От Atomic Heart и «Русов против ящеров» до Baldurʼs Gate 3: главные игры 2023 года
К концу подходит 2023 год, во время которого вышло невероятное количество хитовых и громких проектов. Многие называют его одним из самых лучших в истории игровой индустрии, другие говорят, что слишком рано давать такую оценку — но все сходятся в одном: поиграть определённо было во что. Мы в редакции «Канобу» весь этот год — как, смею надеяться, и все вы! — тоже играли в разные игры. Следили за анонсами, переживали по поводу наград на The Game Awards, искренне недоумевали, как у вроде бы именитых разработчиков выходит дичь… и просто ловили кайф от того, что нам преподнесла индустрия в 2023 году.
Ниже — наш список из самых запоминающихся, самых ярких, самых крутых игр этого года. Где-то номинации были серьёзными, где-то — немного шуточными, но все представленные в списке игры так или иначе заслуживают того, чтобы вы обратили на них своё внимание. Итак, поехали!
Утешительный приз года — Marvel’s Spider-Man 2
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Второй «Человек-паук» не собрал множество наград, на что рассчитывали фанаты PlayStation. И это неудивительно — студия Insomniac Games выпустила хорошую, но неоригинальную игру. Отличий от первой части и аддона про Майлза Моралеса настолько мало, что их необходимо искать под увеличительным стеклом. А повествование… К его постановке вопросов нет — за время прохождения кажется, будто наблюдаешь красивый блокбастер. Но сама история оставляет желать лучшего.
Из персонажей, взрослых людей, выписывают полных дураков. Поступки героев вызывают массу вопросов. Титульного героя мешают с грязью. Мэри Джейн стала карьеристкой, чьи боевые навыки не уступают матёрым наёмникам. И так можно пройтись по каждому герою, даже долгожданный Веном, которого создатели тизерили уже давно, представляет настоящую угрозу лишь в финальной трети. А костюм-симбиот нужен только, чтобы Питер Паркер достигнул одного уровня силы с его протеже.
Тем не менее летать по Нью-Йорку всё ещё весело. Метание паутины разбавил новый гаджет в виде небольших крыльев. С их помощью скорость перемещения возросла в разы, да и сам город неплохо разросся. Стало доступно больше красивых достопримечательностей и попросту памятных мест. Безусловно, это приятные особенности сиквела. И единственные. Этого недостаточно, чтобы затмить проблемы и скандалы вокруг игры. Чего только стоит тот факт, что в Marvelʼs Spider-Man 2 отсутствует полиция. Протест разработчиков — их личное дело. И оно очень странно смотрится в игре про Человека-паука, который в первой части очень тесно сотрудничал с полицейскими.
И не стоит забывать, что новые приключения Паучка попали в категорию игр, которые называют «типичным сиквелом Sony». Тут нет такого же образцового скачка, который в своё время совершил Assassin’s Creed 2. Поэтому сиквел «Человека-паука» можно разве что похвалить за приятный игровой опыт. Но сам проект какой-либо уникальностью, увы, не обладает. Даже среди супергеройских игр ему можно найти несколько старых, но неплохих альтернатив.
Приключение года — The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
Дмитрий Сироватко, автор «Канобу»
Nintendo уже не первый год и даже не первое десятилетие критикуют за регулярные прогулки по проторенным дорожкам. В этом смысле The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom стала самой яркой из всех красных тряпок для хейтеров за последнее время. Тот же движок, едва изменившийся Хайрул и аналогичная структура сюжетки. DLC за 70 баксов, не иначе. А то и вовсе фанатский мод. Вот такие ярлыки злопыхатели навесили на игру, ещё не видя её в глаза.
Признаться, я и сам садился за Tears of the Kingdom с теми же скепсисом. Несмотря на прошедшие с релиза «Ботвы» шесть лет, она не успела полностью выветриться из головы — настолько запоминающимся оказалось то приключение. С другой стороны, я не из тех, кто требует от сиквелов выдающихся проектов тотальной переделки. Особенно в ситуации, когда аналогов на рынке в общем-то и нет. К тому же скрасить ощущение вторичности помог выбранный мной порядок прохождения.
Breath of the Wild была новым опытом, поэтому я тыкался во все активности подряд, офигевая от масштабов проекта. К сиквелу я подходил уже будучи осведомлённым о структуре кампании, поэтому практически все первые 40 часов занимался исключительно поиском святилищ. Вот уж где не пришлось жаловаться на копипасту оригинала. «Опционалка» прекрасно помогла раскрыться обновлённому мувсету Линка и крафту, впоследствии ставшему объектом многочисленных шуток и мемов.
Жаль, что в сюжетных заданиях почти не нашлось места для применения «очумелых ручек». Да и два дополнительных мира мне совсем не понравились: кучка парящих в воздухе островов с довольно сомнительными квестами и подземные скитания в кромешной тьме. Совершенно очевидно, что Nintendo не стала уделять новым областям должного внимания и добавила их впопыхах для того, чтобы оттенить чувство дежавю.
И поскольку Хайрул на правах основной локации изменился скорее номинально, мне понятно разочарование тех, кто ждал увидеть совсем другую игру по прошествии шести лет. Понятны и восторженные отзывы — кроме тех, где «Слезам» лепили «десятки». Лично меня Tears of the Kingdom практически сходу увлекла не меньше, чем предшественница. Концепция бесконечного приключения в недружелюбном мире ещё не успела надоесть настолько, чтобы жаловаться на засилье знакомых мест.
Экшен года — Armored Core 6: Fires of Rubicon
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Fires of Rubicon справляется со многими вещами отлично, но что ей удаётся лучше всего — постоянно бросать вам вызов. Справились с одной напастью? Держите следующую. Посидели с головной болью, пересобрали свою меху, одолели новое препятствие? Да не вопрос, вот вам ещё проблем. При этом на игру, в общем-то, обижаться сложно: адреналин, который вырабатывается во время местных сражений, с лихвой компенсирует всё раздражение.
Да, Armored Core 6 не совсем вся про экшен. Кучу времени вы проводите в гараже, копаясь во внутренностях своего гигантского робота. Ещё приличную часть бегаете по локациям, летаете и любуетесь пейзажами. Но оставшиеся 60% игры — это чистый, незамутнённый экшен высшей пробы. Где вам сначала дают почувствовать себя терминатором, заглянувшим на вечеринку к питекантропам, а затем низводят до статуса бегающего гвоздя. И вынуждают буквально зубами — а также ракетами, лазерами и всем, что под руку попадётся — выгрызать себе экологическую нишу.
И в плане экшена новинка от From Software чудо как хороша. Она разноплановая и дарит совершенно разные возможности. Прикинуться юрким кузнечиком, который носится по карте с плазменным клинком? Или продемонстрировать свой суровый нордический характер с помощью практически неподвижного танка с ВОТ ТАКИМИ пушками? Ограничений, благо, почти нет: развлекайтесь вволю. Ну, а если вам этого мало, то напоминаю: это экшен про гигантских роботов, в котором вы можете разыграть сценку из «Евангелиона», «Гандама» или ещё какого-нибудь культового меха-аниме. Ну как тут устоять?
Сюжетка года — Call of Duty: Modern Warfare 3 (2023)
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Call of Duty: Modern Warfare 3 заслужила в этом году особое внимание. Обычно награду за лучший сюжет дают играм с интересной и проработанной историей. Но в случае с этим шутером всё наоборот. Очередная борьба капитана Прайса с мировым злом глупая, скучная, блёклая. Всё настолько плохо, что даже хорошо.
Хорошо, но в саркастическом ключе. Главные герои гоняются за опасным террористом, который… Пакостит? Он не делает ничего ужасного, все его поступки поправимы. Каждый раз протагонисты успевают нарушить коварные планы негодяя, превращая действие в фарс. Там, где старый злодей лично взрывал бомбу и расстреливал людей, его новая версия оставляет подушки-пердушки. Явно не таким должно было быть переосмысление Call of Duty: Modern Warfare 3. Оригинал был полон эпичных взрывов, жестоких и запоминающихся событий. А чем запомнится новая версия? Картами с пустым открытым миром, скопированными из мультиплеера? Тем, что герои не убили террориста в тот момент, когда могли? Эпизодом, когда этот же террорист умудрился убить одного из ключевых персонажей и сбежать из-под линии огня, чтобы вернуться в четвёртой части?
Нет. Новая Call of Duty запомнится шуткой Кристофера Джаджа на The Game Awards.
Ремейк года — Dead Space Remake
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Откровенно говоря, очень жаль, что Bloober Team и Konami решили не выпускать ремейк Silent Hill 2 в 2023 году, – она выйдет только в 2024 — потому что тогда противостояние было бы очень уж интересным. Ведь главная схватка за звание «лучшего ремейка года» развернулась именно между двумя хоррорами: Resident Evil 4 Remake и Dead Space.
И выбор тут, без шуток, очень сложный. И «Резик», и «Дед» более чем заслуживают оваций хотя бы за то, как они переносят признанную классику на современные платформы. Оба проекта идут нос к носу к финишной черте, и Dead Space вырывается вперёд в основном за счёт бонусных баллов. Capcom, всё-таки, руку на ремейках уже набила, да и включать DLC с Адой Вонг в основную игру не захотела. А вот EA Motive мало того, что бережно перенесли абсолютно всю игру одним куском, ничего не вырезая и не отрезая, так ещё и нового контента добавили.
Самое главное в ремейке Dead Space то, что разработчики ухитрились сохранить ту самую крайне неуютную, давящую атмосферу, которой славилась оригинальная игра. Ощущение от прогулок по обновлённой «Ишимуре» ровно те же, что были десять лет тому назад. Ты постоянно нервничаешь, оглядываешься на малейший шорох и ждёшь, что вот-вот из вентиляции выпрыгнет агрессивное нечто. Но нечто не выпрыгивает, ты слегка переводишь дух и немедленно оказываешься укушен за задницу тихонько подкравшимся сзади некроморфом. Сердце в такие моменты так и норовит убежать куда подальше.
Работа над ремейком проделана колоссальная, даже если забыть про новый контент. Обновлённые графика, освещение и звуки дают дополнительные сто баллов к атмосфере ужаса, а возможность обойти «Ишимуру» от носа и до кормы благодаря новым проходам дарит свежий опыт. Да, за душой у Electronic Arts немало грехов, но один или два выпуском этого ремейка издательство точно смогло замолить. Ждём продолжения!
Музыка года — Atomic Heart
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Захватывающий сюжет, ураганный геймплей и красивая картинка — это далеко не все компоненты, нужные современным играм. Им бы ещё качественный саундтрек, подчёркивающий происходящее на экране. В этом году было две игры, признающие важность музыки: Hi-Fi Rush и Atomic Heart. Казалось бы, экшен про дурачка-бунтаря Чая целиком и полностью построен на музыке, и игра должна победить в этой номинации. Возможно, это так. Но ей не хватило совсем немного, чтобы задеть тонкие струны души русского геймера. А именно ремикса «Комарово», песни группы «Кино», а также дуэта Джеффри Дэя и Мика Гордона!
Шутер Mundfish не просто ласкает слух своей музыкой, подчёркивая яркие моменты. Он заставляет ловить волну, погружаюсь в происходящее. Пара секунд битвы с боссом, и теперь не только майор Нечаев стрэйфится туда-сюда, но и игрок качает головой из стороны в сторону. Ну в какой ещё игре можно крошить мутантов под брутальный ремикс «Арлекино» от Alex Terrible? А самое большое преимущество Atomic Heart в том, что его саундтреком можно наслаждаться и в отрыве от игры. Яркий пример — трек «Комарово», ворвавшийся в чарты. Конечно, не все композиции достигли такой же популярности. Но и не каждая игра отмечалась в глобальном медиа-пространстве.
Стратегия года — Age of Wonders 4
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Одна из номинаций, которая на The Game Awards 2023 вызвала откровенное недоумение… как, впрочем, и почти каждый год до этого. Ощущение такое, что западные журналисты даже погуглить не удосужились на тему того, что вышло из стратегий, и понапихали тайтлы, о которых хотя бы смутно помнили. И ладно ещё Pikmin 4, её присутствие (и победу из выбранных номинантов) вполне можно понять. Но откровенно сырая Cities: Skylines 2, авторы которой сами признали, что катастрофически накосячили? Или Company of Heroes 3, которую геймеры встретили в штыки, а Relic вот уже почти год старательно пытается довести до вменяемого состояния?
При этом в списке не оказалось ни Jagged Alliance 3, которую все встретили с распростёртыми объятиями (да, и критики тоже!), ни Shadow Gambit: The Cursed Crew, которая стала для студии Mimimi Games лебединой песнью. А ведь приём у них, что от прессы, что от игроков был куда более тёплый — так почему?
Или вот Age of Wonders 4, про которую тоже напрочь забыли. Фэнтезийная стратегия, где вы можете кастомизировать себе целые расы, их предводителей, а затем с упоением наблюдать за тем, как ваши ангелообразные жаболюды рвут всё живое — вы такое часто видите вообще? Тем более, что как стратегия AoW 4 работает отлично: у студии Triumph рука набита давным-давно, да и в Paradox сидят люди, которые немножечко в жанре разбираются. Откровенно говоря, выбрать победителя из всего этого великолепия очень непросто, ведь достойных кандидатов — громадьё. Да, в нашем списке это Age of Wonders 4, которая гарантированно проживёт ещё немало времени и подарит фанатам пошаговых стратегий долгие часы удовольствия. Но что делать, если вы не из таких? Что же — загибайте пальцы.
Любителям тактики и реализма стоит запустить Jagged Alliance 3. Стелса — Shadow Gambit. Фанаты градостроительных симуляторов могут заглянуть или в Cities: Skylines 2 (если любят реализм и не обращают внимание на баги), или же в Against the Storm (если больше по фэнтези и, внезапно, «рогаликам»). Да, громких AAA-релизов в жанре практически не было, но год для заядлых стратегов всё равно вышел более чем достойный.
Мультиплеер года — Fortnite
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Кроссоверы, мультивселенные и прочие глобальные события обрели огромную популярность. И ни одна другая игра не справляется с ними лучше, чем Fortnite. Королевская битва Epic Games вобрала в себе немыслимое количество отсылок, персонажей и по-настоящему крутых штук, став отличной площадкой для большинства игроков. Здесь каждый сможет найти себе развлечение по вкусу. Только здесь Бэтмен может сразиться с Всемогущим из Моей Геройской Академии, пока Человек-паук заряжает Камехамеху из Dragon Ball.
Но фансервис — лишь поверхностная часть проекта. Тут найдётся и место более «техническим» ребятам, например, любящим копаться в движках. В этом году в игре появился специальный редактор на Unreal Engine 5. С его помощью можно воплотить самые смелые идеи в жизнь, а заодно побаловаться с одной из самых лучших технологий на данный момент. Ведь графический движок Epic Games действительно хорош. Некоторые ругают его за то, что он делает игры однотипными. Но на самом деле это не проблема UE5, а вина разработчиков, что не пытаются его как-то стилизовать.
Недавнее обновление Fortnite лишь подчеркнуло это. Теперь в игре есть отдельные режимы, где можно исследовать миры за LEGO-человечков, играть хиты на разных музыкальных инструментах, даже катать на машинах по вертикальным трассам! Всё стилистически уместно и увязано в одну экосистему. Если игрок хочет проводить время в одном режиме, то он качает общий боевой пропуск. В общем, времяпрепровождение с друзьями стало ещё лучше и вариативней! Благодаря чему игроки никогда не отстают в прогрессии друг от друга: если один предпочитает хардкорные зарубы в королевской битве, а другой — релаксирующие путешествия во вселенной, собранной из детского конструктора.
DLC года — Cyberpunk 2077: Phantom Liberty
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Мы вообще долго думали, что включить в эту категорию, кому отдать приз — Marvelʼs Spider-Man 2 или же The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Потом, правда, вспомнили, что обе продаются по полной цене и в общем-то считаются сиквелами, поэтому пришлось искать новых кандидатов. Благо, что CD Projekt RED выпустили свою «Призрачную свободу», и особо долго думать нам не пришлось.
Дополнительного контента для игр в 2023 году вышло немало, и хорошего в том числе. Так почему же именно «Киберпанк»? Даже если забыть о крупном патче 2.0, который вышел перед дополнением, в Phantom Liberty было, на что поглядеть. Это, по сути, всё тот же «Киберпанк», только очень тщательно спрессованный и аккуратно упакованный. Без огромного города, без тысяч «мусорных» квестов, с минимальным — по сравнению с релизом! — количеством багов. С отличной режиссурой, добротной сюжетной линией, яркими и харизматичными героями, и кучей всяких приятных мелочей, которые делали жизнь в Найт-Сити чуточку попроще.
Если спросить, какое из дополнений, выпущенных CD Projekt RED можно считать лучшим, большинство даже после «Свободы» скажет, что это было «Кровь и вино» для третьего «Ведьмака». И, в общем-то, таких игроков можно понять: в том DLC разработчики не просто поставили точку в истории, но ещё и сделали это невероятно красиво и трогательно. Это было настоящее прощание с полюбившимися героями и на эмоциональном уровне оно пробирало. Phantom Liberty такого чувства не дарит: как и основная игра, это довольно мрачное и «грязное» дополнение, чья концовка скорее опустошает. Особенно новый финал для основной игры, добавленный в DLC: после него так и хочется, чтобы тебя добили кирпичом.
Будем ждать, что польская команда сделает дальше, но, конечно, с небольшой опаской. Получить ещё один отличный в целом, но сырой и в ряде случаев совершенно неиграбельный релиз, который затем будут чинить ещё три года, вряд ли кому-то улыбается.
Мем года — «Русы против Ящеров»
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Один из боссов Metal Gear Rising: Revengeance говорил: «Memes. The DNA of the soul». И это правда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что шутка «Русы против ящеров» обрела большую популярность. Это же забавно, что сверхмощные богатыри могли защищать родину от коварных змееподобных негодяев. Более того, эта шутка отлично ложится на теорию заговоров про рептилоидов.
Игра «Русы против ящеров» вобрала в себя все эти идеи, усилив их нотками тотального абсурда. Любительский проект сделан на коленке, что заметно невооружённым глазом. Но благодаря этому удаётся прочувствовать ту самую «душу», которую разработчики вложили в проект. А заодно в полной мере ощутить, что всё происходящее на экране является шуткой. Дополнительным украшением этой фантасмагории стала нейронная озвучка: угловатые герои выкрикивают дурацкие фразы в духе «славянского захвата яйцами».
Успех приключения очевиден — «Русы против ящеров» даже вырвались в топы Steam, получив дополнительный толчок этой серии мемов, благодаря чему эта мем вселенная наверняка расширится — вот тематические настольные игры уже находятся в работе. Одна беда — всегда нужно помнить, что «Русы против ящеров» были и остаются мемом. Эта «франшиза» существует только ради юмора. Поэтому ничего большего или серьёзного от неё ждать не надо.
Событие года — провал The Day Before
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Конечно, для итогов года хотелось взять что-то позитивное… например, финал в эпопее с объединением Microsoft и Activision Blizzard! Однако оглушительный провал The Day Before, к сожалению, точно также достоин звания «Главного события 2023 года». Особенно для всех игр, которые делают — и будут делать — в России.
Казалось бы, ну что тут такого? Всякий скам выходит регулярно, а игроки на него попадаются — невелика история. Проблема тут в позиционировании. Российская игровая индустрия давно находится в состоянии перманентной «вомглы», лишь иногда выпуская проекты, которые совсем не стыдно сравнивать с проектами от именитых зарубежных разработчиков. В этом году, например, такие игры тоже были — вроде Atomic Heart (пусть её разработчики и перебрались на Кипр, все всё прекрасно понимают). И The Day Before могла бы стать неплохим плюсиком в репутации отечественного геймдева… но, увы.
Если в какой-то момент после начала года игроки говорили о нашей индустрии с осторожным энтузиазмом, то The Day Before выдала всему этому энтузиазму мощнейшего пинка. Теперь все грядущие релизы — та же «Смута», или там Pioner — будут сравнивать не с «Атомиком», а именно с The Day Before. «Ой, выглядит-то неплохо — главное, чтобы не вышло новой The Day Before», «Ну, у The Day Before трейлеры тоже смотрелись хорошо, а что в итоге» — и всё такое. Отношение к той же «Смуте» у геймеров и так было максимально подозрительное — шутка ли, не иметь возможности показать полчаса геймплея без склеек за пару месяцев до релиза! — теперь же скепсис будет переть изо всех щелей. Даже в том случае, если по итогу игра выйдет конфеткой.
Грустно это всё.
Сюрприз года — Hi-Fi Rush
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
26 января Bethesda и Tango Gameworks, авторы The Evil Within, представили свою новую игру — Hi-Fi Rush. Приключение поступило в продажу спустя пару часов после анонса. Трейлеры демонстрировали яркую и динамичную ритм-игру, в которой разработчики с большой ответственностью подошли к комфорту игрока. Но эти видеоролики не смогли в полной мере отразить то, что ждало геймеров на самом деле.
Экшен целиком и полностью построен на сочетании сражений с ярким саундтреком. Игроки не обязаны чётко следовать ритму — он всего лишь усилитель. Чтобы его уловить, авторы добавили тонны подсказок. Герой топает ногой, рядом мигает кошка-напарник, можно включить метроном, а ещё весь мир «колбасит» в такт музыке. Это позволяет предугадать момент, когда враги будут атаковать, и делает декорации более полезными. В большинстве игр можно не обращать внимание на детали локаций, но в Hi-Fi Rush они служат отличной подсказкой, благодаря чему уровни оставляют свой небольшой след в памяти.
Помимо отличного геймплея, игра выделяется приятной историей. Музыкант-раздолбай Чай обращается к мегакорпорации, позволяющей заменить органические части тела на импланты. Процедура несложная, но с главным героем всё идёт не по плану — его признают девиантом, которого надо уничтожить. Пытаясь спасти свою жизнь, Чай встречает таких же необычных ребят, как и он. Каждый из них прекрасно прописан и надолго запомнится геймерам. Вместе с героями игроки пройдут незабываемое приключение, с которым стоит ознакомиться каждому.
Атмосфера ужаса и безнадеги года — Warhammer 40000: Rogue Trader
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Owlcat Games весьма хороши в переносе настольных игр на экраны мониторов. Обе части их дилогии Pathfinder, пусть и заслужившие звание довольно забагованных и несколько «душных», — замечательны и способны подарить не одну сотню часов геймплея всем фанатам подобных игр. Поэтому новость о том, что именно «Совокотам» доверили первую масштабную cRPG по Warhammer 40K была встречена с энтузиазмом.
И вот — релиз! «Вольный торговец» буквально с первых же кадров создаёт ощущение, что атмосферу и мироустройство мрачной вселенной «Вархаммера» Owlcat понимают, как никто другой. Исполинские масштабы здесь соседствуют с ютящимися в развалинах людьми. Размах Имперской бюрократии оставляет желание горько усмехнуться и вспомнить собственные походы за документами в какое-нибудь правительственное учреждение. Ну, а местные выборы и вовсе один другого краше: «хороших» по меркам других RPG вариантов здесь нет и в помине, практически всегда у вас будет выбор между «конечной сволочью» и «терминальной стадией морального урода». Слегка утрирую, но суть вы поняли.
Rogue Trader легко демонстрирует, как работает эта вселенная. В определённый момент у вас появляется выбор — спасти людей с гибнущей планеты или невероятно ценный реактор? Или лично взорвать реактор и всю планету, чтобы не допустить падения миллиардов людей в руки Хаоса? Здесь нет хорошего варианта — вы в любом случае окажетесь сволочью. Просто последствия будут разными.
Гнетущую атмосферу «Вахи», в общем, Owlcat передали просто замечательно. Но проблема в том, что разработчики ухитрились сдобрить свою игру просто-таки фантастическим количеством багов. Фанаты студии в шутку называли их дилогию Pahtfinder не иначе как «Багфайндер» — теперь отловом ошибок приходится заниматься и в космосе. Нерабочие квесты. Сломанный чарт мировоззрения. Вылеты. Нерабочие скрипты. Добравшиеся до финальных глав люди жалуются на то, что там игра в принципе практически непроходима — не иначе, как происки Архиврага. Плюсом к этому запишите очень странный баланс (или, скорее, его отсутствие?), проблемы с производительностью и ещё кучу других мелочей — и получите результат.
Rogue Trader, без сомнения, отличная игра и великолепная адаптация Warhammer 40K — но только в те минуты, когда работает корректно. Если не хотите пасть жертвой коварства Повелителя Перемен, который, вероятно, лично приложил свою руку к этой игре — подождите патчей. С начала декабря их вышло уже три штуки, и ситуация стала получше — но всё ещё далеко не идеальна.
Сиквел года — Alan Wake 2
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Студии Remedy понадобилось 13 лет, чтобы сделать продолжение Alan Wake. Стоило ли оно того? Скорее да, чем нет. Судьба горе-писателя получила интересное развитие, появились новые крутые персонажи, а старые любимчики получили больше экранного времени. Да и взаимосвязь с Control стала гораздо более чёткой: теперь перед нами действительно единая вселенная, а не просто сшитые белыми нитками игры.
Alan Wake 2 всё ещё довольно камерная история, но с неплохим размахом: герои побывают в разных локациях, в которых ощутят всю мощь Тёмной Сущности. Потустороннее явление продолжает деформировать реальность и менять знакомые правила. То, что казалось неизменным в самом начале, может перевернуться с ног на голову в самом конце. Эффект усиливают инструменты, которыми пользуются разработчики. Игра выполненная в стиле телесериала и рассказывает о писателе. В какой-то момент к этой формуле добавляются другие формы искусства — музыка и фотография.
Благодаря этому история становится чем-то вроде арт-объекта — замысловатым высказыванием о нелёгкой судьбе творческих людей. Но именно как игра Alan Wake 2 трещит по швам. Неужели Remedy и правда гордится финальным высказыванием, в духе «это не озеро, это океан»? Получилось какое-то топтание на месте. Что можно сказать и про игровой процесс. Разработчики заставляют игрока бегать туда-сюда по одним и тем же локациям. С одной стороны, это позволяет лучше погрузиться в атмосферу и найти все детали замысловатого сюжета. С другой — игра и так разжуёт всё происходящее, пылесосить локации вовсе необязательно. А механика «детектива» и вовсе становится ненужной обузой.
Хочется верить, что для продолжения истории Алана Уэйка не придётся ждать ещё с десяток лет. И что в следующий раз авторы придумают более качественную формулу игрового процесса. Тем не менее позитивный опыт от сиквела перевешивает его недостатки.
Souls-like года — Remnant 2
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Изначально эта номинация была введена как максимально несерьёзная — ну, право дело, сколько каждый год выходит игр в этом жанре, да таких, чтобы было не стыдно показать кому-либо? И вот в дверь вежливо стучится 2023 год, а у него в мешке — сразу четыре достаточно серьёзных игры, принадлежащих к этому жанру. Все совершенно разные и непохожие друг на друга, и все — со своими тараканами.
Например, вот Wo Long: Fallen Dynasty. Игра от авторов дилогии Nioh — значит, круто, да? Увы. Попытка скрестить Nioh и Sekrio: Shadows Die Twice у разработчиков получились очень неуклюжей и кривой. Более того, эти попытки в итоге свели на нет всё разнообразие билдов, которое в Nioh было одним из краеугольных камней. Хочешь не хочешь, а ты должен парировать и контратаковать, а лучнику или магу это сделать, скажем так, проблематично. В общем, не зачёт.
Lies of P вышла хороша, бесспорно. Пожалуй, что основную формулу «Фромов» разработчики игры про Пиноккио ухватили лучше всех и смогли на её основе сделать что-то своё. Это хороший, очень компетентный «сосалик», и его с лёгкостью можно рекомендовать всем фанатам жанра.
Может быть, новая Lords of the Fallen (2023)? С виду — приличный, опрятный «соулслайк», вполне себе неплохой механически…, но чем дальше ты его проходишь, тем больше вопросов задаёшь игре. Что с балансом? Почему бестиарий настолько скудный? Почему боссы — в общем-то, одна из главных вещей в играх жанра — настолько никакие? «Лорды» по большей части действительно вполне неплохо повторяют формулу, придуманную From Software, но местами пытаются от неё отступить и практически сразу косячат. Безусловно, на одно-два прохождение игра подойдёт, благо что для NG+ Hexworks придумали несколько довольно любопытных особенностей, но сложно сказать, задержится ли эта игра у вас в памяти или выскользнет из него куском мыла.
Но награда всё равно уходит Remnant 2. Хотя бы потому, что это единственная игра из списка, не боящаяся серьёзно экспериментировать с жанром. Это шутер с видом от третьего лица, к которому прикрутили все ключевые «фишки» Souls-like игр. И это очень насыщенная и разнообразная игра: благодаря процедурной генерации локации собираются из «кусков», у каждого игрового акта есть как минимум два сценария прохождения, а уж количество снаряжение и вовсе поражает. Добавьте к этому отлично работающее билдостроение, отличных (ну, по большей части!) боссов и тот факт, что вместе с друзьями игра расцветает ещё сильнее.
Remnant 2 очень неортодоксальный представитель жанра — и в этом один из главных плюсов проекта Gunfire Games. Если вы мните себя фанатом «сосаликов» и порядком подустали от однообразия — обязательно попробуйте. Скорее всего, это будет именно то, что вы искали.
Адаптация года — RoboCop: Rogue City
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Зашкаливающий уровень преступности, настроение мрачных 90-х в США, надежда на будущее и сверкающая броня робота-полицейского — фанатам Робокопа многого и не надо, чтобы погрузиться в антураж любимой франшизы. Но шутер RoboCop: Rogue City дал им гораздо больше — возможность почувствовать себя Алексом Мёрфи, тем самым героем классического боевика, что каждый день оберегает неблагополучный город от тотального коллапса.
Атмосфера буквально сочится из каждого кадра, но игровой процесс с самого начала вызывал вопросы. В конце концов, Робокоп это один из тех персонажей, которого можно описать холодильником на ножках. Он медлителен и неповоротлив, что сильно отличает его от современных протагонистов. Даже Думгай, который раньше с трудом вращал головой туда-сюда, в Doom Eternal научился пархать как бабочка. С Алексом Мёрфи такого делать было нельзя — это полностью разрушило бы погружение.
Но разработчики и не стали, сделав игровой процесс… просто весёлым. Да, главный герой и правда похож на ходячий танк, но и его мощь соответствующая. Стрелять по преступникам просто приятно, а шальные пули могут устроить череду красочных взрывов. В перерывах между перестрелками можно заняться бытовой полицейской деятельностью — собирать улики или помогать гражданским. Где-то надо выписать штраф за неправильную парковку, а где-то прогнать разбушевавшихся панков. Казалось бы, это мелочи. Но именно благодаря им удалось перенести «того самого Робокопа» в формат игры.
Разочарование года — Starfield
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
Ох, Тодд, ох, Говард… да, возможно, что в этой категории победу должна была одержать какая-нибудь другая игра — да та же The Day Before. Проблема в том, что от творения Fntastic изначально не ждали многого. А тут — новая игра Bethesda Game Studios! В совершенно новом сеттинге! Которую они делали больше десяти лет! Короче говоря, хайп был и немалый. И каким же вселенским всё обернулось пшиком!
Скучный космос. Скучные планеты. Скучные — по большей части — задания. Напарники-болваны и NPC-идиоты. Прокачка, от которой иногда хочется побиться головой об стену. Сюжетная линия, которая увлекает буквально в паре моментов, а всё остальное время заваливает вас мусорными поручениями в духе «слетай на планету X и найди там храм Y». Баги, пусть их и меньше, чем обычно в играх студии. А также невероятно огромное количество экранов загрузки: пожалуй, этот аспект возмутил многих игроков куда сильнее, чем унылый сюжет и так себе напарники. Просто потому, что к такому абсурду никто оказался не готов.
Bethesda всегда славилась своим умением делать красивые, масштабные открытые миры, которые хочется исследовать. Это была ключевая фишка студии, которая работала даже в самых спорных её играх, вроде Fallout 76. Но здесь, в Starfield, студия ухитрилась провалиться даже в этом аспекте. Десятки километров тысяч случайным образом сгенерированных планет надоедают в первые же десять часов игры — просто потому, что там не происходит ничего интересного. Пустынные, мёртвые миры, населённые практически одинаковыми пришельцами и космическими пиратами, попросту ничего не могут вам предложить. Ни интересных квестов, ни интересных подземелий — они здесь просто для того, чтобы были. Чтобы вам было, куда потратить лишнюю тысячу часов своей жизни.
Но даже в том случае, если вы забьёте на открытый мир и попробуете играть в Starfield как в линейный ролевой экшен, проблемы никуда не денутся. Хороших квестов преступно мало (и заканчиваются они чертовски быстро!), перестрелки не вызывают особого энтузиазма, а раздражающая ещё со времён Fallout 4 необходимость таскать на себе тонну ресурсов для крафта бесит и здесь. Новая игра от Bethesda очень редко дарит положительные эмоции — настолько, что самую большую радость ты испытываешь в тот момент, когда смотришь на финальные титры.
«Снизу уже не постучат» года — Flashback 2
Дмитрий Сироватко, автор «Канобу»
Камбэки поросших мхом игр издавна преследуют две проблемы. Первая — продолжения получаются слишком похожими на предшественниц и оттого морально устаревшими. Сохранить былой дух очень важно, но ещё важнее не скатиться в откровенное паразитирование на родстве с известным проектом. Другая — авторы, напротив, так радикально «перекраивают» первоисточник, что в результате получается не рыба и не мясо. Исключения случаются, но они довольно редки.
Три года назад я наконец-то добрался до ремейка оригинальной Flashback и был неприятно удивлён тем, насколько же невзрачным он получился. Впрочем, чего ещё ждать от геймдизайнера, выпускающего по игре раз в 5-7 лет, притом такого себе качества. Поэтому я и не питал никаких иллюзий по поводу анонсированной в 2021-м Flashback 2. Но если ремейк был просто пресным и выветривался из головы сразу же после финальных титров, то вышедшее в 2023-м нечто иначе как абоминацией назвать не получится. Такое не следовало выпускать на свет ни под каким предлогом.
Возникает ощущение, будто бы нейросети доверили не только создание безликих артов из диалоговых окон, но и всей игры, а получившийся результат даже не тестировали. Для пятичасового приключения Flashback 2 кишит неприлично большим количеством багов, многие из которых ломают (по крайней мере, на релизе) геймплей и заставляют заново перепроходить продолжительные сегменты. Баланс в экшене отсутствуют напрочь: враги тупые, аптечек преступно много. Платформинг, который был одной из ключевых особенностей оригинала, превратился в триггерхантинг с поиском точки для прыжка.
Не зря говорят, что всё познаётся в сравнении. На фоне Flashback 2 даже прошлогодняя Scorn теперь не кажется совсем уж бессмысленной тратой времени. В ней хотя бы были потрясающий арт-дизайн и жуткая атмосфера. А в творении Microids ужасно абсолютно всё, и я не могу вспомнить иного подобного проекта за последние лет 20. Если, конечно, оставить в стороне игры категории shovelware из погреба Steam.
Игра года — Baldur’s Gate III
Руслан Ярсанаев, автор «Канобу»
Baldurʼs Gate 3 для многих может стать одной из лучших не только это года, но ВООБЩЕ. Секрет максимально прост — студия Larian взяла правила ролевой настольной игры Dungeons & Dragons и перенесла их в цифровой формат. Ради этого пришлось сделать несколько заметных, но не критических изменений. Фанаты настолки моментально почувствуют себя как дома, а новички легко втянутся в простую и понятную систему.
Вдобавок разработчики не стали делать самую-самую разветвлённую историю. Да, Baldurʼs Gate 3 даёт огромную свободу действий: можно найти сотни лазеек, преимуществ и прочих обходных путей. Да, игра корректно реагирует даже на самые безумные поступки игроков, приключение не наказывает за эксперименты, а поощряет за них. Но возможности авантюриста всё же ограничены сюжетом. Нельзя просто так развернуться, наплевать на всё, поехать в другую страну и попытаться начать новую жизнь — такого игра не предусматривает. Всё же у повествования есть стержень, который постоянно подталкивает игроков вперёд, помещая их в новые ситуации. И это хорошо.
Baldurʼs Gate 3 адаптирует не всё многообразие Dungeons & Dragons — это попросту невозможно. Игра воссоздаёт опыт прохождения сюжетных приключений, вроде Baldurʼs Gate: Descent into Avernus или Dungeons & Dragons: Curse of Strahd. В этих историях у игроков есть огромная свобода, но есть и сюжетные элементы, что сковывают или вынуждают двигаться в определённом направлении. Иногда это хорошо, иногда плохо. В самых раскритикованных приключениях сюжет буквально ждёт, что приключенцы совершат определённые поступки. А если этого не случится, то они обречены.
Baldurʼs Gate 3 — пример хорошей истории. Если главный герой захочет убить важного персонажа, события всё равно пойдут дальше. Здесь не будет дурацкой таблички из TES: Skyrim, требующей перезагрузить сохранение, либо оповещающей, что нить повествования прервалась. Нет. В этом приключении если у персонажа есть характеристики, значит его можно прикончить. Если есть выступ, значит на него можно допрыгнуть. А если есть бездонная яма, то она может иметь очень-очень-очень глубокое дно. Но не всегда. Иногда, падая в пропасть, можно попросту разбиться или оказаться в безвыходном положении. Пока не попробуешь — не узнаешь. Так что дерзай!
Алексей Егоров, редактор «Канобу»
То, что Baldurʼs Gate 3 стала настоящим рекордсменом по количеству произведённого за год хайпа, вряд ли кого-то удивит. «Нишевая cRPG», как про неё пренебрежительно говорили некоторые, смогла стать самой высокооценённой игрой года, забрать звание GOTY на TGA 2023 — причём не абы у кого, а у новой The Legend of Zelda! — продаться огромным тиражом и завоевать любовь огромного количества геймеров. Творение Larian Studios оказалось настолько громким, что некоторые разработчики ещё до релиза попросили игроков не считать «Врата» «новым стандартом качества» для индустрии. В целом, они даже правы: это действительно штучная история.
Да, к игре, при желании, легко придраться. Поворчать, что слишком уж казуальные у D& D 5e правила, возмутиться тем, что злые персонажи получают меньше контента (а вот нечего вырезать всех направо и налево!), посетовать на то, что далеко не все развилки вышли судьбоносными… другой вопрос, что большинство претензий просто меркнет на фоне достоинств.
Играя в Baldurʼs Gate 3, постоянно ловишь себя на мысли, что это не видеоигра — перед тобой самое настоящее настольное приключение. И по сценарию тебя ведёт не рельса сюжета, а живой Мастер подземелий, что твои напарники — не болванчики, а такие же персонажи других игроков. И что ты действительно волен творить практически любую дичь. Захотел — вырезал всё живое в окрестных деревнях. Захотел — скорешился с бесом из подозрительного свитка или захватил с собой жуткую книжку, от которой всем вокруг дурно — что поделать, если так любишь читать! Да, у местной свободы и вседозволенности есть рамки, но поначалу кажется, что их просто забыли добавить.
Плюс, как некогда BioWare, Larian показала одну простую вещь: ролевые игры могут быть кинематографичными и красивыми! Постоянные крупные планы, отлично прорисованные и постоянно жестикулирующие персонажи — видно, что во всё это была вложена душа. Возможно, что даже не одна: всё-таки для того, чтобы добиться такого, сделки всего с одним дьяволом скорее всего будет маловато.
Можно долго распинаться, рассказывая о том, почему Baldurʼs Gate 3 получилась такой классной, но проще всего сказать: «да вы сами попробуйте — сразу всё поймёте». Это настоящее приключение, свой собственный фэнтезийный роман, который вы читаете на протяжении сотни часов — и не просто читаете, но и принимаете в его событиях самое активное участие. К чести Larian, эта игра довольно дружелюбна к новичкам, а потому ворваться в таинственный и волшебный мир Забытых Королевств может даже тот, последней RPG для которого была первая часть Diablo. И это легко доказать хотя бы потому, как много человек всё-таки рискнули собрать свою группу и отправиться в путь. Так чего же вы ждёте? Присоединяйтесь!