Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

Любое художественное произведение включает в себя конфликт, который надо решать. Иногда он решается словами, иногда действиями. Когда дело доходит до агрессии, то начинается бой. И, как показывает практика, даже наличие большого бюджета и команды профессионалов не означает, что схватка будет хорошо воплощена на экране. Разбираемся, почему нельзя просто взять и поставить хорошую драку.
Любое художественное произведение включает в себя конфликт, который надо решать. Иногда он решается словами, иногда действиями. Когда дело доходит до агрессии, то начинается бой. И, как показывает практика, даже наличие большого бюджета и команды профессионалов не означает, что схватка будет хорошо воплощена на экране. Разбираемся, почему нельзя просто взять и поставить хорошую драку.

С годами боевые сцены на экране развивались, выбор стилей боя расширился, но с приходом технических возможностей стало и больше способов халтурить. В этом материале я сосредоточусь именно на ближнем бое с минимальным количеством участников и упором на работу конечностями, а не на использование холодного оружия. Батальные сцены и фильмы, сосредоточенные на сражениях на мечах — совсем другие темы.

Сражения на экране происходят с давних времен. Для этого картине не обязательно принадлежать к жанру боевика. Герои в любом количестве могут устроить потасовку хоть в драме, хоть в комедии, да даже хорроре.

Идеальным примером может послужить боксерский поединок Чарли Чаплина из картины 1931 года «Огни большого города» (до этого Чарли уже боксировал в фильме «Чемпион» 1915-го). В схватке достаточно клоунады, но хватает и реалистичных действий.

Многие атрибуты поединков здесь находят свое место. И избегание боя, и грязные приемы, и унылый клинч, которым сейчас балуются в современном боксе. А моменты с нокдаунами так и вовсе максимально близки к правде. И нет здесь монтажа, ударов за метр от головы принимающего. Здесь есть свои хитрости, но для своего года смотрится хорошо. А это даже не спортивная драма, чтобы быть настолько озабоченной боевыми сценами.

Грубая сила против восточной пластики. Как все начиналось (с 40-х по 60-е)

В западном кинематографе в районе 40-х годов наиболее распространенными фильмами, где можно было увидеть хоть какие-то драки, были картины жанров «нуар» и «вестерн». И в них совсем не преследовалась цель показать поединки на достойном уровне. Если со съемкой в те времена не было таких сильных проблем (тряска камеры, резкий монтаж), как сейчас, то хореография тогда не могла отличиться изобретательностью. Мужики просто не особо технично лупили друг друга. В духе картины Station West 1946 года. Главное в бою — сила.

Редким хорошим примером может послужить оскароносный военный фильм 1945 года «Кровь на солнце», где ближе к финалу Джеймс Кэгни вступает в схватку с Джоном Халлораном.

Во время этого боя во всей красе демонстрируется техника дзюдо. Техничные броски, отличная работа дублеров, а главное хорошая физическая подготовка американского актера, который очень много тренировался, чтобы достоверно показать свое владение искусством. Примечательно то, что Джон Халлоран (настоящее имя Джек Серджел) не только мастер дзюдо, но и бывший сотрудник полиции Лос-Анджелеса, так что именно он готовил Джэймса к бою.

Кэгни фактически показал будущее боевых искусств, смешав технику дзюдо с боксерской. В отдельных эпизодах видно, как он умело работает джебом и даже пробивает двойку, грамотно контролируя дистанцию. Хотя сражение и не обошлось без странного поведения вроде целенаправленного неиспользования ударов в определенных отрезках.

А за два года до этого фильма в Стране восходящего солнца состоялся режиссерский дебют Акиры Куросавы. В фильме «Гений дзюдо» было продемонстрировано не только заглавное боевое искусство, но и джиу-джитсу и каратэ. Хотя съемка всего этого оставляла желать лучшего.

Можно делать скидку на время. Но не самый лучший монтаж, виляющая камера и слабая динамика — это серьезные недостатки, когда дело доходит до постановки боев. Но картина все равно получила продолжение, которое снял опять Акира Куросова.

Проблема постановки #1: Хореография

С течением лет все больше и больше экзотичных боевых искусств стало использоваться в постановке боев. Только вот построить из наборов приемов интересный поединок не всегда удается. Некоторые злоупотребляют повторяющимися связками ударов, другие просто ставят без фантазии, используя какие-то шаблоны. А кто-то не может найти баланс между нанесением ударов и их блокированием или парированием, превращая поединок в подобие легкого спарринга.

Примеры:

Хорошо «Заложница». Есть вес в ударах, используются подручные средства и обстановка. Видна техника владения керамбитом.

Плохо «Заложница 2» Весь бой — набор шлепков и злоупотребление перехватами. Ощущение, что герои в ладушки играют.

В Китае, на родине одного из величайших кинобойцов Джеки Чана, к чьей персоне мы обязательно вернемся, самым примечательным фильмом 40-х стал «История Вонга Фэй-Хуна». Он рассказывал об известном мастере боевых искусство и герое китайского фольклора, который был воплощен на экране огромное количество раз.

В этой картине не так много боевых сцен, но видны зачатки того, что сделает китайский боевой кинематограф известным во всем мире. В боях используется акробатика, актеры сражаются, используя шесты и мечи, а также технику «хунгар» (разновидность ушу). Немного разочаровывают откровенно картинные падения с возвышения, где видно, что каскадеры сами прыгают вниз, а не их скидывают.

Проблема постановки #2: Слабая работа статистов

Большие паузы между ударами, замирания при попаданиях. Низкая скорость, скованность действий и пролетающие слишком далеко от соперника удары (сейчас встречается реже). Все это происходит из-за страха нанести повреждения актеру или актрисе. Иногда такое возникает просто из-за наплевательского отношения создателя к процессу («Темный рыцарь: Возрождение легенды» Нолана это идеально иллюстрирует).

Примеры:

Хорошо «Взрывная блондинка». Впечатляющая работа статистов в плане падений и реакции на удары. Терон многие вещи делала сама, что минимизировало работу дублеров. Скорость соперников оправдана ранениями, что они получили в начале боя. Терон и ее дублершу не щадя швыряют и лупят, в некоторых эпизодах молниеносно исполняют контратаки.

Плохо«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн». Двое с огнестрелом идут в ближний бой, другие картинно падают (особенно провален момент с броском биты, где статист начал падение до попадания). Злодеи боятся бить Харли (на 1:13 делает замах, но, осознав ошибку, поднимает руки вверх), так как актриса плохо готова к уворотам. Ее несколько раз однообразно толкают с ноги и пытаются постоянно обнять.

В 50-х годах поединки были представлены в виде самурайских боев в азиатских фильмах, а на Западе — все той же грубой силой в жанровом кино. Туда иногда могли вкрапляться элементы восточных единоборств, которые даже не каждый заметит. А вот в 60-х началось движение в правильном направлении.

Гонконгская студия Shaw Brothers начинает выпускать фильмы с упором на боевые сцены. Первой заметной картиной становится «Пойдем, выпьем со мной», где главная героиня показывает мастерство сражения с холодным оружием в комбинации с ударами ногами. Все еще театрально, но местами присутствует очень отточенная хореография, снятая продолжительным дублем.

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

Проблема постановки #3: Выпендреж

Когда создатель хочет выпендриться при съемках экшен-сцены, то чаще всего это касается именно операторской работы. Иногда это бывает удачно, а иногда амбиции больше таланта. Съемка одним дублем экшен-сцены — одна из самых трендовых вещей. Ее стали использовать даже в сериалах. Только непрерывная съемка (или ее иллюзия) не говорит о том, что хореография будет соответствовать.

Примеры:

Хорошо «Олдбой». Не идеальная в хореографии, но восхитительно и необычно сделанная сцена. В ней хватает и эмоций, и техники.

Плохо «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Запредельно деревянное поведение героя и статистов, часть из которых явно компьютерные. Сумбурные действия: вхождение в ближнюю с огнестрелом, какие-то рваные движения и неестественные падения. Схожая сцена с Роршахом в «Хранителях» Заку Снайдеру удалась гораздо лучше, так как там не было желания выпендриться с хореографией и продолжительностью сцены.

На Западе все еще не было заметно сильного прогресса, но одна сцена даже сейчас превосходит множество современных боев. Речь идет о схватке в поезде из фильма про Джеймса Бонда «Из России с любовью» 1964 года. Шон Коннери и Роберт Шоу очень плотно тренировались с профессиональными борцами, чтобы подойти к постановке сцены в идеальной форме.

Именно поэтому здесь используется столько борьбы, которая очень правдоподобно смотрится. Герои впечатывают друг друга в стены, Шоу делает стремительные тейкдауны, Коннери старается в определенные моменты запинать соперника, напоминая зрителю, что это совсем не джентльменский бой.

На основе всех этих сцен никто не мог бы подумать, что 70-е изменят мир боевого кинематографа навсегда.

Расцвет боевых искусств в кино (70-90-е)

Сейчас Брюс Ли уже икона, но в конце 60-х у него не было успеха. При всех стараниях талант Брюса не замечали широкие массы. Роль Като в быстро закрытом сериале «Зеленый шершрень» не давала ему развернуться на полную.

Но за это время он смог придумать собственный метод боя Джит Кун-до, который и использовал, демонстрируя уникальные схватки на экране. Ведь этот метод был основан на эффективном смешении кунг-фу с другими видами боевых искусств (от тхэквандо до бокса).

Поворотным годом в сфере боевого кино стал 1971, когда благодаря компании Golden Harvest состоялся релиз первого фильма с Брюсом Ли в главной роли под названием «Большой босс». Это был хит и революция, благодаря чему карьера Брюса Ли пошла вверх.

С каждым разом он получал все больше и больше контроля над боевыми сценами. Длинные дубли, изобретательная хореография, операторская работа, часто демонстрирующая противников в полный рост. Благодаря Брюсу Ли мир узнал будущую легенду — каратиста Чака Норриса, с которым у него была культовая схватка в «Пути дракона».

К сожалению, жизнь Брюса Ли оборвалась в процессе производства его шестого полнометражного фильма (пятого, где он исполнил главную роль). К тому моменту его вклад уже был невероятно велик.

Появилось много подражателей, западный кинематограф стал наполняться боевыми сценами, где герои делали упор на восточные единоборства. Чак Норрис неспешно привыкал к экрану, в Японии Сонни Тиба приемами каратэ громил толпы соперников. Эта лихорадка оказалась настолько сильной, что пробралась в такой специфический жанр, как блэксплотейшн. Идеальным примером может послужить картина с Джимом Келли «Черный пояс Джонс» 1974, которая навсегда въедается в память своими потешными схватками и злоупотреблением рапидом (эффект «слоумо» или замедленного действия).

Проблема постановки #4: Злоупотребление рапидом

Рапид, или ускоренная съемка, используется для получения эффекта замедленного движения. Хорошо, когда это подается порционно, давая прочувствовать удар или лихой уворот. Но когда это длится продолжительное время, то бой выглядит вялым, а удары слабыми. Падение динамики в ожесточенной схватке — это приговор.

Примеры:

Хорошо «Неоспоримый 3». Почти все слоумо-моменты нужны для демонстрации красивой акробатики. Ничто не ломает динамику поединка.

Плохо «Обитель зла: Возмездие». Пятый фильм из серии «Обитель зла» ужасал не только полным отсутствием свежих идей даже в рамках киновселенной, но и кошмарным финальным побоищем, где все двигались так, словно находились под водой.

Но, потеряв одну легенду, мир боевого кинематографа был готов к явлению еще одной. Китайский каскадер Джеки Чан через малозаметные эпизодические роли смог пробиться к вершине, возведя постановку боев на такой высокий уровень, что и пой сей день нет никого, кто мог бы его в этом переплюнуть.

Только в конце 70-х к нему пришел успех. Начав с «Змеи в тени орла», где он исполнил главную роль и ставил трюки, Джеки продолжил совершенствоваться, возведя свою технику в абсолют к середине 80-х, поработав с такой культовой личностью и мастером, как Само Хунг.

Тогда-то и были сняты самые примечательные картины: «Проект А», «Мои счастливые звезды», «Полицейская история» и «Доспехи бога». Он создал свою команду и работал с ней над большинством картин со своим участием. Потрясающая акробатика, опасные трюки, безумная скорость и изобретательная хореография, которая нередко сдабривалась хорошим юмором. Все, что можно было хотеть от боев на экране.

Джеки Чан — сторонник того, чтобы не делать много склеек в своих драках. Он хотел видеть максимально долгие куски. Одним из главных его правил было чтобы удар достигал цели без склейки на пути. Его всегда это раздражало в западном кинематографе.

Проблема постановки #5: Резкий монтаж

Один из самых популярных способов скрыть огрехи хореографии — это мелко нарезать каждый эпизод, чтобы один маленький фрагмент состоял из множества склеек. Это увеличивает динамику и насилует глаза. Такая манера характерна для режиссера Оливье Мегатона («Перевозчик 3», «Заложница 2–3»).

Примеры:

Хорошо «Паркер». Просто нормальный монтаж без изысков. Все видно, все понятно. Удары приземляются без склеек. Никакого выпендрежа в самой схватке.

Плохо «Коломбиана». Натуральная пытка от Оливье Мегатона, которая может вызвать приступ эпилепсии.

Конец 80-х ознаменовался началом широкого использования боевых искусств в западном кинематографе. Именно в этот момент кинобойцы начали возникать то тут, то там.

Жан-Клод Ван Дамм со своим каратэ и растяжкой покорил сердца многих, Стивен Сигал брутальной техникой айкидо заставлял жалеть своих врагов. Позже не столь популярные, но не менее культовые Гэри Дэниелс, Синтия Ротрок и Ричард Нортон стали раздавать лещей всем, кто осмеливался бросить им вызов, а Марк Дакаскос обучал трудных подростков бразильской капоэйре.

Это продолжалось все 90-е. Кроме стандартных боевиков про героев и злодеев выходили фильмы про турниры по боевым искусствам, где можно было увидеть все многообразие техник — от «Кровавого спорта» до «В поисках приключений» и «Смертельной битвы». Был даже фильм, где были представлены бойцы разных стилей, но сюжет не вращался вокруг турнира.

Речь идет о «Кровавой луне» с Гэри Дэниелсом, которая содержала в себе весьма необычную концепцию. Серийный убийца нападал исключительно на мастеров различных боевых искусств, так как желал показать свое превосходство над ними. Зрелищное, жестокое и отлично снятое кино, которое не обрело большой популярности.

В эту золотую эпоху люди понимали ценность пленки. Относительно долгие дубли, адекватные планы и просто хорошая постановка. Естественно, не у всех, но у внушительного количества. Далеко не все участники кинопоединков могли похвастаться опытом в боевых искусствах, но все старались.

Можно было спокойно получить схожее удовольствие как от поединков практиковавшего каратэ, айкидо и капоэйру Уэсли Снайпса, так и от битвы культуриста Арнольда Шварценнегера с Т-1000 или Беннеттом из «Коммандо». Здоровякам вроде Сталлоне или Лундгрена (хоть у него и есть боевая база) не нужно было показывать чудеса скорости и пластики, ведь работающие с ними люди знали, как можно использовать их сильные стороны.

И это было прекрасно. Западный кинематограф в этом реально преуспел, пока в Азии стали увлекаться полетами на тросах, как в «Однажды в Китае» с Джетом Ли.

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

90-е подарили нам огромное количество восхитительных схваток, закончившись одним из самых знаковых и изумительно поставленных боев в истории кино.

Речь идет о финальном поединке из фильма «Матрица», где избранный герой Нео (Киану Ривз) вступает в ближний бой с Агентом Смитом (Хьюго Уивинг). Умелое использование слоумо, смесь техник боя, запоминающиеся приемы и самое главное фактически идеальный баланс сил. Это та вещь, на которую не каждый обращает внимание. А она важна, ведь нарушение его превращает бой в избиение.

Проблема постановки #6: Баланс сил

В сражении с соперником высокого уровня (главный злодей или его правая рука, а может крупный миньон, как в «Крепком орешке») должна быть конкуренция. Иначе в чем смысл, если герой с легкостью сметает все преграды? Какое удовольствие смотреть поединок, где один из персонажей выступает в роли боксерской груши? Далеко не всем удается соблюсти такой баланс. Этим грешат картины со Стивеном Сигалом, который фактически не позволял врагам наносить себе повреждения, а главных злодеев разбивал просто чуть дольше, чем их подручных (за редкими исключениями).

Примеры:

Хорошо «Рейд 2». Лучшая боевая сцена в современном кинематографе. Фантастическая операторская работа, безумный темп, потрясающая хореография и 3 фазы боя, чтобы зритель не заскучал. Но главное — постоянные «качели» в поединке. Под финал соперники так и вовсе пускаются в откровенный размен на керамбитах.

Плохо: «От Колыбели до могилы». Марк Дакаскос начинает бой с нескольких хороших попаданий ногами, но очень быстро становится грушей для отработки ударов Джета Ли. Грустно, когда встречаются две такие знатные фигуры в мире боевиков, а в итоге мы получаем столь посредственный бой.

Но все хорошее должно когда-нибудь заканчиваться. Топовые актеры стареют, на их место нет толковой замены. Технологии развиваются, давая создателям все больше и больше возможностей халтурить

Уход моды и деградация

В самом начале 2000-е еще как-то держались на неплохом уровне постановок боев. Джет Ли летал на тросах в американских фильмах, Донни Йен набрал популярность на родине и стал выдавать впечатляющие поединки, примешивая к китайским боевым искусствам филиппинские и американские.

Появились новые звезды нишевых экшен-фильмов. Таец Тони Джаа, который своим «Онг-Баком» познакомил поклонников единоборств с агрессивной и очень жесткой версией тайского бокса, смешанной с изобретательной акробатикой. Британец Скотт Эдкинс взлетел благодаря ненужному (на первый взгляд) сиквелу боксерского фильма «Неоспоримый». Его харизматичный образ злодея, база в тхэквандо, дзюдо и акробатические умения сделали из Скотта самого узнаваемого кинобойца современности.

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

Но, пока они пытались демонстрировать красивые бои, крупнобюджетные проекты шли легким путем. Цифровая съемка вошла в обиход, теперь не нужно беспокоиться о потраченной пленке. Стала развиваться компьютерная графика.

Теперь в особо трудных эпизодах можно начать заменять живых людей нарисованными модельками. За примерами злоупотреблением этой техникой далеко ходить не надо. Это компьютерные Смиты в сиквеле «Матрицы» и убогие мультяшки в сиквеле «Блейда», тогда как в великих оригиналах на наших глазах сражались живые люди.

Проблема постановки #7: Компьютерная графика

Даже сейчас не всегда получается убедительно в боевой сцене подменить человека нарисованной моделью. А уж когда это только началось, то смотрелось совершенно ужасно. Современные драки продолжают страдать от неуместного использования графики.

Примеры:

Хорошо «Блейд 2». Графику не трудно заметить при отлетах персонажа и прыжках, но благодаря освещению и умелому слиянию на это можно смотреть. Хотя необходимости в этом не было.

Плохо «Матрица: Перезагрузка». Мультяшность бьет по глазам, так что тут комментарии особо не нужны.

Один из самых сильных ударов по постановке боевых сцен пришелся на 2004 год, когда Пол Гринграс снял «Превосходство Борна». Во время одной из рукопашных схваток камеру штормит так, что тошнота подступает к горлу, а дополняют это резким монтажом.

Обычно таким способом стараются скрыть паршивую хореографию или слабую подготовку актеру. Но здесь видно, что и актеры в форме, и хореография толковая. Без лишних движений, максимально эффективно и жестко происходят битвы в «Борне».

Режиссер просто хотел передать напряжение, которое присутствует во всем фильме, но распространил его и на экщен-сцены. Поэтому смотреть на то, как главный герой демонстрирует филиппинские боевые искусства эскрима и кали, проблематично.

К великому ужасу эта техника стала распространяться и другие режиссеры стали снимать экшен-сцены в таком духе. Причем у многих это было совсем не ради атмосферы.

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

Так снимались боевые сцены в «Элизиуме»

Проблемы постановки #8: Трясущаяся камера

Живая камера использовалась задолго до фильмов о Джейсоне Борне. Например, в «Спасти рядового Райана» она удачно вписалась и не мешала различать происходящее на экране. Но вот для драк это было в новинку. И сколько не оправдывай это эффектом присутствия или желанием нагнать атмосферу, это все равно выглядит ужасно.

Примеры:

Хорошо «Первый мститель: Другая война». Терпимая тряска, где виден каждый удар и перехват. Есть даже момент атаки ножом продолжительностью около 4 секунд.

Плохо«Я, Алекс Кросс». C 3:11 начинается невыносимая боль для глаз. Скудная хореография пытается спрятаться за трясущемся оператором, который просто не понимает, что делает.

Безусловно, в последние 10 лет появились несколько примечательных примеров отличной постановки. Начиная с 2012 каждые два года выходил индонезийский боевик («Рейд», «Рейд 2», «Рейд: Пуля в голове», «Ночь идет за нами») с новой экшен-звездой Ико Увайсом, который демонстрировал на экране жестокое уничтожение врагов при помощи боевого искусства «силат».

Эта четверка фильмов — лучшее, что случилось с драками в кино за последние 10 лет. Такого смешения техничного боя и кровожадности мир кино давно не видел. За это стоит благодарить режиссеров Гаррета Эванса, Тимо Тьяджанто и Кимо Стамболу, а также постановщиков и исполнителей Яяна Рухьяна и Ико Увайса.

Почему на драки в современных фильмах больно смотреть. 9 причин деградации боевых сцен

«Рейд 2»

Каскадеры Дэвид Литч и Чед Стахелски спасли карьеру Киану Ривза «Джоном Уиком», подарив миру одного их самых ярких киногероев. Это профессиональный убийца со своим фирменным стилем, основанным на джиу-джитсу и стрельбе на ближней дистанции. С каждой новой частью драк в «Уиках» становилось все больше и больше.

Благодаря кропотливой работе Киану на тренировках режиссерам не приходилось идти на хитрости, чтобы показать красиво боевую сцену. Такой подход и перекинулся на «Взрывную блондинку» Литча, где оскароносная 40-летняя худышка Шарлиз Терон так впахивала, что посрамила всех, кто не мог поставить нормальные боевые сцены с атлетичными мужиками.

К великому сожалению, таких примеров не так уж и много. Мир заполонили комикс-блокбастеры, где сражаются спецэффекты, а большинство режиссеров обычных экшен-фильмов продолжает халтурить, используя множество склеек или ускоряя действие на экране, когда участники боя не в состоянии придерживаться необходимой скорости.

Проблемы поcтановки #9: Ускоренное действие

Техника замедленной съемки (действие при ней получается ускоренным) обычно используется для демонстрации течения времени или для комического эффекта. Или чтобы скрыть замедляемые каскадерами при приближении к цели удары и увеличить темп схватки. Чаще всего это делает сцену только хуже.

Примеры:

Хорошо «Kingsman: Секретная служба». Ускоренное действо здесь идеально сочетается с тотальным безумием, а долгие дубли только добавляют крутости всей сцене. Представьте всю эту сцену, состоящую только из рукопашных схваток или стрельбы. Это «Шоу Бенни Хилла» утомило бы уже к середине.

Плохо «Ночной беглец». Лиам Нисон до этого все делал на нормальных скоростях, да и после тоже. Так что не совсем понятна причина, по которой его бой с Коммоном решили ускорить. И это даже никак не скрывают.

На текущий момент кинопроизводство стоит на паузе из-за эпидемии, так что выпускаются онлайн не самые крупные проекты. В 2020 можно выделить лишь «Тайлер Рейк: операция по спасению», который снял каскадер Сэм Харгрейв — участник 87Eleven, работавших над постановкой трюков и боев в «Джоне Уике» и «Взрывной блондинке». Пока его коллеги мучительно пытались сделать нормальные бои в «Хищных птицах», но не смогли.

Возникает грустное ощущение, что от постановки боев кайфуют только уже совсем взрослые люди, которые росли на тематических фильмах. Даже ставшее модным ММА не породило в кинематографе качественного продукта на тему. Но хорошо, что хоть борцовская техника стала чаще использоваться в кино, причем достаточно уместно.

Будущее у рукопашного аспекта фильмов не выглядит привлекательно. Когда старики уйдут, просто некому будет этим заниматься. Батальные сцены, стрельба и море эффектов вытеснят все. Кинобойцы исчезнут, а актеры окончательно обленятся.

Но так можно было говорить о кино 60-х перед приходом Брюса Ли. Будем надеяться, что на сцену мирового экшена только собирается выйти какой-то постановщик, актер или режиссер, которые вызовут новую волну интереса к правильно поставленному экшену.