Рецензия на 5 серию 5 сезона «Рика и Морти». Cредний эпизод с очень смешными шутками про Ад и БДСМ
Сюжет
Рик и Джерри отправляются в бар провести вечер пятницы вместе. Вскоре к ним присоединяется Бет, которая очень подозрительно относится к дружбе её отца и мужа, и хочет выяснить, что происходят на самом деле. Оказывается, Рик сильно задолжал БДСМ-демонам из ада. Теперь он должён все устраивать так, чтобы демоны (легко узнаваемые сенобиты из «Восставшего из ада» и других произведений Клайва Баркера) переживали боль и страдания, от которых они получают удовольствие. Поскольку Джерри ужасно шутит, ставит в караоке плохие песни и вообще выступает объектом постоянных насмешек, демоны получают непрерывную боль/удовольствие от непрекращающегося кринжа.
Узнав, что демоны и Рик эксплуатируют её мужа, Бет сначала пытается их остановить, но, выпив адского коктейля и захмелев, присоединяется к насмешкам над Джерри. Джерри идет в туалет, где случайно подслушивает разговор двух демонов и узнает, что о нем на самом деле думают демоны (да и Рик и с Бет) и отказывается шутить дальше. В итоге демоны начинают убивать людей направо и налево, а потом забирают Джерри с собой в ад. Последовав за ними, Рик и Бет вынуждены вступить в схватку с целым миром БДСМ-демонов, чтобы спасти Джерри.
Во второй сюжетной линии оставшиеся одни дома Саммер и Морти решают впечатлить нового ученика — Брюса Чатбэка, у которого высокий социальный статус в школе из-за его незапятнанной репутации/отсутствия истории плохих решений. Они обманывают искусственный интеллект космического корабля Рика и отравляются с Брюсом в космическое путешествие. На середине выясняется, что ИИ специально поддалась на уловку, чтобы как следует оттянуться, а потом свалить всё на подростков. Начинается эпичный космический трип с надругательствами над звёздными титанами и плейбоями-трансформерами.
Плюсы: динамика между героями и шутки про Ад
В сюжете основной линии взаимодействие между Риком, Бет и Джерри исполнено на очень высоком уровне. Мы уже не раз видели, как Джерри принимает своё положение объекта постоянных насмешек жены и тестя, но в новой серии показана граница, которую он отказывается переходить. Джерри готов терпеть насмешки над собой от членов семьи, но не от посторонних.
Все самые смешные шутки ждут зрителя в Аду, где, во-первых, Рику и Бет нужно визуально маскироваться под БДСМ-демонов, а во-вторых, Рику нужно срочно изобрести новый источник кринжа вместо отказавшегося выполнять эту функцию Джерри — иначе с демонами никак не справиться.
В лучших традициях «Огурчика Рика» мы видим изобретательность, которую проявляет Рик в сверхопасной ситуации, причем все его решения завязаны на сложные отношения с дочерью и зятем. Удовольствие от наблюдения за креативностью Рика дополняется изобретательной анимаций — даже не экшеном, а просто дизайном БДСМ-демонов, которые умудрились вживить себе в плоть самые разнообразные устройства: от телевизора, показывающего один только настроечный экран, до вешалок, степлеров и авторучек.
На этом фоне линия с Саммер и Морти выглядит более стандартной: это подростковая комедия про угон папиной машины, которой прикрутили космический антураж. Но в сюжете все равно нашлось место для пары отличных шуток, связанных с попытками ИИ космического корабля Рика «потерять девственность» c одним из встреченных мажоров-трансформеров, и довольно остроумными рассуждениями о том, есть ли состояние девственности у неодушевленных объектов (скажем, у дверной ручки в комнате Морти).
Минусы: медленное начало и персонаж-пустышка
Эпизод довольно долго раскачивается. Действие перемещается в Ад только на 13 минуте экранного времени. До этого кажется, что линия с Саммер, Морти и ИИ будет главной в эпизоде, а линия с зависающими в баре родителями — побочной.
В Аду линия родителей получает второе дыхание и развивается в яркий и сильный мини-эпизод, который может поспорить с «Огурчиком Риком» и другими самыми безумными моментами сериала (скажем, с «Анатомическим парком»). Линия детей, напротив, резко сдает во второй половине эпизода, и связано это с личностью нового персонажа — Брюса Чатбэка, которого так старались впечатлить Морти и Саммер в начале эпизода.
Авторы так и не смогли объяснить, чем крут Брюс, и почему Морти и Саммер очень хотят произвести на него благоприятное впечатление. Частично в этом и заключается шутка: Брюс всем нравится лишь потому, что он — неизвестная величина, на которую каждый школьник проецирует то, что он хочет увидеть в только что прибывшем в школу крутом новичке. Но развития этой концепции не происходит. Мы не узнаем о Брюсе каких-то постыдных или неприятных фактов, которые разрушили бы иллюзии Морти и Саммер.
В ключевом моменте сюжета Морти и Саммер отказываются бросить Брюса на произвол судьбы и находят вариант, который спас бы их всех. В процессе выясняется, что ИИ тоже «подросла»: у неё поменялся процесс принятия решений. Но Брюс в этом никак не участвует — от начала и до конца эпизода он остается пустышкой, персонажем-плейсхолдером, которому, кажется, просто забыли придумать личность.
Смотреть ли дальше?
Пятая серия — первый в сезоне эпизод «Рик и Морти» (Rick and Morty) на крепком среднем уровне, в одной из сюжетных линий которого смешной получилась первая, а в другом — вторая половина. В результате ругать «Амортиканское грикфитти» особо не за что — можно только придираться по поводу упущенных возможностей (вроде развития личности Брюса). Но и хвалить тут получается лишь отдельные фрагменты, которые выполнены на очень высоком уровне, но в итоге не складываются в шедевр. Смотреть «Рика и Морти» дальше стоит однозначно — но, возможно, создатели зря нам напомнили, что из таких эпизодов-середнячков и состояла большая часть последних двух сезонов.