05 сентября 2023Игры
Обновлено 06.09.2023

Обзор Baldur’s Gate 3. На GOTY претендуют файтер, клирик, маг и вор

Обложка: скриншот из Baldur's Gate 3
Обложка: скриншот из Baldur's Gate 3

Baldur’s Gate III провела в «раннем доступе» без малого три года. Поначалу игроки ждали, что релиз состоится «где-то в 2021» и предвкушали невиданной мощи махач с Pathfinder: Wrath of the Righteous. Затем, когда игру сдвинули на 2022, начали звучать вопросы в духе «ну, кто кого — Elden Ring или „Балдурка“?». Но игра не вышла и тогда, съехав на 2023 год.

Теперь годы ожидания позади. Игра уже доступна и на PC, и на PlayStation 5, а до зимы должна добраться и до Xbox Series X|S. «Сотни часов на прохождение», о которых говорили Larian, оказались правдой — на один заход можно с лёгкостью потратить свыше ста часов, и при этом совершенно не заметить пролетевшего времени. Потому что в Baldurʼs Gate 3 полным-полно… всего. Настолько, что иногда ты просто откидываешься в кресле, глядишь на монитор и пытаешься как-то переварить то, что на тебя обрушилось в очередной раз.

Самое, пожалуй, главное здесь, что Larian сделали настоящее ролевое приключение. Baldurʼs Gate 3 на всём своём протяжении умудряется подкинуть что-то интересное. Квест ли, какой-то совершенно случайный проход, ведущий неведомо куда, скелета в шкафу (иногда — буквально). Даже если вы будете носом землю рыть и искать абсолютно всё, то в первом прохождении что-то, да пропустите. В те моменты, когда мы с друзьями и коллегами рассказывали друг другу о своих похождениях, у многих возникал вопрос в духе «а как, чёрт подери, у тебя это получилось?!». Что до вопроса «ну, а как она в целом-то?» — сейчас расскажу.

Настольные «уши»

Baldurʼs Gate 3 основана на Dungeons and Dragons пятой редакции правил — иными словами, на настольной игре. Сама по себе история знаменитой настолки тоже интересна, но отвлекаться на неё мы сейчас не будем (если хотите — прочитайте книгу «Мастер Подземелий. Гэри Гайгэкс и вдохновляющая история создания Dungeons & Dragons»). В случае с третьими «Вратами» важно понимать одну вещь: чтобы получать от игры удовольствие, вам вовсе не нужно быть ветераном настолки с сотнями часов опыта за игровым столом.

Larian постарались сделать так, чтобы освоиться и пройти игру смог вообще любой желающий. Ветеран классических партийных cRPG или новичок, в жизни ни разу не включавший игры подобного жанра — неважно. Тем, кому будет непонятно, игра всё растолкует, а опытные игроки смогут пройти всё в одиночку на «Тактике», попутно ехидно посмеиваясь над проблемами других игроков.

Какие ключевые вещи стоит знать перед игрой?

Очень многое здесь решает Её Величество Случай: бросок игральных костей (дайсов). Кидать их придётся постоянно: в диалогах, в сражениях, и даже во время простых прогулок по миру. Пугаться их не стоит: поначалу, конечно, может быть неясно, что игра подразумевает, заявляя, что «этой атакой вы нанесёте 2d8 физического урона + 1d4 урона огнём», но поймёте вы быстро. Тем более, что BG3 постоянно поясняет, что, куда и как, поэтому «заблудиться» в местной терминологии невероятно сложно.

Обычно партия в D& D предполагает, что группу игроков по заранее созданному маршруту ведёт Мастер подземелий — человек, придумавший сюжет для кампании, её персонажей, и старающийся сделать так, чтобы всем было интересно. В определённом смысле «Подземелья и драконы» — это такое сражение между партией и мастером: одни постоянно проверяют кампанию «на прочность», творя невообразимую дичь, а мастер в свою очередь старается сделать так, чтобы всё происходящее из-за этого не развалилось. При этом игроки, по сути, вольны заниматься буквально чем угодно, лишь бы это хоть как-то вязалось с их персонажами.

В общем, именно настольные ролёвки обычно выступают наглядным отображением того, что игроки понимают под словом «свобода». А что будет, если мы пойдём не в город X, а завернём в деревеньку Y? А если наша группа не будет драться с этим боссом, а сможет заговорить ему зубы? А что, если вырезавший половину предыдущего кабака — это не злобный призрак, а кто-то из нашей группы, втихомолку отыгрывающий слетевшего с катушек убийцу?

Компьютерные ролевые игры всю свою историю стремились к тому, чтобы хоть как-то перенести эту свободу на экраны мониторов.

Понятно, что позволить игрокам творить вообще всё в таких условиях невозможно. Но можно дать определённый уровень свободы, который будет казаться той самой «настольной» вседозволенностью. Забалтывать оппонентов, проходить в нужные локации несколькими разными способами, убивать всё, что шевелится — и при этом всё равно не терять возможность пройти игру до конца. Отыгрывать скучного зануду или, наоборот, пылкого и пламенного массовика-затейника с шилом в одном месте. Надеяться на компаньонов или же пытаться изображать из себя нелюдимого одиночку. В общем, мысль вы поняли.

В Baldurʼs Gate 3 вы действительно можете осуществить всё вышеперечисленное. Это приключение, детали которого вы выбираете сами и живёте с последствиями принятых решений. Безусловно, далеко не все из них судьбоносны и важны в контексте игрового мира — зато они важны для вас, игроков.

Кидайте на инициативу

Завязка, в общем, следующая. Ваш персонаж — созданный вашими руками или один из заботливо заготовленных разработчиками — начинает своё непростое путешествие с того, что его ловит огромный летающий кальмар. Вернее, не кальмар, а летучий корабль иллитидов — отвратительных свежевателей разума, похожих на Ктулху созданий (только не зелёных и не настолько огромных), которые ищут себе жертв для пополнения своих рядов.

Делают же они это следующим образом: ловят разных существ, вживляют им в мозг личинку, а потом ждут. Спустя какое-то время личинка «пробуждается», а жертва превращается в ещё одного иллитида. Злобного и невероятно опасного. Собственно, ваш герой, как и его будущие компаньоны, оказались не в то время и не в том месте. Они попались, оказались заражены, и, казалось бы, история на этом должна была закончиться…, но тут вмешивается та самая Её Величество Случай. Наутилоид, на котором вы летели, оказывается сбит, а вы, с личинкой в голове и полным непониманием происходящего, оказываетесь у чёрта на рогах.

Что происходит? Куда бежать? Что делать? Голову немедленно разрывают десятки вопросов — и их становится только больше после того, как вы находите первых… друзей. Они объясняют вам и всю серьёзность проблемы, и предлагают сразу множество вариантов решения. И все их придётся так или иначе проверить.

Окружающим, по большей части, до вас и ваших проблем дела мало. Личинка в голове? Да, замечательно — а у нас тут целая толпа беженцев, которых могут перебить всех до единого. Только сначала этих самых беженцев изгонят из рощи друидов, потому что у тех сменилось руководство. А руководство сменилось потому, что предыдущий верховный друид отправился в сторону лагеря гоблинов — да-да, тех самых, которые могут вырезать всех беженцев. В общем, с личинкой мы тебе не поможем, но, может быть, ты согласишься поработать для нас курьером/дипломатом/следопытом/сыщиком (нужное подчеркнуть)?

И вот вы, час как ушедшие с солнечного пляжа, где живописно раскиданы трупы иллитидов, открываете свой журнал, и понимаете, что влипли. Квесты не помещаются на страницу, вариантов «куда бы сходить» — море, да и кто знает, что найдётся за соседним скалистым отрогом. Может быть, сокровище. А может, напряжённая битва. Или ещё один приключенец-потеряшка, которого жизнь не помиловала, и «наградила» мозгоедской личинкой. В общем, куда ни глянь — везде проблемы. Типичный такой будний день типичной партийной ролевой игры.

Примерно в этот момент Baldurʼs Gate 3 отправляет вас в свободное плавание. Вы сами решаете, чем заняться в первую очередь, а что отложить на потом. Вы сами выбираете, насколько кровавым будет ваш путь к цели. И вы сами пожинаете то, что посеяли.

Партия сказала «надо» — клирик потратил последний слот заклинания

Редактор персонажа игры мы довольно подробно разобрали ещё до её выхода: настолько, что чего-то принципиально нового здесь добавить не получится. Создание персонажа происходит ещё до того, как вы выберетесь с наутилоида: вы обязаны определиться с тем, кем будет ваш герой, какого он будет класса, и насколько он будет «вашим». Хотите — создавайте персонажа с нуля. Нет? Тогда возьмите под своё управление одного из тех героев, которые в противном случае будут вашими компаньонами во время путешествия по Фаэруну.

Тут, правда, есть ряд тонких моментов. Например, в качестве играбельных персонажей доступны не все спутники, а только те, которых вы вербуете в практически в самом начале игры. Прохождение за Тёмного Соблазна будет серьёзно отличаться от прохождения любым другим героем — настолько, что даже Larian рекомендовали оставить его «на потом». После прохождения игры понимаешь, что они не лукавили. Этого героя действительно лучше оставить на второй заход — когда вы уже будете примерно понимать, что вас ждёт впереди, и к чему могут привести те или иные дороги.

Если без спойлеров, то Соблазна мучает нечто очень мрачное и злое, из-за чего прохождение за него в любой момент может превратиться в прогулку по кладбищу. Конечно, если вы хотите острых ощущений и весьма неоднозначных поступков — можете сразу же брать и его, но потом не говорите, что вас не предупреждали.

Ещё один важный момент: в Baldurʼs Gate 3 нет такого понятия, как «плохой класс» или «плохая раса». Поэтому творить вы можете буквально что вздумается. Дроу-друид, который раздаёт противникам тумаков, будучи медведем. Халфлинг-варвар, демонстрирующий недюжинные физические показатели, будучи ростом с половину остальных героев. Тифлинг-вор, который настолько наловчился сливаться с окружением, что ему не мешают ни ярко-красная кожа, ни здоровенные рога на голове. Ну или драконорождённый бард, который будет прямо посреди боя крыть врагов бодрыми матами, а в промежутке между геройскими похождениями — пересказывать окружающим сюжет «Скайрима», наложив его на собственную музыку.

Если мы говорим языком сухих цифр, то уже сейчас вас ждут 11 разных рас и 31 подраса, а также 12 классов и 46 подклассов. Классы, кстати, можно комбинировать между собой, создавая мультиклассы, а в том случае, если что-то пошло не так — всегда можно сбегать до лагеря отряда и попросить перераспределить все свои полученные уровни заново. Всё это позволяет экспериментировать как вздумается, благо что возможность сброса появляется очень рано.

Один за всех и каждый сам за себя

На спутниках нужно остановиться чуть подробнее, ведь Baldurʼs Gate 3 делает на них огромный акцент. Всего в игре их десять (Тёмный Соблазн в число компаньонов не входит — вы или начинаете за него, или… ну, сами увидите), и у каждого есть свои причины идти с вами или, по крайней мере, держаться где-то неподалёку от вашей группы.

Каждый герой себе на уме, у каждого — свои желания, устремления и цели. Даже отношения к иллитидскому паразиту в голове у них зачастую разнятся. Лаэзель, например, будучи воинственной гитьянки, немедленно попытается добраться до своих соплеменников, чтобы личинку выжгли как можно быстрее — ведь для гитов нет ничего хуже, чем касание извечного врага. А вот эльф Астарион, будучи плутом и весьма скользкой личностью, против такого «сожителя» не возражает, и даже более того — готов на всё, что угодно, лишь бы стать ещё сильнее.

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Как довольно быстро выясняется, личинка, доставшаяся героям — не совсем обычная. С её помощью носители могут становиться сильнее: могут читать мысли, воздействовать на чужое сознание и так далее, но у любой силы, как известно, есть цена. И пусть моментальное обращение в иллитида вам не грозит (простите, маленький спойлер!), но как минимум над этической стороной вопроса герои всё равно задумываются частенько.

Так вот. Далеко не со всеми своими товарищами поневоле вы сможете сойтись по всем вопросам. В зависимости от ваших действий некоторые компаньоны могут и вовсе уйти из группы (ну, или им «поможет» это сделать Тёмный Соблазн…), поступки иных можно в определённый момент направить в нужное русло, чтобы подтолкнуть их историю туда, куда вам больше нравится.

Все ваши компаньоны довольно сложные личности — в том смысле, что поначалу многие из них с вами ведут себя весьма осторожно и не показывают своей истинной натуры. Тот же Астарион, скажем — он ведёт себя как опереточный злодей, стараясь выглядеть хуже, чем есть на самом деле. Добиться от него большей серьёзности можно, но невероятно сложно: нажитый непосильным трудом цинизм, скептицизм и общее отношение к другим людям в нём будут долго доминировать. Или вот Шэдоухарт. Полуэльфийка, которая оберегает загадочный артефакт, страдает недугом многих ролевых протагонистов — у неё отшибло память, но она ещё помнит о своём долге, да базовые навыки никуда не делись. С памятью вы можете ей помочь, проходя её персональную линейку квестов — и, поверьте, там всё куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Отдельно хочется отметить то, что в Baldurʼs Gate 3 каждый ключевой персонаж озвучен — и отыгран — просто блестяще. Смотреть за компаньонами во время диалогов одно удовольствие (их анимации записывали с помощью motion capture), причём речь не только о катсценах и диалогах.

Герои вышли дьявольски харизматичными — причём так можно сказать практически обо всех. Даже о второстепенных персонажах! Мой личный фаворит среди таких — дьявол Рафаил, который в определённый момент заглядывает к партии на огонёк и предлагает подмахнуть контракт: взамен на некую просьбу он обещает избавиться от злосчастных личинок по щелчку пальца. Пусть экранного времени ему досталось и немного, но каждое своё появление он крадёт всё ваше внимание и не отпускает до самого конца. Ну, а его персональная музыкальная тема — так и вовсе нечто божественное.

Наше дело правое, так что мы пойдём налево

И, пока мы недалеко ушли от компаньонов, стоит упомянуть ещё одну важную вещь: отношения с ними. Да, шутки игроков на тему того, как развязно ведут себя герои, частично правдивы (и «секс-спидран» длинной всего в три минуты тому подтверждение!), но лишь частично.

Выбор своего партнёра в игре — штука довольно важная. Симпатию вам могут оказывать хоть все сразу, но вот к серьёзным отношениям перейти получиться только с кем-то одним (даже если этот «один» спокойно разрешает вам интрижки на стороне). И все эти любовные линии так или иначе связаны с персональными квестами сопартийцев. Впрочем, довести их истории до логического финала выйдет даже в том случае, если вы не стали заводить роман: отношения расширяют квесты, но не являются обязательными их звеньями. Просто романы позволяют увидеть особые сценки — где-то странные, где-то милые — которые глубже раскрывают героев. Например, Карлах в третьем акте может пригласить вашего протагониста… на свидание.

А в том случае, если вам не нравятся «поползновения» некоторых персонажей, вы всегда можете отказать. Прыгать в кровать к тому, к кому сердце не лежит, Baldurʼs Gate 3 не заставляет.

Это — один из тех многих кусочков паззла под названием «свобода выбора», который игра предлагает. Свободы и геймплейной, и сценарной: почти всегда у вас есть сразу несколько вариантов, как добраться до цели, как выполнить то или иное задание. И регулярно ваш выбор будет серьёзно влиять на то, что произойдёт… когда-нибудь потом. Может быть, вообще в другом акте. Так, потеряв одного из союзных NPC в первом акте, я спустя восемьдесят часов игры с удивлением узнал, что он мог бы сыграть весьма важную роль уже в третьем акте. Ту сюжетную линию мне удалось «закрыть», но совсем не так, как я того изначально хотел.

В общем, от ваших действий и правда зависит очень многое. И иногда даже от бездействия: ночной отдых в лагере продвигает разные сюжетные линии вперёд, поэтому регулярный ночной сон — штука важная. У меня, опять же, случился довольно забавный момент: во втором акте я спал настолько редко, что пропустил важную для одного из компаньонов ночную встречу. Этим я случайно «вычеркнул» из истории одну из линий возможного развития компаньона, а также потерял доступ к мощному легендарному предмету — но сама сюжетная линия персонажа не сломалась и продолжилась до самого конца.

Впрочем, как я уже говорил в самом начале, абсолютной свободы игра не даёт, а потому далеко не все ваши решения действительно на что-то влияют. В некоторых местах у вас будет буквально «выбор без выбора»: вы можете поступить, как вам вздумается, но вот сюжетный локомотив будет нестись строго по одним рельсам. Он не воспарит в воздух, не перелетит на другой путь — и, увы, в сюжете таких моментов хватает.

Это, пожалуй, одна из самых серьёзных претензий, которые только есть у игроков к Baldurʼs Gate 3: в ряде случаев выбор оказывается иллюзорным и не даёт обещанной развилки. И тут уж одно из двух: или ворчать на то, что всё оказалось не столь радужно, как обещали — или порадоваться тому, что большая часть игры всё же честно отдаёт вам ваши развилки.

Ещё один важный момент, связанный с пресловутой свободой, это геймплей. Игра вообще по минимуму водит вас за руку, предлагая самостоятельно искать решения для разных задач. Вот, например, мост, на который вам нужно попасть, охраняемый стражей — вы, конечно, можете пойти напролом и притвориться туристом, мол, вообще не при делах. Поверят вам или нет, пустят или нет — вопрос уже другой. А что делать, если не пустят? Пробиваться? Отступить и поискать другой выход? А какой конкретно — найти другую дорогу, раздобыть зелий невидимости и проскользнуть… пролететь, в конце концов, и отыскать на той стороне портал?

Альтернативный путь, словом, есть почти всегда, и далеко не всегда он связан с кровью и намотанными на клинок вражескими кишками. Много когда игра позволяет разобраться с проблемами тихо и бескровно. Ну и ваша (практически полная) вседозволенность не заканчивается на исследовании мира и диалогах. В сражениях принцип ровно тот же: максимум вариативности. В вашем распоряжении огромный арсенал из различных видов оружия, действий, навыков и заклинаний, и всем в определённый момент найдётся место на поле брани.

Битвы в Baldurʼs Gate 3 пошаговые — никакого реального времени с активной паузой. Персонажи действуют в соответствии со шкалой инициативы, и у каждого есть определённый набор действий. Поначалу небольшой — движение, одно основное и одно дополнительное действия, но со временем список начнёт расширяться. Спустя несколько уровней прокачки воины и варвары смогут бить по цели не по одному, а по два раза. А потом и по три. У вора появится дополнительное бонусное действие. Чародей может за особый ресурс восстанавливать себе потраченные ячейки заклинаний. Ну и так далее — список можно продолжать бесконечно.

Ещё примеры? Пожалуйста! Вы можете, например, швыряться объектами — или даже другими персонажами! Можете банально скинуть врага со скалы в пропасть, чтобы не возиться с ним. А если вдруг надо поставить на ноги раненого товарища, то можно бросить рядом с ним склянку с зельем лечения: это восстановит его здоровье и позволит вернуться в бой. На месте и фирменная фишка Larian со взаимодействием элементов, но здесь она сильно упрощена по сравнению с Divinity: Original Sin. Впрочем, превратить локацию в пылающий ад всё ещё можно с лёгкостью.

Неидеальный идеал

Я очень уж люблю повторять, что идеальных игр в принципе не существует. К сожалению, Larian — не боги, а потому идеала не получилось и у них. Хватает в Baldurʼs Gate 3 как раздражающих мелочей, так и более серьёзных проблем… которые, как ни странно, в большинстве своем не портят впечатления от игры.

И иллюзия выбора, про которую уже написано выше, лишь одна из проблем. Одна из самых серьёзных, если вдуматься. Другая связанная с сюжетом проблема заключается в финале игры, который ощущается несколько… скомканным.

Что ещё? Очевидно, проблема с производительностью в третьем акте игры — Врата Балдура получились слишком уж оживлённым и кипящим городом, количество NPC там просто огромно, а потому и просадки кадровой частоты встречаются регулярно. Не смертельные, но заметные. Впрочем, этим аспектом в студии тоже вовсю занимаются: например, уже вышедший второй патч нацелен в том числе и на проблемы третьего акта.

Случаются и баги, причём у многих разные. Я каким-то чудом ухитрился разминуться почти со всеми, о которых узнал от друзей или из сообщений об ошибках в Steam. Впрочем, обойти их все не удалось. Например, в третьем акте в башне мага есть два магических невидимых рычага. Их можно увидеть разными способами, и я выбрал присущую моей героине-дроу способность «Фейское сияние». По непонятной мне причине активизировавшаяся способность подсветила рычаги, и… запустила проверку навыка сразу на обоих. Причём пройти её было нельзя — пришлось перезагружаться и искать зелье видения невидимого.

И вот таких мелочей на самом деле было полно. Часто случалось, что персонажей замечали буквально через стену. Иногда герои отказывались следовать друг за другом, если им надо было спрыгнуть — даже если высота была нормальной, и им хватало силы самого прыжка. Приходилось делать всё вручную. Несколько книг — в том числе и парочка важных для некоторых сюжетных линий — отказывались открываться… в общем, список длинный.

Ну и интерфейс, конечно, вышел не очень удачным. Ладно его «лицевая» часть в виде панели умений — она ещё довольно удобная. Но вот инвентарь вышел катастрофически неудобным: в нём на релизе не было ни сортировки по редкости вещей (патчем добавили), ни вкладок с разными классами предметов (вроде «только оружие»). Это, мягко скажем, не очень удобно — особенно когда сумка забита всякой всячиной.

Вывод

Повторюсь, что почти все минусы игры довольно мелкие (не считая первых двух в списке, конечно же).Во время прохождения я практически не замечал недостатков — настолько Baldurʼs Gate 3 оказалась пленительной. Мне было куда интереснее исследовать мир, чем выяснять, по какой причине разработчики решили отказаться от того или иного контента. Интереснее было проходить сюжетные линии спутников, а не до пены изо рта спорить в сети на тему того, плохой вышел третий акт или хороший (ведь он на самом деле весьма хорош!)

Получившееся приключение вышло на самом деле отличным. С героями, которым легко сопереживать, с различными развилками и вариантами, которые хочется рассмотреть со всех сторон — но уже в других прохождениях! — и с невероятной для жанра картинкой.

Baldurʼs Gate 3 легче лёгкого назвать «самой красивой cRPG современности» — причём это касается как общего художественного исполнения, так и качества картинки. Larian прекрасно сами знают о том, что у них хороший движок, а потому совершенно не стесняются показывать героев или локации крупным планом. Тематически же каждая зона выглядит настолько по-разному, что слово «однообразие» забывается как-то само собой. Неигровых персонажей это, в общем-то, тоже касается: даже в толпе бесполезных болванчиков на улице вы замучаетесь искать клонов.

Здесь шикарное звуковое сопровождение (Борислав Славов, композитор студии со времён Original Sin 2, в BG3 постарался на славу) и отличные, «сочные» звуки. Про озвучку персонажей уже говорилось раньше — она тоже попадает в категорию «отличная».

А ещё Baldurʼs Gate 3 очень легко рекомендовать даже тем людям, которые ни разу в жизни не играли в RPG такого плана.

Или играли мало. Как показала практика, даже такие люди, попав в волшебный мир Забытых Королевств очень быстро осваиваются и устремляются за приключениями вместе со всеми — причём с не меньшим энтузиазмом. Когда-то давно я писал про Dragon Age: Origins, что именно эту игру я с лёгкостью могу рекомендовать для всех новичков жанра как идеальную точку входа — в меру дружелюбную, но вместе с тем глубокую. Теперь же к DAO добавится ещё одна игра: тоже весьма дружелюбная и глубокая, и тоже отличная сама по себе.

Я провёл в Baldurʼs Gate 3 больше ста часов, и уже понемногу готовлюсь к тому, чтобы вернуться туда ещё раз. Уже не в одиночку, в компании с друзьями — это будет совершенно другое прохождение. В одном я уверен точно: оно будет настолько же увлекательным, как и первое. А может быть даже и сильнее.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
andlobachev
andlobachev
крутяк
pkd401
pkd401
По геймплею divinity original sin 2 выглядит бодрее, БД уж слишком затянутая вышла. Инвентарь кошмар, да. Перебрасывать вещи можно только между членами пати, смена спутников только через диалоги в лагере, причем сначала сказать одному выйти, выслушать диалог, а потом взять другого. Из какого каменного века они это все вытащили?