Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы

Сергей Цилюрик
На прошлой неделе Blizzard забанила игрока за высказывания в поддержку Гонконга — и получила от геймеров огромную волну негодования и призывы к бойкоту компании. Игроки не стали молчать, проявили твердость в выражении своей позиции и преподнесли Blizzard хороший урок. И это замечательно.

Чтобы объяснить, почему это так, проще разобрать проступки Blizzard, которые публика решила не спускать ей с рук. Дмитрий Кинский высказался в поддержку компании, и в своем материале я буду опираться на его тезисы.

Наказание blitzchung было «справедливым»

Действительно, игрок знал правила, сознательно их нарушил и должен был понести наказание. Но силу этого наказания — вынесенного сразу же после инцидента — легко поставить под вопрос. Годовой бан и лишение всех призовых — это беспрецедентная жестокость, и именно она изначально и вызвала негодование публики. Если бы Blizzard изначально ограничилась небольшим временным отстранением игрока, вряд ли бы мы сейчас об этом говорили. Как бы то ни было, то, что в глазах игроков решение компании оказалось несправедливым, — это самое важное.

«Blizzard всегда старалась сохранять нейтралитет в политических вопросах»

Это то, в чем сама Blizzard хочет вас убедить, спрятаться за щитом аполитичности. В сообщении от президента Blizzard Джея Аллена Брэка есть строчка «наши трансляции должны фокусироваться на играх, а не становиться платформой для противоречивых социально-политических взглядов». Но вот же незадача — буквально в июне Blizzard устроила большой ивент по Overwatch в поддержку ЛГБТ.

Так что нет — Blizzard и занимает сторону по политическим вопросам, и использует свои площадки для противоречивых высказываний. Но только там, где это удобно ей. В Южной Корее, например, ЛГБТ-ивент по Overwatch не показали. В России и Китае не вышли истории про Трейсер и Солдата-76, раскрывающие их ориентацию. Blizzard готова лезть в политику и делать громкие заявления только тогда и только там, где это ей ничем не аукнется. В свете этого и ее поддержка ЛГБТ выглядит конъюнктурной.

Что совсем иронично, в случае с blitzchung саму Blizzard никто и не просил занимать позицию. Высказанное игроком не соответствует мнению компании — это и само по себе очевидно, и могло прозвучать в том же эфире, чтобы снять с Blizzard любую ответственность за это. Она могла остаться в стороне от политического конфликта — и сама же в него влезла с головой.

Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0
Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0

«Наши отношения с Китаем не повлияли на наше решение»

Blizzard не только сделала конфликт политическим, выступив на стороне Китая, но и начала возмущенным игрокам врать. И вот это уже непростительно. Пускай приговор blitzchung и был смягчен, компания вместо честного и открытого диалога с публикой повернулась к ней спиной.

В твиттере бывшего руководителя разработки World of Warcraft Марка Керна есть хороший разбор сообщения президента Blizzard об инциденте. Во-первых, компания выпустила его вечером пятницы, чтобы пресса по возможности его пропустила. Во-вторых, пост был датирован 12 октября — хотя в США это был вечер 11-го (а вот в Китае — утро 12-го). В-третьих, текст выглядит сотканным из множества мелких кусочков, часть которых написана настолько искусственным языком, словно это, например, калька с китайского. То есть пост, подписанный президентом Blizzard, написан вовсе не им, и это тоже вранье. В-четвертых, первая половина поста, обращенного якобы к «сообществу Blizzard», состоит из разжевывания слоганов компании и объяснения того, что такое киберспорт. И это очень четко говорит о том, что плевать Blizzard хотела на сообщество (которому это все объяснять не надо), она обращается к совсем другим людям.

В ситуации, когда геймеры приходят к Blizzard с претензиями и ждут от нее прямых ответов, она отворачивается от них к, например, заинтересовавшимся темой сенаторам и заискивающе начинает втирать им пустую PR-чушь: «Ох, наши ценности такие замечательные, а еще у нас есть киберспорт, и мы в нем всех приветствуем, а еще наши ведущие подчеркивают, какие у нас замечательные игроки, и наши ценности, ах, нет, что вы, никакого китайского влияния, мы всех приветствуем, мы такие хорошие!»

Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0

И, конечно, про Китай — тоже вранье. Если бы blitzchung выкрикнул в эфире «Ура Китаю!», разве кто-то бы осмелился поднять на него банхаммер? Если бы он показал радужный флаг и сказал «ЛГБТ вперед», разве Blizzard стала бы его наказывать — особенно в свете того, что она сама поступала ровно так же? Конечно, нет. Всем прекрасно понятно, что Blizzard так резко отреагировала только потому, что правительство Китая очень болезненно воспринимает эти вопросы. И этому есть доказательство — пост в китайской соцсети Weibo от совместной компании Blizzard и NetEase. В нем она выражает возмущение поступком blitzchung и подчеркивает, что «всегда будет защищать честь страны». То есть Китая.

Иными словами, в Китае Blizzard — послушная подстилка под местным авторитарным правительством, а на Западе — великий защитник свободы и инклюзивности. И когда ей предъявляют за ее поведение в Китае, у нее не хватает даже совести признаться — она увиливает, юлит и неоднократно врет.

Именно сообщение Джея Аллена Брэка и стало последним гвоздем в крышку гроба Blizzard. Потому что им компания подчеркнула, что на геймеров ей наплевать. Почему бы тогда и им не ответить ей взаимностью?

«Hearthstone не стала хуже после бана blitzchung. Так зачем лишать себя удовольствия?»

Потому что у нас есть принципы. И геймеры молодцы именно поэтому — потому что они не стали блеять про «игры вне политики», не стали закрывать глаза на то, как наплевательски к ним отнеслась Blizzard. Своим поведением компания фактически показала, что, по ее мнению, геймерам можно вешать лапшу на уши, врать им и лицемерить, а они все равно купятся на сладкие слова клишированных PR-отмазок и побегут играть в игры, которые не испортились. А геймеры в ответ показали средний палец.

Потому что удовольствие мы можем получить от огромного множества игр. И у WoW, и у Hearthstone, и у Overwatch есть альтернативы от компаний, которые не будут себя вести так же мерзко, как Blizzard.

Потому что когда компании настолько наглеют, они заслуживают сильного ответа, который даст им четко понять, что так поступать нельзя. И слова тут работают слабо, зато массовое удаление аккаунтов, бойкот компании и шумиха в прессе — дело другое. Пускай Blizzard и другие понимают, что наглое вранье и лизоблюдство перед Китаем несут с собой издержки — финансовые и репутационные.

Потому что если этого не делать, то в скором будущем все мы будем плясать под китайскую дудку. Если вы не придете к политике, политика придет к вам.

Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0
Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0
Мнение. Почему в ситуации с Blizzard геймеры — молодцы | Канобу - Изображение 0

«Подумайте о бедных разработчиках!»

Под конец своей колонки Дмитрий напоминает, что в инциденте виновато руководство компании, а пострадают несчастные разработчики, которые не получат денег, чтобы сделать лучшие игры в мире, а то и вовсе лишатся работы, если компания потеряет китайский рынок. Ну, во-первых, Activision Blizzard — одна из крупнейших и богатейших игровых компаний в мире. Во-вторых, Blizzard и так уже продалась Бобби Котику и от этого страдала даже тогда, когда геймеры исправно несли ей деньги. В-третьих, тезис Дмитрия звучит как «у Бобби Котика в заложниках бедные сотрудники Blizzard, пожалуйста, не обижайте Котика». По такой логике можно просто сразу сдаться, ничего не делать и позволить китайским чиновникам запретить нам постить Винни-Пуха. Или пойти еще дальше — сокрушаясь, что разработчикам не хватает денег, можно свою почку продать и выручку принести в Blizzard.

Дмитрий словно забывает, ради кого все это делается. Не ради них, а ради нас. Не геймеры должны беспокоиться за мультимиллиардные компании. Это компании должны беспокоиться за аудиторию своей продукции. Это их дело — выпустить игру, за которую нам захотелось бы отдать деньги, и доказать нам, почему она нам будет интересна. И их же дело — вести себя так, чтобы желание отдавать им деньги у нас не пропало.

И иногда случается такое, что на двух стульях усидеть уже нельзя, потому что всем людям невозможно угодить (как бы ни хотелось). И приходится выбирать. Как, например, было с Ion Fury: разработчики похабно пошутили, левые активисты подняли шум, а разработчики подумали немного и сказали «нахрен цензуру». Такое же происходит и сейчас. Для западной публики вопрос о поддержке Гонконга вообще не стоит: это свободные люди против авторитарного режима. И хорошо, что наконец люди начали требовать от компаний ответа. Действительно ли вы соответствуете собственным же ценностям? Правда ли вы за свободу? Каждый ли голос имеет значение?

Многие люди подходят с разборчивостью к тому, кого они поддерживают финансово, — и именно они сейчас преподают Blizzard очень важный урок. Эти люди — молодцы.

Последние статьи