Рецензия на «Круиз по джунглям». Красочный аттракцион, который стал вторичным фильмом
Сюжет
«Круиз в джунглях» – один из старейших аттракционов в парке «Диснейленд», созданный ещё при жизни основателя корпорации Уолта Диснея. Посетителям предлагают проплыть на лодке в окружении «джунглей». Ведущий круиза зовётся шкипером, декорации имитируют несколько крупных рек в Азии, Африке и Северной Америке, а на пути туристам встречаются двигающиеся модели разных животных – так называемые аниматроники. Правда, в феврале 2021 года Disney пришлось извиниться и взяться за реконструкцию аттракциона из-за расистских декораций — на рисунках внутри аттракциона местные племена изобразили как дикарей.
Сценаристы Глен Фиккара («Эта дурацкая любовь») и Майкл Грин («Логан») придумывали сюжет для фильма на основе этого аттракциона. Главными героями «Круиза» стали два учёных-исследователя, брат и сестра Макгрегор и Эмили Хоутон (Джек Уайтхолл и Эмили Блант). Они едут в Амазонию в поисках некого дерева, затерянного в джунглях. Согласно легенде, на дереве распускаются цветы, один лепесток которых способен излечить любую болезнь. Дойти до чудесного растения ещё никому не удавалось, но у Эмили есть важное преимущество: она нашла подробную карту местности и ключ, который открывает путь вглубь джунглей.
До нужной точки придётся плыть по реке, поэтому Эмили и Макгрегор ищут умелого шкипера. Они нанимают Фрэнка (Дуэйн «Скала» Джонсон), грубоватого рецидивиста. Во время круизов он часто запугивает туристов, чтобы вытрясти из них деньги. Фрэнк по уши в долгах, а Эмили обещает хорошо заплатить за опасную поездку. Троица отправляется в путешествие и не подозревает, что по пятам за ними следует немецкий принц Йоаким (Джесси Племонс). Он тоже хочет найти легендарное дерево и использовать его лепестки для военных успехов Германии. А в глубине джунглей всех искателей поджидают проклятые конкистадоры, которые 400 лет назад погибли на пути к дереву.
Недостатки фильма
Неудачные плот-твисты и вторичность сюжетов
Приключенческая история в экзотическом сеттинге (например, в джунглях) с поисками некого артефакта – это многолетняя кинотрадиция, в которой сложно придумать что-то новое. «Круиз» логично сравнивать с предшественниками – «Африканской королевой» Джона Хьюстона, франшизой об Индиане Джонсе или «Мумией». Дуэйн Джонсон даже снимался в «Сокровищах Амазонки» 2003 года. Сама по себе вторичность фильма не была бы проблемой – наоборот, по трейлеру он казался отличным ностальгическим трипом по старым приключенческим комедиям.
Проблема в том, что авторы вдохновлялись не только Индианой Джонсом, и переборщили с количеством заимствованных сюжетов. В «Круизе» и так намешано множество клише жанра – опасные джунгли с ядовитыми и хищными животными, хамоватый и брутальный протагонист, бойкий женский персонаж, таинственные предания местных жителей и немного мистики.
В целом эти клише работают: пейзажи Амазонии смотрятся прекрасно, протагонисты забавно переругиваются и в течение фильма выстраивают доверительные отношения, легенда о целительном дереве сама по себе неплоха. Disney действительно потрудился над визуальной составляющей: от отдельных сцен, особенно финала с магическим растением, захватывает дух — в них соединилась отличная работа постановщиков и дорогой CGI.
Чтобы уместить все эти референсы и целых три сюжетных линии, хронометраж фильма растянули до двух часов. Но ни одна из линий, кроме поиска дерева, в итоге не получилась полноценной: сценаристам пришлось сильно торопить события. Проклятые конкистадоры неплохо проработаны визуально, но у них остался минимум сюжетного времени – они появляются и исчезают без особого влияния на сюжет. Даже непосредственного столкновения с опасностями джунглей в фильме как будто нет: в основном героям препятствует река с её крутыми порогами и озеро, где спрятан проход к волшебному дереву. Даже дикие животные на них не нападают – их в фильме заменяет милый ручной ягуар Фрэнка, Проксима. Вместо реальных приключений зрителей пытаются занять внезапными, необоснованными и откровенно глупыми сюжетными поворотами.
Слабые персонажи и неуместный юмор
Фильмы «Мумия» и «Индиана Джонс» с сиквелами запоминались не за счёт красивых декораций, в которых фильм Disney с огромными бюджетом явно преуспел больше. В основе фильмов Стивена Спилберга и лучших частей «Мумии» от Стивена Соммерса были интересные герои, за приключениями которых действительно хотелось наблюдать.
Авторы «Круиза» попытались осовременить классические образы: Фрэнк стал гораздо более добродушным и толерантным, чем Индиана Джонс, Эмили сделали бойкой ученой, которая продирается через кошмарную мизогинию начала XX века — гораздо более радикально настроенной, чем профессор Эвелин из «Мумии». Но персонажи получились абсолютно плоскими – у них нет реальных характеров или отличительных черт. Даже актёрская игра и неплохая химия Эмили Блант и Дуэйна Джонсона не спасла ситуацию.
«Круиз» много времени уделяет отношениям Фрэнка и Эмили. Это герои из разных сословий, культур, разного социального статуса, упёртые и настаивающие на своём. При этом они явно симпатизируют друг другу с момента знакомства. Но история о том, что противоположности притягиваются, в фильме тоже не удалась – и виноват в этом очередной сюжетный поворот, описанный выше. Фрэнк попросту оказывается не тем персонажем, которым заявлен изначально.
Единственная часть фильма, которая вызывает улыбку, связана с коренными жителями Амазонии. «Круиз» обыгрывает самое распространённое клише из подобных картин о джунглях. Вместо дикарей героев встречают вполне цивилизованные и очень расчётливые местные жители. Они любят дурить туристам головы, наживаться на их страхе и заодно защищать свои владения – после легенд о кровожадных каннибалах мало кто к ним сунется. Но и на более близкое знакомство с племенем времени не выделяется. Похожая тема была раскрыта гораздо лучше в мультфильме «Дорога на Эльдорадо»: у жителей легендарной страны золота были свои характеры, показывался их быт и поверья.
Воспринимать хоть одного героя фильма всерьёз невозможно – всё превращается в шутку или издевательский шарж. Даже главный антагонист в исполнении прекрасного актёра Джесси Племонса (знакомому многим по «Думаю всё закончить») – карикатурный нацист, навевающий ассоциации с «Великим диктатором» Чарли Чаплина. Явный садист и невротик, в триумфальные моменты он заставляет своих офицеров напевать гимн, спорит с магическими пчёлами и не может выговорить слово «джунгли». На серьёзную угрозу принц Йоаким не тянет.
Вердикт
«Круиз по джунглям» мог бы стать ярким и ностальгическим фильмом о приключениях. Об этом жанре вспоминают редко – последней попыткой его воскресить был, разве что, «Конг: Остров черепа» (2017) и «Годзилла против Конга» (2021), которые входят в киновселенную MonsterUniverse. Но кино состоит из штампов, а его авторы предлагают безликих персонажей-пустышек, которых можно описать в три слова: качок, гей и феминистка.
Попытка сделать жанр более современным и добавить в него репрезентацию тоже не удалась. Студия просто ввела в приключенческий фильм ЛГБТ-персонажа, ориентация которого ни на что толком не влияет – она просто становится основой для гомофобных шуток. И такие герои подходят для комедий наравне с любыми другими, но в контексте Disney и частых обвинений в гомофобии этот юмор смотрится странно и неуместно.
Не лучше выглядит и сама сюжетная завязка: главные герои «Круиза» – белые учёные из Лондона – хотят приехать и фактически потревожить священное дерево племён Амазонии. В результате фильм получился вторичным, местами обидным и просто неинтересным подражанием старым кинокартинам о джунглях, которые помнят и любят многие современные зрители.