Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
B онлайн-кинотеатре HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Без резких движений», снятый по сценарию Эда Соломона («Иллюзия обмана», «Люди в чёрном»). Несмотря на большое количество громких имен в актерском составе и уже культовый статус режиссера, минусов у фильма оказалось гораздо больше, чем плюсов. Автор «Канобу» Егор Парфененков объясняет, почему этот непримечательный гангстерский триллер, которому тесно в двухчасовом хронометраже, всё-таки стоит посмотреть
B онлайн-кинотеатре HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Без резких движений», снятый по сценарию Эда Соломона («Иллюзия обмана», «Люди в чёрном»). Несмотря на большое количество громких имен в актерском составе и уже культовый статус режиссера, минусов у фильма оказалось гораздо больше, чем плюсов. Автор «Канобу» Егор Парфененков объясняет, почему этот непримечательный гангстерский триллер, которому тесно в двухчасовом хронометраже, всё-таки стоит посмотреть

Сюжет

Детройт 1950-х, мужчины ходят в шляпах и длинных пальто, каждый так или иначе связан с одной из местных бандитских группировок. Темнокожий гангстер-ветеран Керт (Дон Чидл) только вышел из тюрьмы, а ему тут же предлагают пять тысяч долларов за, по словам, простую работу, которая занимает всего три часа. Ценник завышен, подробностей мало — здесь явно что-то нечисто. В напарники к Керту приставляют расиста и алкоголика Рональда (Бенисио Дель Торо), а ещё подозрительного и нервного молодого бандита Чарли (Киран Калкин).

Троим гангстерам нужно забрать секретные документы у офисного клерка Мэтта (Дэвид Харбор). Пока Керт и Рональд держат в заложниках его семью, Чарли едет в офис бухгалтера за бумагами. «Они пришли в масках, а значит не планируют никого убивать», — говорит сыну жена Мэтта, домохозяйка Мэри (Эми Саймец). Но всё идет не по плану: Чарли снимает маску и направляет пистолет на членов семьи. Керту и Рональду не сказали, что придется кого-то убивать — тем более стрелять в детей. Между тремя бандитами начинается перепалка — в доме бухгалтера остается труп Чарли, а главные герои решают решают выяснить, кто их нанял и в чём важность документов.

Поиски усложняет то, что после заваленного дела главы местных банд Фрэнк (Рэй Лиотта) и Уоткинс (Билл Дьюк) назначают за головы Керта и Рональда крупные вознаграждения. В прошлом гангстеры уже перешли дорогу обоим боссам. Рональд тайком спал с женой Фрэнка, а Керт выкрал у Уоткинса записную книжку, в которой хранится информация о долгах других бандитов. А теперь герои сорвали дело, в котором, как выяснится позже, замешаны оба главы банд. Поэтому охота за оказавшимися в центре внимания Кертом и Рональдом возобновляется с новой силой.

Плюсы: быстрое развитие истории и работа Чидла, Харбора и Дэймона

«Без резких движений» совсем не соответствует названию — резкости здесь хоть отбавляй, за два часа становишься свидетелем десятка твистов. Вот главных героев подставляют; вот Рональд надувает Керта и заключает союз с Фрэнком; а уже через несколько секунд выясняется, что это герой Дона Чидла обвел вокруг пальцев обоих бандитов. Все перестрелки и переговоры проходят в ресторанах, офисах, отельных номерах и чьих-то домах, а Содерберг периодически прибегает к эффекту «рыбьего глаза» и крупным планам, навевая тревожную атмосферу своего же триллера «Не в себе».

Рецензия на «Без резких движений». Новый шедевр Содерберга или пародия на гангстерские фильмы?

И тем не менее «Без резких движений» нельзя назвать серьёзным драматическим фильмом — здесь хватает комедийных сцен, которые снижают градус пафоса. Содерберг и Соломон заигрывают с концептом фильма и сериала «Фарго», точно так же разбавляя неонуарный пафос абсурдными моментами. Так, в одной сцене Рональд накидывает на заложницу покрывало, потому что устал носить стягивающую бандитскую маску, а в другой герой Харбора перед избиением босса произносит: «Сэр, я вас сейчас ударю. Я избиваю вас. Это будет настоящий удар».

В «Без резких движений» собран самый харизматичный и впечатляющий актерский ансамбль Содерберга после «Одиннадцати друзей Оушена». Дерзкий гангстер в исполнении Дона Чидла показан максимально аутентично, пьяный пофигистичный взгляд Бенисио Дель Торо заслуживает отдельного «Оскара». Дэвид Харбор в роли офисного клерка-семьянина умудрился превзойти своего же шерифа Хоппера в «Очень странных делах» — актёр здесь не просто хмуро смотрит в камеру и играет сурового мужика, как в сериале Netflix, а выходит за рамки амплуа и пробует себя в нетипичной роли мягкотелого бухгалтера. Мэтт Дэймон появляется в кадре минут на десять, но сцена с ним кульминационная и самая запоминающаяся — актёр в роли гениального биг-босса проводит аферу, которая впечатляет не меньше финала «Одиннадцати друзей Оушена».

Рецензия на «Без резких движений». Новый шедевр Содерберга или пародия на гангстерские фильмы?

Минусы: поверхностный сюжет и персонажи для галочки

Авторы «Без резких движений» стали заложниками своих же амбиций: слишком много интересных персонажей и сюжетных линий, но катастрофически мало времени на то, чтобы их раскрыть. Причём речь идёт не только о второстепенных персонажах и арках, но и главных героях и центральных сюжетных линиях.

Содерберг и Соломон стараются сделать уклон в бадди-муви, но ни «Славных парней» с акцентом на отношениях между двумя бандитами, ни «Зелёной книги» с драмой о примирении темнокожего и белого здесь ждать не стоит.

Распределение обязанностей между главными героями больше напоминает партнёрские отношения из «Настоящего детектива», разве что вместо копов здесь гангстеры. У Содерберга всем тоже заправляет один герой, Керт (Дон Чидл), а второй, Рональд (Бенисио Дель Торо), выступает в качестве правой руки и просто бегает хвостом за Кертом. Хотя в одной из первых сцен Рональд отказывается даже садиться в машину с афроамериканцем. Но уже на первом деле только что познакомившиеся бандиты становятся приятелями, забывая расовые распри, будто десять минут назад не было никакой сцены с машиной.

Рецензия на «Без резких движений». Новый шедевр Содерберга или пародия на гангстерские фильмы?

«Без резких движений» в принципе не вдается в актуальные социальные проблемы. Герой Чидла разве что мельком обронит фразу, что его землей завладели белые, но на этом предыстория персонажа обрывается. На фоне других фильмов и сериалов, которые посвящены столкновению банд темнокожих и белых в 1950-х (например, четвертый сезон «Фарго») и зачастую делают сильное высказывание на тему расового конфликта, фильм Содерберга кажется пустышкой.

Что до остальных героев, каждый второстепенный персонаж лишь помогает достичь целей Керта и Рональда, но сам остается за скобками истории. Гангстер Джонс (Брендан Фрейзер) дает главным героям заказ и продолжит изредка общаться с ними лишь по телефону, любовница Рональда и местная фам фаталь Ванесса (Джулия Фокс) мелькнёт лишь в паре сцен, а Джона Хэмма в роли детектива представят в начале фильма только чтобы вспомнить о нем где-то через час, под самый финал.

У «Без резких движений» в целом есть проблема с расстановкой приоритетов. Например, очень слабо влияющей на сюжет любовной интрижке героя Дэвида Харбора уделяется внимания больше, чем бэкграундам Керта и Рональда вместе взятых. Впрочем, авторы «Без резких движений» не особо пытаются сделать интересной и главную сюжетную линию.

Итог

«Без резких движений» точно не станет очередным культовым фильмом Стивена Содерберга. Это не эталонный гангстерский триллер, который можно назвать ответом HBO «Ирландцу» от Netflix. Здесь можно заглядеться на костюмы, винтажные автомобили и до дыр заслушать саундтрек Дэвида Холмса (автор музыки ко всем частям «Друзей Оушена»), но зацепиться за сюжет не получится — за потоком экшен-сцен и комедийных скетчей нет ни посыла, ни важного высказывания, ни интересной истории. Зато есть мастер-класс актерской игры от Дель Торо, Чидла, Харбора, Дэймона, Фокс и Лиотты. И только ради этого на «Без резких движений» стоит обратить внимание.