Игровые итоги года от Максима Иванова
Все очень плохо
Что ж, вот и настала пора подводить итоги года. Возвращаясь к играм начала 2014, я чувствовал себя пассажиром DeLorean – казалось, прошло как минимум лет пять. Я сперва даже растерялся: что, InFamous: Second Son и Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes правда вышли в этом году? Не шутите?
Пожалуй, главное, чем запомнится 2014, это провалами. Именно в этом году разработчики и платформодержатели почему-то решили, что финальным качеством своих проектов можно пренебречь ради графика релизов: Assassin’s Creed Unity, Assassin’s Creed Rogue, The Sims 4, Driveclub, LittleBigPlanet 3, Dragon Age: Inquisition, — ни одна из этих игр на старте не работала как следует (а некоторые не работают и сейчас). То же касается и софта — прошивка 2.0 доставила пользователям PS4 много проблем (не меньше, чем iOS 8 обладателям техники Apple). Аксиома «купил консоль — не знаешь бед» больше не актуальна. Теперь плохо везде: фризы, вылеты, провисания FPS, миллион других багов, — все что угодно за ваши деньги. Добро пожаловать в некстген!
Другая сторона вопроса – ААА-игры. Если раньше мы примерно знали, чего ожидать от крупных блокбастеров, то сегодня, Watch_Dogs, Assassin’s Creed Unity и Thief (2014) спустя (не говоря уже о прошлогодних «хитах» вроде Alien: Colonial Marines, Call of Duty: Ghosts и Killzone: Shadow Fall), я уже ни в чем не уверен. Ну и да – вывод из двух предыдущих абзацев напрашивается сам собой: конвейер Ubisoft дал сбой. Французам нужно что-то решать – грядущей Victory уже не простят промахи Unity.
С игровой прессой (да и миром вообще) тоже творится черт знает что. Печально, но 2014 – это год феминисток и им сочувствующих. Саркисян, объективизация, 7,5 баллов за «чересчур сексуальную главную героиню», скандал вокруг злосчастной рубашки, – вот чем мне запомнился этот год (ну и глупой ситуацией вокруг «Интервью»). Люди перестали играть в игры и начали копаться в говне. А говно это, по большому счету, находится в головах причастных.
Для эскапистов год завершился еще хуже: игнорировать политику и мир вокруг больше нельзя. Как вам нравится iPhone 6 Plus за 78 тысяч рублей? А PS4 за 35 тысяч? А пустые полки в «М.Видео»? А подорожавшие игры? Ах, да, о прецеденте с шутингом в российской школе тоже забывать не стоит – говорят, снова виноваты игры. Как и в «помешательстве» украинских чиновников, которые в свободное время нажимали в «Бойцовский клуб» и потому озверели («Первый канал» на ура проиллюстрировал игру кадрами из Counter-Strike).
И вроде некоторые политики пытаются идти игровой индустрии навстречу, организовывают круглые столы с профильной прессой (на которых игрожуры клянчат бюджет под свои проекты, а разработчики подставляют конкурентов – за немецкие танки у них можно играть, видите ли!), но результат все равно нулевой. Поговорили, разошлись. Кого-то уволили. А потом опять: «Особенно отвратительно — это все игры». И чем это отличается от февральского «Я лично “за” запрет всех т.н. шутеров (стрелялок)»? Господин Кабанов, мы не забыли.
Ну а теперь – об играх. С Новым, мать его, годом.
Номинации
Самая смешная игра года: South Park: The Stick of Truth
South Park: The Stick of Truth стала для меня одним из главных впечатлений года — так сильно я не смеялся ни над одной другой игрой. Авторы ударились в восхитительную идиотию: коты-нацисты, нерожденный ребенок Ким Кардашьян, пиксельная Канада, — «Палка Истины» с каждым часом становится все безумнее и потому — еще более запоминающейся. Жаль, что игра из нее при этом получилась не очень.
Оценка «Канобу»: 9/10
Лучшая графика года: Infamous: Second Son/ Assassin’s Creed Unity
Infamous: Second Son заставила разработчиков вспомнить о фотомодах: вслед за Sucker Punch опцию добавили в переиздание The Last of Us, DriveСlub, Middle-earth: Shadow of Mordor. Помимо всего прочего, именно Second Son первой продемонстрировала, на что способен некстген: потрясающая детализация, текстуры сверхвысокого разрешения, реалистичная лицевая анимация (L.A. Noire, привет!). Ну а разглядывать в фотомоде лужи и трещинки в асфальте – и вовсе отдельное удовольствие.
При этом вот какая штука, пусть «Второй сын» и превосходит Assassin’s Creed Unity в техническом плане, «Единство» все равно выигрывает в арт-дизайне: после удивительно красивого Парижа с его оживленными улочками и величественными архитектурными изысками возвращаться в бледноватый Сиэтл совсем не хочется.
InFamous: Second Son: 8/10
Assassin’s Creed Unity: 7,5/10
Разочарование года: Watch_Dogs
Над Watch Dogs не поглумился только ленивый: и теней у героев нет, и вода из гидранта «пробивает» машины насквозь, и невидимые стены повсюду. Пожалуй, именно после выхода новой игры Ubisoft многие поняли, зачем вообще нужна кнопка Share. Мораль простая: если вы сделали плохую игру, об этом расскажут буквально в пару нажатий, и не нужно никакого Fraps – все здесь, в памяти консоли.
Словом, забагованным проектам больше не избежать травли – это весело, в конце концов. Именно по этой причине после выхода Unity моя твит-лента пестрела скриншотами моих знакомых, на которых творилось, м-м-м, всякое. Но главная проблема Watch_Dogs, конечно, не в урезанной графике или неинтерактивном окружении. Это не плохая, но до жути скучная игра.
Оценка «Канобу»: 6/10
Худшая Assassin’s Creed года/лучшая боевая система года: Middle-earth: Shadow of Mordor
Как шутит наш видеооператор Павел Пивоваров, Middle-earth: Shadow of Mordor сделана по формуле «порхай, как Бэтмен, жаль, как ассасин».
Сражаться тут и впрямь приятно – я давно не получал такого удовольствия от работы мечом: все очень динамично, противники не дают спуска, постоянно переключаешься на лук и суперспособности. А уж как красиво летят отрубленные головы орков, как эффектно в камеру льется кровь! Даже стелс пришелся к месту. Ну а система Nemesis с легкостью тянет на инновацию года. Шутка ли – я и вправду начал запоминать собственных врагов, а они – меня.
Одна беда – кроме бесконечных боев Shadow of Mordor не может ничего предложить, и это утомляет. Многие сравнивали игру с Assassin’s Creed, но ведь в Assassin’s Creed всегда есть чем заняться помимо сюжета: сундуки, шанти, загадки, акробатические головоломки, прокачка корабля/зданий/снаряжения. Второстепенные квесты наконец! А тут все «легенды меча» и другие побочные задания все равно сводятся к бездумному убийству орков. Мордор абсолютно пуст и скучен.
Оценка «Канобу»: 8/10
Лучший шутер года/лучшая MMO года: Destiny
Знаю-знаю, сейчас снова начнется: Destiny – не MMO, контента нет, Bungie – обманщики. Но даже спустя полгода я не откажусь от своих слов. Destiny – первая человеческая MMO для консолей, игра, на которую будут равняться другие представители жанра. Более того, это лучший шутер в этом году.
Понимаю, у многих душа болит за Wolfenstein: The New Order (о ней позже), но давайте начистоту – где вам было интереснее стрелять? Зигующие нацисты-космонавты это, безусловно, здорово, но мы говорим все-таки о шутерной механике. После изнурительных многочасовых рейдов в Destiny ты часто выходишь с запотевшими ладонями, измотанный, но счастливый – только что с приятелями (или незнакомцами из интернета) вы совершили невозможное. Ваша победа зависела от тысячи мелочей, от тактики, от вашей сплоченности, но вы прорвались сквозь хардкорных боссов и бесконечные толпы врагов. Я уже говорил и скажу еще раз: Destiny – Dark Souls среди шутеров.
Оценка «Канобу»: 9/10
Лучшее переиздание года: Grand Theft Auto 5
Знаете, в Rockstar работают удивительные люди, и слава Богу, что они у нас есть. Переиздание The Last of Us получилось отличным, но авторы GTA не просто адаптировали игру под новое поколение консолей, но еще и добавили тысячу необязательных мелочей, плюс — вид от первого лица, который полностью меняет ощущения от прогулок по Лос-Сантосу.
Честно говоря, я до сих пор не очень понимаю, зачем кому-то нужна Far Cry 4, ведь мир пятой GTA гораздо разнообразнее.
Оценка «Канобу»: 10/10
Лучшая одиночная кампания года: Wolfenstein: The New Order
Я боялся, что мои впечатления от Wolfenstein: The New Order со временем побледнеют (все-таки игра вышла в мае), но, как и в случае со Stick of Truth, этого не произошло. Кто же знал, что шведская MachineGames выпустит самый яркий шутер года? Тут абсолютно все элементы к месту: и нацистский кич, и перестрелки в тесных коридорах, и неожиданно крутые кат-сцены.
Если бы не Destiny со своими рейдами, Wolfenstein победила бы и в номинации «Шутер года».
Оценка «Канобу»: 8/10
Кооператив года: LittleBigPlanet 3
LittleBigPlanet 3 многие пропустили, и совершенно зря. Новая команда, которой поручили серию, полностью завалила оптимизацию (например, если подойти к товарищу, зажать R1 и оттянуть аналог вниз, сэкбой начнет конвульсивно трахать своего приятеля; критические баги тут встречаешь примерно раз в двадцать минут, мелкие – еще чаще), но в остальном это все такое же уютное и милое приключение.
LittleBigPlanet 3 подарит вам множество позитивных эмоций: допустим, я вместе с друзьями соорудил из башмака гоночный автомобиль, обвешав его трамплинами и квадратными колесами. Мы просто попадали на пол, когда эта штука начала двигаться – кособоко, кренясь в неожиданные стороны, но довольно быстро. Мы и вправду смеялись до слез – надо же, сработало!
Я очень рад, что в тот момент со мной находились близкие люди. Серьезно, LittleBigPlanet 3 стоит того, чтобы пройти ее с товарищами и получить взамен множество приятных воспоминаний.
Оценка «Канобу»: пока нет
Блиц
Лучшее DLC года: The Last of Us: Left Behind
Лучший стелс года: Metal Gear Solid 5: Ground Zeroes
Худший сиквел года: Castlevania: Lords of Shadow 2
Лучшая игра с Kickstarter года: Divinity: Original Sin
Лучшее интерактивное кино года: The Wolf Among Us
Лучшая мобильная игра года: Monument Valley
Самая консервативная игра года: Risen 3: Titan Lords
Топ лучших игр года
Третье место: Assassin’s Creed Rogue
Когда я писал статью «Почему Assassin’s Creed Rogue может оказаться провалом», я не учел самого главного: «Изгой» – это прямой сиквел Black Flag, игры, за которой я провел около шестидесяти часов, которую я бесконечно люблю и одновременно ненавижу.
Пусть из Rogue убрали пиратскую романтику и харизматичного Эдварда Кенуэя, в ней оставили самое главное: корабль, бушующее, живое море и огромную территорию, которую интересно исследовать. Всю прошлую неделю я занимался ровно тем же, чем и год назад: я отправлялся куда глаза глядят, не пользуясь картой, и сходил на берег в каком-нибудь Богом забытом месте. Я никогда заранее не знал, куда попаду и что отыщу: окажусь ли в тесном подземном гроте или просторном Девственном лесу (я провел примерно час, изучая эту локацию), найду ли здесь письма, проливающие свет на гибель Эдварда, или наскальные рисунки индейцев.
В этом контексте срабатывают абсолютно все привычные элементы игр Ubisoft: вышки, коллекционные предметы (сундуки, шанти, бриллианты, увеличивающие ваш доход, вражеские форпосты). Ты будто заполняешь белые пятна на карте.
Радость первооткрывателя – вот чем цепляет «Изгой». В Rogue, при всех ее геймдизайнерских ограничениях, ты ощущаешь себя по-настоящему свободным. Ты можешь отправиться в море, а можешь путешествовать по мелким портам или изучать огромный город, воля твоя. На этом фоне очевидные недостатки вроде багов, невыразительного главного героя и скучноватого сюжета просто меркнут. Черт с ним, я пришел сюда не за тем. Ubisoft, больше кораблей, пожалуйста!
Оценка «Канобу»: 5,5/10
Второе место: Sherlock Holmes: Crimes & Punishments
Украинская Sherlock Holmes: Crimes & Punishments — пример того, какими должны быть игры Telltale: «Преступления и наказания» находятся на стыке интерактивного кино и классических детективных квестов. Мы не только смотрим ролики и нажимаем кнопки в QTE, но и, собственно, играем.
Frogwares, как и Telltale, разбила «Шерлока» на эпизоды, сохранив при этом общую нить повествования, что пошло Crimes & Punishments только на пользу — событий, ярких персонажей и разнообразных случаев так много, что хватило бы на сезон полноценного сериала. В криминальный мир Англии погружаешься с головой. И пусть игра далека от идеала, ее все равно любишь всем сердцем — ничего лучше по мотивам рассказов Артура Конан Дойла пока еще никто не выпускал.
Оценка «Канобу»: 8/10
Первое место: Alien: Isolation
Alien: Isolation заставила меня трястись от страха. Ни от одной другой игры в этом году я не испытывал настолько сильных и чистых эмоций, будь то стресс, злость или радость. О новом «Чужом» бесполезно рассказывать, в него нужно играть, чтобы на себе ощутить всю гамму эмоций: от беспомощности и чувства тотальной уязвимости до понимания, что тварь, которая тебе противостоит, почти живая.
В рецензии на Isolation я писал: «Там, где сумасшедший из Outlast пройдет мимо, злобный ксеноморф остановится, прогуляется по коридору, а потом, когда вы уже выдохнете, резко сорвется с места, в мгновение ока подскочит к вашему убежищу и когтистой лапой выдернет наружу. Он достанет вас везде: выцарапает из-под кровати, заглянет в вентиляцию, настигнет из-за угла или спрыгнет сверху». И это действительно так. Из-за собственной незащищенности и непредсказуемости Чужого игру воспринимаешь на ином, более личном уровне. Тебе страшно, но ты идешь вперед, потому что вместе со страхом возникает садомазохистское желание попугать себя еще. Ну и да — тебе безумно интересно.
Alien, как и любую другую игру в моем топе, можно раскритиковать в пух и прах. Но суть не в финальной оценке или ценности для жанра, а в личных впечатлениях. А свои скитания по «Севастополю» и неожиданные рандеву с ксеноморфом я, кажется, не забуду уже никогда.