21 декабря 2023Кино
Обновлено 22.12.2023

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

2023 год вышел очень насыщенным на хорошее и даже отличное кино. На территориях всех жанров происходили небольшие сдвиги. Режиссёры и режиссёрки активно осмысляли наступившую эпоху безумия. Воскрешали призраков прошлого, что всё ещё тревожат наш нестабильный мир, чтобы узнать их версию давнишних событий. Оттачивали теорию феминизма, погружались в детские воспоминания и находили там ценные сокровища, которые без слёз не опишешь. Пока реальность трещит по швам, кино делает всё, чтобы её как-то удержать и осмыслить, чтобы мы, зрители, не потеряли почву под ногами и смогли найти в образах, мелькающих на экране, ответы, недостающие чувства или так необходимое утешение.

Редакция «Канобу» собрала необычную подборку. Мы расспросили коллег из разных изданий о том, какое кино 2023 года впечатлило их больше всего и оставило след в памяти, какое кино, на их взгляд, сыграло или сыграет важную роль в развитии киноиндустрии или выражает состояние нынешней киноэпохи. В получившемся списке не встретить нашумевшие «Опенгеймер» и «Барби», позабылись и некоторые супергеройские блокбастеры, зато вспомнились тихие драмы, ранимые герои, проникновенные истории и изобретательные ленты, в которых происходит интересный анализ устройства кино, духа нашего времени, чувств или повседневности.

«Вавилон» (Babylon)

драма, США

Режиссёр: Дэмьен Шазелл

В ролях: Диего Кальва, Марго Робби, Брэд Питт, Джин Смарт, Джован Адепо, Ли Цзюнь Ли, Оливия Хэмилтон, Лукас Хаас, П.Дж. Бирн, Макс Мингелла

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 1

Дарина Поликарпова, исследовательница кино, преподавательница Санкт-Петербургской школы дизайна НИУ ВШЭ, авторка телеграм канала «Дарина в командировке»

Фильм, начавшийся с мемной сцены в духе комедий братьев Фаррелли, для меня оказался главным кинособытием года. Герои Шазелла, как повелось, снова соглашаются жить только на правах «части чего-то важного». Но масштаб в этот раз не сопоставим с камерностью предшествующих лент.

В «Вавилоне» не отдельные герои, а весь кинематограф, повзрослев, ностальгирует по оргиастическим вечеринкам безумных студенческих лет. Голливуд 1920-х чем-то походит на советскую революцию: кто был ничем, становится всем — в один щелчок затвора.

В эпизодах-аттракционах восходят звёзды, пока бешеный танец не обрывается катастрофой под песенку Эла Джолсона, которую овацией встретил слепой к персональному горю зрительный зал. Фильм Шазелла — и любовное послание ушедшей натуре, и ревизия истории в поисках действующих лиц, сгинувших на её обочине, и точный в микрофактуре рассказ о всё ещё главной кинематографической революции (эпизод съёмки звуковой сцены я весь год показывала студентам на лекциях), и заверение в том, что главное у героев, чьи образы навсегда сохранились на плёнке, всё-таки получилось.

Аттракционы работают как по писаному. На последней супер-кат сцене я чувствую одуряющий восторг. Как будто и мне, как зрительнице, узнающей и любящей здесь каждый кадр, тоже дозволено ощутить себя частью чего-то большого. В этом году я так часто грустила, что писать выбираю о единственном фильме, который сделал меня счастливее.

«Мучения на островах» (Tourment sur les îles)

триллер, драма, Франция, Германия, Испания, Португалия

Режиссёр: Альберт Серра

В ролях: Бенуа Мажимель, Марк Сузини, Паоа Магафанау, Серхи Лопес, Сесиль Жильбер, Лора Пульве, Лоран Бриссонно, Луис Серро, Монтсе Триола, Матаи Памбрюн, Батист Пинто, Марева Вон

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 2

Марат Шабаев, редактор Кинопоиска, автор телеграм-канала The First Picture Show

Постколониальный политический триллер Альберта Серра. Чиновник Де Роллер (Бенуа Мажимель из «Пианистки») живёт тихо, но со вкусом, вращаясь в высших политически-светских кругах Таити. Однажды он узнаёт, что Франция, кажется, хочет возобновить ядерные испытания в этом райском регионе, после чего навсегда теряет покой. «Мучения на островах» — размеренный гипотический триллер, в котором сплетаются воедино зудящее чувство паранойи и островной уют. А ещё это безумно красивый фильм, который надолго остаётся жить в голове зрителя отдельным образам, кадрами и цветами.

«Взрослые» (Adults)

комедия, драма, США

Режиссёр: Дастин Гай Дефа

В ролях: Майкл Сера, Ханна Гросс, София Лиллис, Анул Десаи, Уэви Джонез, Кира Тантао, Киа Маккирнан

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 3

Алия Хузягалеева, авторка телеграм-канала Chacun son cinema

Жемчужина инди-кинематографа года — этакий Чехов посреди американской субурбии для миллениалов. После долгого отсутствия герой возвращается в родной городок повидаться с сёстрами и обнаруживает, что поговорить положительно не с кем и не о чем. Старые друзья обзавелись семьями и совсем другими проблемами, и лишь случайная игра в покер с приличным выигрышем на кону удерживает героя от поспешного побега. Проходят дни, вскрываются старые раны, однако уехать из городка окажется ещё сложнее, чем остаться в нём. Дастин Гай Дефа искренне и до боли трогательно говорит о семейных узах и другого рода привязанностях и зависимостях неожиданным языком кринж-комедии в стиле героя «Офиса» Майкла Скотта.

«Бедные-несчастные» (Poor Things)

фантастика, мелодрама, Ирландия, Великобритания, США

Режиссёр: Йоргос Лантимос

В ролях: Эмма Стоун, Марк Руффало, Уиллем Дефо, Рами Юссеф, Джек Бартон, Вики Пеппердин, Чарли Хискок

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 4

Настасья Горбачевская, авторка и редакторка FILM.ru, телеграм-канал «Киноводство»

Сгусток чистой кинематографической магии высшей пробы подарил публике греческий режиссёр Йоргос Лантимос. «Бедные-несчастные» — поразительная в своей красоте и осмысленности симфония, фильм столь изумительно-восхитительный, что впору задаваться вопросом: а не приснился ли он? Эмма Стоун облачается в доспехи заводной куклы из плоти и крови — причудливого создания пытливого разума учёного, женщины с разумом маленькой девочки. Освободившись от отцовской опеки Годвина (Уиллем Дефо), Белла Бакстер отправляется в путешествие и учится жить изо всех сил: постигает радость поглощения сладостей, негу сексуального наслаждения и тяготы лимитов приличия в чинном обществе. После просмотра «Бедных-несчастных» возникает лишь одно осмысленное желание — поскорее пересмотреть фильм ещё раз, чтобы с бессовестной жадностью разглядывать причудливый мир ожившего романа Аласдера Грея.

«Оставленные» (The Holdovers)

драма, комедия, США

Режиссёр: Александр Пэйн

В ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Брейди Хепнер, Кэрри Престон, Эндрю Гарман Иэн Долли, Джим Каплан, Нахим Гарсия, Майкл Провост

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 5

Роман Волынский, кинокритик, автор и соведущий подкаста «Сиди и смотри»

Про лучший фильм года говорить сложно, всё-таки многое не успел посмотреть, но вот про самое сильное киновпечатление — вполне себе. Им оказалась «старомодная» работа классика независимого американского кино Александра Пэйна. В ней легко угадываются мотивы популярных «школьных» картин, таких как «Умница Уилл Хантинг» или «Общество мёртвых поэтов», но лишь внешне, на первый взгляд. Пэйн намеренно избегает их приторного сентиментализма и типичного голливудского драматизма, местами на опасной дистанции маневрируя между клише. Рождественская тема идёт фильму только на пользу — добавляет меланхолического веса и так достаточно грустным персонажам в исполнении Пола Джаматти и Доминика Сесса. В общем, в «Оставленных» как будто всё работает на неподкупную душевность и искренность — чего, на самом деле, зачастую не хватает в современном кино.

«Флэш» (The Flash)

приключения, комедия, боевик, драма, США

Режиссёр: Андрес Мускетти

В ролях: Эзра Миллер, Саша Калле, Майкл Китон, Майкл Шеннон, Марибель Верду, Джереми Айронс, Кирси Клемонс, Рон Ливингстон, Антье Трауэ, Галь Гадот, Бен Аффлек

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 6

Никита Лаврецкий, режиссёр, кинокритик Афиша Daily и автор телеграм-канала «Никита Лаврецкий!!!»

2023 год — однозначно поворотный в истории Голливуда, наверное самый важный год для американского кино со времён 1967-го, когда все мыслимые кассовые рекорды и прогнозы побило разговорное драмеди «Выпускник». В следующие годы его успех преумножат «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» и «Крёстный отец», причём последний станет самым кассовым фильмом всех времён, — так и случится бум «Нового Голливуда», когда вчерашнее «киноотродье» (The Movie Brats) стали королями проката. Так в 2023 году королями Голливуда окончательно стали вчерашние мамблкорщики — Грета Гервиг, снявшая «Барби», Бенни Сэфди, сыгравший в «Оппенгеймере», Дэвид Лоуэри, снявший «Питера Пена», Адами Вингард, снявший очередную «Годзиллу». А кем тогда в этом раскладе можно считать современной «Клеопатрой», масштабным эпиком, трагически не совпавшим с духом времени и чуть не обанктротившим студию? Разумеется, это может быть любой из провальных супергеройских фильмов (вчера жанр был самым прибыльным, теперь он самый рисковый). Хочу пару слов сказать о «Флэше».

Как и «Клеопатра», «Флэш» — провальное, неуместное, опоздавшее кино, но вовсе не плохое. Случись оно чуть раньше, его бы носили на руках — за безостановочную суету, за ситкомный юмор, да даже за гуттаперчевый CGI. Но зрителя 2023 года все эти элементы уже смертельно раздражали (к списку можно добавить типаж «сильной женщины», который каких-то 4 года назад сделал кассу «Капитану Марвел», и в 2023 году её же сделал провалом). В общем, ничего неожиданного я, наверное, не написал — эту революцию, когда оригинальные фильмы вдруг заткнули за пояс франшизы мы все наблюдали в этом году воочию. Но мой личный тейк в том, что не стоит быть слишком строгими к фильмам, неудачно не запрыгнувшим в последний вагон — сейчас мы и «Клеопатру», и «Врата рая» (фильм, погубивший уже в начале 1980-х сам Новый Голливуд, — все в истории кино циклично, так что и мамблкорщиков в Голливуде рано или поздно что-то такое ждёт) считаем классикой жанра.

«Пациент № 1» (Patient No. 1)

драма, Грузия

Режиссёр: Резо Гигинеишвили

В ролях: Александр Филиппенко, Инна Чурикова, Ольга Макеева, Владимир Стеклов, Игорь Черневич, Сергей Степин, Ирина Купченко, Сергей Гилев

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 7

Тимур Алиев, кинокритик, редактор «Кинопоиска», автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости»

Генсек СССР Константин Черненко доживает последние дни. Как и вся страна, которой он — благодаря усилиям врачей, на которых отчаянно давят силовики — по-прежнему управляет. События происходят зимой 1985 года, но поразительно точно воспроизводят страхи и тенденции зимы 2023-го в действительности. Кажется, что в умах людей в высоких кабинетах за 40 лет ничего не изменилось — власть до сих пор священна; создать видимость выборов по-прежнему задача государственной важности. Гигинеишвили создал универсальную экзистенциальную трагедию о старике, который не только готов умереть, но и не прочь забрать с собой 1/8 суши. Мастерство этого фильма в его интернациональном посыле, который совершенно точно будет понятен в любой точке планеты. Агония диктатуры одинакова повсеместно.

«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» (Are You There God? Itʼs Me, Margaret.)

драма, США

Режиссёр: Келли Фрэмон Крейг

В ролях: Эбби Райдер Фортсон, Кэти Бейтс, Рэйчел Макадамс, Бенни Сэфди, Амари Алексис Прайс, Эль Грэм, Кэйт МакКлаггэдж, Кэтрин Маллен Купферер

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 8

Оля Смолина, автор Film.ru и РБК Life

В мире, где господствуют постхорроры, стилизованный арт-хаус и ремейки научной фантастики, особенно не хватает простого семейного кино. В этом году дефицит любви восполняет «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» от режиссёра «Почти семнадцать» Келли Фримон Крейг. В основу картины лёг культовый роман американской писательницы Джуди Блум, опубликованный в далёкие 70-е годы. Главная героиня — 11-летняя Маргарет — впервые переступает порог пубертата, задумывается о наступающей женственности и существовании Бога на земле. Впрочем, одним лишь педалированием темы подросткового кризиса Фримон Крейг не ограничивается. «Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет» — это весьма детализированный слепок ушедшей эпохи, экранизация маленькой жизни в американской субурбии, тотальное погружение в сознание пуританского общества, находящегося на пороге сексуальной революции. А ещё, это красочная открытка всем девочкам, решившимся выйти из кокона родительской любви в большой и страшный мир взрослых.

«Год рождения»

комедия, фэнтези, Россия

Режиссёр: Михаил Местецкий

В ролях: Анастасия Талызина, Эльдар Калимулин, Юра Борисов, Юлия Ромашина, Дмитрий Быковский-Ромашов, Роман Евдокимов, Юлия Джулай, Олег Васильков, Велимир Русаков

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 9

Илья Верхоглядов, кинокритик, автор и соведущий подкаста «Сиди и смотри»

«Год рождения» — второй полный метр Михаила Местецкого, музыканта и режиссёра, в своё время снявшего ряд прекрасных коротышей. В их числе — два псевдо-репортажных этюда «Ноги — атавизм» и «Топоры в батонах», а также хулиганская комедия «Одна историческая ошибка». Авторская любовь к абсурдизму и документальным стилизациям угадывается и в его новой работе, но главное тут, конечно, — это история молодой любви, которая сулит, с одной стороны, большое счастье, а с другой — ставит крест на творческих планах. Нежный герой Филипп впервые сталкивается с компромиссами взрослой жизни и оказывается в тотальной растерянности. Пожалуй, именно этим «Год рождения» и цепляет — он смешит и трогает, откровенно идиотничает и ставит неудобные вопросы о моральном выборе, при этом не сваливаясь в назидательность и приторную сентиментальщину. В общем, вышло комично и возвышенно — прямо как шубертовская «Аве Мария», перепетая на панковский лад.

«Один маленький ночной секрет»

драма, Россия

Режиссёр: Наталия Мещанинова

В ролях: Таисья Калинина, Елена Плаксина, Степан Девонин, Елизавета Запорожец, Олег Савостюк, Даня Киселёв, Ульяна Вськович, Алина Горячкова

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 10

Диана Абу Юсеф, исследовательница кино, куратор, соосновательница и автор самиздата о кино «К!»

Фильмом года для меня стал «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой. История об ужасающем секрете маленькой девочки, мечтающей о простой свободе. Свободе от насилия, свободе от яростной зависимости. Хлёсткое кино, бьющее по щекам без предупреждений. Этот фильм снят довольно просто, но в силу своих сценарных структур действует очень точно, прицельно. Несколько визуальных метафор аффектируют зрителя и вводят в некий волшебный транс. Кажется, как раз такие фильмы сейчас говорят со зрителем чутко и внимательно. Не аттракцион и не экшен нужен человеку. Не нужна зелёнка на фоне, превращающая не-дивный новый мир в невероятные вселенные. Нужна такая смелая и честная перекись на рану, которая болит давно-давно.

«Безопасное место» (Sigurno mjesto)

драма, Хорватия

Режиссёр: Юрай Леротич

В ролях: Юрай Леротич, Снежана Синовчич, Дамир Клеменич, Горан Маркович, Биляна Торич, Сунчана Зеленика, Жасмин Мекич

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 11

Диана Абу Юсеф, исследовательница кино, куратор, соосновательница и автор самиздата о кино «К!»

Ещё один фильм года — «Безопасное место» (2022, Юрай Леротич). Это кино о намеренной смерти, которая вдруг не произошла, но весь фильм случается в настоящем времени. Герой, который решил умереть, существует в призрачном пространстве, лиминальной пустыне, песчинки которой превращаются в способы ухода: стакан из рук матери, открытое окно, побег из больницы. Звук в этом фильме и постановка кадра крайне острые и отсекают лишнее, оставляя в кадре нужную правильную тишину, характерную для смертельной темы ухода.

«Появление» (Showing Up)

драма, комедия, США

Режиссёр: Келли Райхардт

В ролях: Мишель Уильямс, Хонг Чау, Тодд-о-Фоник Тодд, Лорен Лакис, Андре Бенджамин, Тед Руни, Жан-Люк Бушеро, Марианн Планкетт, Дэнзел Родригез

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 12

Егор Козкин, автор Film.ru и телеграм-канала «Дзига-аппаратчик»

«Появление» Келли Райхардт — неторопливое жизнеописание выдуманной ворчливой скульпторки из Орегона. Героиня готовится к своей выставке, ждёт, когда ей включат горячую воду, привязывается к раненому голубю, пытается расположить к себе разваливающуюся семью. Фильм случился в ключевой момент моей жизни: Райхардт, известная по «Первой корове» и «Несколько женщин», провозглашает необходимость видеть магию в повседневности, культивирует творческие порывы, приучает к взгляду вверх. Невоспетое чудо этого года с определяющей ролью в карьере Мишель Уильямс. Здесь не отчаиваются — значит, мы тем более не должны.

«Божественность» (Divinity)

ужасы, США

Режиссёр: Эдди Алказар

В ролях: Белла Торн, Скотт Бакула, Стивен Дорфф, Мойзес Ариас, Карруче Тран, Эмили Уиллис

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 13

Наташа Анопа, автор Russo Rosso и телеграм-канала Abramacabre!

Второй полнометражный фильм Эдди Алказара напоминает трансляцию безымянного инопланетного канала, который случайно поймал старый телевизор. «Божественность» до краев начинена магией, сновидчеством и бодихоррором. Всё смешалось: люди, боги, недобоги и нелюди.

Гениальный учёный изобретает сыворотку от бессмертия, но в Бога играет не отец, а его сын. Реки волшебного снадобья льются в раскрытые рты идеальных тел, смерть закенселена, а мир утопает в глянцевом блеске тщеславия и культа потребления. Антиутопичный рай похож, скорее, на чистилище, в котором время навечно остановилось.

Несмотря на явную критику современных ценностей, режиссёрская философия меркнет на фоне рекламных ретро-образов, изгибов футуристических строений и человеческих тел.

Зритель отстранённо взирает и на похищенного учёного, и на жрицу женского культа, и на пришельцев, которые прибыли на Землю, дабы восстановить равновесие жизни и смерти на планете. «Божественность» сочетает в себе научную фантастику, нуар и глянцевую эстетику 50-60х годов. Это словно сконструированный Дэвидом Кроненбергом сон, который снится Паносу Косматосу.

«Прошлые жизни» (Past Lives)

мелодрама, США

Режиссёр: Селин Сон

В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын А, Лим Сеон Мин, Чан Ги Ха, Джи Хи Юн, Ан Мин Ян

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 14

Полина Резникова, кинокритик, авторка «Канобу», «Киноафиши» и OKKO, а также телеграм-канала «Сериальное влечение»

Случайное напоминание о прошлом. То ли из детства, то ли вовсе из чужой жизни. Когда ты ещё был на своём месте, в родной стране, говорил на родном языке и был рядом с самым родным человеком. От одного взгляда на него всё тело пронизывает ощущение, будто ты обрёл нечто безмерно важное, о существовании чего уже успел позабыть. Ведь ты привык к постоянной мимикрии и уже не отделяешь себя от неё. Теперь Он здесь, а вместе с ним воспоминание о покинутой родине. Объятия длятся, кажется, слишком долго. Плевать, что подумают, ведь в твоих руках сейчас целый мир, что ты покинул. Кажется, это всегда было твоим и должно было принадлежать тебе, но уже не будет. Быть может… в следующей жизни?

«Человек-паук: Паутина вселенных» (Spider-Man: Across the Spider-Verse)

приключения, драма, боевик, анимация, США

Режиссёры: Кемп Пауэрс, Жуакин Душ Сантуш, Джастин Томпсон

Актёры озвучания: Шамеик Мур, Хейли Стайнфелд, Луна Лорен Велес, Брайан Тайри Генри, Джейк Джонсон, Джейсон Шварцман, Оскар Айзек, Исса Рэй, Дэниэл Калуя

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 15

Мари Григорян, киножурналист, автор телеграм-канала «У Мари нет вкуса»

Киновселенная Marvel пока переживает не лучшие времена, да и новая вселенная Sony не сильно завоевала аудиторию, не считая ироничных фанатов «Венома». А вот анимация — это совершенно блестящее достижение комиксного кино. У обеих частей «Человека-паука» есть характер, очаровательные герои, а главное — ставки там реально высоки. Особенно в «Паутине вселенных», где Майлз Моралес рискует порушить не только свой мир.

Фанаты слегка пожаловались, что фильм обрывается на самом интересном месте, но мне это кажется как раз потрясающе смелым и крутым поворотом. На фоне того, как кинокомиксы замыкаются на самих себе, пытаясь напихать в каждую часть и отсылок, и нового злодея, и шуток, и поднадоевшие сцены после титров, настоящей драмы очень не хватает. Страх и трепет Майлза перед тем, чего он не знает, останется со зрителем гораздо дольше, чем трёхсотое камео третьесортного героя Marvel. То же самое касается морально серого антагониста, к которому наконец-то нет претензий относительно тупости или неправдоподобности. Не говоря уже, что это просто крышесносно красиво!

«Солнце моё» (Aftersun)

драма, Великобритания

Режиссёр: Шарлотта Уэллс

В ролях: Пол Мескал, Фрэнки Корио, Салли Мессэм, Селия Роулсон-Холл, Айс Парлак

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 16

Николай Кубрак, автор «Канобу» и телеграм-канала «Новая русская волна»

В российский прокат сенсация фестивального 2022-го вышла весной 2023-го. Но смотреть нужно не эту официальную версию, а искать оригинальную. Прокатчики вырезали ключевую линию — короткие эпизоды со взрослой главной героиней. Параллель между этими сценами и основными событиями — ключ к пониманию фильма, который и создаёт ту уникальную поэзию, что доводит до слёз зрителей по всему миру. Взрослая Софи в свой День Рождения вспоминает, как отмечала День Рождения отца на последнем совместном отдыхе. Она достигла его возраста, создала собственную семью, только-только завела ребёнка и теперь смотрит на те воспоминания совсем иными глазами. Героиня наконец-то поняла всю сложную гамму чувств папы в те дни и теперь находит с ним всё больше общего.

Режиссёр Шарлотта Уэллс передаёт отношения отца и дочери с шокирующей искренностью и небывалой интимностью, заставляя зрителя проживать с Софи все эпизоды. «Солнце моё» — очень чувственное и почти тактильное кино, которое отражает парадоксы памяти через обрывки старых видео, помятые открытки и звуковые искажения ностальгичных треков. Чуткая поэзия образов передаёт колоссально сложное и болезненное чувство: когда ты повзрослел, создал семью, начал понимать чувства своих родителей в период своего детства и так много хочешь им сказать — но сделать это уже невозможно. За счёт столь смелого подхода «Солнце моё» аккуратно заползает в сердце и навсегда поселяется там, заставляя переживать такие эмоции, о которых ты даже не догадывался.

«Неудачницы» (Bottoms)

комедия, США

Режиссёр: Эмма Селигман

В ролях: Рэйчел Сеннотт, Айо Эдебири, Кайя Гербер, Руби Крус, Гавана Роуз Лю, Маршон Линч, Николас Голицын, Дагмара Доминчик, Майлз Фаулер

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 17

Саша Иванова, автор «Канобу»

Новый фильм Эммы Селигман написан ей в соавторстве с Рейчел Сеннотт, которая при этом исполняет одну из главных ролей. В фильме рассказывается история двух подруг-старшеклассниц, которые случайным образом основывают бойцовский клуб на кампусе, одновременно чтобы избежать наказания за случайное столкновение с главным футбольным игроком школы и чтобы улучшить свою романтическую жизнь. «Неудачницы» собрали невероятный каст: это и Рейчел Сеннотт, которая уже утвердилась как комедийная актриса, и Айо Эдебири, которую мы знаем по сериалу «Медведь» (The Bear), и даже Николас Голицын. Этот фильм — американские горки для любителей комедийного жанра. Иногда черноватый юмор легко сочетается с вполне избитыми шутками и неожиданными находками, а многие штампы школьных фильмов получают новое прочтение. Помимо этого, фильм очень красиво снят — цветокоррекция и быстрая смена кадров способствуют ощущению полного хаоса и непонимания происходящего. В конце вас ждёт совершенно сумасшедший финал, который только в очередной раз напомнит, что вообще-то это не фильм про школьную романтику, это фильм про бойцовский клуб. И героини, конечно, много дерутся.

«Реалити»/«Реальная история Уиннер» (Reality)

драма, детектив, США

Режиссёр: Тина Саттер

В ролях: Синди Суини, Джош Хэмилтон, Маршал Дэвис, Аллан Энтони Смит, Бенни Элледж, Джон Уэй

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 18

Александр Морозов,автор «Канобу»

В 2017 году переводчица в Агентстве нацбезопасности США Реалити Уиннер передала СМИ секретный отчёт о вмешательстве российских хакеров в выборы президента. Уже через две недели на лужайке у дома она встретила агентов ФБР, заявившихся для обыска и допроса.

«Реалити» — дословная экранизация протокола этого обыска. Настолько дословная, что на замазанных для секретности строчках герои растворяются в воздухе. В дебютном фильме Тина Саттер, снятом по мотивам её же пьесы, отдаётся предпочтение документальной точности и приглушённому тону повествования вместо патетики, с которой в Голливуде как правило драматизируют такие истории. Крушение жизни героини выглядит до жути повседневно, а любезные смолл-токи агентов лишь оттеняют мрачную суть происходящего: насилие над правдой и здравым смыслом может иметь человеческое лицо и не даже благородные мотивы. Это неординарное кино и многообещающий дебют, который при этом упустила из виду большая часть публики — и очень зря.

«Убийцы цветочной луны» (Killers of the Flower Moon)

драма, криминал, детектив, США

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Лили Гладстоун, Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Джесси Племонс, Кара Джейд Майерс, Дженей Коллинз, Брендан Фрейзер, Танту Кардинал, Джон Литгоу

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 19

Карина Назарова, редакторка «Канобу», кинокритик, авторка телеграм-канала «Психо и Я»

Трёхчасовая драма о печальной странице в истории США 1920-х. В Оклахоме индейцы осйеджи нашли месторождение нефти и быстро разбогатели, но на чёрный мёд слетелись белые мухи — жадные до власти и денег начали убивать осейджей одного за другим, получая от их смертей дары в виде страховки и огромного наследства. Это кино, кажется, максимой скорсезевского стиля. Здесь режиссёру удаётся обхитрить зрителей благодаря драматургии с двойным дном, дьявольской харизме ДиКаприо и Де Ниро и потрясающей, даже хладнокровной игре Лили Гладстоун. Несмотря на то, что вся интрига лежит на поверхности с первых сцен, убийцы, выпрямив спины, не скрываются в тени, коварство не расползается по тайникам, а улики преступления всё время ярко блестят под солнцем южного штата, Скорсезе умудряется поставить зрителя в неудобную позицию. Сочувствуя индейцам, начинаешь так же, как они, непроизвольно верить любящему, но украдкой уничтожающему взгляду глупого и в чём-то наивного убийцы и его благодеятельного покровителя.

Режиссёр превращает лик зла в банальную и нервозную харю, а добро размещает в страдающем и больном теле, беззащитном и хрупком. На протяжении всей истории, Скорсезе смотрит на события издали, но при этом остаётся вблизи жертв, даже проникает в их сны и предупреждающие видения. «Убийцы цветочно луны» вырисовывают мифологический портрет жадной эпохи фронтира, тоскливую поэму о капиталистическом проклятии и человеческой чёрствости. Сюжет продирается через некомфортное предчувствие, недоверие, обманутость и ставит на колени перед раздирающей истиной. Несмотря на хронометраж, постановка и монтажная динамика не дают выдохнуть вплоть до финала, когда только что случившаяся большая история грустно размещается на маленькой театральной сцене и звучит из уст белых актёров, читающих с листа. Потрясающее и сильное кино, Скорсезе, как всегда, браво!

«Стражи Галактики. Часть 3» (Guardians of the Galaxy Vol. 3)

боевик, приключения, комедия, драма, США

Режиссёр: Джеймс Ганн

В ролях: Крис Пратт, Зои Салдана, Дэйв Батиста, Карен Гиллан, Пом Клементьефф, Чукуди Ивуджи, Шон Ганн, Уилл Поултер, Брэдли Купер, Вин Дизель, Нэйтан Филлион, Элизабет Дебики

Лучшие фильмы 2023 года по версии «Канобу» и кинокритиков - фото 20

Карина Назарова, редакторка «Канобу», кинокритик, авторка телеграм-канала «Психо и Я»

Нежное прощание Джеймса Ганна со своей марвеловской семьёй перед уходом в супергеройскую команду DC. Один из самых трогательных и впечатляющих блокбастеров в жанре спургероики за последние пару лет. Ганн решил посвятить завершающую часть трилогии её главному персонажу — нет, не Квиллу, а еноту Ракете, чьи болезненные воспоминания наконец оживают на экране, щекочут глаза зрителей и сквозь слёзы объясняют, почему же герою было так важно найти в холодном космосе «своих». Это кино размышляет о семейных узах, дружбе, травмах, утрате языком именно что кино — Ганн внимает чувствам персонажей, но чаще манипулирует зрительным залом, вбрасывая в ранимое и трогательное повествование весёлые экшен-аттракционы, разбавляя драму шутками и обнимая за плечи лирическими песнями о чувстве одиночества и потерянности. Вся шайка стражей в этот раз как никогда печальна, всё-таки им, как и зрителям, предстоит тягостное расставание, но зато сценарий даёт каждому из них шанс закрыть гештальты, усвоить уроки и найти силы двигаться дальше.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
sa2rn
sa2rn
Одни сняли пустышки, которые ничего не дают зрителю, другие поупражнялись в пустословии с таким же результатом для читателей.