От «Акиры» до «Армитажа»: какие аниме посмотреть по случаю выхода «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»
О франшизе
«Бегущий по лезвию» — серия фильмов, а теперь и аниме, выполненных в жанре киберпанк. Первый фильм снял в 1981 году Ридли Скотт («Чужой»). По сюжету, Рик Декард (Харрисон Форд) работает Бегущим по лезвию. В его обязанности входит поиск и устранение искусственно созданных людей-роботов (репликантов).
Фильм стал основоположником жанра киберпанк, сочетая высокоразвитые технологии с социальным неравенством, духовным и финансовым упадком общества. «Бегущий по лезвию» показал мир будущего через призму нуарных детективов сороковых и создал философский вопрос, который позже будут использовать другие произведения этого жанра: может ли искусственный интеллект считаться живым, мыслящим существом, ничем не уступающим человеку? Также Ридли Скотт смог задать тренд на долгие годы в изображении ночного города будущего. В его фильме город — это мрачный мегаполис с ярким синим свечением от прожекторов и наружных реклам. Режиссёр взял за основу образ Гонконга и сделал его более индустриальным и грязным.
10 аниме в духе «Бегущего по лезвию»
«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell), 1995 год
Студия: Production I.G («Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона» и «Патриотизм Мориарти»)
Режиссёр: Мамору Осии («Полиция будущего»)
Тип: фильм
К 2029 году люди научились заменять конечности на роботизированные части тела и вживлять в мозг нейронные имплантаты. Но наряду с новыми техническими возможностями люди получили и уязвимость — появился хакер по прозвищу Кукловод, который взламывает мозг и переписывает память своих жертв. Главная героиня, майор Кусанаги, после авиакатастрофы перенесла пересадку мозга в искусственное тело и стала первым в мире практически стопроцентным киборгом. Теперь она сотрудница полицейского отдела по борьбе с кибертерроризмом, которому поручают задание поймать хакера, взламывающего людей.
«Призрак в доспехах» стал одним из самых известных аниме за пределами Японии. В 2017 году по франшизе была снята киноадаптация со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Оригиналом вдохновились и создатели знаменитой Матрицы. Трилогия обязана «Призраку» своими зелёными титрами, способом подключения к искусственному миру через коннекторы на шее и идеями виртуализации сознания.
Нью-Йоркский электронный журнал Slant Magazine дал «Призраку» 37 место в рейтинге 100 лучших научно-фантастических фильмов всех времен. На Rotten Tomatoes фильм получил 96% свежести, на Metacritic — 76 баллов из 100.
Аниме напоминает «Бегущего по лезвию» своим представлением о будущем. Несмотря на технические возможности, люди погружены в глубокую меланхолию, города переполнены яркой японской рекламой, а улицы напоминают грязные трущобы. Режиссёр Мамору Осии использует подобные «Бегущему по лезвию» цвета для визуализации городов будущего — синий и фиолетовый градиент.
Сходство заметно и в музыкальном сопровождении. Пусть в «Бегущем по лезвию» сцены сопровождает электронная музыка, а в «Призраке в доспехах» музыка больше напоминает церковно-религиозную, в обеих франшизах композиторы смогли передать отчужденное настроение. Музыка отражает разочарование людей в мире и в самих себе. Кроме того, главные герои обеих историй — это сотрудники полиции, которые расследуют дела, связанные с искусственным интеллектом.
«Армитаж III» (Armitage III), 1995 год
Студия: AIC («Космический линкор Ямато 2199» и «Персона 4»)
Режиссёр: Хироюки Оти («Изгнанник»)
Тип: сериал, 4 эпизода
К 2046 году человечество колонизировало Марс. С помощью искуственно созданных биороидов, которые живут среди людей, на планете удалось построить города. Но после упадка экономики между людьми и роботами начался конфликт, так как общество назвало роботов главной причиной безработицы.
Один из главных героев, полицейский Росс Силибас, переводится с Земли на Марс, где становится свидетелем убийства известной певицы. После инцидента выясняется, что селебрити была не человеком, а запрещённым биороидом нового поколения, которых практически не отличить от настоящего человека. Росс узнаёт, что на Марсе объявился маньяк, убивающий женщин-биороидов. Ему и его новой напарнице Наоми Армитаж поручают расследование.
«Армитаж III» получил 7 баллов на IMDb и 7.03 на MyAnimeList. Критики называют этот сериал серьёзным аниме со сложным и жестоким сюжетом. С одной стороны, ограничение в количестве серий не позволяет сериалу стать однообразным, но с другой — мешает закрыть все сюжетные дыры.
Подобно главному герою «Бегущего по лезвию» Рику Декарду, Росс — угрюмый полицейский, который не доверяет андроидам, но и не опускается до открытой ненависти к ним. Сюжет аниме ведёт его к признанию биороидов как полноценных личностей со своими желаниями и свободой воли.
По похожему пути развития идёт и Рик Декард, который позже влюбляется в женщину-андроида. Внешность антагониста сериала Рене д’Анклода сходна с антагонистом «Бегущего по лезвию», которого сыграл Рутгер Хауэр. «Армитаж III» выглядит жизнерадостней, чем «Бегущий по лезвию», но влияние фильма на сериал заметно уже с самого начала: персонажи помещены в эстетику синих неоновых городов, а общество не признаёт андроидов людьми.
«Сны оружия» (Gunnm), 1993 год
Студия: Madhouse («Охотник х Охотник (2011)» и «Яркая Чихая»)
Режиссёр: Хироси Фукутоми (раскадровка «Легенда о героях Галактики»)
Тип: сериал, 2 эпизода
В будущем социальное неравенство достигло максимума: мир делится на парящий небесный город Салем, в котором живут богатые и успешные люди, и свалку, на которую салемцы не просто скидывают отходы, но и переселяют нищих. Здесь отсутствует централизованная система власти, а за поимку преступников вместо полиции отвечают охотники за головами.
Врач-хирург Дайскэ Идо находит в сброшенном сверху мусоре останки девушки-киборга. Идо чинит робота, но не может узнать даже её имя — ведь девушка ничего не помнит о себе. Позже девушка, названная Гали в честь умершей кошки врача, обнаруживает в себе боевые навыки. Узнав, что её спаситель не просто врач, но и охотник за головами, Гали идёт по его стопам, надеясь однажды узнать своё прошлое.
Аниме-сериал оценён на IMDb на 7.3 балла, а на MyAnimeList на 7.08. В 2019 году от создателя знаменитого «Аватара» Джеймса Кэмерона вышла более известная экранизация этой истории: «Алита: Боевой ангел» Роберта Родригеса.
Название манги «Сны оружия», по которой был снят аниме-сериал, отсылает к книге «Снятся ли андроидам электроовцы?» — первоисточнику фильма «Бегущий по лезвию». Нижний город, как и города «Бегущего по лезвию», — это безрадостное место, в котором человечество пытается выжить. Авторы обоих произведений показывают, что технологии не всегда меняют мир к лучшему, а наоборот, способны вернуть человечество в моральное средневековье. Но если в «Бегущем по лезвию» протагонист — человек, а женщина-андроид Рейчел — второстепенный герой, то в аниме-сериале повествование ведётся от лица киборга.
«Психопаспорт» (Psycho-Pass), 2012 год
Студия: Production I.G
Режиссёр: Кодзи Ямамото (режиссёр «Брошенного кролика» и «Короны грешника»)
Тип: сериал, 22 эпизода
В 2112 году Япония внедрила революционный способ борьбы с преступностью – у каждого жителя постоянно измеряется уровень стресса. Если уровень превышает норму, то человек считается потенциальным преступником и к нему отправляется полицейский департамент общественной безопасности и пресекает возможное преступление.
Аканэ Цунэмори, недавно назначенная инспектором такого отдела, привыкла следовать правилам и полностью доверять правоохранительной системе. Но вскоре она сталкивается с преступником, которого система не способна осудить. Жестокий манипулятор, Сёго Макишима, подобно Мориарти,подталкивает людей на убийства, сам оставаясь в тени. Когда же инспекторы узнают кто стоит за многочисленными преступлениями, то обнаруживают, что система не видит в Макишиме преступника, так как тот умеет контролировать уровень своего стресса.
Рейтинги сериала на IMDb 8.2, а на MyAnimeList 8.36. Критики отмечают одним из плюсов «Психопаспорта» — хорошо прописанного антагониста. Макишима не тот тип «злого злодея», который нужен в сюжете лишь для того, чтобы его победили во имя справедливости. Его роль помогает раскрыть главную идею шо — можно ли так легко делить общество на «чёрное» и «белое» и точно ли эти определения у всех людей одинаковы. «Психопаспорт» помещает проблемы современного общества в мир научной фантастики и показывает как будут вести себя люди в новых условиях.
Шинъя Когами своей неразговорчивостью и разочарованием в мире напоминает Рика Декарда. И Шинъя, и Рик транслируют идеи своих произведений. Рик Декард одним именем отражает одну из важных мыслей «Бегущего по лезвию»: автор оригинала Филип Дик назвал своего персонажа в честь философа Рене Декарта, чей коронной фразой стало высказывание «Я мыслю, следовательно, я существую».
Шинъя Когами часто цитирует произведения классической литературы. Скажем, «По направлению к Свану» — автобиографичный роман Пруста о познании себя и своего сознания. Визуально «Психопаспорт» взял от «Бегущего по лезвию» стилизацию города будущего с его голубыми огнями.
«Жизнь без оружия» (No Guns Life), 2019 год
Студия: Madhouse
Режиссёр: Наоюки Ито (раскадровка «Яркой Чихаи 2», сейчас работает над режиссурой «Повелителя 4»)
Тип: сериал, 12 эпизода
Экстенды (расширенные) — люди-киборги, которые заменив части тела или органы на роботизированные аналоги. Среди таких оказались бывшие военные, которые модернизировали себя, чтобы получить силовое преимущество. Но после окончания войны они так и не смогли найти место в обществе. Для выживания военные экстенды выбрали путь преступлений.
Главный герой Дзюдзо Инуи — высокий и хмурый частный детектив. Он занимается тем, что решает проблемы, которые так или иначе связаны с экстендами. До того как стать детективом, Дзюдзо тоже был солдатом, изменившим своё тело. В отличие от многих других кибернизированных людей, Дзюдзо претерпел слишком значительные изменения — вместо обычной человеческой головы у него огромный револьвер.
Но сам детектив не может им воспользоваться: для выстрела нужен тот, кто нажмёт на спусковой крючок. Боясь снова стать простым инструментом, Дзюдзо может позволить сделать выстрел только тому, кому он доверяет. Правда, таких практически нет. Однажды через окно в его офис врывается робот с неподвижным мальчиком на руках и просит защитить ребёнка. Детектив узнаёт, что этот мальчик — Тэцуро Арахабаки, сбежавший подопытный, в ходе экспериментов которому имплантировали устройство, позволяющее управлять экстендами…
На IMDb аниме получило оценку 6.8, а на MyAnimeLIst 6.87. Критики отмечают, что у аниме запутанный сюжет, но история имеет потенциал.
Критики видят сходство детективного киберпанка с «Бегущем по лезвию». Типажи Рика Декарда и Дзюдзо Инуи очень схожи. Это неразговорчивые детективы, которые почти никому не доверяют. Оба героя одеты в плащи подобно типичным протагонистам детективных фильмов сороковых годов прошлого века.
«Эрго Прокси» (Ergo Proxy), 2006 год
Студия: Manglobe («Самурай Чамплу» и «Гангста»)
Режиссёр: Сюко Мурасэ (режиссёр «Мобильного воина Гандам: Вспышка Хэтэуэй», сценарист «Робин — охотница на ведьм»)
Тип: сериал, 23 эпизода
В постапокалиптическом мире после экологической катастрофы люди смогли сохранить малую часть городов. Они стали независимыми государствами, окружёнными куполами, благодаря которым и поддерживается пригодная для жизни окружающая среда.
По словам жителей, один из таких куполов — Ромдо — «последнее райское место на Земле». Городом управляют советники, выбравшие аристократическую форму правления. Оправдываясь сложной экологической ситуацией за пределами купола, советники ввели строгий контроль за жителями.
Рил Мэйер — молодая девушка-инспектор из Бюро Расследований занимается поиском причастных к распространению кибервируса Когито, который наделяет авторейвов (роботов, прислуживающих людям) чувствами и душой. Расследование прерывается после того, как на неё нападают два странных существа, не похожих ни на людей, ни на авторейвов. Позже, пытаясь выяснить что это были за существа, Рил узнаёт о существовании неких Прокси.
На IMDb сериал получил оценку 8.0 и 7.91 на MyAnimeList. А на На Rotten Tomatoes оценка зрителей составила 89%. По словам критиков, у «Эрго Прокси» довольно медленный темп повествования в первых сериях, что может оттолкнуть зрителя. Но позже появляется напряжённость, которой от неё ждут. Сериал впечатляет качеством истории и анимации, несмотря на то, что был создан более десяти лет назад. Также отмечается сложный, но увлекательный сюжет с философскими отсылками.
«Акира» (Akira), 1988 год
Студия: Tokyo Movie Shinsha (серия «Люпен III»)
Режиссёр: Кацухиро Отомо (сценарий «Метрополис»)
Тип: фильм
В 2019 году жители Нео-Токио, появившегося на месте разрушенного за 31 год войны Токио, страдают от антиправительственных протестов, терроризма и бандитского насилия. Один из членов подростковой банды байкеров, Тэцуо Сима, в ходе разборок с конкурирующей бандой, наезжает на мотоцикле на ребёнка-мутанта, эспера Такаси, который сбежал из военной лаборатории. После чего всю банду окружают военные вертолёты, прилетевшие за Такаси.
Прибывший с ними полковник Сикисима забирает с собой подопытного мальчика вместе с раненым байкером. В больнице Тэцуо понимает, что столкновение с загадочным эспером пробудило в нём невероятную парапсихическую силу. Новая сила меняет характер Тэцуо, делая его эгоистичным, самоуверенным и жестоким: теперь самовлюблённый подросток угрожает благополучию всего мира.
На IMDb фильм получил оценку 8.0 и 8.16 на myAnimeList. Rotten Tomatoes оценил аниме на 90%. «Акира», как и «Призрак в доспехах», стало одним из самых популярных аниме в мире и оказало большое влияние на американскую поп-культуру. Отсылки на кадры из аниме можно встретить в таких популярных мультиках, как «Симпсоны», «Бэтмэн», «Черепашки ниндзя», «Время приключений», «Вселенная Стивена» и других.
А рекламный плакат к фильму «Акира» вдохновил автора знаменитой манги «Наруто», Масаши Кишимото на то, чтобы стать художником. Кишимото был впечатлён сложным ракурсом, на котором Сётаро Канэда, один из главных героев и друг Тэцуо, шёл в к своему байку.
Критики хвалят невероятную детализацию фонов и поразительную анимацию, которая спустя 30 лет всё ещё смотрится на высочайшем уровне. Также критики отмечают, что автор «Акиры» придумал персонажей, которые не были идеально хорошими или только плохими. Кацухиро Отомо использовал реалистичных персонажей с личными недостатками и сложной моралью.
«Кибер-город Эдо 808» (Cyber City Oedo 808), 1990 год
Студия: Madhouse
Режиссёр: Ёсиаки Кавадзири (режиссёр «Ди — охотник на вампиров: Жажда крови» и фильма «Манускрипт ниндзя»)
Тип: сериал, 3 эпизода
В 2808 году для поимки преступников киберполиция города Оэдо (бывшего Токио) решила привлечь ранее осужденных заключённых. За поимку нарушителей стражи порядка готовы снизить тюремный срок. Одними из таких охотников за головами стали трое узников орбитальной тюрьмы: Сэнгоку, Гогул и Бэнтэн. Приговорённые на срок, превышающий несколько человеческих жизней, герои соглашаются на работу. Чтобы обезопасить себя от побега, полиция надевает на шеи заключённых ошейники, которые в случае непредвиденной ситуации можно взорвать.
На IMDb сериал получил оценку 7.18 и 7.6 на MyAnimeList. Критики сериала видят сюжетные дыры, из-за которых не ясно, почему полиция настолько отчаялась, что вынуждена прибегать к помощи убийц и воров. Но также отмечается и высоко детализированный фон и анимация. Критики называют «Кибер-город Эдо 808» хорошо сделанной историей в рамках жанра киберпанк, в котором явно ощущается футуристичный стиль.
«Мэрдок Скрэмбл» (Mardock Scramble), 2010 год
Студия: GoHands («Проект Кей» и «Коппелион»)
Режиссёр: Сусуму Кудо (режиссёр «Призрака в доспехах: Вознесение — Призрак-одиночка» и режиссёр эпизодов «Волшебника Кайто 1412»)
Тип: фильм
Технологически успешным Мэрдок-Сити из тени управляют преступные синдикаты и криминальные лидеры. Юная проститутка Рун Балот вышла из тюрьмы благодаря олигарху и владельцу казино Шеллому Септиносому. Позже Рун обнаруживает, что её спаситель оказывается жестоким маньяком-убийцей, который насилует девушек, а потом убивает их. Чтобы чувствовать себя невинным, после каждого убийства он стирает свою память о своём преступлении.
Рун не становится исключением, и Шелл взрывает её в запертой машине. Невероятным образом девушка выживает, хоть половина её тело сожжена. Жертву успевает спасти учёный Доктор Истер, который заменяет органы и кожу девушки на искусственные. Чтобы снизить уровень преступности, полиция прибегает к нелегальным технологиям. Одной из таких технологий и воспользовался Доктор Истер, в лице Рун спасший важного свидетеля. Выжившая Рун решает, что должна отомстить Шеллу.
На IMDb фильмы получили оценки 6.5, 6.3, 6.6. На MyAnimeList 7.46, 7.36, 7.43.
Описывая фильмы, критики называют его «Девушкой с татуировкой дракона» снятым в атмосфере «Бегущего по лезвию». Критики отмечают удачный баланс между экшеном и драматизмом, плавную анимацию и яркие цвета в рисунке.
«Технолайз» (Texhnolyze), 2003 год
Студия: Madhouse
Режиссёр: Хироси Хамасаки (режиссёр «Врат Штейна» и создатель ключевой анимации для «Созданный в Бездне»)
Тип: сериал, 22 эпизода
Молодой молчаливый парень Итисэ живёт в подземном городе-гетто Люкс. Чтобы хоть немного заработать в трущобах, которыми управляют преступные синдикаты, Итисэ участвует в уличных боях. Несмотря на то, что современные технологии позволяют кибернизировать тело человека, большая часть людей выступает против роботизации. Таких же взглядов придерживается и Итисэ.
Однажды после боя к нему подходит богатая женщина, член влиятельной преступной организации, и предлагает оказать ей интимные услуги. Согласившись заработать, Итисэ чуть не лишается глаза из-за садистких наклонностей клиентки.
Вынужденно ударив её, он настраивает против себя синдикат «Орган», который отрубает ему руку и ногу. Израненного Итисэ находит Эрико Камата, специалист по технологиям, и имплантирует ему роботизированные конечности. Ненавидящий свой новый облик герой встречает ясновидящую Ран. Девушка видит, что Люкс скоро погрязнет во гражданской войне, и только она с Итисэ может спасти город от гибели.
Аудитори IMDb оценила сериал на 7.7 баллов. На сайте MyAnimeList оценка 7.7. Критики выделяют серьёзный и взрослый сюжет аниме. «Технолайз» задаёт вопросы «что значит быть живым?», «действительно ли важно биологическое тело» и «можно ли жить только имея сознание, но не тело?». Критики хвалят и визуальную часть сериала.
С технической стороны «Технолайз» великолепен, уровень анимации, который смогли показать Madhouse, невероятно высок. Но просмотр этого аниме требует особого внимания и терпения от зрителя. Молчание создаёт напряжение и мрачную обстановку, которая присуща жанру киберпанк. Режиссёр Хироси Хамасаки показал подземный мир, в котором время течёт медленно, и где больше нет естественного света.