29 декабря 2014Игры
Обновлено 31.08.2021

Игровые итоги года от Максима Иванова

Редактор «Канобу» Максим Иванов делится своими впечатлениями от лучших игр 2014 года.
Редактор «Канобу» Максим Иванов делится своими впечатлениями от лучших игр 2014 года.

Все очень плохо

Что ж, вот и настала пора подводить итоги года. Возвращаясь к играм начала 2014, я чувствовал себя пассажиром DeLorean – казалось, прошло как минимум лет пять. Я сперва даже растерялся: что, InFamous: Second Son и Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes правда вышли в этом году? Не шутите?

Пожалуй, главное, чем запомнится 2014, это провалами. Именно в этом году разработчики и платформодержатели почему-то решили, что финальным качеством своих проектов можно пренебречь ради графика релизов: Assassin’s Creed Unity, Assassin’s Creed Rogue, The Sims 4, Driveclub, LittleBigPlanet 3, Dragon Age: Inquisition, — ни одна из этих игр на старте не работала как следует (а некоторые не работают и сейчас). То же касается и софта — прошивка 2.0 доставила пользователям PS4 много проблем (не меньше, чем iOS 8 обладателям техники Apple). Аксиома «купил консоль — не знаешь бед» больше не актуальна. Теперь плохо везде: фризы, вылеты, провисания FPS, миллион других багов, — все что угодно за ваши деньги. Добро пожаловать в некстген!

Другая сторона вопроса – ААА-игры. Если раньше мы примерно знали, чего ожидать от крупных блокбастеров, то сегодня, Watch_Dogs, Assassin’s Creed Unity и Thief (2014) спустя (не говоря уже о прошлогодних «хитах» вроде Alien: Colonial Marines, Call of Duty: Ghosts и Killzone: Shadow Fall), я уже ни в чем не уверен. Ну и да – вывод из двух предыдущих абзацев напрашивается сам собой: конвейер Ubisoft дал сбой. Французам нужно что-то решать – грядущей Victory уже не простят промахи Unity.

С игровой прессой (да и миром вообще) тоже творится черт знает что. Печально, но 2014 – это год феминисток и им сочувствующих. Саркисян, объективизация, 7,5 баллов за «чересчур сексуальную главную героиню», скандал вокруг злосчастной рубашки, – вот чем мне запомнился этот год (ну и глупой ситуацией вокруг «Интервью»). Люди перестали играть в игры и начали копаться в говне. А говно это, по большому счету, находится в головах причастных.

Для эскапистов год завершился еще хуже: игнорировать политику и мир вокруг больше нельзя. Как вам нравится iPhone 6 Plus за 78 тысяч рублей? А PS4 за 35 тысяч? А пустые полки в «М.Видео»? А подорожавшие игры? Ах, да, о прецеденте с шутингом в российской школе тоже забывать не стоит – говорят, снова виноваты игры. Как и в «помешательстве» украинских чиновников, которые в свободное время нажимали в «Бойцовский клуб» и потому озверели («Первый канал» на ура проиллюстрировал игру кадрами из Counter-Strike).

И вроде некоторые политики пытаются идти игровой индустрии навстречу, организовывают круглые столы с профильной прессой (на которых игрожуры клянчат бюджет под свои проекты, а разработчики подставляют конкурентов – за немецкие танки у них можно играть, видите ли!), но результат все равно нулевой. Поговорили, разошлись. Кого-то уволили. А потом опять: «Особенно отвратительно — это все игры». И чем это отличается от февральского «Я лично “за” запрет всех т.н. шутеров (стрелялок)»? Господин Кабанов, мы не забыли.

Ну а теперь – об играх. С Новым, мать его, годом.

Номинации

Самая смешная игра года: South Park: The Stick of Truth

South Park: The Stick of Truth стала для меня одним из главных впечатлений года — так сильно я не смеялся ни над одной другой игрой. Авторы ударились в восхитительную идиотию: коты-нацисты, нерожденный ребенок Ким Кардашьян, пиксельная Канада, — «Палка Истины» с каждым часом становится все безумнее и потому — еще более запоминающейся. Жаль, что игра из нее при этом получилась не очень.

Оценка «Канобу»: 9/10

Лучшая графика года: Infamous: Second Son/ Assassin’s Creed Unity

Infamous: Second Son заставила разработчиков вспомнить о фотомодах: вслед за Sucker Punch опцию добавили в переиздание The Last of Us, DriveСlub, Middle-earth: Shadow of Mordor. Помимо всего прочего, именно Second Son первой продемонстрировала, на что способен некстген: потрясающая детализация, текстуры сверхвысокого разрешения, реалистичная лицевая анимация (L.A. Noire, привет!). Ну а разглядывать в фотомоде лужи и трещинки в асфальте – и вовсе отдельное удовольствие.

При этом вот какая штука, пусть «Второй сын» и превосходит Assassin’s Creed Unity в техническом плане, «Единство» все равно выигрывает в арт-дизайне: после удивительно красивого Парижа с его оживленными улочками и величественными архитектурными изысками возвращаться в бледноватый Сиэтл совсем не хочется.

InFamous: Second Son: 8/10

Assassin’s Creed Unity: 7,5/10

Разочарование года: Watch_Dogs

Над Watch Dogs не поглумился только ленивый: и теней у героев нет, и вода из гидранта «пробивает» машины насквозь, и невидимые стены повсюду. Пожалуй, именно после выхода новой игры Ubisoft многие поняли, зачем вообще нужна кнопка Share. Мораль простая: если вы сделали плохую игру, об этом расскажут буквально в пару нажатий, и не нужно никакого Fraps – все здесь, в памяти консоли.

Словом, забагованным проектам больше не избежать травли – это весело, в конце концов. Именно по этой причине после выхода Unity моя твит-лента пестрела скриншотами моих знакомых, на которых творилось, м-м-м, всякое. Но главная проблема Watch_Dogs, конечно, не в урезанной графике или неинтерактивном окружении. Это не плохая, но до жути скучная игра.

Оценка «Канобу»: 6/10

Худшая Assassin’s Creed года/лучшая боевая система года: Middle-earth: Shadow of Mordor

Как шутит наш видеооператор Павел Пивоваров, Middle-earth: Shadow of Mordor сделана по формуле «порхай, как Бэтмен, жаль, как ассасин».

Сражаться тут и впрямь приятно – я давно не получал такого удовольствия от работы мечом: все очень динамично, противники не дают спуска, постоянно переключаешься на лук и суперспособности. А уж как красиво летят отрубленные головы орков, как эффектно в камеру льется кровь! Даже стелс пришелся к месту. Ну а система Nemesis с легкостью тянет на инновацию года. Шутка ли – я и вправду начал запоминать собственных врагов, а они – меня.

Одна беда – кроме бесконечных боев Shadow of Mordor не может ничего предложить, и это утомляет. Многие сравнивали игру с Assassin’s Creed, но ведь в Assassin’s Creed всегда есть чем заняться помимо сюжета: сундуки, шанти, загадки, акробатические головоломки, прокачка корабля/зданий/снаряжения. Второстепенные квесты наконец! А тут все «легенды меча» и другие побочные задания все равно сводятся к бездумному убийству орков. Мордор абсолютно пуст и скучен.

Оценка «Канобу»: 8/10

Лучший шутер года/лучшая MMO года: Destiny

Знаю-знаю, сейчас снова начнется: Destiny – не MMO, контента нет, Bungie – обманщики. Но даже спустя полгода я не откажусь от своих слов. Destiny – первая человеческая MMO для консолей, игра, на которую будут равняться другие представители жанра. Более того, это лучший шутер в этом году.

Понимаю, у многих душа болит за Wolfenstein: The New Order (о ней позже), но давайте начистоту – где вам было интереснее стрелять? Зигующие нацисты-космонавты это, безусловно, здорово, но мы говорим все-таки о шутерной механике. После изнурительных многочасовых рейдов в Destiny ты часто выходишь с запотевшими ладонями, измотанный, но счастливый – только что с приятелями (или незнакомцами из интернета) вы совершили невозможное. Ваша победа зависела от тысячи мелочей, от тактики, от вашей сплоченности, но вы прорвались сквозь хардкорных боссов и бесконечные толпы врагов. Я уже говорил и скажу еще раз: Destiny – Dark Souls среди шутеров.

Оценка «Канобу»: 9/10

Лучшее переиздание года: Grand Theft Auto 5

Знаете, в Rockstar работают удивительные люди, и слава Богу, что они у нас есть. Переиздание The Last of Us получилось отличным, но авторы GTA не просто адаптировали игру под новое поколение консолей, но еще и добавили тысячу необязательных мелочей, плюс — вид от первого лица, который полностью меняет ощущения от прогулок по Лос-Сантосу.

Честно говоря, я до сих пор не очень понимаю, зачем кому-то нужна Far Cry 4, ведь мир пятой GTA гораздо разнообразнее.

Оценка «Канобу»: 10/10

Лучшая одиночная кампания года: Wolfenstein: The New Order

Я боялся, что мои впечатления от Wolfenstein: The New Order со временем побледнеют (все-таки игра вышла в мае), но, как и в случае со Stick of Truth, этого не произошло. Кто же знал, что шведская MachineGames выпустит самый яркий шутер года? Тут абсолютно все элементы к месту: и нацистский кич, и перестрелки в тесных коридорах, и неожиданно крутые кат-сцены.

Если бы не Destiny со своими рейдами, Wolfenstein победила бы и в номинации «Шутер года».

Оценка «Канобу»: 8/10

Кооператив года: LittleBigPlanet 3

LittleBigPlanet 3 многие пропустили, и совершенно зря. Новая команда, которой поручили серию, полностью завалила оптимизацию (например, если подойти к товарищу, зажать R1 и оттянуть аналог вниз, сэкбой начнет конвульсивно трахать своего приятеля; критические баги тут встречаешь примерно раз в двадцать минут, мелкие – еще чаще), но в остальном это все такое же уютное и милое приключение.

LittleBigPlanet 3 подарит вам множество позитивных эмоций: допустим, я вместе с друзьями соорудил из башмака гоночный автомобиль, обвешав его трамплинами и квадратными колесами. Мы просто попадали на пол, когда эта штука начала двигаться – кособоко, кренясь в неожиданные стороны, но довольно быстро. Мы и вправду смеялись до слез – надо же, сработало!

Я очень рад, что в тот момент со мной находились близкие люди. Серьезно, LittleBigPlanet 3 стоит того, чтобы пройти ее с товарищами и получить взамен множество приятных воспоминаний.

Оценка «Канобу»: пока нет

Блиц

Лучшее DLC года: The Last of Us: Left Behind

Лучший стелс года: Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes

Худший сиквел года: Castlevania: Lords of Shadow 2

Лучшая игра с Kickstarter года: Divinity: Original Sin

Лучшее интерактивное кино года: The Wolf Among Us

Лучшая мобильная игра года: Monument Valley

Самая консервативная игра года: Risen 3: Titan Lords

Топ лучших игр года

Третье место: Assassin’s Creed Rogue

Когда я писал статью «Почему Assassin’s Creed Rogue может оказаться провалом», я не учел самого главного: «Изгой» – это прямой сиквел Black Flag, игры, за которой я провел около шестидесяти часов, которую я бесконечно люблю и одновременно ненавижу.

Пусть из Rogue убрали пиратскую романтику и харизматичного Эдварда Кенуэя, в ней оставили самое главное: корабль, бушующее, живое море и огромную территорию, которую интересно исследовать. Всю прошлую неделю я занимался ровно тем же, чем и год назад: я отправлялся куда глаза глядят, не пользуясь картой, и сходил на берег в каком-нибудь Богом забытом месте. Я никогда заранее не знал, куда попаду и что отыщу: окажусь ли в тесном подземном гроте или просторном Девственном лесу (я провел примерно час, изучая эту локацию), найду ли здесь письма, проливающие свет на гибель Эдварда, или наскальные рисунки индейцев.

В этом контексте срабатывают абсолютно все привычные элементы игр Ubisoft: вышки, коллекционные предметы (сундуки, шанти, бриллианты, увеличивающие ваш доход, вражеские форпосты). Ты будто заполняешь белые пятна на карте.

Радость первооткрывателя – вот чем цепляет «Изгой». В Rogue, при всех ее геймдизайнерских ограничениях, ты ощущаешь себя по-настоящему свободным. Ты можешь отправиться в море, а можешь путешествовать по мелким портам или изучать огромный город, воля твоя. На этом фоне очевидные недостатки вроде багов, невыразительного главного героя и скучноватого сюжета просто меркнут. Черт с ним, я пришел сюда не за тем. Ubisoft, больше кораблей, пожалуйста!

Оценка «Канобу»: 5,5/10

Второе место: Sherlock Holmes: Crimes & Punishments

Украинская Sherlock Holmes: Crimes & Punishments — пример того, какими должны быть игры Telltale: «Преступления и наказания» находятся на стыке интерактивного кино и классических детективных квестов. Мы не только смотрим ролики и нажимаем кнопки в QTE, но и, собственно, играем.

Frogwares, как и Telltale, разбила «Шерлока» на эпизоды, сохранив при этом общую нить повествования, что пошло Crimes & Punishments только на пользу — событий, ярких персонажей и разнообразных случаев так много, что хватило бы на сезон полноценного сериала. В криминальный мир Англии погружаешься с головой. И пусть игра далека от идеала, ее все равно любишь всем сердцем — ничего лучше по мотивам рассказов Артура Конан Дойла пока еще никто не выпускал.

Оценка «Канобу»: 8/10

Первое место: Alien: Isolation

Alien: Isolation заставила меня трястись от страха. Ни от одной другой игры в этом году я не испытывал настолько сильных и чистых эмоций, будь то стресс, злость или радость. О новом «Чужом» бесполезно рассказывать, в него нужно играть, чтобы на себе ощутить всю гамму эмоций: от беспомощности и чувства тотальной уязвимости до понимания, что тварь, которая тебе противостоит, почти живая.

В рецензии на Isolation я писал: «Там, где сумасшедший из Outlast пройдет мимо, злобный ксеноморф остановится, прогуляется по коридору, а потом, когда вы уже выдохнете, резко сорвется с места, в мгновение ока подскочит к вашему убежищу и когтистой лапой выдернет наружу. Он достанет вас везде: выцарапает из-под кровати, заглянет в вентиляцию, настигнет из-за угла или спрыгнет сверху». И это действительно так. Из-за собственной незащищенности и непредсказуемости Чужого игру воспринимаешь на ином, более личном уровне. Тебе страшно, но ты идешь вперед, потому что вместе со страхом возникает садомазохистское желание попугать себя еще. Ну и да — тебе безумно интересно.

Alien, как и любую другую игру в моем топе, можно раскритиковать в пух и прах. Но суть не в финальной оценке или ценности для жанра, а в личных впечатлениях. А свои скитания по «Севастополю» и неожиданные рандеву с ксеноморфом я, кажется, не забуду уже никогда.

Оценка «Канобу»: 8,5/10

Комментарии 147
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
darklifeness
darklifeness
В Unity конечно шикарная графика, но вот всё остальное настолько ужасное...даже последние крайзисы по сравнению с этим шедевры