, слепая бурлящая необходимость идти против зла. Не навязанное бремя, не работа, не долг, а откровенное непонимание как можно иначе.
Аквамен же что в мире людей, что в мире атлантов стоит с миной «моя хата с краю», он делает все нехотя, с ленцой, никакого «мне это больше жизни нужно» нет и подавно. А когда своей миссией не горит даже протагонист, зрителю загореться его борьбой и вовсе нереально.
Итог
Многие ждали, что «Аквамен» станет последним гвоздем в крышку гроба киновселенной DC, но этого не произошло. Провалом это не назовешь — слишком много яркого, сочного, удачного. Приятного еще и потому, что были исправлены вещи, которые сильно раздражали в других фильмах.
Мы получили героя, который регулярно кого-то спасает (еще в «Лиге» нам рассказали, как он помогает голодающей деревне), который не пялится депрессивно в стену, а улыбается и излучает тот самый позитив классического Супермена или Ол-Майта: «Все будет хорошо, потому что я здесь». Мы избавились от темных хаотичных боевых сцен с бесконечными ударами кулаком по роже, Ван вплетает в экшен погони, взрывы, прыжки по крышам, а эпические битвы происходят не против сотни уродливых безликих солдат, а между несколькими армиями отчетливо разных безликих солдат, сидящих верхом на акулах, крокодилах и гигантских морских коньках.
Мы получили, наконец, визуально богатый новый мир со своей архитектурой и технологиями, своей эстетикой и, пусть все это и выглядит ненатурально, отдавая «Призрачной угрозой», все равно это расширяет и насыщает мир DC очень неплохо.
Экшен поставлен и снят старательно и честно. Четко прочерченная география локации, ясно кто где и куда бежит, даже когда бой разделяется на несколько параллельных веток, снято щедрыми общими планами в ярком свете, где видно каждое движение актеров, а не мельтешение пыхтящих морд актеров в темноте с сотней склеек на секунду. Хореография сложная и требовательная, отлично исполненная. Да, на мой вкус перемороченные пролеты камеры вокруг актеров Kingsman-стайл скрадывают реализм боя, все это становится слишком театрально и переживать становится сложнее, эстетика боя растет, а напряжение падает, но это уже на вкус и цвет.
Сюжет прост, но от этого не менее бредов, в нем куча необъяснимых нелепостей, от которых брови взлетают так, что слетают тридэ-очки, но на фоне мультяшности всего происходящего жаловаться на это как-то не выходит. Нелепость и несерьезность сути и подачи сливаются в некой гармонии, позволяя просто расслабиться и посмотреть, как люди-крабы швыряют лавой в акульих наездников.
Если вы хотели, чтобы DC откинула претенциозный мрачняк и дала нам просто веселый безмозглый супергеройский экшен, это ваш день. Если мечтали, что на смену псведоглубине и псевдодраме придет реальная глубина и драма, что Снайдеру кто-то напишет сценарий, где для всей его греческой трагедии в подаче реально будет причина и получатся новые «Хранители», то нет, нам не повезло. Этого уже не будет. Будет у нас Marvel с шутками по таймеру и гестаповским выжиганием эмоциональной глубины из всех картин и DC, которая валяет дурака и жмет фан, потому что заплыв в мрачняк закончился полным провалом.
Хотите цельной супергероики с искренностью, драмой и глубиной — идите на мультик от Sony (вот уж не ожидал, что такое напишу). Их «Человек-паук: Через вселенные» внезапно просто охренителен по всем параметрам.
Больше по теме
- «Аквамен» в 30 главных фильмах и сериалах 2018-го
- Мнение Ибрагима Аль Сабахи
- Подборка косплея
- Пасхалки и отсылки в «Аквамене»
- Как фанаты DC косплеят Аквамена и Меру
- Киномарафон: все фильмы киновселенной DC
- Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
- Рецензия на «Отряд Самоубийц»
- Рецензия на «Лигу Справедливости»
- Рецензия на «Чудо-женщину»
- Рецензия на «Аквамена»
Чувствую к бамблби будут неудобные вопросы, чертов синдром приквела
""13 декабря прокатчики решили подложить аудитории свинью, вернее аж три — видимо, в честь символа нового года. Они выпустили сразу тройку блокбастеров в один день: «Аквамена», «Бамбли» и «Человека-паука: Через вселенные» (зато остаток декабря пройдет без особо заметных премьер)." - Александр, это не вина прокатчиков, их к этому принудил минкульт, чтобы расчистить праздничный период для российского кино. Про это СМИ писали.