Мнение: почему «Черная пантера» — плохой фильм, который нужно смотреть
Многие критики называют «Черную пантеру» первым фильмом о темнокожем супергерое — хотя это не так. Задолго до ТʼЧаллы были и Блэйд, и Хэнкок, и Стил со Спауном. Даже в рамках киновселенной Marvel Черная пантера — не первый такой супергерой. До него мы видели Воителя (Джеймс Роудс) и Сокола (Сэм Уилсон).
Но есть кое-что, в чем ТʼЧалла первый. Именно он стал первым чернокожим супергероем в киновселенной, которого вывели на передний план и которому посвятили целый фильм.
Вот только этот фильм совершенно не супергеройский. Мир здесь никто не спасает, а история сконцентрирована вокруг таинственной африканской страны Ваканды, скрывающей свои технологические достижения от внешнего мира.
«Черная пантера» стартует там, где закончился фильм «Первый Мститель: Противостояние»: король Ваканды ТʼЧака погиб при взрыве в здании ООН в Берлине, и теперь его сын ТʼЧалла, действующий носитель титула Черной пантеры, должен стать новым королем.
Собственно, весь фильм посвящен тому, как ТʼЧалла становится королем и принимает ответственность за страну на свои плечи. В комиксах Ваканда всегда была представлена на ярком контрасте с окружающим миром, потому что здесь высокоразвитые технологии сочетались с древними традициями и верой в предков.
«Черная пантера» всеми силами старается передать этот контраст. Многие элементы Ваканды и ее истории из комиксов здесь довольно умело адаптированы. Создатели не хотели перегружать зрителей историей Ваканды, поэтому упростили ее так, чтобы из фильма вы узнали только самое необходимое для понимания сюжета.
Вообще «Черная пантера» — это максимально обособленный от остальной киновселенной фильм, который легко воспринимается даже если вы не смотрели предыдущие кинокомиксы. Это огромный и, наверно, главный плюс, потому что Marvel Studios постаралась сделать так, чтобы познакомиться с Вакандой и ее историей мог каждый зритель.
Сама страна получилась очень красивой. Местами даже слишком нереалистичной и гипертрофированной, но удивительно яркой и необычной. На фоне такой Ваканды меркнет плоский и искусственный Асгард, который за три фильма о Торе так толком и не показали.
В фильме множество ярких второстепенных персонажей. Например, сестра ТʼЧаллы Шури, она же глава отдела разработок Ваканды. Девушка переигрывает ТʼЧаллу во всех сценах, где брата и сестру показывают вместе.
У актрисы Летишии Райт получился отличный образ своенравной девушки-гения, которая больше всех в Ваканде настроена на контакт с внешним миром.
Или Накия в исполнении актрисы Люпиты Нионго. Она стала отличным спутником ТʼЧаллы, временами даже переигрывая самого Чедвика Боузмана. Это большой прорыв для актрисы, у которой со времен ленты «12 лет рабства», принесшей ей множество наград, не было крупных ролей («Звездные войны» не в счет).
Но не всем так повезло. Например, Данай Гурира, исполнившая роль Окойе, по сути, снова сыграла Мишонн из «Ходячих мертвецов», практически не меняя своего образа, а актер Дэниел Калуя, номинированный на «Оскар» за фильм «Прочь», сыграл максимально плоского персонажа ВʼКаби. После фильма вы его не запомните, как и многих побочных персонажей.
Но это было бы не страшно, если бы у картины был яркий главный герой, который был бы раскрыт с помощью всей этой группы актерской поддержки. В «Черной пантере» такого героя нет. ТʼЧалла в своем сольном фильме выглядит максимально невзрачно.
Казалось бы, это благотворная, шекспировская почва — раскрытие внутренних сомнений молодого короля, неготового к этой роли. Отличная возможность создать драму и представить историю становления ТʼЧаллы, показать, как он набрался уверенности и стал королем.
Вот только сам ТʼЧалла выглядит максимально скучным на фоне всех второстепенных персонажей. Как я заметил выше, Шури, Накия и другие — даже Окойе — оттягивают на себя все внимание зрителя, отправляя молодого короля на второй план практически в любой общей сцене. В этом одна из главных проблем фильма — центральный драматический персонаж заслоняется второстепенными.
И это можно было бы простить — ведь фильм рассказывает не только о Пантере, но и о Ваканде, но сюжет для картины тогда нужен был бы другой, с акцентом не на становление молодого короля, а на представление страны и ее обитателей.
Во многом это проблема жанра. «Черная пантера» постоянно меняет жанры, из-за чего при просмотре теряется чувство целостности. Нам показывают то шпионский боевик, то драму, то легкую любовную комедию, а иногда и вовсе документальную короткометражку с BBC о традициях африканских племен. В фильме нет плавных переходов между жанрами — он делает это резко, из-за чего местами темп повествования сильно проседает.
С «Черной пантерой» эта жанровая неопределенность играет злую шутку. В некоторых сменяющих друг друга сценах совершенно непонятно, как к ним относиться. За это же я не взлюбил вторых «Стражей Галактики», так как сильная драматичная сцена там сменялась шуткой про пенисы от Дракса, что совершенно убивало весь эмоциональный накал, который был от драмы. В «Черной пантере» подобного юмора, к счастью, нет, но есть эти же нелепые резкие переходы, убивающие атмосферу отдельных сильных эпизодов.
Кстати, если вы переживали, что в «Черной пантере», как и в других проектах Marvel, будет море шуток, то могу вас успокоить — здесь их практически нет, а те, что есть, вполне уместны и по-настоящему смешные. И за юмор отвечают в первую очередь Шури и Улисс Кло.
В фильме «Мстители: Эра Альтрона» был еще один побочный антагонист — Улисс Кло. От него Альтрон хотел получить вибраниум, но из-за Мстителей он потерял руку. Это один из главных врагов Черной пантеры в комиксах, который противостоит ТʼЧалле до сих пор. В «Черной пантере» его представили в максимально каноничном образе — с продвинутым протезом-оружием вместо руки. И этот злодей получился потрясающим.
В комиксах отец ТʼЧаллы погиб именно из-за Улисса Кло. Так они навсегда стали заклятыми врагами. Годами Кло пытался получить вибраниум, но Пантера ему мешал. Это было не просто противостояние двух врагов, это был конфликт двух гениев, потому что в комиксах они оба имели докторские степени в физике.
В киновселенной этого нет. Улисс Кло — торговец оружием и наемный убийца. Единственный, кому удалось побывать в Ваканде и сбежать оттуда с вибраниумом. Вакандцы ищут его долгие годы, но он умело скрывается во внешнем мире. И Кло в «Черной пантере» восхитительный.
Я удивлен игрой Энди Серкиса, потому что у него получился удивительно харизматичный и импульсивный брутальный злодей, который заметно контрастирует со всегда спокойным ТʼЧаллой. Их противопоставление получилось гораздо лучше, чем в комиксах, потому что там Улисс был типичным злым гением. Здесь же он безумно колоритный адреналиновый маньяк, не боящийся бросить вызов королю самого продвинутого государства на Земле.
Но его чертовски мало в фильме. Это стало для меня главным разочарованием. Я понимаю, что акцент с Кло на Киллмонгера был смещен, чтобы противостояние ТʼЧаллы и Улисса не воспринималось как расовый конфликт. Тем не менее, у Кло были все шансы стать самым ярким злодеем киновселенной Marvel. Если бы ему позволили это сделать.
Взамен нам дали Эрика «Киллмонгера» Стивенса в исполнении актера Майкла Б. Джордана, и у него получился максимально недальновидный злодей. Я не хочу включать в это мнение спойлерный блок, ограничусь лишь тем, что план Киллмонгера вызывает множество неудобных вопросов, которые, полагаю, возникнут у Александра Трофимова, когда он посмотрит фильм.
Киллмонгер — очередной зеркальный злодей. После просмотра «Черной пантеры» я задумался, что почти во всех первых сольных фильмах киновселенной Marvel зеркальные злодеи. Посудите сами:
- «Железный человек»: Тони Старк/Обадайя Стейн;
- «Невероятный Халк»: Халк/Мерзость;
- «Первый Мститель»: Стив Роджерс/Красный череп;
- «Человек-муравей»: Скотт Лэнг/Даррен Кросс;
- «Доктор Стрэндж»: Стивен Стрэндж/Кецилий.
Основная идея в том, что зеркальный злодей максимально похож на титульного героя. И в «Черной пантере» это достигает апогея, так как Киллмонгер — буквально злая версия Черной пантеры. У них даже есть поединок в совершенно идентичных костюмах, только расцветка разная, чтобы персонажей можно было отличать. Да, как в Mortal Kombat.
Этот прием перекочевал в кинокомиксы из комиксов, потому что на ранних этапах у супергероев всегда были зеркальные антагонисты. Но от этой идеи постепенно отказывались, потому что контраст между героем и злодеем, отличающимися друг от друга, всегда воспринимается лучше. Именно поэтому врагом ТʼЧаллы нужно было стать Улиссу Кло. Они были бы разными, совершенно непохожими персонажами, за столкновением которых было бы интересно следить.
Киллмонгер же не может предложить совершенно ничего. Это просто обиженный ребенок, который потратил свою жизнь, чтобы отомстить. Но в защиту сценаристов важно отметить, что и в комиксах он тоже был скучным персонажем.
В некоторых рецензиях на «Черную пантеру» я встречал сравнение Киллмонгера с Джокером из фильма Кристофера Нолана «Темный рыцарь». Это максимально нелепое сравнение, потому что Киллмонгер — это даже не персонаж, это инструмент, с помощью которого создатели фильма подталкивают ТʼЧаллу к окончательному осознанию себя в роли короля, а также к решению о том, стоит ли Ваканде выйти из тени и открыться внешнему миру.
Не имея внятного антагониста, ТʼЧалла весь фильм по сути борется сам с собой. В конечном счете он приходит к одной важной для себя и для Ваканды мысли, которая может изменить расклад сил в киновселенной Marvel перед фильмом «Мстители: Война Бесконечности».
Кстати, если вы ждали, что в «Черной пантере» вам расскажут, действительно ли оставшийся Камень Бесконечности — Камень Души — находится в Ваканде, то я вынужден вас разочаровать. Космос, могущественные артефакты, способные изменить всю вселенную, Танос и прочее — ничего этого нет в «Черной пантере». Даже в сценах после титров.
О том, почему это спорный ход, мы поговорим в отдельном материале, а пока важно вернуться к тому, с чего я начал этот текст: «Черная пантера» — не супергеройский фильм. Это фильм о верности своим людям, дружбе, преданности, традициях, вере, сохраняющейся несмотря на все развитие человечества, а также о тех народах, которые живут с нами на одной планете, но о жизни которых мы не имеем совершенно никакого понятия.
В «Черной пантере» практически не поднимаются темы расизма и толерантности. Все это здесь совершенно не важно. Это фильм о народе и о том, стоит ли этому народу нести себя во внешний мир. Ведь внешний мир неизбежно принесет себя к ним в ответ.
Ваканда и Черная пантера только начинают свой путь в киновселенной. Им еще предстоит интегрироваться во внешний мир, подарить новые знания людям, показать, что Ваканда — важная держава, с которой необходимо считаться. И начало будет положено уже в «Войне Бесконечности», где будет представлено масштабное сражение объединенной армии племен Ваканды и супергероев против армии Таноса.
«Черная пантера» — это красивый фильм, раскрывающий совершенно новый и удивительно колоритный уголок киновселенной Marvel, но ряд решений, принятых создателями фильма, сильно портит итоговую картину. А отсутствие внятного злодея и яркого главного героя лишает фильм харизмы. Спустя пару лет после просмотра вы вспомните красоты Ваканды, но совершенно не будете помнить Киллмонгера. Он станет очередным пополнением в списке испорченных злодеев киновселенной, которые могли бы быть лучше, если бы им позволили это сделать.
Фильм выйдет в кино 26 февраля, в IMAX — с 22 февраля.
Все о «Черной пантере»
- Разбор первого трейлера «Черной пантеры»
- Разбор второго трейлера «Черной пантеры»
- Что показали в комиксе-приквеле к фильму «Черная пантера»?
- Кендрик Ламар выступит продюсером саундтрека «Черной пантеры»
- Первые отзывы о «Черной пантере»
- Подробные отзывы критиков
- Кто такой Черная пантера?
- Сцены после титров
- Мнение: почему «Черная пантера» — плохой фильм, который нужно смотреть
- Как фильм «Черная пантера» повлияет на киновселенную Marvel?
- 10 вещей, которые мы хотели бы увидеть в «Черной пантере 2»