От сиквела «Чужих» до экранизации Halo: главные неудачи Нила Бломкампа, снявшего «Район № 9»
Самые известные фильмы Нила Бломкампа
«Район № 9»
Нил Бломкамп получил широкую известность благодаря своему первому полнометражному фильму «Район № 9» (District 9), вышедшему в 2009 году. Картина рассказывает о первом контакте землян с инопланетянами, который не привёл к масштабной войне или массовому истреблению людей — инопланетяне в фильме Бломкампа оказались беженцами с родной планеты. Пока правительства разных стран мира пытаются решить, что делать с непрошенными гостями, инопланетная колония размещена в Южной Африке.
Кадр из фильма «Район № 9»
«Район № 9» вошёл в топ-100 фильмов «Канобу», заняв 87 строчку рейтинга. Редакция назвала фильм интересной научной фантастикой, которая поднимает вопросы равенства, ненависти, нелегальной миграции и человечности. В 2010 году картина Бломкампа получила четыре номинации на кинопремию «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм», а на сайте-агрегаторе Metacritic суммарная оценка от кинокритиков составляет 81 из 100, зрительская оценка — 8.1. На другом сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes оценка критиков составляет 90%, зрительская — 82%. На сайте IMDb фильм оценили свыше 650 тысяч пользователей на 7,9 баллов из 10.
«Район № 9» собрал свыше 210 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов долларов. Казалось бы, с таким мощным стартом в карьере перед Нилом Бломкампом будут открыты все двери в Голливуде, а от интересных проектов не будет отбоя.
«Элизиум: Рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи»
В 2013 году Бломкамп снял фильм «Элизиум: Рай не на Земле» (Elysium) по собственному сценарию. Действие фантастического боевика происходило в будущем, когда общество разделилось на два класса: привилегированных и богатых людей, которые живут на обеспеченной всеми условиями космической станции под названием «Элизиум», и тех, кто продолжает жить на перенаселённой и разрушенной Земле.
Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле»
Главную роль в картине исполнил Мэтт Деймон, а сам фильм получил рейтинг 61 от кинокритиков на сайте Metacritic. Зрительский рейтинг составил 7.8, а в прокате картина собрала чуть больше 286 миллионов долларов при бюджете в 115 миллионов. Позже режиссёр говорил о том, что мог сделать фильм лучше, тем самым признав свою работу не особо удачной:
«„Элизиум“ — фильм, который я мог бы снять и лучше. Если взять эту идею и как следует поиграть с сеттингом, то все можно отшлифовать — в итоге получится что-то хорошо продуманное, где будут все тематические элементы, которые я хотел там увидеть. Мне до сих пор нравится общая концепция „Элизиума“ и идея разделения на классы с помощью орбитального города. Я бы с удовольствием вернулся в мир „Элизиума“, потому что это все очень захватывает. Я думаю, что мог бы более удачно объяснить темы фильма и мотивацию героев».
Два года спустя Бломкамп выпустил «Робота по имени Чаппи» (Chappie) с Хью Джекманом и Сигурни Уивер о первом роботе, который способен думать и чувствовать. Восторга у критиков фильм не вызвал — на Metacritic рейтинг составляет всего 41, тогда как зрители оценили его на 7.2. Кассовые сборы картины составили чуть больше 100 миллионов долларов при бюджете в 49 миллионов.
После выхода «Чаппи» Бломкамп не выпускал полнометражных фильмов вплоть до 2021 года, когда у него вышел научно-фантастический хоррор «Демоник» (Demonic). Начиная с 2015 года режиссёр делал короткометражные фильмы для Steam и был вовлечен в производство нескольких крупных проектов, релиз которых так и не состоялся.
Кадр из фильма «Робот по имени Чаппи»
Несостоявшиеся проекты: сиквел «Чужого», экранизация Halo и продолжение «Робокопа»
Ещё в середине 2000-х студии 20th Century Fox, Universal и компания Microsoft планировали сделать экранизацию игры Halo, чтобы впоследствии превратить франшизу в аналог «Звёздных войн». Для работы над будущим фильмом привлекли Питера Джексона в качестве продюсера, который в свою очередь пригласил в проект перспективного и несомненно талантливого Нила Бломкампа.
На тот момент у будущего создателя «Района № 9» было снято несколько короткометражных фильмов, как и у любого начинающего режиссёра, что не помешало Джексону привлечь его для экранизации Halo. Но амбициозный проект не сложился. Если верить высказываниям самого Бломкампа, то студийные боссы не разделяли его видение будущего фильма и не хотели рисковать. Сам режиссёр был уверен, что его экранизация получилась бы крутой, так как он играл в игры и точно знал, как итоговый результат должен выглядеть. Позже Бломкамп заявлял, что творческие и финансовые разногласия между 20th Century Fox и Universal погубили фильм, а он сам поклялся больше никогда не сотрудничать с Fox.
В начале 2015 года Нил Бломкамп опубликовал в своём Instagram концепты к франшизе «Чужой» (Alien). Как позже выяснилось, он задумывался над своей версией продолжения культовой франшизы ещё во время съёмок «Робота по имени Чаппи», где он работал с актрисой Сигурни Уивер — звездой «Чужого». Бломкамп делал наброски сценария и концепты, 20th Century Fox даже дала зелёный свет его версии сиквела, однако сам Бломкамп заявил, что не уверен в собственных силах и не готов браться за проект.
На сегодняшний день Бломкамп удалил концепты со своей страницы, но их можно посмотреть здесь.
В феврале 2015 года стало известно, что Бломкамп всё же сделает фильм во вселенной «Чужого», а Скотт выступит в качестве продюсера. Сам Ридли Скотт в разговоре о фильме «Чужой: Завет» (Alien: Covenant) сообщал, что Бломкамп закончил первую версию сценария своей версии «Чужих», и что фильм планируется к выходу в 2017-м.
Несмотря на то, что Бломкамп работал над сиквелом франшизы и Ридли Скотт принимал в ней непосредственное участие, в октябре 2015 года появилась информация о том, что проект заморожен на неопределенный срок — Скотт принял решение переключить все ресурсы на «Завет», и его поддержала студия 20th Century Fox.
«Чужой: Завет» вышел в 2017 году, получил смешанные отзывы критиков (65 на Metacritic) и собрал 240 миллионов долларов при бюджете в 111 миллионов без учёта затрат на маркетинг. Позднее у Бломкампа спрашивали, есть ли шансы увидеть когда-нибудь его версию «Чужих» после «Завета», и режиссёр честно ответил, что шансов нет. К слову, Сигурни Уивер видела задумки Бломкампа, была в восторге от его идей и даже хотела вернуться к съёмкам во франшизе «Чужой».
В 2018 году Нил Бломкамп возглавил съёмочную группу сиквела «Робокопа» (RoboCop) 1987 года. Проект под названием «Возвращение Робокопа» (RoboCop Returns) должен стать прямым продолжением первого фильма, игнорируя события остальных сиквелов. Однако уже год спустя после того, как Бломкамп занял кресло режиссёра, он сообщил в своём Twitter, что ушел из проекта и занялся производством нового хоррор-фильма. Место режиссёра всё ещё невыпущенного «Возвращения Робокопа» занял Эйб Форсайт («Маленькие чудовища»).
Чем занимался Нил Бломкамп после выхода «Робота по имени Чаппи»?
Неоднократно сталкиваясь с трудностями при производстве полнометражных фильмов, Бломкамп реализовывал свой творческий потенциал, делая короткометражки для онлайн-сервиса Steam. В 2017 году режиссёр хотел протестировать платформу для того, чтобы впоследствии выпускать на ней полнометражные работы.
Кадр из короткометражного фильма Rakka
Короткометражки Бломкампа не были сюжетно связаны между собой и представляли из себя своеобразные зарисовки вымышленных событий, таких как война с зомби во Вьетнаме; ящерах, что поработили Землю; и фантазии режиссёра о том, как создатель всего сущего распоряжается судьбами своих творений. В это же время Бломкамп впервые говорит о том, что хочет сделать сиквел своего успешного во всех отношениях «Района № 9». А после того, как фильм во вселенной «Чужого» был отменён, режиссёр подтвердил свои намерения вернуться во вселенную, где колония пришельцев обосновалась в Йоханнесбурге. И одними лишь заявлениями дело не ограничилось: в феврале этого года Бломкамп подтвердил, что разрабатывает сценарий сиквела вместе с Тэрри Татчелл — соавтором первого фильма — и Шарлто Копли — актёром, который сыграл одну из главных ролей в «Районе № 9».
Возвращение в большое кино
В конце прошлого года стало известно, что Нил Бломкамп закончил работу над неким хоррором, несмотря на пандемию COVID—19. 20 августа вышел фильм «Демоник», где Бломкамп не только выступил режиссёром, но и написал сценарий. «Демоник» рассказывает о девушке Карли (Карли Поуп), которая с помощью технологии, позволяющей создать проекции сознания других, пытается выяснить обстоятельства, при которых её мать убила свыше 20 человек в недалёком прошлом. В российский прокат хоррор выходит 14 октября, тогда как в США фильм стал доступен на цифровых платформах одновременно с ограниченным прокатом в кинотеатрах.
На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes зрительская оценка составляет всего 11%, тогда как кинокритики в совокупности оценили хоррор Бломкампа чуть повыше — 16%. Критик Чарльз Брамеско из AV Club счёл новый фильм режиссёра слишком предсказуемым и подчеркнул, что в нём угадывается каждый последующий шаг; Уильям Биббиани из TheWrap был разочарован сценарной глупостью и назвал фильм банальным, а Манохла Даргис из New York Times охарактеризовал хоррор Бломкампа как занудный и скучный.
Недавно режиссёр сообщил, что присоединился к студии Gunzilla Games в качестве директора по стратегии и развитию. В планах режиссёра поработать над созданием игр и, если всё сложится удачно, то он готов остаться в этой индустрии надолго.
Фото для обложек: Instagram neillblomkamp