Летающие автомобили: насколько это реально?
Правда, ситуация с выводом таких «воздушных амфибий» на свободный рынок до странности напоминает ситуацию с автомобильным автопилотом: непонятно, как к ним относиться с точки зрения закона. В подавляющем большинстве стран движение транспорта по земле и полеты в воздухе регулируются совершенно разными законами. Творцы правовых норм до сих пор не придумали, как именно относиться к машине, которая вроде бы сначала относится к зоне ответственности ГИБДД, а потом раз — и взлетела, и теперь за нее вроде бы уже отвечает аэродиспетчер. Приплюсуйте сюда еще и совершенно разные нормы безопасности для автомобилей и самолетов.
Правовое поле на нашей планете не спешит меняться в угоду всяким там самодеятельным кулибиным, которые опять наизобретали не пойми что. Коллективы разработчиков аэромобилей тихонько делают свое дело, время от времени выставляя практически готовые к серийному производству прототипы на международных выставках, срывая овации и формируя длиннейшие списки потенциальных покупателей.
Между тем, проблема правового регулирования — далеко не единственная, с которой приходится сталкиваться создателям аэромобилей. Куда серьезнее выглядят вопросы чисто технического характера. Концепцию аэромобиля, как и идею любой амфибии, можно пытаться реализовать двумя способами: либо научить самолет ездить, либо заставить автомобиль взлететь. В обоих случаях конструкторам приходится придумывать, например, куда спрятать крылья. Обходить законы аэродинамики на нашей планете пока не научились, антигравитационных двигателей и разных там нанокатализаторов тоже еще не придумали. Поэтому судьба аэромобилей на данный момент — иметь, мягко говоря, экстравагантную внешность.
Скажем, один из первых проектов американской компании Terrafugia под названием Transition, который компания имела наглость предлагать за четверть миллиона долларов, выглядел именно как легкий двухместный аэроплан, которому обломили крылья, снабдив взамен крошечными колесиками. Именно Transition считался первым аэромобилем, получившим официальный юридический статус — правда, с точки зрения закона он все же являлся легким самолетом с дополнительными возможностями.
Примерно по той же схеме создает свой гибрид словацкая компания с незамысловатым названием Aeromobil. Обтекаемая капсула со складными крыльями может принять на борт двоих пассажиров, на земле разгоняется до 160 км/ч, а в режиме полета способна преодолеть до 750 км. И при этом выглядит вполне убедительно, чем словаки и пользуются: сбор предзаказов на аэромобиль по чудовищной цене от 1,2 млн евро уже стартовал, а серийные образцы должны появиться в следующем году. Стоит, как полноценный гиперкар, верно?
Принципиально иной подход исповедуют, скажем, в фирме PAL-V (странное название, возможно, объясняется тем, что фирма зарегистрирована в Голландии). Их Liberty построен по схеме не аэроплана, а, скорее, вертолета или так называемого «автожира»: у него есть раскладной несущий винт внушительных размеров и винт-толкатель, размещенный позади каплевидного корпуса. Эта механическая фантазия по характеристикам сопоставима с «Аэромобилем» от Aeromobil, но в силу очевидной вертолетоподобности стоит примерно в два раза меньше: заказы на Liberty принимаются с учетом базовой цены в полмиллиона евро.
У всех вышеперечисленных проектов (и у целого ряда других) есть одна серьезная проблема. Такие аэромобили не могут покинуть грешную землю там, где это заблагорассудится водителю: выпрыгнуть из пробки не получится. Для взлета им, как и традиционным самолетам, нужна дистанция для разбега, и, чтобы взлететь, придется либо найти пустую дорогу, либо (как это предполагается по закону), добраться до полноценного аэропорта. Но и с этой технической неурядицей инженеры изо всех сил борются.
Например, компания Terrafugia еще в 2013 году взялась за разработку аэромобиля с вертикальным взлетом, и вот это уже нечто совершенно невероятное. Как в самых ярких фантазиях современных фантастов, автомобиль сможет выдвигать из корпуса два раскладных винта с изменяемым направлением вектора тяги и взмывать в воздух с места. За тягу же по проекту будут отвечать 300-сильный двигатель внутреннего сгорания и два 600-сильных электромотора.
Будет абсолютно прав тот, кто спросит, почему эти автопроизводители все еще экспериментируют с морально устаревшими крыльями, когда вокруг уже случилась эпоха тотального засилья квадрокоптеров? Эту авиационную схему тоже очень усердно пытаются применить к пассажироперевозкам, но пока речь идет в основном только об одном направлении — постройке некоего беспилотного аппарата, который мог бы выполнять функции аэротакси.
То есть, такой летающий транспорт, во-первых, должен стать общественным, а во-вторых, по умолчанию лишен возможности ездить по земле, как автомобиль. Правда, в Audi вместе с Airbus придумали, что при помощи квадрокоптеров можно перевозить сами автомобили, но до реального воплощения эта идея пока не добралась.
Зато уже построен первый летающий мотоцикл, основанный на коптерных принципах. Французы из фирмы Lazareth придумали встроить турбины в колеса и научить их менять положение с вертикального на горизонтальное. Получившееся нечто официально поименовали ховербайком и сейчас ждут разрешения от властей Франции на эксплуатацию байка на дорогах общего пользования.
В общем и целом, сейчас сложно предсказать, куда именно свернут конструкторы на тернистом пути создания летающего транспорта для каждого отдельного человека. Но уже понятно, что создатели, допустим, вселенной «Пятого элемента» не слишком уж и нафантазировали.
Больше по теме «Авто»
- Железные покемоны: как маленькие причудливые машинки поставили Японию на колеса
- Любимые автомобильные развлечения Ближнего Востока
- Годзиллы мира внутреннего сгорания: великие, ужасные и полезные
- «Что ты такое?»: самые странные машины в играх серии Need for Speed
- «Лучше звоните Ведьмаку!»: машины-ведьмы и автомобили-демоны
- Жизнь Aston Martin DB5 до и после Джеймса Бонда
- Что будет, если Need For Speed отправится на бездорожье
- Токийский дрифт и Initial D: как обычная «Королла» стала легендой японской поп-культуры
- Что из автомобильных чудес Cyberpunk 2077 уже существует?
Как-то маловато информации по теме
Это все сраные вариации вертолетов и самолетов.Вот когда взлетит обычный автомобиль,это будет действительно интересно.
У всех так называемых "летающих автомобилей" есть один серьёзный недостаток - это не летающие автомобили, это самолёты с проапгрейженным шасси.