«Моих героев не назвать хорошими». Интервью с Полом Джаматти из «Порохового коктейля» и «Миллиардов»
О роли Джаматти в «Пороховом коктейле»
— В промо-материалах «Порохового коктейля» вашего персонажа Нэйтана называют «безжалостным преступным боссом». После просмотра фильма мне трудно с этим согласиться. А вы сами согласны?
— Я тоже не согласен — забавно, что моего героя так описывают. Не думаю, что я играю безжалостного человека — скорее, человека с моральной дилеммой, в сложной ситуации. И он не преступный босс – просто глава собственного маленького бизнеса [бюро киллеров — ред.]. Мне кажется, настоящий злодей в фильме — Джим, ирландский гангстер, которого играет Ральф Инесон.
— Нашей редакции ваш персонаж показался скорее симпатичным, а один из авторов назвала его славным.
— (смеётся) Это мне в моем персонаже и понравилось: он возглавляет ужасное бюро убийц и, скорее всего, когда-то сам был наёмником, но при этом — вполне приятный, достойный человек, который просто хочет хорошо справляться со своей работой. Он главной героине как отец. Я очень рад, что ваш автор это сказала, это как раз то, чего я хотел добиться: показать хорошего человека с плохой работой.
— Наверное, он все-таки злодей в смысле, что из-за него начинается охота за Сэм, героиней Карен Гиллан?
— Да, Нэйтан — один из отрицательных персонажей в фильме, но он — менеджер, бюрократ. Он посылает убийц за Сэм только потому, что не видит для себя другого выхода [во время задания Сэм спасает юную девочку, чем навлекает на себя гнев могущественных преступников, — ред.].
— Если без спойлеров: я был рад, что с вашим героем в конце фильма поступили именно так.
— Я тоже очень этому рад, что авторы решили так завершить линии Нэйтана и Сэм. Мне кажется, он этого заслуживает.
Об экшен-фильмах и злодейских ролях
— В 2007 году вы снялись в экшене Майкла Дэвиса Shoot ‘Em Up, известном в России как «Пристрели их». По-вашему, можно ли его считать предтечей «Порохового коктейля» и других современных боевиков — «Джона Уика», «Никто»?
— Да, я думаю, этот фильм предвосхитил «Джона Уика» и последователей.
— А в чем именно, на ваш взгляд?
— В том, что «Пристрели их» создавал странный, вычурный, очень хорошо продуманный мир, но при этом ничего об этом мире прямо не объяснял — всё как в «Джонах Уиках» с их причудливыми правилами поведения общества наёмных убийц. В «Пороховом коктейле», кстати, используется этот же приём: создается впечатление другого мира, в котором, даже не понимая всех правил, нам интересно следить за героями. «Пристрели их» был отличным фильмом, мне он очень нравится.
— Там были огромные эпизоды с очень стилизованным, очень красивым действием, опередившие свое время.
— Да, там не было ничего, кроме этих грандиозно поставленных экшен-сцен. Но при этом фильм не казался плоским, глупым, и персонажи не казались схематичными. Мне кажется, на «Пороховой коктейль» это тоже распространяется.
— Ваш герой не участвует ни в одной экшен-сцене «Коктейля» (да и в «Пристрели их» — только в одной сцене). Но вы сами смотрели фильм, вам понравились боевые сцены?
— Да, я с удовольствием смотрел. Постоянно получается так, что к тебе приходят со сценарием экшен-фильма, а в самом экшене ты не участвуешь — и обычно это разочаровывает. Но с «Коктейлем» у меня такого ощущения не было. Мы сняли отличный боевик, в котором моему персонажу отвели достойную, чётко продуманную роль катализатора действия.
— Получается, только в двух фильмах – «Пороховой коктейль» и «Пристрели их» — из вашей богатой фильмографии вы играете злодеев?
— Кажется, да, вы правы. Я играю плохих парней только в этих двух картинах. В «Пристрели их» злодей более выраженный, абсолютный. Я часто играю ребят, которых не назовешь хорошими, но чистых злодеев — крайне редко.
— Чаще вы играете людей с серой моралью: в искренности их намерений мы не уверены до самого конца, как в вашей замечательной роли политического PR-менеджера Тома Даффи в «Мартовских идах» Джорджа Клуни…
— О да, я там играю не самого приятного типа. Можно сказать, что я специализируюсь на персонажах, мораль которых можно трактовать по-разному.
О «Миллиардах»
— Кем вы считаете вашего персонажа в сериале «Миллиарды» (Billions) — главным героем, главным антагонистом, или эти роли меняются от сезона к сезону [в «Миллиардах» Джаматти играет прокурора Чака Роудса, который первые три сезона пытается отправить за решётку миллиардера Бобби Аксельрода, сыгранного Дэмиеном Льюисом. В четвёртом и пятом сезонах отношения между двумя центральными персонажами начинают непредсказуемо меняться — ред.]?
— Я всё-таки считаю, что он — антагонист, а не протагонист, если я точно помню значения этих терминов [в древнегреческой драматургии «протагонист» — персонаж, идущий к цели, «антагонист» — персонаж, противодействующий ему в центральном конфликте, — ред.]. Я играю персонажа, который охотится за главным героем, хотя, конечно, с определённого момента сериал переворачивает всё с ног на голову.
— Какой сезон вам больше всего нравится и почему?
Второй и шестой, который мы сейчас делаем. Но второй — да, мне он больше всего нравится потому, что Чак там самый неоднозначный персонаж. Я даже сам не был уверен, должен ли мне нравиться этот герой, предполагается ли, что я буду за него болеть. В других сезонах отношение к Чаку более чёткое, явное. Ну и самый большой твист в сериале — во втором сезоне, и его очень умно продали зрителю.
— Я как раз хотел спросить вас о съёмках этой знаменитой сцены из одиннадцатого эпизода второго сезона: когда мы сначала видим плачущего Чака, потерявшего всё, а потом понимаем, что он не плачет, а смеётся от счастья, что его план удался…
— Этот эпизод было очень интересно снимать, потому что каждая сцена — каждый жест, каждое слово — имеют второе дно, двойное значение. Я весь эпизод обманывал аудиторию, и это было очень приятно делать.
— Когда вы читали сценарии эпизодов, вы подозревали, что Чак готовит какую-то скрытую от наших глаз комбинацию?
— Нет, я ничего не заподозрил! Я понимал, что в финале сезона должно произойти что-то крупное, но не видел, как Чак может выкрутиться из ситуации. Мне сериал нравится из-за его непредсказуемости.
Я никогда не спрашиваю у сценаристов, что будет дальше, никто из актёров их об этом не спрашивает, нам нравится, когда нас постоянно удивляют новыми поворотами, когда герои оказываются с двойным, тройным или четверным дном.
— У вашего партнёра Дэмиэна Льюиса, с которым у вас в «Миллиардах» одинаковое количество экранного времени, в 2018 году не вышло ни одного фильма. У вас вышло четыре! Как у вас получается сниматься в таком длинном сериале, как «Миллиарды», с такой большой ролью, как Чак, и в то же время участвовать в таком количестве фильмов?
— (смеётся) Я люблю работать! Чем больше работы, тем лучше. Нам много свободного времени дают на протяжении года, когда мы не заняты съёмками в шоу. Поэтому я спокойно снимаюсь в чем-то вроде «Круиза по джунглям» или «Порохового коктейля». Мне эти фильмы не нужно целиком нести на себе, как актёру. Появляется повод съездить на Гавайи или в Берлин. Так что я стараюсь не отказываться от предоставляющихся мне возможностей.
— Вам больше нравится работать в кино или на телевидении?
— И там, и там есть свои достоинства и недостатки, но кино мне всё-таки нравится больше. Мне трудно на чем-то долго концентрировать внимание. На телевидении приходится долгое время фокусироваться на одной роли, и для меня это очень непросто. Мне нравится, что в фильмах можно быстро примерить на себя роль, и также быстро с ней расстаться.