Человек-паук: Возвращение к основам. Как Marvel спасает супергероя от самой себя
Осторожно, спойлеры!
Начну с небольшого введения. Дело в том, что последние десять лет одним из главных сочинителей всего того, что случилось с Человеком-пауком, был сценарист Дэн Слотт. Благодаря ему Паркер наконец-то смог найти достойную и стабильную работу в качестве изобретателя, у него появилась новая девушка, позже Питер умер, а его тело занял Отто Октавиус, что добавило новых красок к образу Паука. Но в то же время именно этот писатель ответственен за такие отвратительные сюжеты, как Spider-Island, Spider-verse, Clone Conspiracy и другие. Финальной точкой стал Go Down Swinging, где Зеленого гоблина скрестили с симбиотом Карнажем. Но Слотт, к счастью, покинул серию.
И давайте не забывать про финансовую сторону вопроса. Комиксам с трехзначными номерами не очень-то легко продаваться — читателей попросту пугает, что для понимания происходящего придется осилить предыдущие выпуски в огромном количестве.
Эти два фактора и привели к очередному «обнулению» серии. Было решено отдать стенолаза в руки сценаристу Нику Спенсеру и художнику Райану Оттли. Первый был ответственен за Гидро-Кэпа и последующее неоднозначное глобальное событие 2017 года под названием Secret Empire. Хотя над «паучьими сериями» ему потрудиться тоже пришлось, забавный Superior Foes of Spider-Man — его рук дело. А вот Оттли отличился на Invincible, супергеройском опусе Роберта Киркмана, создателя «Ходячих мертвецов».
Как вы уже наверняка знаете, чаще всего на крупных и долго идущих сериях комиксов бывает так — если над ней в течение большого периода работает один и тот же сценарист, то понемногу он (или, увы, властный редактор) начинает устанавливать свои порядки. Не особо заботясь при этом, что было до него и что будет после.
Занявшись серией, Ник Спенсер вернулся к «классическим» характеристикам Человека-паука: это оптимистичный раздолбай и неудачник, терзаемый глубоким чувством вины из-за гибели родного дяди. Поэтому он и занимается всеми этими добрыми делами, для того чтобы не подобное никогда не повторилось с другими людьми.
В первом выпуске на Паркера сваливается груз всевозможных неудач. Во-первых, его обвиняют в плагиате научной работы. Во-вторых, из-за этого его увольняют из Daily Bugle. В-третьих, обо всем этом узнает тетя Мэй, самый близкий и родной человек для Питера. Расстроить любимую тетушку для него — чуть ли не самое худшее, что может произойти.
И на геройском поприще у Паука тоже все не ладится — Уилсон Фиск, известный как Кингпин, один из главных мафиозных главарей Нью-Йорка, стал мэром и пытается заработать себе еще больше популярности за счет славы Человека-паука. Об этом сразу же узнают супергерои-коллеги и начинают относиться к герою с некоторым презрением.
Дальше еще веселее — из-за инцидента в лаборатории герой попадает под воздействие одного экспериментального устройства и… расщепляется на две половины: Питера Паркера и Человека-Паука. Теперь, благодаря этому случаю, первый может наслаждаться обыкновенной простой жизнью, а второй — круглосуточно раздавать тумаки преступникам…
Оказавшись загнанным в угол, Питер мог бы легко сдаться. Но гордость и совесть заставляют его принять единственный правильный выбор — самостоятельно выбраться из всех этих неурядиц. И для этого ему приходится быть готовым принять некоторую ответственность за свои поступки. И это приводит персонажа (и читателей) во что-то совершенно новое для сюжета.
Спенсер не боится пользоваться наследием предыдущих авторов и оставлять отсылки к прошедшим важным событиям. Например, инцидент с тем же плагиатом — продолжение идей Дэна Слотта. Ведь в то время, пока Паркер был «мертв», Отто Октавиус, находясь в его теле, обманным путем заработал звание дипломированного ученого.
Спенсер продолжает эту сюжетную линию, и Паркер вынужден заново закончить колледж. Причем под руководством старого знакомого… Ящера?
Видно, что и самому писателю нравится играться с героем и его окружением. Взять хотя бы идею с разделением. Подобный сюжетный троп (привет, старая фантастика!) позволил показать, что может произойти, если Паука не будут сдерживать его моральные ограничения.
Как он станет распоряжаться своими силами и возможностями? Сначала начнет оказывать услугу, аналогичную Uber, а потом перенастроит гигантского робота и начнет разрушать Нью-Йорк! Как видите, не самая банальная (и чертовски зрелищная!) трактовка подобной темы, которая до этого затрагивалась в самой серии не раз и не два.
Вот чему я очень рад, так это тому, что Спенсер также вернул Человеку-пауку его знаменитое чувство юмора. Если вы знаете историю героя, то наверняка заметили, что плоские шутки стенолаза — значимая часть его образа.
Нужно обладать хорошим писательским навыком для того, чтобы они «работали» на двух уровнях: раздражали окружающих в комиксе и веселили читателя. У того же Слотта это получалось далеко не всегда.
Но лучшим поступком сценариста, по моему мнению (и МНОГИХ других фанатов), стало решение заново свести Паркера с его давней любовью — Мэри Джейн Уотсон.
Больше десяти лет они жили порознь из-за последствий скандально известного сюжета One More Day, в результате которого демон Мефисто стер само существование брака героя и его рыжей спутницей. Теперь они снова вместе и готовы идти до конца. Что на это сказал фаустовский персонаж? Пока ничего, но, думаю, что ответная реакция не заставит себя ждать. Да и вряд редакторы в издательстве дали бы Спенсеру легко забыть о чем-то, что в середине нулевых отменило больше двадцати лет жизни Питера Паркера.
Казалось бы, как вся вышеописанная мешанина сможет привлечь к прочтению? Над Пауком уже столько раз издевались разные авторы, что всего не упомнишь… Вот тут как раз и проявился талант Ника Спенсера — важно то, как комикс написан. В первых пяти номерах сценарист ловко скачет между разными жанрами — комедией, легким хоррором, типичной супергероикой и драмой. Причем этот «микс» достаточно сбалансирован — хочется узнать, что будет дальше, он не перегружает читателя.
Помогает этому и отличная работа художника Райана Оттли на пару с колористкой Лорой Мартин — стилистика рисунка отлично подходит духу и настроению комикса. Все важные персонажи, будь это та же тетя Мэй или пузыреголовый злодей Мистерио, нарисованы вполне узнаваемо и в то же время свежо. При прочтении каждого выпуска меня не покидало ощущение, что я смотрю отличный мультсериал о любимом герое.
Спенсер и компания взяли хороший старт: одновременно и вернули Паучка к истокам, и задали новое направление его флагманской серии. После застоя от Дэна Слотта подобный подход воспринимается с большим энтузиазмом.
Я конечно понимаю, что у Оттли такой стиль, но блин ЭмДжей и Атомик Ева одно лицо. Неужели ни одной отличительной черты не получилось сделать?
А где Денис?