30 сентября 2014Игры
Обновлено 19.04.2016

Рецензия на Sherlock Holmes: Crimes & Punishments

Рецензия на нового «Шерлока Холмса» стала для меня своеобразным испытанием. Кажется, за прошедшие две недели я надоел абсолютно всем своим коллегам: «Черт, сейчас в Crimes & Punishments произошло тако-о-ое!» Как фанат произведений Дойла и сериала Frogwares я мог бы долго и нудно запрягать, расписывая особенности прошлых частей, перебирая важные элементы и рассказывая о том, как студия пришла к нынешней концепции. Но все это было бы ни к чему. На самом деле вам нужно знать только одно – Frogwares выпустила лучшую игру про Шерлока Холмса.
Рецензия на нового «Шерлока Холмса» стала для меня своеобразным испытанием. Кажется, за прошедшие две недели я надоел абсолютно всем своим коллегам: «Черт, сейчас в Crimes & Punishments произошло тако-о-ое!» Как фанат произведений Дойла и сериала Frogwares я мог бы долго и нудно запрягать, расписывая особенности прошлых частей, перебирая важные элементы и рассказывая о том, как студия пришла к нынешней концепции. Но все это было бы ни к чему. На самом деле вам нужно знать только одно – Frogwares выпустила лучшую игру про Шерлока Холмса.

Мне искренне жаль людей, которые начнут по косточкам разбирать «Преступления и Наказания». Если включить зануду и взглянуть на Crimes & Punishments придирчивым взглядом, то да, несомненно, Sherlock Holmes не заслуживает оценки в 8 баллов. Это не ААА, не дорогой блокбастер, где все выверено до малейшего пикселя. Будем честны, в игре полно шероховатостей: двери по-прежнему открываются сами по себе, огонь в каминах беспечных англичан горит 24 часа в сутки, а сам Холмс в лучших традициях цирковых фокусников тащит в бездонные карманы все подряд – стулья, китобойные гарпуны, горшки с хищными растениями… Словом, нюансов, за которые можно уцепиться и в пух и прах разнести игру, – масса. Другое дело, что Crimes & Punishments явно делался без прицела на людей с моноклем. И вот почему.

«Преступления и Наказания» это в первую очередь игра для фанатов. Украинцы чрезвычайно бережно отнеслись к оригиналу и с поразительной дотошностью воссоздали обстановку, в которой обитал знаменитый сыщик. Квартира на Бейкер-стрит – настоящий музей имени Холмса. Создатели учли каждую мелочь: на месте и пулевые отверстия в стене («Обряд дома Месгрейвов»), и «Трактат о различных сортах табака» (упоминается в «Знаке Четырех»), и рисунок из «Пляшущих человечков», приколотый прямо над столом сыщика.

И я не говорю уже об обязательных атрибутах вроде скрипки, боксерских перчаток, фирменной кепи а-ля Василий Ливанов (он, к слову, озвучивал Шерлока в первых играх студии) и коллекции курительных трубок. Не обошлось и без забавных отсылок. Например, в архиве британца вы найдете статью, озаглавленную как «Три способа пережить падение с водопада» (финал «Последнего дела Холмса»).

### В Crimes & Punishments вы посетите самые колоритные места Лондона.

В Crimes & Punishments вы посетите самые колоритные места Лондона.

Не забыли авторы и о поклонниках их историй: герои вскользь упоминают события Jack the Ripper и The Awakened, а в окне напротив вашего дома маячит толстуха Дэнни, знакомая всем поклонникам игр Frogwares. Видно, что разработчики искренне любят Холмса, носятся с каждой деталью и чуть ли не подмигивают с экрана: «Ну, вы поняли, к чему мы это?» Притом от фан-сервиса Crimes & Punishments не теряет в самодостаточности. Вы в глаза не видели прошлые выпуски? Ничего страшного! Новый SH – лучшая входная точка для знакомства с серией.

Тем более что последний «Шерлок» напрямую не связан с предыдущими частями, да и формат стал другим. «Преступления и Наказания» предлагают 6 отдельных эпизодов вместо одной длинной истории, как это было раньше. Теперь игра стала еще сильнее напоминать первоисточник, ведь основную часть сочинений о Холмсе составляют именно небольшие рассказы.

Такой формат позволил показать разнообразные локации (где мы только ни побываем: от английской глуши до римских бань и археологических раскопок) и увеличил количество самостоятельных сюжетов. Ощущение такое, будто посмотрел отличный сериал (за холодными диалогами Холмса и Майкрофта следить одно удовольствие), только в отличие от виртуальной адаптации «Ходячих Мертвецов» тут нужно не просто выстукивать QTE, но еще и играть. И думать. Много думать.

Впервые за всю историю «Шерлока» мы не просто наблюдаем за действиями Холмса как бы со стороны, мы оказываемся у него в голове. В этом «Преступления и Наказания» напоминают Batman: Arkham Origins. Страшно подумать, но именно в «Летописях» нам впервые показали Бэтса в качестве детектива – благодаря сверхмощному компьютеру Темный Рыцарь воссоздавал цепочки событий и распутывал сложнейшие дела (например, программа помогала ему рассчитать, где должна оказаться отлетевшая в сторону улика). Мы собственными глазами видели, как Ночной мститель выстраивает теории, знали, на чем основываются его умозаключения.

### Приготовьтесь: сейчас мы будем метать гарпун.

Приготовьтесь: сейчас мы будем метать гарпун.

Crimes & Punishments идет тем же путем и акцентирует внимание на мыслительных процессах Шерлока. Вы всегда задумывались, как сыщику удается по одному взгляду узнать всю подноготную человека? В «Преступлениях и Наказаниях» для этого сделали специальную кнопку: во время разговора вы сможете осмотреть собеседника, подметить детали его одежды, особенности телосложения и сделать соответствующие выводы. Простейшая механика, которая, тем не менее, срабатывает на сто процентов – вы начинаете сильнее ассоциировать себя с Холмсом.

Дальше – больше. У главного сыщика Британии есть свой «режим детектива»: в нем он замечает неприметные детали, например, царапины, следы масла, подозрительные мелочи, – ничто не скроется от его цепкого взора. Но, пожалуй, самая интересная (и зрелищная, чего уж) способность мастера дедукции это его воображение, которое действует лучше всякого Бэт-компьютера. Шерлоку ни к чему электронные устройства: его мозг не только достраивает уже произошедшие события, но и предугадывает будущие, проецирует «голограммы» в его голове на реальность. Восстановить правильный порядок действий? Легко! Определить возможные пути к спасению и предотвратить побег опасных преступников? Проще простого! Я не буду вдаваться в подробности, чтобы не испортить вам удовольствие, но поверьте – защита дома наверняка станет одним из ваших любимых эпизодов.

Crimes & Punishments полна увлекательных историй и неоднозначных ситуаций. Ты никогда не знаешь, кого обвинить – до последнего сомневаешься, перебираешь версии, пытаешься поставить себя на место подозреваемых: кто из них совершил убийство? Почему? А вдруг я обвиню не того? При этом вас всеми силами стараются сбить с толку, подкидывают противоречивые улики, – словом, делают все, чтобы заставить вас думать, размышлять. В первом же деле – «Черном Питере» – в преступлении задействованы мальчишка, проникший на место убийства, садовник, который неровно дышит к жене погибшего, и моряк, чей кисет нашли на столе жертвы. И ведь по меркам «Шерлока» это далеко не самая запутанная ситуация.

## Образ

### В Crimes & Punishments разработчики вернулись к классическому образу Шерлока: сыщик не такой эпатажный, как в фильмах Гая Ричи, и совсем не такой холодный, как в сериале с Камбербэтчем.

Образ

В Crimes & Punishments разработчики вернулись к классическому образу Шерлока: сыщик не такой эпатажный, как в фильмах Гая Ричи, и совсем не такой холодный, как в сериале с Камбербэтчем.

Самый показательный пример: в финале дела об исчезнувшем поезде я взял ручку и листок бумаги и принялся чертить собственные схемы, прикидывать, добрался ли локомотив до одной из станций. Я выписывал факты, сверял с открытой на экране картой, долго чесал голову, вертел несчастный лист и так, и сяк – по-настоящему увлекся процессом. Последний раз я испытывал нечто подобное в L.A. Noire, когда Фелпсу нужно было разгадать зашифрованные в стихах достопримечательности (я чувствовал себя как минимум Робертом Лэнгдоном, не меньше).

Беда вот в чем – уловки Frogwares работают ровно до тех пор, пока не обнаруживаешь, что ужасных последствий легко избежать. Да, вы можете обвинить не того. Но в конце эпизода вам заботливо предложат узнать результат расследования (того ли вы осудили?) и переиграть с последнего чекпоинта, если вдруг вас что-то не устраивает.

В L.A. Noire эпизод приходилось начинать заново, поэтому многим становилось лень проводить работу над «ошибками». Тут же вас похлопают по плечу и отмотают на 10 минут назад – дескать, вперед. Ну и кто откажется от шанса восстановить свою репутацию? В итоге ваши решения обесцениваются нажатием кнопки Replay. Так что если хотите получить от Crimes & Punishments побольше удовольствия, советую забыть про злосчастную клавишу.

### Авторы воссоздали в игре два известных рассказа Конан Дойла: «Черный Питер» и «Убийство в Эбби-Грейндж».

Авторы воссоздали в игре два известных рассказа Конан Дойла: «Черный Питер» и «Убийство в Эбби-Грейндж».

Судя по финальной сцене, продолжение мы увидим совсем скоро. Может, «Шерлок» превратится в ежегодный сериал наподобие «Ходячих Мертвецов», а может Frogwares просто готовит задел на DLC, что очень вероятно, так как сначала украинцы планировали включить в игру 8 эпизодов, потом 7, а в финальный вариант попали только 6. Crimes & Punishments доказала, что «Холмс» как никогда хорошо чувствует себя в сериальном формате, и я, если честно, не отказался бы видеть игры о знаменитом сыщике (или хотя бы небольшие дополнения) чаще.

Комментарии 361
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Мамин.Ёжик
Мамин.Ёжик
Из-за "небесной сотни" не буду покупать.