Мнение. Баги не делают игры (и Cyberpunk 2077 тоже!) плохими
Этот материал был написан задолго до релиза Cyberpunk 2077, поэтому в качестве примера условной «игры с багами» в нем часто рассматривается Kingdom Come: Deliverance. У нее, впрочем, с новой игрой CD Projekt много общего: столько же технических проблем, да и оценка в рецензиях «Канобу» одинаковая — 10 баллов.
Кроме того, как мне кажется, этот материал совсем не потерял актуальности с выходом Cyberpunk 2077. Да и мое мнение по поводу багов в играх никак не изменилось, поэтому мне показалось важным напомнить об этой статье, пусть и слегка обновленной по случаю релиза одной из главных игр 2020 года.
Для начала давайте разберемся, что такое баги — потому что многие, я уверен, видят в них желание разработчиков как можно сильнее обидеть игрока, сделать так, чтобы тот страдал. В игре пропадает звук? Это специально! Баги с анимацией? Ннннаа! Не прогружаются текстуры? Особый отдел работал над этим несколько месяцев!
На самом деле баги — естественная часть всего процесса разработки. Команда делает какой-нибудь элемент игры, затем фиксит ошибки. Создает что-то еще — и снова вносит правки. Когда дело доходит до билда, близкого к финальному, его долго тестируют на разных машинах с разными конфигурациями, проводят ОБТ и ЗБТ, снова ловят баги и правят их. Так работают вещи, игр без багов не существует. Разработка, особенно если речь о AAA, — это титанический труд десятков и сотен людей, и рассуждать о нем, не осознавая, как много сил потрачено на ту или иную игру, попросту не красиво.
Тем не менее нельзя отрицать, что ошибки зачастую остаются и в релизной версии — и это уже другой разговор. Задача любого разработчика — провести столько тестов, сколько нужно, чтобы выпустить игру без ошибок, потому что игроки платят за нее деньги. Другое дело, что остаться баги могут по нескольким причинам:
- если они незначительные и не влияют на геймплей (пропадающий звук),
- если время подошло и надо игру выпускать,
- если эти баги во время тестирования проявлялись на мизерном количестве конфигураций,
- если у авторов не хватает денег и времени на дополнительные тесты.
И даже в этих четырех случаях на ошибки не забивают — их исправляют патчами вскоре после релиза.
Возможно, вам все эти вещи кажутся очевидными, мне они тоже такими всегда казались, но после выхода, скажем, Kingdom Come: Deliverance и вот сейчас, с релизом Cyberpunk 2077, многие игроки доказывают, что даже эти очевидные моменты для них — тайна. Под рецензией на игру Warhorse масса комментариев о том, что KC нельзя было ставить 10 баллов, потому что в ней полно багов. Ситуации вокруг багов и Cyberpunk 2077 мы тоже выпустили отдельный материал, там в комментариях — то же самое.
Есть, правда, два крайне неудобных момента.
Первый: я наиграл в Kingdom Come: Deliverance под сотню часов и за все это время встретил только два — ДВА — бага. Один в рецензии приложен гифкой — там косяк с анимацией в диалоге. Из-за другого главный герой, Индржих, не мог до перезагрузки залезть на лестницу в корчме. Это все. Я играл на обычной PS4 в предрелизную версию, без патча первого дня, и у меня не было проблем с техническими ошибками, упомянутые баги не помешали. Почему я не должен был ставить этой игре 10 баллов, напомните? Cyberpunk 2077 я здесь в пример не привожу, поскольку рецензию на нее писал Алексей Егоров.
И второй момент: как баги с анимацией превратили отличные ролевые игры Kingdom Come: Deliverance и Cyberpunk 2077 в плохие ролевые игры Kingdom Come: Deliverance и Cyberpunk 2077? Из них исчезли десятки увлекательных квестов и потрясающе написанных диалогов? Может быть, из-за бага с анимацией любовь Даниэля Вавры к родной стране стала слабее? Или эта ошибка вырезала из игры всех важных персонажей и сделала ее некрасивой с точки зрения графики? Или ролевая система в этих играх перестала работать?
Хорошо, допустим, кому-то повезло больше, кому-то — меньше. Представим, что на одной платформе и у одних игроков багов в упомянутых играх меньше, а на других платформах и у других игроков — больше.
И что дальше?
Это говорит только о том, что на других платформах это игры сломанные. Но не плохие! В них все еще есть те самые диалоги и квесты, персонажи и неожиданные геймплейные ситуации. Да, кто-то из-за багов не может сейчас сыграть в Cyberpunk 2077 — и это ужасно, за это CD Projekt нужно критиковать, — но ведь этот кто-то не может сыграть в ту самую отличную RPG, верно? В рецензиях же, как по мне, оценивать стоит именно игры, а не способность разработчиков до релиза исправить баги.
Вы наверняка думаете, что не было бы никаких «десяток», если бы мы сами из-за багов не смогли поиграть ни в Kingdom Come: Deliverance, ни в Cyberpunk 2077. Увы, но, скорее всего, были бы — зависит от факторов, о которых мы уже никогда не узнаем. Приведу два своих любимых примера — Gothic и Vampire: The Masquerade - Bloodlines. Культовые и… полностью убитые в техническом плане игры.
В «Готике» я потерял несколько часов прохождения, когда из-за кривой анимации упал с лестницы в лагере сектантов и разбился. В «Вампирах» и вовсе был самых жестокий баг — там ближе к концу игры в нужном месте не появлялась лодка, на которой следовало уплыть с уровня. Нет лодки — нет дальнейшему прохождению. Какую из этих игр я — или вы — можете назвать плохой? Может, назовете плохой Batman: Arkham Knight, которая на PC из-за массы багов работала никак, а на консолях заслуженно собирала высокие оценки? Или, может, обрушимся на Wolfenstein: The New Order, которая на PS4 из-за ошибки удаляла все сохранения?
Баги не делают изначально хорошую игру плохой. Они делают ее сломанной — это неприемлемо, но это совершенно другой разговор. Не стоит подменять понятия и «бомбить» игры негативными обзорами на Metacritic или в Steam — если дело действительно в багах, лучше написать в поддержку, сообщить разработчикам о проблемах (на PS4, к примеру, отчеты об ошибках формируются и отправляются студиям автоматически) и дождаться патчей.
Можно ненавидеть разработчиков за то, что они не успели вычистить все ошибки до релиза — но писать в рецензиях о том, что та или иная игра плохая из-за бага, нельзя. Потому что это вранье. Можно написать, что на PC, например, в игру с багами пока лучше не играть, дождаться патчей — если речь о чем-то крутом, ожидание будет оправдано.
К тому же на мой памяти за последние лет, наверное, пятнадцать откровенно сломанных крупных игр было две — та самая Vampire: The Masquerade — Bloodlines и Fallout 76. И если «Вампирам» я бы поставил десятку при любых багах и обстоятельствах, потому что это великая Игра, то Fallout 76…
У меня нет права рассуждать об игре, в которую я не играл, но можно привести в пример цитату из обзора Алексея Егорова:
Fallout 76 не работает как выживач, не работает как многопользовательский шутер и даже как просто шутер. Хоть сколько-нибудь теплые слова можно сказать лишь про исследование мира, но и его Bethesda умудрилась испортить, оставив половину локаций без вменяемого бэкграунда и просто закинув туда враждебных мобов. Зато красиво, да!
О багах в Fallout 76 говорили много, но игра получила от «Канобу» четыре балла не только и не столько за них. Куда важнее, что в ней не работали ключевые геймплейные механики, сама игра на старте была плохой (сейчас она, кстати, гораздо лучше).
Dead Cells не понравилась Александру Башкирову, потому что перегружена лишними и неработающими механиками. Fist of the North Star: Lost Paradise Сергей Цилюрик оценил на пять баллов из-за ужасного сценария и посредственного геймплея. Я поставил Unravel Two шестерку, так как это платформер, который плохо работает как платформер. И так далее — баги не делают игры плохими.
Еще одно полотнище от Князева непонятно ради чего и кому адресованное.
И я King Do Cum'у итак бы 10ку не поставил. Уж больно скучная игра: доп. квесты быстро заканчиваются, занятия, которые могли быть бесконечными дают всего по 2-3 задания, охота скучна - вся живность просто мясо (которое и девать-то некуда). То ли дело в Скайриме, когда пока подкрадываешься к оленю на тебя со спины как накинется какая-нить тварюга... в общем, она и без багов порой кажется ужасно недоделанной. И ладно были бы к ней хорошие моды, чтобы геймплей подравнять, добавить новых животных, врагов, еще чего-то, но их нет.