28 апреля 2023Игры

Обзор Age of Wonders 4. Цивилизация меча и магии

Обложка Age of Wonders 4  // Источник: Paradox Interactive
Обложка Age of Wonders 4 // Источник: Paradox Interactive

От анонса до релиза четвёртой Age of Wonders прошло буквально несколько месяцев — удивительно, конечно, как Triumph сумели втихую разработать достаточно большую игру, не допустив утечек. Итоговая версия ляжет на прилавки 2 мая 2023 года, однако пресса ещё в марте сумела опробовать предварительный билд, а уже в апреле разработчики дали доступ и к полной версии — с сюжетной кампанией, значительно меньшим количеством ошибок и доведёнными до ума механиками. Редактор «Канобу» Алексей Егоров рассказывает, как в итоге играется Age of Wonders 4, и почему на неё стоит обратить своё внимание.

Игра про магию во всех её проявлениях

«Век чудес» буквально с самого старта доносит до вас очень простую мысль: всё в мирах, где разворачиваются события этой стратегии, подчиняется магии. Ваши и вражеские герои — заклинатели, граничащие по силам с богами. Существа, за редким исключением, или магического происхождения (всякие духи, драконы и нежить — список огромен!), или же могут таковыми стать после определённых манипуляций с вашей стороны. Расы можно конструировать, создавая то мрачных гномов-убийц, то эльфов-каннибалов, то жаболюдов, поклоняющихся Свету. Наконец, даже сами карты здесь пронизаны магией, и при желании вы можете соорудить игровую площадку, полностью удовлетворяющую вашим вкусам.

В плане гибкости Age of Wonders 4 действительно великолепна. Перед запуском каждой отдельно взятой карты можно долго думать, что вы вообще хотите. Исследовать один большой континент с парочкой противников? Очутиться на берегу лавового моря, где уже кипит конфликт нескольких королевских отпрысков? Или, может быть, вам вообще захочется стартовать глубоко в подземелье с минимумом ресурсов, отчаянно пробиваясь на поверхность?

Причем это самые простые примеры. Также есть функция, которая каждый ход «конвертирует» незанятые клетки-провинции в совершенно другие, из-за чего пышная и цветущая земля на следующий ход может оказаться погребена под слоем пепла или снега. Это дикий рандом, который одновременно и делает партии разнообразными, и жутко раздражает. Но ведь интересно же!

Конструктор фракций вносит в игру разнообразие

Ещё в превью я писал, что ключевой фишкой игры наверняка будет то самое «конструирование фракций». Недаром про него отдельно и на анонсе рассказывали, и потом всячески подчёркивали, насколько это важная штука. Да, уже во время превью-версии было понятно, что у подобной механики большой потенциал, и релиз это только подтверждает. Однако тут есть несколько важных нюансов.

Age of Wonders 4 предоставляет довольно большую свободу в плане создания собственной фракции: вы вольны выбрать внешность своих подопечных, их мировоззрение, особенности, детально настроить лидера и всё в таком духе. Различие между разными «сконструированными» фракциями будет видно уже в самом начале игры, хотя полностью механика раскрывается далеко не сразу. Поначалу самое большое, что вы заметите — это разницу во внешнем виде да в списке доступных для найма юнитов.

Ключевые отличия бросаются в глаза уже позже, в средней и поздней игре. Ладно внешность или отношение аборигенов мира, который вы покоряете, к вашему правителю (королю-чародею из другого мира будет куда сложнее завести дружеские знакомства, чем чемпиону из соседней деревни!). Здесь начинают «вылезать» последствия тех решений, что вы приняли ещё во время создания своих подчинённых. Вот, например, создали вы «тёмную» фракцию с тягой к некромантии — для того, чтобы максимизировать все преимущества такого подхода, вам придётся постоянно воевать и пополнять свою коллекцию душ, необходимую для укрепления армии.

После старта вы можете фокусироваться буквально на чём угодно: ваша стартовая книга магии, которую вы выбираете в самом начале, мало влияет на ваше будущее. Вы всегда можете выбрать другой путь, свернув, скажем, с дорожки разрушения на гармонию с природой, и начать насаждать везде леса.

Чтобы увидеть последствия всех своих решений, принятых на этапе создания фракции, придётся немного подождать. Однако ожидание того обычно стоит — в конце концов, в какой ещё игре вы сможете увидеть расу орков с ангельскими крыльями, которые занимаются искоренением демонической угрозы?

Захватывать миры не так уж и сложно

В основе своей Age of Wonders 4 похожа на смесь «Героев меча и магии» (или даже Disciples) и, внезапно, Civilization. Вы получаете «на руки» маленькую деревню и начинаете её развивать, распространяя своё влияние на окружающие земли, захватывая нейтральные города (или превращая их в вассалов) и планомерно вычищая разноплановые кладбища и развалины от засевших там монстров.

Империи в AoW 4 сложно делать большими: рано или поздно вы упретёсь или в доступный лимит городов, или попросту кончится свободная для захвата территория. У каждого города есть свой радиус, в зоне которого можно захватывать клетки-провинции и строить там разнообразные улучшения, и выбраться за пределы этого радиуса у вас не получится при всём желании. Что же до лимита на количество городов — то он не жёсткий, конечно же, но определённые штрафы вы получите. Достаточно весомые, чтобы во время захватнических войн не присоединять города к себе напрямую, а делать их своими вассалами: прибыль от них всё равно есть, зато мороки гораздо меньше.

Пожалуй, одна из самых крутых — и небольших, как бы парадоксально это ни было — фишек в Age of Wonders 4 заключается в возможности одновременного найма войск и постройки зданий. Теперь не нужно всё откладывать, если ваши войска вдруг нуждаются в пополнении!

Все карты, на которых вы будете играть, буквально до краёв набиты различными постройками, логовами монстров, подземельями и уникальными сооружениями, посещать которые строго обязательно. Никогда не знаешь, что найдёшь в очередном подземном каменном мешке: бесполезный топор первого уровня или древнее чудо, скрывающее в себе чудовищно мощные артефакты.

Планомерное исследование карты также открывает доступ к особым типам войск, которые иначе никак не достать. Захватив, например, башню чародеев, вы сможете призывать к себе на помощь костяных драконов. А очистив древнее древо от спятившего аватара Природы, заслужите благодарность от местных жителей — и они тоже будут не против послать вам войска на помощь, если будет нужно. Конечно, такие вот уникальные войска стоят дорого, нанимать их можно в крайне ограниченном количестве, да и доступна функция «сбора» раз в десяток-другой ходов… Но кого это волнует, если игра разрешает таким образом пополнить ваши легионы огромным огнедышащим драконом, правда?

Что до путей к победе, то их игра предлагает сразу несколько. Можно просто разгромить всех противников, а можно поступить хитрее. Например, занять большую часть карты. Или построить особые маяки, которые доступны только в том случае, если вы далеко продвинулись в своих магических исследованиях. Выполнив после этого небольшой квест, вы можете праздновать победу… конечно, если не забывали следить за своими армиями. Они вам потребуются даже в том случае, если вы хотите закончить всё относительно мирным путём.

В конце всё скорее всего сведётся к войне

Любая ваша попытка прожить жизнь мирно в этой игре, к сожалению, заранее обречена на провал. Оппоненты всегда найдут повод для того, чтобы объявить вам войну: то им кажется, что границы у вас больно разрослись, иногда будут обижаться на то, что вы переманили у них из-под носа вассала, пока ещё была возможность, другие же будут просто недовольны тем, что вы пришли из другого мира. В общем, здесь всё по классике: хочешь жить мирно — готовься к войне.

И если в начале игры битвы проходят относительно скромно, то начиная с середины они превращаются в ад. Всё дело в том, что одновременно вы можете пустить в битву не шестерых бойцов — то есть состав одной полностью укомплектованной армии — а восемнадцать. И противник, соответственно, может сделать ровно то же самое. Добавьте к этому то, что войска можно всячески усиливать разнообразными заклинаниями (из-за чего стоимость их содержания начинает бить по карману даже владыкам огромных империй), наличие в игре полноценных юнитов-героев со своими навыками, артефактами и чёрт знает чем ещё, а также то, что войска постепенно прокачиваются, становясь круче с каждой победой.

Разница между группой окололегендарных бойцов и зелёных новичков в бою будет видна невооружённым глазом. Впрочем, шансы всегда можно уравнять: численным ли преимуществом, заклинанием или чем-то ещё.

Не стоит к тому же забывать, что здесь нет «линейности» в очередности хода ваших подопечных. Настал ход вашей армии? Вы вольны раздавать приказы в любом порядке, выстраивая многоступенчатые комбинации, и делая так, чтобы сокрушить противников максимально быстро и безболезненно. Да, система может показаться немного странной, а в битвах 18×18 юнитов она и вовсе может сжечь вам мозг, но рано или поздно вы освоитесь. И, скорее всего, сможете начать побеждать даже превосходящие силы соперника с минимальными потерями.

Что ещё обязательно стоит отметить

Кому-то может не понравиться тот факт, что Age of Wonders 4 делает большую ставку не на историю, а на битвы разнообразных фракций. Да, здесь есть режим кампании, но в нём очень мало миссий, да и сама по себе история, которую игра рассказывает, крайне простая. Впрочем, нельзя не отметить, что во время сюжетных заданий случаются довольно интересные ситуации. Например, в одном из заданий вас выбрасывают в крайне враждебный мир, где союзы нельзя заключать в принципе. Вы вольны попросту сокрушить всех своих врагов, а можете попытаться выполнить целую кучу особых заданий, чтобы найти к каждому персональный подход. Чем не ролевой элемент, спрашивается?

Кастомизация фракций не ограничивается стартом игры — вы вольны постоянно изменять подопечных, переделывая по своему вкусу. Количество улучшений ограничено, а полную трансформацию так и вовсе можно пройти один-единственный раз, но оно того стоит. Например, вы можете одним махом превратить всю империю в толпу живых мертвецов. Или же поддаться демоническому шёпоту, и сделать так, чтобы ваши бойцы внешне годились в гвардию самому Сатане. Да и не только внешне, в общем-то — все такие изменения дают разнообразные бонусы, которыми ни в коем случае не стоит пренебрегать.

После окончания партии — и неважно, победили вы или проиграли — вы будете получать очки Пантеона. За них можно разблокировать различные дополнительные предметы, а достигая определённых отметок — ещё и карты для игры. Ну, а при победе у вас появится возможность отправить вашего героя прямиком в Пантеон. Это, как минимум, даст возможность встретить его потом в других играх в качестве самостоятельного правителя — разумеется, если вы включите соответствующую настройку.

Итог

Впечатления от релизной версии игры остались примерно на том же уровне, что и от превью — это очень приятная стратегия с ролевыми элементами и огромным количеством интересных особенностей.

Действительно сильно жаловаться хочется разве что на AI противников — интеллектом они не блещут и часто творят несусветную дичь. Впрочем, увы, но это уже чуть ли не особенность жанра, чем проблема конкретно Age of Wonders 4.

Коллеги также отмечают, что консольные версии игры вышли далеко не идеальными, особенно в плане интерфейса. Он и на PC-то местами вызывает очень сильную фрустрацию, а для консолей его вообще не адаптировали примерно никак. Плюс производительность на консолях, судя по всему, также оставляет желать лучшего. На PC, справедливости ради, с этим всё относительно неплохо.

В общем и целом, поклонникам фэнтезийных пошаговых стратегий я бы рекомендовал не проходить мимо Age of Wonders 4. Она хорошо подойдёт и ветеранам в жанре, и новичкам, да и про любителей модификаций Triumph не забыли: AoW 4 полностью поддерживает моды, и чёрт его знает, на что будет похожа мастерская Steam через месяц-другой после релиза игры. Впрочем, здесь всё по заветам стратегий от Paradox Interactive: если вас что-то не устраивает, то просто покопайтесь в модах. Наверняка найдется что-то интересное.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
xeyeverr
xeyeverr
кайфовый разбор
alinau2702
alinau2702
интересно написали, захотелось даже поиграть