Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Популярные манга-серии в Японии всегда получают аниме-адаптации. Но не все студии ответственно подходят к созданию анимации, так что итоговые произведения могут значительно уступать первоисточникам — и даже самые талантливые аниматоры могут не дотягивать до уровня манги по объективным, бюджетно-временным причинам или из-за особенностей сюжета и арта оригинала. В этом материале мы собрали 10 аниме-сериалов, перед просмотром (или даже вместо) которых лучше прочитать мангу, чтобы не тратить свое время зря.
Популярные манга-серии в Японии всегда получают аниме-адаптации. Но не все студии ответственно подходят к созданию анимации, так что итоговые произведения могут значительно уступать первоисточникам — и даже самые талантливые аниматоры могут не дотягивать до уровня манги по объективным, бюджетно-временным причинам или из-за особенностей сюжета и арта оригинала. В этом материале мы собрали 10 аниме-сериалов, перед просмотром (или даже вместо) которых лучше прочитать мангу, чтобы не тратить свое время зря.

1. Tokyo Ghoul («Токийский гуль»)

Текст: Никита Казимиров

Манга «Токийский гуль» приобрела огромную популярность по всему миру. История о гулях, существах, способных питаться исключительно человеческой плотью и пытающихся выжить в мире людей, запала в душу миллионам читателей. Пожалуй, местами даже чересчур сильно. C выходом 179 главы Tokyo Ghoul: re («Токийский гуль: Перерождение») семилетняя история конфликта людей и гулей подошла к концу.

Сюжет разворачивается вокруг парня Канэки Кэна, обманутого и почти съеденного девушкой-гулем Ризэ, с которой решился пойти на свидание. Но в результате несчастного случая оба оказываются завалены стальными балками, часть из которых пронзила их тела насквозь. Чтобы спасти Канэки, доктор Кано, который в будущем сыграет важную роль в сюжете, пересаживает ему часть органов Ризэ. В результате он получает часть особенностей гулей: повышенную регенерацию и физические способности, характерный черный глаз с красной радужкой и непереносимость человеческой еды.

Главным лейтмотивом произведения стала тема неравенства, подаваемая в противостоянии людей и гулей. Казалось бы, вот тебе показывают вызывающего лишь неприязнь следователя, а после его смерти оказывается, что он был любящим отцом, хорошим другом и мудрым наставником. А гули, которых и без того притесняют, находятся в постоянной вражде, и лишь некоторые хотят добиться мира, только их никто не слушает.

Это стильное, необычное произведение и сейчас, а когда в 2011 году манга только начала выходить, так вообще стала глотком свежего воздуха среди засилья сёнэнов и историй о бесконечных сражениях, в которых добро обязательно победит. «Токийский гуль» оказался умнее, ярче, более стильным и необычным, чем его прямые конкуренты. Потому закономерно, что читатели настолько тепло его приняли.

В 2014-м автор Исида Суи решил сделать «мягкий перезапуск» под названием Tokyo Ghoul: re, который на самом деле оказался сиквелом. События манги разворачиваются спустя три года после окончания первой части и фокусируются на персонаже Сасаки Хайсэ, следователе CCG (Управления по борьбе с гулями), добродушном и немного мягком для своей профессии человеке. Под его управлением находится отряд Quinx, следователей, которым вшили в тело куинке (оружие следователей, сделанное из части тела гуля), из-за чего они сами стали в чем-то похожи на своих противников. Между операциями и попытками наладить дружественную атмосферу в команде, к Хайсэ порой приходят видения странного беловолосого парня, призывающего принять свою истинную сущность.

Первые пару десятков глав «Перерождение» и правда выглядит если не перезапуском, то первоклассным спин-оффом. Еще в первой части нам старались раскрыть обе стороны конфликта, доказать, что свои герои, предатели и изгои есть везде.

Tokyo Ghoul: re продолжает и умножает эту тему, ведь теперь мы наблюдаем за бытом и внутренней кухней тех, кого недавно видели исключительно злодеями. Потому и мнение о некоторых персонажах может претерпеть значительные изменения, не всегда в лучшую сторону.

Даже стиль рисунка изменился, став еще сильнее напоминать размытую акварель во время мирных сцен. А когда приходит пора сражений, то автор совершенно не стесняется в выражениях. Он может запросто залить весь кадр черным с многочисленными пятнами, иногда ударяется в абстракции и визуальные метафоры, а порой и вовсе упрощает рисунок до уровня быстрого скетча. Потому толпы людей, посещающие выставки с его работами, стопроцентно заслужены.

В манге хватает своих интересных мыслей. К примеру, достаточное внимание уделяют вопросы гендерного самоопределения. Персонажи часто задаются вопросом касательно своей идентичности и пребывают в постоянном поиске истинного себя. Любопытно звучит и тезис о том, что правительству выгодно держать общество в состоянии вечной конфронтации, чтобы им было легче манипулировать. И если вы хотите чего-то необычного, как с точки зрения рисунка, так и сюжета, то мрачная вселенная «Токийского гуля» с радостью примет всех вас.

Почему манга лучше: уникальный стиль рисунка Исиды Суи практически невозможно воплотить в формате аниме. В своих лучших разворотах он поднимается до уровня живописцев-экспрессионистов мирового уровня, анимационная адаптация в этом плане проигрывает по всем фронтам. А попытки увести сюжет в иное русло лишь сильнее навредили цельности повествования.

Ранее опубликовано в материале «„Токийский гуль“ — кровавая история о пожирателях плоти и социальном неравенстве».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 1

2. «Бакуман» (Bakuman)

Текст: Александр Башкиров

Основная сюжетная линия «Бакумана» — невероятная пошлость даже по меркам романтической манги для мальчиков-подростков 12-18 лет, в журнале для которых (Weekly Shonen Jump) она и публиковалась. Идеальный японский мальчик Сайко тайно влюблен в идеальную японскую девочку-одноклассницу Михо, но не решается ничего по этому поводу предпринять. Случайно узнав, что Михо мечтает стать актрисой озвучания аниме, он обещает написать (или, во всяком случае, нарисовать) лучшую в мире мангу, по которой обязательно снимут аниме, куда на главную роль позовут Михо (к тому времени ставшую известной актрисой). А после этого они поженятся.

Девочка соглашается ждать и работать над собой. Мальчик рисует мангу. По манге, после преодоления множества производственных трудностей, снимают аниме. Девочка, после решения ряда трудных профессиональных вопросов со своей стороны, попадает туда на главную роль. После этого (скажу прямо здесь, чтобы вас не стошнило в финале манги) герои женятся и живут долго и счастливо — ведь, несмотря на различные комические недоразумения, возникавшие на протяжении манги между практически не общавшимися друг с другом героями, девочка терпеливо ждала, пока мальчик не менее терпеливо рисовал…

Из-за этой идеализированной сказочки читать «Бакумана» точно не нужно — лучше посмотреть великолепный одноименный фильм Хитоси Онэ, снятый по мотивам манги, но предложивший куда более реалистичную трактовку подобных отношений.

Одной из лучших манг — и одним из лучших комиксов мира, — Bakuman делает все, что окружает это основную любовную линию, преломляя ее так, что сама формальность отношений Сайко и Михо становится комментарием о принципах построения японских комиксов… да и произведений искусства вообще. Все дело в тех мангах, которые рисует Сайко и пишет его лучший друг, Акито Такаги, в буднях издательства Weekly Shonen Jump, в которое они эту мангу приносят, и где она еженедельно участвует в жестоких гладиаторских боях за рейтинг популярности у читателей, составляемый на основе отправляемых в редакцию опросников.

Это реальная картина кузницы японской (да теперь уже и мировой) культуры, написанная и нарисованная людьми, насквозь знающими кухню индустрии, — Цугуми Обой и Такэси Обатой, ранее выступавшими в Jump с Death Note и на самом деле прошедшие через все то, через что проходят герои комикса. Такаги — очень расчетливый, холодный, интеллектуальный автор (в духе Обы), пишущий неформатные для «Джампа» триллеры с социопатичными протагонистами. Они становятся культовыми хитами у определенной (самой взрослой) части аудитории, но очень плохо «тащат» в рейтингах против вполне реальных «Наруто» и One Piece (а также ряда вымышленных комиксов), за которые постоянно голосует большая часть читателей-школьников. Каким бы качественным ни был сам комикс Сайко и Такаги, для его отмены достаточно, чтобы в опросниках он переместился с 3 на 4 позицию.

Компромисс между полетом вдохновения и требованиями рынка, поиск себя в заведомо несвоих жанрах и, наконец, мастерское и провокационное навязывание СВОЕГО жанра редакторам и читателям — вот настоящие темы «Бакумана», раскрытые так глубоко, как их не раскрывали ни в одном специализированном эссе или трактате «В помощь молодым авторам».

Оба вдоволь зубоскалит на тему Jump и рисует карикатуры на популярных авторов — скажем, гениальный Эйдзи Нидзума, который, совершенно не думая, потрясающе рисует свой тупейший батальный сенэн Crow, явно срисован с Тайто Кубо, автора Bleach.

Но в Bakuman поднимаются и болезненные, нелестные для Jump и неприятные для японской манги вопросы — там показывается безжалостный конвейер, принимающий молодых мангак, выжимающий из них один-два-три средних комикса без особых гонораров или авторских отчислений и отправляющий обратно в небытие. И это еще не самый худший вариант: один из выпусков посвящен проблеме возрастных профессионалов, пишущих отличную мангу… которую не ставят в номер только из-за того, что человек в этом возрасте чисто физически не способен раз в неделю писать, рисовать и сдавать в номер требуемое количество страниц.

Манга берет от главных героев все, что они способны дать, убивая и их здоровье, и психику. Нарочито наивная линия отношений главного героя с его верной, но недоступной девушкой (которая с таким же успехом могла быть воображаемой) становится тем единственным лучом света, по которому карабкаются и читатели, и герои из тьмы депрессии после очередного завернутого руководством Jump «пилота» или отмененной серии. Такое соседство ужаса реальной жизни и герметичной утопии манги для подростков — фирменная черта творчества Обы, которой повеяло еще в первом выпуске Death Note. В Bakuman она потрясает не меньше.

А Обата воплощает происходящее в жизнь с тем же реализмом и той же детальностью, что и в «Тетради смерти», каким-то образом делая безумно красивых, идеализированых героев и героинь реальными, полнокровными, живыми людьми — через их одежду, мимику, жесты, занятия, увлечения. В одном из выпусков авторы даже устраивают милую «распальцовку» — Сайко и Такаги обсуждают, как надо правильно делать мангу, причем первый во время всего диалога убирается в комнате, а второй неподвижно лежит на диване.

В итоге герои приходят к выводу, что настоящий гений — тот, кто может показать обычную повседневную жизнь в подростковой манге так, чтобы от нее нельзя было оторваться, найти сюжетное напряжение в самом обыденном, что только можно написать и нарисовать. А нужны для этого всего лишь талант, удача и железная воля творца, которая только одна и может довести талант до вершины.

**Почему манга лучше:**все вышеперечисленное, кстати, совершенно не передается средствами аниме, особенно такого бюджетного и нетворческого, как анимационная адаптация Bakuman, начинать с которой знакомство с комиксом ни в коем случае не следует. В этом мультсериале авторы так увлеклись созданием внутренних аниме-стилизаций, что в основном мультфильме даже лица героев не всегда отрисованы, не говоря уж о каких-то более тонких материях, а озвучка и режиссура — одни из худших в истории аниме.

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 10 (10-1)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 2

3. One-Punch Man

Текст: Никита Казимиров

Почти каждое японское экшен-приключение строится по стандартной схеме. Персонаж сталкивается с противником ужасающей силы, почти проигрывает, но находит в себе прилив энергии, чтобы в итоге победить. Иногда до реванша несколько эпизодов уделяют тренировкам и получению новой способности. Когда на дворе 2018 год и вышло уже несколько сотен подобных произведений, то постоянные «прокачки» могут изрядно поднадоесть. Главному герою One-Punch Man не нужно отвлекаться на подобные мелочи — он и так убивает всех с одного удара.

Первая глава One-Punch Man вышла в 2009 году и уже тогда отличалась от большинства подобных работ. Ведь обычно любая крупная манга начинается с небольшого ваншота, замеченного каким-нибудь издательством, а уже дальше идет стандартная сериализация. Но мангака ONE (настоящее имя он скрывается) выбрал совершенно иной подход. Он создал собственный сайт, на котором самостоятельно выкладывает главы.

Его манга рассказывает о мире, в котором супергерои и суперзлодеи давно стали обыденным явлением. Чуть ли ни каждый день обычные жители вынуждены терпеть масштабные разрушения из-за бушующих тут и там битв. Для контроля над деятельностью героев была создана Ассоциация Героев, призванная оперативно реагировать на вторжения монстров, инопланетных сил и прочих злодеев.

Но главному герою Сайтаме поначалу нет дела до подобных забот, ведь геройство стало для него таким же хобби, как поиск продуктов по самым лучшим скидкам и видеоигры. Загвоздка в том, что благодаря активным тренировкам (из-за которых у него даже выпали волосы) он стал самым сильным человеком в мире. Из-за этого все его противники умирают с одного удара, а Сайтама получает все меньше и меньше удовольствия от своего увлечения.

Ключевой жанр One-Punch Man — пародия, и с ним история справляется превосходно. Автор смело высмеивает все шаблоны One Piece, Bleach и прочих Naruto. Где в ином произведении сюжетная арка растянулась бы на несколько десятков глав, тут все решается за пару страниц. Вместо слезливых моментов — отличная, искрометная шутка или же выражение абсолютной скуки от главного героя.

Общий абсурд положения подчеркивают и второстепенные персонажи, большинство из которых доведены до абсурда и словно пришли как раз из стандартного сёнэна. Могущественный киборг Генос видит в Сайтаме своего наставника и хочет узнать секрет его силы, а ниндзя Сверхзвуковой Соник считает его своим заклятым врагом. В Ассоциации Героев хватает неординарных личностей вроде телекинетика Тацумаки, напоминающей маленькую девочку в свои 28 лет, или же парня по имени Реснички, который сражается щипцами для завивки. Все они смешны и приятно позволяют отвлечься от постоянных побед Сайтамы.

One-Punch Man так и мог бы остаться крайне примечательным, но не самым популярным веб-комиксом. Все-таки карикатурный и очень простой стиль рисунка мангаки отпугивал рядовых читателей…

Но однажды с автором связался Юсукэ Мурата (Eyeshield 21), максимально талантливый художник. Он согласился переделать мангу ONE с тем же сюжетом, но более качественным рисунком. В итоге история Сайтамы разделилась — веб-версия никуда не делась, но в онлайн-журнале Weekly Young Jump в 2012 году стартовала полноценная манга, главы которой впоследствии начали объединять в тома и продавать. Мурата сумел вывести и без того отличную историю на совершенно недосягаемый уровень. По крайней мере, в плане рисунка. Александр Башкиров даже назвал русское издание манги одним из главных книжных релизов 2018-го.

К рисунку Мурата подходит с почти маниакальной дотошностью. Его развороты спокойно можно распечатать и повестить на стены, ведь они подобрались очень близко к определению «произведение искусства».

Особенно это заметно по взрывам, спецэффектам и масштабным зданиям или монстрам. Мало какие художники не ленятся прорисовывать даже самые мельчайшие и незначительные детали. Местами даже вспоминается известный Цутому Нихэй (Blame!).

За персонажами тоже наблюдать стало сплошным удовольствием. ONE не сильно утруждался с их дизайном, потому костюмы супергероев обычно достаточно просты и лишены деталей. Но Мурата и их привел к новым высотам, ведь в манге даже текстура тканей и других материалов ощущается. А уж прорисовка лиц так и вовсе выше всяких похвал. Иронично, что Сайтаму он изначально тоже рисовал в «улучшенном» стиле, но потом отказался от этой затеи, ведь главный герой «привлекает не внешностью».

Влияние манги, кстати, сильно заметно в не менее знаменитой Boku no Hero Academia. Потому если вы хотите узнать, как можно сделать захватывающее приключение с битвами, заканчивающимися «по щелчку», то добро пожаловать во вселенную One-Punch Man.

Почему манга лучше: аниме-сериал бесконечно далек от стандартов высокой анимации. Оно и понятно, ведь для того, чтобы перенести шедевральный рисунок Мураты, нужны усилия студии Gainax в лучшие годы с ее творческой экспрессией и Production I.G, как мастеров технической стороны аниме. Но на телеэкраны приключения Сайтамы переносила одна только Madhouse (Death Note, No Game No Life). Потому бюджетность адаптации заметна почти в каждом кадре и в подметки не годится великолепному первоисточнику.

Ранее опубликовано в материале «Почему вам стоит прочитать веб-комикс и мангу One-Punch Man».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 3

4. Berserk («Берсерк»)

Текст: Александр Башкиров

На первой странице первого тома Berserk 23-летний (на то время) автор Кэнтаро Миура заходит, что называется, с козырей. Одноглазый молодой человек с металлическим протезом левой руки занимается сексом с девушкой, она превращается в клыкастого монстра с растущими из затылка щупальцами и пытается сожрать главного героя, но он хладнокровно объявляет себя охотником на демонов, засовывает металлический протез чудовищу в пасть и вырывает ему язык, после чего спокойно уходит, запахнув плащ.

Эти первые три страницы — квинтэссенция «Берсерка». Секс, кровь, монстры, своеобразный, мрачнейший и детальнейший арт, напоминающий скорее гравюры Дюрера или Брейгеля-старшего, нежели традиционную мангу… на этом вот уже почти тридцать лет держится одна из популярнейших серий японских комиксов.

Но помимо сеттинга и стилистики в первых трех страницах заложено нечто куда более важное, в манге практически не встречающееся — заранее продуманная предыстория героя. Всю первую арку мы проводим с одноглазым и одноруким Гатсом в его сражениях с монстрами и злодеями — и нам сразу же, с первых страниц хочется узнать, что же все-так случилось с его левой рукой и правым глазом.

На эти вопросы отвечает вторая арка под названием The Golden Age, рассказывающая о знакомстве Гатса с лидером наемников Гриффитом. Арка получилась лучшей во всем комиксе — не просто цепочка поединков, а сложнейшая политическая интрига, наложенная на мощную мистическую основу. На ходу все это сочинить было нельзя — скорее всего, еще в 89 году, начиная самый первый комикс, Миура действительно все тщательно продумал, а не просто нарисовал одноглазого и однорукого героя в надежде, что к нему когда-нибудь «придут ответы».

Почему манга лучше: если вам повезло, то вы знаете об адаптациях «Берсерка» по прекрасной трилогии аниме-полнометражек Berserk: The Golden Age Arc. Однако в них теряется важная суть манги, ведь в ней мы сначала наблюдали за хладнокровным, жестоким, почти безумным главным героем, а затем видели его прошлое, в котором он тоже любил и мечтал. А уж в аниме-сериалах и вовсе все плохо — даже удары меча Гатса звучат так, будто сковородки на пол падают. Добавьте к этому самое худшее использование компьютерной графики в Японии — и получите рецепт отвратительнейшей анимации по культовому произведению.

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 1 (100-91)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 4

5. The Junji Ito Horror Comic Collection («Коллекция ужасов Дзюндзи Ито»)

Текст: Никита Казимиров

Именно эта антология почти никак не связанных между собой произведений мангаки Дзюндзи Ито лучше всего демонстрирует все вершины его таланта. И после прочтения хотя бы парочки его работ вы поймете, что к работе над Silent Hills Хидео Кодзимы его хотели привлечь вполне заслуженно.

Ито — лучший мастер боди-хоррора в нашем мире, потому истории от него пестрят такими ужасами, на которые даже в статике смотреть страшно.

Но автор не создает отвращение ради отвращения, он еще и подкрепляет его необычными историями. Например, о городе, выход из которого не помогут найти никакие карты. Или о человеке, который каждой ночью оставался в мире снов все дольше и дольше, постепенно переставая различать грань между реальностью и грезами. Нельзя не вспомнить и сюжеты о соблазнительной Томиэ, встреча с которой запросто обернется настоящим адом на земле.

Фантазии Ито явно не занимать — это вам не стандартные ожившие мертвецы или демоны из ада. Но даже на этом он не останавливается, а пытается еще и раскрыть некие философские и остросоциальные вопросы. Можно ли использовать потусторонние открытия для лечения болезней, даже если побочные эффекты окажутся необратимыми? Что способно довести человека до самоубийства? Как преодолеть ужасы ежедневного существования в суровом мире? Сквозь подчеркнуто гротескные образы мангака раскрывает близкие всем вопросы.

Тем ироничнее, что человеческие персонажи в историях Ито не выделяются особыми качествами. Они даже визуально почти все идентичны, их характеры порой сводятся до одной черты, а временами они поступают очень нелогично. Но учитывая, какая фантасмагория ночного кошмара разворачивается на страницах хоррор-антологий, читатель с легкостью может разделить чувства героев.

Почему манга лучше: аниме-сериал совершенно не работает в качестве чего-то ужасающего. Если кульминационные моменты манги действительно могут заставить вздрогнуть, то в адаптации этого нет. Она сделана достаточно дешево, истории показываются не всегда самые интересные. Создается впечатление, что создатели и не догадываются, за что все любят Ито.

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 9 (20-11)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 5

6. Bleach

Текст: Никита Казимиров

Манга за авторством Тайто Кубо (настоящее имя — Нориаки Кубо), стартовавшая 20 августа 2001-го, — последний сенэн «большой тройки» журнала Jump. И если с One Piece и Naruto очевидно, почему они в нее вошли, то наличие среди них Bleach может вызвать сильное удивление. Ведь понять, как очередная «история о битвах» получилась на голову выше других подобных произведений, не так-то просто.

Так как Bleach во многом играет на контрастах, то и начать описывать ее стоит, как ни странно, со слабейшей стороны, которая, впрочем, минимально убавляет достоинства манги. Речь идет о финальной арке, перечеркивающей многие авторские достижения. В ней Кубо ввел множество вторичных и скучных персонажей, плюнул на основные концепции своего сеттинга и просто заметно исписался. Скомканный и поспешный финал и вовсе вызывает лишь разочарование вкупе с недоумением. Но давайте лучше вспомним золотые времена, когда Bleach была на пике своих сил и без особых затруднений обгоняла по продажам и популярности конкурентов.

Главный героем выступает пятнадцатилетний школьник Итиго Куросаки, холодный и циничный, но добрый внутри. Он обладает способностью видеть призраков людей. Однажды он сталкивается с ужасным монстром Пустым и девушкой по имени Рукия Кутики, которая оказывается так называемым «проводником душ» (синигами). Итиго случайно забирает у нее силы и сам становится синигами.

Так начинается приключение, которое вобрало в себя элементы Naruto, YuYu Hakusho и Saint Seiya, культуру Японии, Испании и Германии, отсылки к шедеврам мировой архитектуры и кинематографа. Bleach сочетает столько всего и перемешивает в удивительных комбинациях, что первоисточники узнать почти невозможно. Впрочем, и оригинального у Кубо хватает.

Восхвалять Bleach стоит уже за то, что она попыталась разрушить привычные рамки сенэнов, стать умнее, глубже, разнообразие, угодить так подросткам, так и взрослым, состоявшимся людям.

Но насколько это удалось? На каждую смелую и интересную мысль приходится несколько глав без какого-либо действия и развития в принципе. На любопытную предысторию персонажа и его моральные терзания — бессмысленные сцены со статистами и проходными, раздражающими героями. На потрясающе прорисованный эпизод — страница с одним-единственным иероглифом. Противоречия накладываются на противоречия, и однозначно сформулировать свое отношение к сюжету становится тяжелее с каждой главой.

Что это, постмодернизм и авторский умысел или обычная халтура? Тут уже все зависит от восприятия читателя, потому что никаких комментариев Кубо по этому поводу не дал. С другой стороны, никто не мешает наслаждаться историей. Даже, можно сказать, историями.

Каждая отдельная арка вполне могла бы стать самостоятельной серией. Из первых глав получился бы отличный триллер или даже хоррор, во «Вторжении в Общество Душ» замешаны интриги «властей» и социальное расслоение, а «Сага об арранкарах» — высококонцентрированный экшен с главной мыслью «сражайся за то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».

Такой вот получился Bleach. Далеко не идеальный и не стопроцентно лучший, но очевидно другой, стоящий в стороне и моментами даже на высоте от обычных сенэнов. Манга настолько максимально стильная и запоминающаяся, что ее ни с чем не спутать. Если вы любите японские комиксы, то обязательно попробуйте Bleach, даже если вас воротит от постоянных сражений. Это уникальная вещь и наглядная демонстрация взлета до небес и последующего глубокого падения.

Почему манга лучше: как и любой другой подобный сёнэн, аниме-сериал Bleach искусственно растянули филлерами. добавили неуместного юмора, а на многих битвах постарались сэкономить. Впрочем, неоспоримый плюс у адаптации все же есть — это музыка Сиро Сагису, создающая большую часть настроения при просмотре. Однако она вполне прекрасна и отдельно, чего не скажешь об аниме. Просто читайте мангу под OST!

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 6 (50-41)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 6

7. «Тетрадь смерти» (Death Note)

Текст: Александр Башкиров

Манга Death Note — величайшее детективное произведение двадцать первого века. Это история грандиозной психологической дуэли между двумя равными по силам соперниками и картина строительства кошмарной антиутопии, с которыми в литературе может поспорить разве что «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, величайшее детективное произведение двадцатого века.

Главных причин по которым аниме от Madhouse проигрывает первоисточнику две — их зовут Такэси Обата и Цугуми Оба. В начале 2000-х Такэси Обате наконец-то нашли сценариста, который стремился к тому же уровню бытовой, психологической и профессиональной точности в своих текстах, которого Обата сумел достичь в своих рисунках. Человек с псевдонимом «Цугуми Оба» вернулся в мангу после десятилетий молчания с оригинальной и интригующей идеей: что если в руки обыкновенного японского школьника попадет тетрадь в черной обложке, и все люди, чьи имена он будет записывать в эту тетрадь, начнут умирать?

Death Note — лучшая работа Обаты. Каждый кадр этой манги — воплощение профессиональной гордости этого художника, который считает, что каждая деталь в его комиксе должна быть отрисована не просто лучше всех в Японии, а лучше всех в мире. Каждая панель на каждой странице должна быть такой, чтобы этим кадром можно было любоваться бесконечно, как отдельной картиной.

Самая фундаментальная вещь в манге — отображение внешнего и внутреннего психологического состояния героев. На первое работают лица, на второе — глаза, которые тут не просто так такие большие. В аниме по мотивам про лица и глаза можно сказать лишь то, что они есть и что они срисованы с манги — но именно срисованы.

Вторая по важности вещь — передача движения. Как это не иронично, но в статичных планах Обаты и Обы заложена такая энергия, такая интенсивность поз и ракурсов, что манга кажется куда динамичнее аниме, в котором ключевые сцены (скажем, встречи Лайта и Рюка) затянуты. По бюджетным соображениям в мультфильме по нескольку раз используются одни и те же ракурсы, что убивает спонтанность и динамичность рисунка Обаты.

Обата и Оба не могли себе позволить откровенные сцены, да и уровень насилия на страницах Jump жестко регулируется. Обата воспользовался приемом Альфреда Хичкока из «Психо»: его черно-белая картинка абсолютно бескровная, всю кровищу и насилие читатель рисует себе сам. Вот почему в качестве основного вида смерти выбран сердечный приступ — самый бескровный, но одновременно мучительный.

Такие ограничения только помогли Death Note, где главное — психологическая острота противостояния владельца тетради Лайта Ягами и лучшего в мире сыщика L, идущего по его следу. Сотни и даже тысячи убийств, совершаемых Лайтом, или остаются за кадром, или нам показывают только их последствия. А в тех редких случаях, когда смерть происходит прямо у нас перед глазами, жестокость происходящего маскируется ракурсами и монтажом.

Помимо ограничений формата манги, выходящей раз в неделю в детском журнале, сценарист Цугуми Оба был стеснен и форматом сериала. В телесериалах целая команда сценаристов работает над всем сезоном, продумывая его и разбивая на отдельные эпизоды. В манге ты один, тебе раз в неделю надо сдавать сценарий художнику, а в уже вышедших выпусках нельзя нечего отредактировать или поменять.

Это распространяется не только на мангу — даже такой гений, как Алан Мур, очень сильно пострадал от сериальности в V for Vendetta и Watchmen. И в то время, как его соседи по Jump думали только о том, как бы выбраться из очередной растянувшейся на десяток выпусков боевой сцены, Оба должен был ковать сложнейший детективный сюжет и следить за тем, чтобы не нарушить ни одно из своих многочисленных правил пользования Тетрадью. Каким бы гениальным не был сценарист, невозможно сразу продумать весь сериал на несколько лет вперед, человеческий мозг не в состоянии заранее позаботиться о таком количестве деталей. Вот откуда берутся постоянно добавляемые в Тетрадь Смерти правила в духе «ах вот да, Рюк забыл тебе сказать», буквально наводняющие нашу планету шинигами и целая армия персонажей, которая якобы всегда была готова выйти на сцену сразу после внезапной трагической гибели одного из героев серии. Поскольку новые герои пришли уже в готовый сюжет, они получаются менее трехмерными и сильными, чем те два персонажа, которые этот сюжет закрутили и двигали вперед.

Цугуми Оба не навешивает на своих героев ярлыки «герой-злодей», и превращение Лайта в маньяка (а L — в святого) у него происходит скрыто, постепенно. Лайт с самого начала стремится к диктатуре и власти над миром — но делает это с ясноглазой искренностью и чистотой намерений японского школьника-отличника, сына полицейского, названного в честь всего самого светлого и лучшего.

С каждым новым выпуском Лайт все дальше уходит в серую зону морали, пока мир вокруг не становится угольно-черным. И вышеупомянутый эпизод, поставленный точно в середину всего комикса, — далеко не конечная станция Лайта на этом пути.

Наконец, гений Обы — не только в психологическом реализме и нестандартном поведении героев, но и в очень своеобразном юморе. Тончайшие нюансы взаимоотношений Лайта и Рюка; L и Лайта; L, Лайта и Мисы; L и полицейских можно оценить только в манге, где вас никто не ограничивает во времени изучения мимики персонажей и чтения их реплик. А если шутка Обы в очередной раз оказалась такой удачной, что рассмешила вас до слез, это не значит, что вы пропустите две-три следующих сцены.

Почему манга лучше: аниме-сериал не способен передать всех тонкостей рисунка Обаты, благодаря котором и создается колоссальная часть напряжения истории. А моменты, которых не было в манге (их аниматоры добавили «от себя»), рушат сложную конструкцию психологического противостояния двух равных по силе соперников. В адаптации настроения и сюжетные акценты значительно смещены, из-за чего история кажется чем-то иным. Она все еще хорошая, но не легендарная, как первоисточник.

Ранее опубликовано в материале «Почему не надо смотреть аниме Death Note».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 7

8. Blame!

Текст: Александр Башкиров

У создателей любых адаптаций просто не хватит бюджета, чтобы воплотить на экране рисунок Нихэя, а точнее — центрального персонажа манги, бесконечно огромный и безгранично запутанный Город, находящийся «может быть, на Земле, может быть, в будущем». Разумные машины, занимающиеся строительством Города, давно сошли с ума, остались без единого центра управления и сотни, тысячи, а может быть и миллионы лет продолжают строить — в стороны, ввысь и в глубину.

Это самый уникальный сеттинг в истории художественных произведений — километровой высоты небоскребы, лестницы на следующий этаж, по которым нужно карабкаться в течение месяцев, переборки между уровнями, служащие бескрайним небом нижнему этажу…

Архитектор по образованию, Нихэй сумел вообразить и перенести на страницу каждую деталь, линию, проем и изгиб безумных киберпанковских конструкций, прорисовать игру теней, темные и светлые участки, поставить освещение в тех немногих локациях, где оно все-таки есть.

На это ушла большая часть жизни Нихэя (скромные сроки публикации манги ни о чем не говорят — это его дебютная работа, которую он мог рисовать сколько угодно), и никто и никогда не возьмется повторять ее в чем-то, помимо статичной картинки с черно-белым рисунком. Адаптировать Blame! — это все равно что пытаться сделать трехмерную или анимированную копию Джоконды (или ее экранизацию с живыми актерами). Даже если все это копировать с неограниченным бюджетом и вечными сроками разработки, и через миллион лет результат не будет производить того эффекта, на котором держатся все 10 томов манги.

Blame! — это манга в чистом виде, живая, дышащая картинка, практически не подкрепленная сюжетом, но при этом завораживающая на десятки и даже сотни часов. Да, по Городу ползает какой-то то ли человек, то ли киборг, встречаясь с другими такими же полулюдьми (полукиборгами?) и расстреливая из истерически сверхмощного пистолета древние охранные системы, преграждающие путь на следующий уровень. Но сценарной основы здесь меньше, чем в «Темной башне» Стивена Кинга — Нихэй столько рисовал свой бесконечный мегаполис, что у него просто не осталось времени на то, чтобы придумать герою… ну, хотя бы убедительную цель путешествия.

И это совершенно неважно. Лучшие моменты Blame! — это именно ранние выпуски, когда автор еще даже не начал придумывать историю, и мы вместе с героем крадемся через неведомое, сражаясь неизвестно почему непонятно с чем и упиваясь видами — одновременно давяще-клаустрофобическими и космически-просторными.

Почему манга лучше: бессмертное произведение Цутому Нихэя — одна из немногих манг, которую в принципе невозможно адаптировать ни в виде аниме, ни в виде фильма, ни в виде компьютерной игры. Абсолютно бездарный сериал и несмотрибельная полнометражка Netflix это убедительно доказывают.

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 8 (30-21)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 8

9. One Piece

Текст: Никита Казимиров

One Piece запросто может отпугнуть от себя случайного читателя. Во многом в этом виноваты разросшиеся до неприличия количество глав и своеобразный рисунок, который далеко не всем по душе. Но не стоит быть предвзятым, иначе можно пропустить, возможно, самый проработанный и взаимосвязанный мир в поп-культуре.

История, начавшаяся со жгучего желания мальчишки Монки Д. Луффи стать Королем Пиратов, давно перестала быть только о пиратстве, пусть оно и занимает центральную тему в сюжете.

Автор Эйитиро Ода смешивает стилистики и эстетики разных стран и различных исторических эпох, создавая самые невероятные места, в которые попадают главные герои.

Поэтому каждая новая сюжетная арка — уникальное приключение, не похожее ни на что остальное. Правительственные организации, секретные лаборатории, летающие острова и другие напасти встанут на пути к мечте у Луффи и его команды. Никогда не знаешь, какой сюжетный поворот ожидает в следующей главе, и это прекрасно.

Известен Ода и своими флешбеками, отлично прописывающими мотивы и характеры персонажей. Автор всегда считал, что просто убить кого-то ради драмы невероятно скучно, потому он выбирал более изобретательный подход. Почти каждый герой сталкивался с невероятной трагедией, терял нечто ценное и только из-за этого менялся навсегда. Это подталкивало персонажей следовать за своими грезами.

Пожалуй, именно потому Ода решил сделать мангу о пиратах, пускай сам признает, что они были далеко не самыми приятными людьми. Команда Соломенной Шляпы буквально горит своими мечтами. Кто-то хочет составить карту всего мира, другой — стать самым выдающимся мечником, а третья — разгадать главную загадку течения Гранд Лайна, опоясывающего всю планету. И все это в погоне за таинственным, но важным Ван Писом, невероятно ценным сокровищем, которое спрятал предыдущий Король Пиратов — Голд Роджер.

Но самое главное — мир Оды получился без лишней скромности живым. Он находится в вечном движении. В нем нет каких-то случайных событий или мимолетных встреч.

Третьесортный, казалось бы, персонаж может в итоге вернуться спустя несколько сотен глав совершенно другим человеком. Последствия и влияние каждой арки на планету нам показывают в небольших интерлюдиях, которые продвигают вперед свой более масштабный и важный сюжет.

И даже простая графика работает в угоду стиля и вселенной. С ее помощью Ода может регулярно радовать нас необычными битвами, экстравагантными персонажами (как вам, например, целый остров революционеров-трансвеститов?) и красочными сценами. Более того, графика со временем значительно эволюционировала, так что достаточно перетерпеть первые главы, чтобы получать искреннее удовольствие от рисунка.

В итоге One Piece стоит особняком от всех остальных сенэнов. Он умнее, ярче, разнообразие и попросту интереснее во многих местах. Конечно, масштаб накладывает свои ограничения. К примеру, я не советую читать мангу по еженедельным главам, ведь в них может не произойти ничего важного. Но это достаточно малая цена за столь прекрасное произведение, которое будет приносить удовольствие фанатам еще далеко не один год.

Почему манга лучше: помимо стандартных проблем аниме-сёнэнов у пиратского приключения Луффи есть очень важная проблема. Каждая битва в мультфильме — это невероятно растянутое действо, в котором один удар (или даже подготовка к нему!) вполне может длиться несколько серий. Вам обязательно покажут по сто раз персонажей крупными планами, на их бег отводится половина серии. Смотреть такое раз в неделю — особый способ мазохизма.

Ранее опубликовано в материале «Топ 100 комиксов и манги „Канобу“. Часть 5 (60-51)».

10 аниме-сериалов, вместо которых лучше прочитать мангу - фото 9

10. «Ганц» (Gantz)

Текст: Никита Казимиров

Если бы в Японии проводился конкурс на самого бездарного сценариста, то у автора «Ганца» Хирои Оку были бы все шансы занять призовое место. Настолько пустую, бессмысленную и несвязную историю, как в его главной манге, нужно еще поискать. Потому и приходится компенсировать другими методами. Получилось ли? Еще как!

Главный герой — школьник Кэй Куроно, несколько эгоистичный подросток с заниженной самооценкой, который даже в смертельной ситуации способен думать о сексе с незнакомкой. Он вместе с другом Като Масару оказывается под колесами поезда, но не умирает, а телепортируется в странную закрытую комнату. Там парни узнают, что их выбрали для участия в особой игре, в ходе которой они должны убивать всевозможных монстров.

А убийства эти даются не легко, потому ожидайте огромного количества трупов и расчлененки, прорисованной в мельчайших подробностях. У героев вытекают глаза, им вырывают кишки, разрывают на части, разъедают кислотой — и это еще самые «рядовые» способы умерщвления в манге. Стоит ли говорить, что до последней главы доживут далеко не все? Действующие лица сменяют регулярно из-за смертельной «текучки кадров», и даже главный герой в истории далеко не один.

Ужасы происходящего подкреплены проработанным рисунком. Оку одним из первых догадался совмещать компьютерную графику и изображения от руки, потому картинка пестрит деталями. Забавный факт: анимацию женской груди мангаки впоследствии утащили к себе авторы хентая, она же используется и по сей день. Да, в «Ганце» очень много наготы и извращений, потому не удивляйтесь сцене секса одного из героев с инопланетянином, который в несколько раз больше человека.

Однако автор умудряется поднимать и более высокие темы. Если не через сюжет, то через диалоги и выстраивание отношений между персонажами. Сражаясь с опасными пришельцами, многие герои находят смысл жизни в чем-то малом и близком душе. Суровый и нелюдимый боец становится защитником маленького ребенка, а парень-красавец своей девушкой выбирает непримечательную тихоню, хотя у него был шанс встречаться с актрисой и идолом.

Но если судить в целом, то «Ганц» — это наглядный пример главенства формы над содержанием. И с первым тут все настолько же восхитительно, насколько ужасно с последним. Я убедительно вас прошу — не пытайтесь найти смысл в происходящем, связать сюжетные линии воедино. Расслабьтесь и наслаждайтесь непрекращающимся потоком крови, трупов и эротики. Это почти животная, «спинномозговая» манга, которая бьет прямо в инстинкты. И делает это крайне успешно.

Почему манга лучше: да потому, что настолько подробные методы убийства не просто не пустили бы на ТВ — их воссоздать в анимации почти невозможно. Потому аниме-сериал отличается другим сюжетом, который не только не стал лучше, но и потерял львиную долю абсурдности первоисточника.

Читай нас