Почему не нужен «Боруто» — сиквел «Наруто», портящий все достоинства оригинала
Вкратце об этой работе я рассказывал еще в материале «10 аниме-сериалов, которые нужно пропустить вместе с мангой». Тогда я называл «Боруто» (или, если вам это ближе, Boruto: Naruto Next Generations) совершенно ненужным продолжением, проигрывающим почти всем современным сенэнам.
Можно только порадоваться, что мангака, подаривший нам первоисточник, к этому безобразию не причастен. Ведь «Боруто» — это обычная попытка нажиться на фанатах популярнейшей серии, созданная без уважения к оригиналу и хотя бы капли хорошего вкуса. Трата времени на подобную сценарную «жвачку» — неуважение к труду Кисимото и, что важнее, к самому себе. И не верьте восторженным отзывам «фанатов» — они просто слишком хотят вернуться к полюбившемуся миру, потому готовы терпеть его даже в такой форме.
Но тот текст был призван лишь сэкономить ваше время, чтобы вы потратили его с большей пользой вместо просмотра плохого аниме и чтения не менее скверной манги. Пришло время разобраться, что, как и почему в «Боруто» пошло не так.
Первый тревожный звоночек мы услышали в самом конце манги «Наруто». У автора Масаси Кисимото еще в 699 главе было все для финала на высокой ноте, великолепного подведения итогов без лишнего утрирования и растягивания событий. Однако то ли ради красивого числа, то ли из каких-то личных побуждений или вообще по настоянию редакции мангака выпустил еще и 700 главу, в которой сюжет прыгает на несколько лет вперед.
Именно в ней нам вскользь представили то самое «следующее поколение», ставшее главной движущей силой сиквела и спин-оффа в одном флаконе. Мы увидели, как многие персонажи из оригинала изменились и обзавелись семьями, а также какими получились их дети. Для многих фанатов подобный эпилог стал настоящим праздником, но хватало и людей, которым подобный сюжетный ход показался неуместным. Судя по тому, что продолжение все-таки вышло, первых оказалось больше.
Однако стоит отдать Кисимото должное, ведь когда издательство Shueisha предложило ему заняться сиквелом, он отказался. Зато в качестве замены предложил своего ассистента Микио Икэмото. Именно он отвечает за рисунок «Боруто». А сценаристом выступил Уке Кодати, успевший поработать над Gakkougurashi! и совершенно отвратительным аниме Danganronpa 3: The End of Kibougamine Gakuen — Mirai-hen. Команда подавала некоторые надежды, да и разделение на «сценариста — иллюстратора» обычно положительно сказывается на качестве итоговой работы. Но не в этот раз.
В 2015 году вышло полнометражное аниме Boruto: Naruto the Movie, ставшее своеобразной проверкой интереса. Именно в нем Боруто впервые выступил в качестве центрального действующего лица. Кассовые сборы все решили окончательно — Boruto: Naruto the Movie стал самой успешной полнометражкой в франшизе, а ее релиз на домашних носителях оказался рекордным по денежным сборам. После этого переход к полноценной сериализации был лишь вопросом времени.
Сначала была манга от уже упомянутых Икэмото и Кодати — ее выпуск начался в мае 2016 года. Аниме по традиции задержалось, ведь сначала должны были закончиться все многочисленные филлеры Naruto Shippuuden. Премьера первой серии состоялась в апреле 2017-го. На момент написания статьи вышли 31 глава (из-за ежемесячного формата релизов) и 91 серия. Манга даже свой спин-офф под названием Boruto: Saikyo Dash Generations успела получить. Только вот шум и популярность вокруг всей серии сильно раздуты.
Какой один из самых главных элементов любого сенэна? Если вы подумали «главный герой», то оказались правы. Именно яркий протагонист, переживающий многочисленные битвы и конфликты, становится центральной осью истории. Если он получится слишком шаблонным или блеклым, то и весь сюжет потеряет свое потенциальное очарование.
При этом протагонисты сенэнов не обязаны блистать необычными чертами характера и строить из себя условных участников трагедий Шекспира. Их прелесть заключается как раз в простоте и доступности. Отсюда и появляются постоянные рефрены в духе «я стану хокагэ/королем пиратов» и прочие наивные, но мощные фразы. Благодаря ним даже за несколько глупыми героями интересно наблюдать, ведь тут срабатывает контраст между их обычным поведением и серьезной целеустремленностью во время кризисов.
Что же можно сказать про Боруто Удзумаки? Он раздражает.
Весь его характер строится на том, что он хочет добиться внимания своего отца, но методы выбирает очень странные. Например, портит статуи хокагэ деревни Конохи или же жульничает во время экзамена на тюнина (средний ранг ниндзя). В этом даже можно было бы уловить определенный посыл, ведь нам показывают, как при полной семье и нормальном отношении окружающих у мальчика все равно могут быть свои комплексы и проблемы. Однако это работало бы, учись Боруто хоть чему-нибудь на своих ошибках. Увы, его развитие как персонажа отсутствует полностью.
Даже моменты битв никак не скрашивают плохое впечатление от наглого юнца. Ведь обычно он либо пытается хоть немного исправить плачевную ситуацию, к которой привели его же собственные действия, либо в очередной раз жаждет выделиться из толпы и блеснуть своими умениями перед отцом. Уровень симпатии к Боруто даже вне контекста франшизы находится на нуле, а если вспомнить, какие ужасы пережили Наруто и Саскэ в своем детстве, так и вовсе падает на самое дно.
Впрочем, великий седьмой хокагэ тоже далеко не идеален. Казалось бы, в Наруто должны были навсегда остаться воспоминания, насколько тяжело ему было жить без родителей и поддержки окружающих, но из своего опыта одиночки он так ничего и не вынес. Отец из него получился настолько отвратительный, что он даже на день рождения своей дочери отправляет теневого клона, а не приходит лично. В его оправдание «вся деревня теперь моя семья» быстро перестаешь верить, так как Наруто раз за разом демонстрирует, что на своих родных ему часто откровенно плевать. Получается, что один из основных столпов характера персонажа оказался полностью уничтожен.
И так, увы, почти со всеми. В молодых ниндзя нет ни намека на индивидуальность, и еще хорошо, если им досталась хотя бы одна выделяющаяся особенность, как с Боруто. Потому что в большинстве случаев они не могут похвастаться и подобным, в итоге оказываясь менее интересными, чем иные статисты из «Наруто». Когда в сенэне невозможно выбрать себе «любимчиков», это смертный приговор для произведения. «Боруто» его успешно подписывает.
А что там со «старой гвардией»? Ситуация почти та же, что и с Наруто, только детали отличаются. То есть все их притягательные особенности уничтожены почти подчистую. Очень тяжело поверить, что та же Сакура выбрала для себя жизнь обычной домохозяйки. Понятно, что войн в мире «Наруто» поубавилось, наступила мирная пора, но это не значит, что былых яростных воинов стоило превращать в тряпки и тени былых себя, причем никак не обосновывая это сюжетно.
Конечно же, есть и приятные исключения, которые в «Боруто», как ни странно, связаны с семьей Утиха. Из Саскэ получился вполне интересный персонаж, который пытается откупиться от грехов былого и часто бежит от себя. А его дочь Сарада стремится стать ближе к нему, но адекватными методами, а не как в случае с Боруто. Мотивация этой парочки ясна и понятна, а для многих — еще и вполне жизненная. Именно Саскэ и Сарада больше всего напоминают как хороших персонажей с точки зрения драматургии, так и просто живых людей.
А вот со всеми остальными полнейшая беда. Иногда кажется, что сюжет лихорадочно бегает по кругу и развивается исключительно благодаря случайностям и совпадениям. Введя целый ворох новых персонажей, сценарист даже не представляет, что с ними делать. Стоит ли говорить, что читать и смотреть нечто настолько сумбурное — не самое интересное времяпровождение.
Однако что мангу, что аниме все еще могли вытянуть битвы, вокруг которых в «Наруто» все и разворачивалось. И тут авторы столкнулись с классической проблемой сенэнов — масштабированием сил. Она заключается в том, что персонажам постоянно необходимо сталкиваться с более сильными противниками и прокачиваться таким образом, чтобы не нарушать внутреннюю логику произведения. Если персонаж А победил персонажа В, а персонаж В — персонажа С, то при нормальных условиях С ничего не сможет противопоставить А, это будет выглядеть глупо. Эту логику, кстати, в свое время нарушила последняя арка манги Bleach.
«Боруто» из-за «молодого поколения» откатывает весь масштаб поединков «Наруто» почти до момента первых глав приключений «Команды 7». Но тут несколько глупо возмущаться, ведь начинающие синоби никак не могут метаться техниками, как из пулемета, и сражаться с опасными противниками, способными уничтожить весь мир. А вот почему тот же Наруто иногда проигрывает совершенно рядовым злодеям — отличный вопрос, на который никто из создателей и не думает отвечать.
Про злодеев тоже ничего хорошего сказать нельзя. Вспомните антагонистов «Наруто». Да они часто затмевали собой всех положительных героев! Пэйн, Кабуто, члены «Акацуки» и многие другие навсегда поселились в сердцах фанатов. В «Боруто» же вы вряд ли запомните имя хотя бы одного «плохиша». Они просто никакие, про них и писать особо нечего.
Сами поединки стали невыразительными и скучными. Знакомые приемы пытаются использовать необычным образом, вводятся новые концепции и техники, но ничего, кроме зевоты, это не вызывает. В случае манги еще частично виновата рисовка. Так как Икэмото был всего лишь ассистентом Кисимото, то до уровня своего учителя никак не дотягивает. Цепляющих глаз разворотов в «Боруто» почти нет, сражения прорисованы вяло, в них отсутствует динамика и накал страстей.
Кисимото мог всего за неделю создать потрясающую в визуальном плане главу «Наруто». Икэмото не хватает целого месяца, чтобы вывести рисунок в «Боруто» хотя бы на просто приемлемый уровень.
С аниме, которое, кстати, в сюжетном плане пошло немного другим путем, тоже не все в порядке. Она выглядит дешевым, будто весь бюджет ушел на совершенно непричастные к «Боруто» вещи. А еще за двадцать минут эпизода порой не происходит вообще ничего важного, будто тебе подсунули филлер. Увы, такой тут основной сюжет. И даже оупенинги и эндинги вряд ли сумеют кому-то понравиться, ничего уровня Kana-Boon — Silhouette вы здесь не найдете.
С плотностью и важностью событий в «Боруто» вообще катастрофа. Если в «Наруто» за 10 серий могла завершиться небольшая, но впечатляющая сюжетная арка, то «Боруто» и 20-и не хватает, чтобы рассказать хоть что-то интересное и значимое. В манге, одну главу которой, напоминаю, ждать месяц, вполне нормальна ситуация, когда за 40 страниц начавшаяся еще в прошлой главе битва даже не доходит до своей кульминации и обрывается на полуслове.
Никак не красят общее положение дел и футуристические элементы, которые если и не вызывают недоумение, то точно ощущаются лишними. Все эти небоскребы, USB-свитки, улучшенные конечности и прочий «киберниндзяпанк» ничего не дают истории, а только убивают мощнейшее влияние азиатской эстетики и мифологии, сформировавшее стиль «Наруто». На этом фоне забавно, что следующая полноценная манга Кисимото будет посвящена как раз будущему.
На самое ужасное, что «Боруто» противоречит основным идеям, заложенным в «Наруто». История мальчика с запечатанным внутри Девятихвостым рассказывала о всеобщей мировой ненависти и способах ее преодоления. Почти каждый злодей в ней считал, что именно его действия сумеют избавить мир от насилия, но чистая вера в лучшее Наруто развеивала любые заблуждения. В итоге все сводилось к тому, что лишь искоренив ненависть из себя, можно было хоть что-то ответить жестокому миру и вступить с ним в неравную борьбу.
А что же нам говорит «Боруто»? Будь наглым надоедливым идиотом — и люди к тебе потянутся. Разрушай все, за что берешься, ведь ситуация все равно мистическим образом вывернет к лучшему исходу. Забывай про свою семью, ведь она все равно тебя простит. В плане идеологии и посыла с «Боруто» все настолько плохо, что еще на стадии концепции спин-офф должны были завернуть и выкинуть в утиль. Увы, этого не случилось.
История про сына Наруто (ставшая для кого-то еще и «сюжетом с папой Боруто») больше всего напоминает очень посредственный фанфик «с элементами альтернативной вселенной», автор которого не имеет ни малейшего представления о построении интересных сюжетов. Она проигрывает «Наруто» по всем фронтам, не привносит в канон ничего существенного, а только наоборот — разрушает его самым гнусным образом. И от этого становится ощутимо грустно.
Но еще печальнее, что «Боруто» все равно смотрят и читают миллионы. Многие даже не скрывают, что делают это исключительно ради того, чтобы хотя бы ненадолго вернуться в полюбившуюся вселенную. Это в очередной раз доказывает, насколько самобытный и привлекательный мир удалось создать Масаси Кисимото. Его стоило бы оставить в покое.
Но такая уж у нас проза жизни, что все известные серии рано или поздно будут опорочены ненужными продолжениями. И «Боруто» — пока самое ненужное из всех.
Больше об аниме и манге
- Лучшие эпизоды аниме-сериала «Наруто»
- Почему вам стоит посмотреть Kakegurui
- Лучшие аниме о зомби
- Лучшие аниме о «попаданцах» и других мирах
- 10 худших аниме 2018
- 10 лучших аниме 2018
- С чего начать смотреть аниме? Лучшая японская анимация для новичков
- 10 аниме-сериалов, которые нужно пропустить вместе с мангой
- 10 аниме-сериалов, которые лучше посмотреть вместо манги-первоисточника
- 10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу
- Лучшие экранизации аниме с живыми актерами
- Худшие экранизации аниме с живыми актерами
Согласен с автром. Боруто это сплошное разочарование. И верно подмечено с Бличом.