27 июня 2018

Чем закончилось противостояние Человека-паука и Нормана Озборна с симбиотом Карнажем?

Недавно завершился сюжет Go Down Swinging — последняя история, написанная Дэном Слоттом для серии Amazing Spider-Man. Над этой серией он работал почти 10 лет, и за это время сценарист подарил фанатам множество сюжетов. Какие-то были положительно приняты аудиторией, какие-то откровенно негативно, но отрицать вклад Слотта в развитие персонажа и его окружения будет как минимум неправильно. В этом материале ведущий рубрики «Комиксы» Денис Варков расскажет о том, что произошло в финальном сюжете и почему Слотт не оправдал ожиданий фанатов.
Недавно завершился сюжет Go Down Swinging — последняя история, написанная Дэном Слоттом для серии Amazing Spider-Man. Над этой серией он работал почти 10 лет, и за это время сценарист подарил фанатам множество сюжетов. Какие-то были положительно приняты аудиторией, какие-то откровенно негативно, но отрицать вклад Слотта в развитие персонажа и его окружения будет как минимум неправильно. В этом материале ведущий рубрики «Комиксы» Денис Варков расскажет о том, что произошло в финальном сюжете и почему Слотт не оправдал ожиданий фанатов.

Go Down Swinging — сюжет очень небольшой. Он занимает всего четыре выпуска (Amazing Spider-Man #797-800), но ему предшествует несколько «сцен после титров» с Норманом Озборном в Amazing Spider-Man #794-796, а также ряд сюжетов, вышедших перед Go Down Swinging.

На первый взгляд, для чтения «финального противостояния Озборна и Паркера» не нужно никакой подготовки, но это не так. В сюжете, закрывающем 10 лет работы Дэна Слотта, появляется огромное количество персонажей. Например, Синди Мун, она же Шелк, девушка, которую укусил тот же радиоактивный паук, что и Питера, или Клэйтон Коул, он же Clash, злодей, ставший союзником Человека-паука.

Go Down Swinging — это не тот сюжет, которым должна была закончиться история Дэна Слотта на этой серии. Это очень халтурная история, плюющая на многие наработки других авторов. В конце концов, сам твист с Норманом Озборном, объединившимся с симбиотом Карнажем, — это нечто уровня поздних историй Ultimate-вселенной, когда авторам очень было нужно хоть как-то привлечь внимание читателей, и они шли на все, лишь бы купили очередную серию.

Но с Amazing Spider-Man такой проблемы нет. Несмотря на то, что с точки зрения сценария серия неоднократно проседала, покупали ее стабильно хорошо. Потому подобный твист от Дэна можно объяснить лишь желанием Слотта напоследок сделать нечто громкое.

А что может быть громче, чем симбиоз двух самых безумных врагов Человека-паука?

Все «сцены после титров»:

Осторожно, спойлеры!

Предыстория очень проста: после событий Secret Empire ЩИТ упразднили, но их хранилища и склады остались. В одном из них содержался симбиот Карнаж, которого выкрали по заказу Нормана Озборна. Объединившись с ним, бывший Зеленый гоблин, исцелившийся от безумия благодаря специальным нанороботам в крови, заставил симбиота их вытащить. Тогда вернулись все эффекты от сыворотки Гоблина, а вместе с ними и безумие, помноженное на два благодаря Карнажу.

Озборн когда-то знал тайну личности Человека-паука (как и весь мир), но забыл ее в сюжете One More Day. В Go Down Swinging Норман снова узнает эту тайну. Причем по случайности — он похищает Джея Джону Джеймсона, чтобы узнать от него личность Паука, тот благородно молчит, но затем случайно произносит, что Человек-паук не сдался даже тогда, когда Норман сбросил его девушку с моста.

Озборн вспоминает о Гвен Стейси и понимает, что Человек-паук — это Питер Паркер.

Тогда получивший преимущество Гоблин решает наконец отомстить своему врагу, но делает это откровенно тупым образом. Вместо того, чтобы тайно похитить близких Питера или подловить момент и атаковать Паркера тогда, когда он этого не ждет (например, на людях), Озборн решает поиграть со своим врагом. Он ранит его, но не убивает. Он угрожает его близким, но не пытается их убить, чтобы нанести Питеру моральную травму наподобие той, что было с Гвен.

То есть Дэн Слотт многократно усиливает Нормана, но не использует весь его потенциал.

В других сюжетах Карнаж с Клетусом Кэссди был настолько силен, что Питеру требовалась помощь других супергероев (например, Железного человека), чтобы одолеть его. В Go Down Swinging носителем Карнажа стал уже безумный и физически подготовленный Озборн. Используется ли это как-то в сюжете? Нет. Здесь, конечно же, много сражений. Причем есть бой, в котором второстепенные герои вроде Человека-паука Майлза Моралеса или Человека-факела Джонни Шторма приходят на помощь, а Норман с легкостью с ними расправляется, но это не та лига. Это не Тони Старк, не Капитан Марвел — не те персонажи, которые могли бы стать для Озборна-Карнажа весомыми противниками. Паркера Слотт тоже делает слабым, раненым, чтобы искусственно растянуть один бой на четыре выпуска.

За это время Норман успевает сделать себе помощника. Норми Озборн — сын Гарри Озборна и Лиз Аллен — попадает под влияние своего деда. Тот дает ему часть симбиота, благодаря чему ребенок получает те же способности и безумие, что и у его деда. А еще прозвище — Goblin Childe. Вот только как используют этого персонажа в сюжете? Как очередной рояль в кустах. Каждый раз, когда возникают какие-то проблемы и кажется, что Паркера уже никто не спасет, непременно кто-то приходит на помощь. Одним из них в финале станет сам Норми, решивший, что он не готов причинять боль своим родителям.

Тогда зачем нужен был нелепый твист с его превращением в Карнажа-Гоблина-младшего?

Роялей в кустах, кстати, в Go Down Swinging слишком много. Самым нелепым из них стало появление Отто Октавиуса в новом теле, которое он получил в Clone Conspiracy. Бывший суперзлодей, экс-совершенный Человек-паук, бывший оперативник Гидры в международном розыске приходит помочь тете Мэй, когда у нее дома появляется Норми под контролем Озборна. Надеюсь, не нужно объяснять, почему это выглядит глупо. Пусть в Отто все еще остались воспоминания Питера, но это не значит, что он круглые сутки следит за его близкими. У Октавиуса в новом теле и без того море проблем — дела Паркера его должны волновать в последнюю очередь. Но не здесь. Слотт даже дарит Питеру и Отто момент примирения, когда Паркер прощает своего врага за все, давая второй шанс (того же, кстати, удостоился и Эдди Брок, защитивший Мэри Джейн Уотсон и одолживший Питеру Венома, чтобы его силы с Озборном были равны).

Собственно, финал. Грандиозная битва. Безумие Нормана показывают через случайных прохожих, которых он убивает на улицах Нью-Йорка (никто из Мстителей все еще не спешит на помощь, конечно же). Человек-паук хитростью побеждает своего врага, напоминая Озборну, что у Карнажа есть свое сознание, и все убийства припишут ему, а не Норману. Это очень смешно, потому что после упоминавшихся выше «сцен после титров» Дэн Слотт словно забыл про сознание у симбиота, все время делая акцент только на Гоблине. Но в финале он все же вспомнил об этом ради очередного рояля в кустах.

Но это все можно было бы простить, если бы не главный твист сюжета. Дэн Слотт тизерил Go Down Swinging как сюжет, в котором умрет кто-то из близкого окружения Питера Паркера. До выхода Amazing Spider-Man #800 ходили слухи, что умрет Мэри Джейн, а убьет ее Норми по приказу своего деда. Это было бы очень сильным ходом, так как две главные женщины в жизни Паркера погибли бы от рук одного человека. Но Дэну Слотту не хватило смелости на столь серьезное изменение.

Вместо этого он полгода назад вернул на страницы Amazing Spider-Man Флэша Томпсона (о котором все забыли, когда он потерял Венома и стал простым человеком), сделав его новым Анти-Веномом (мы рассказывали об этом в обзоре кроссовера Venom Inc.).

И в финале своей истории Слотт решил убить именно Томпсона. Героя, конечно, жалко (хотя я убежден, что его вернут через пару лет), но эмоции от этой смерти невозможно сравнить с тем, что было бы, если бы Дэн решился на убийство Мэри Джейн. То есть, прямо говоря, большинству фанатов все равно. За последние полгода Флэша было очень мало, ему не давали отдельной серии комиксов, и он всегда был где-то на фоне. Из-за этого его смерть тоже выглядит не как логическое завершение его сюжетной линии, а как необходимый твист, без которого Go Down Swinging не будет иметь вообще никакого смысла. Но, к сожалению, он и так не имеет — в жизни Паркера почти ничего не изменилось, а Озборн все еще жив. Пусть он лишился симбиота и снова сошел с ума, но для него безумие не впервой. Он вернется, причем скоро, когда новому сценаристу серии Amazing Spider-Man Нику Спенсеру понадобится Зеленый гоблин.

Собственно, а какие последствия?

  • Джеймсон узнал, что Эдди Брок — Веном;
  • Питер помирился с Броком и с Октавиусом;
  • Отто начал новую жизнь с новым именем — Эллиот Толливер;
  • Норми сохранил частичку симбиота Карнажа;
  • Перед смертью Флэш Томпсон узнал, что Питер Паркер — Человек-паук;
  • Норман снова попал в психиатрическую лечебницу, убежденный, что он — Клетус Кэссиди.

Все эти последствия могут забыть в новой серии о Человеке-пауке, которая стартует уже в июле 2018 года. Ник Спенсер будет писать свою историю и вряд ли станет продолжать начатые Слоттом линии. Вернее, какие-то моменты он, конечно, возьмет в работу, но самые смелые и безумные идеи Дэна останутся в прошлом.

Конец спойлеров

Лично у меня образ Нормана с Карнажем вызывает множество вопросов. Например, почему его глайдер покрыт симбиотом и горит? Почему бомбы обладают сознанием и летят точно в цель, разговаривая? Как так вышло, что Дэн Слотт забыл о слабости симбиотов — огонь для них смертелен? Почему Клетус Кэссиди годами сражался с Карнажем, когда они не соглашались друг с другом, а Озборн договорился за ОДНУ «сцену после титров»? В общем, вопросов очень много, и ответов на них, конечно же, нет и не будет.

Кстати, этот сюжет стал последней работой над Человеком-пауком не только для Слотта, но и для художника Стюарта Иммонена.

После выхода Amazing Spider-Man #800 он объявил, что его контракт с Marvel закончился и он хочет сделать паузу в карьере. Новость эта очень грустная, потому что его рисунок — пожалуй, единственная причина, почему я мог бы посоветовать почитать Go Down Swinging. Впрочем, финальный выпуск сюжета рисовали сразу несколько художников: Умберто Рамос, Джузеппе Комунколи, уже упомянутый выше Стюарт Иммонен, Майк Хоуторн и Маркос Мартин. В юбилейном номере (таком же искусственном, как и многие другие, о которых я рассказывал в статье о проблемах Marvel Legacy) каждый художник получил свою часть истории. Сам же комикс увеличенного формата. Но лучше он от этого не становится.

Если от Go Down Swinging вы ждали яркой финальной ноты, которая подвела бы точку десяти годам работы Дэна Слотта, то вы будете разочарованы. Это такой же проходной сюжет, как многие его последние работы. Отличие лишь в том, что это действительно последний сюжет. Дальше серией будет заниматься другой человек, и там уже совершенно новая история Питера Паркера. Слотт же заменил Брайана Майкла Бендиса, ушедшего в DC писать Супермена, и теперь Дэн будет работать над новым комиксом о Железном человеке, недавно вышедшем из комы.

Отдельно хотелось бы упомянуть Amazing Spider-Man #801. Этот комикс не входит в сюжет Go Down Swinging — это совершенно самостоятельная история о простом нью-йоркце, жизнь которого много лет назад круто изменилась из-за того, что Человек-паук вовремя оказался рядом и спас его. Спустя много лет он снова встречает супергероя и благодарит за то, что много лет назад он помог ему.

Вот такой простой и доброй историей, оставляющей исключительно положительные впечатления, и должен был стать Go Down Swinging. Я не понимаю, почему сценаристы комиксов хотят уйти на громкой ноте (Бендис делал так, например), когда лучший способ оставить о себе приятное воспоминание — это сделать свой финальный аккорд таким, чтобы ни у кого он не вызывал неприятных воспоминаний. И одного 801 номера мало. Пусть он получился хорошим — фанаты еще не отошли от всей это вакханалии с Озборном-Карнажем и еще нескоро забудут об этом.

Дэн Слотт хотел уйти громко и ушел, но совершенно не с тем эффектом, которого он добивался.

Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Бартимиус
Бартимиус
Чет несостыковки. Вот фрагмент, где написано, что человек-факел в подметки не годится гоблину-карнажу. "Причем есть бой, в котором второстепенные герои вроде Человека-паука Майлза Моралеса или Человека-факела Джонни Шторма приходят на помощь, а Норман с легкостью с ними расправляется, но это не та лига. Это не Тони Старк, не Капитан Марвел — не те персонажи, которые могли бы стать для Озборна-Карнажа весомыми противниками." И я вот думаю, как можно говорить такое, если известно, что симбиоты огня боятся. Но потом автор сам задается вопросом, почему в комиксе они огня не боятся. Как-то нелогично писать, что человек, управляющий огнем не может биться на равных с симбиотом, у которого слабость к нему, хотя сам автор тоже об этом факте знает. "Лично у меня образ Нормана с Карнажем вызывает множество вопросов. Например, почему его глайдер покрыт симбиотом и горит? Почему бомбы обладают сознанием и летят точно в цель, разговаривая? Как так вышло, что Дэн Слотт забыл о слабости симбиотов — огонь для них смертелен?"