13 июля 2019Игры

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров

Все когда-то случается впервые. И если вы думаете, что понятие «концепт-кар» появилось вместе со словом «автомобиль», то глубоко ошибаетесь. Понадобилось несколько десятков лет развития автопрома как полноценной индустрии, чтобы автомобильные умы додумались до революционной идеи — строить машины не для продажи, а для показа.
Все когда-то случается впервые. И если вы думаете, что понятие «концепт-кар» появилось вместе со словом «автомобиль», то глубоко ошибаетесь. Понадобилось несколько десятков лет развития автопрома как полноценной индустрии, чтобы автомобильные умы додумались до революционной идеи — строить машины не для продажи, а для показа.

Это сейчас концептуальные разработки появляются на свет порой для развлечения, порой для очень тонких намеков на будущее, а порой — лишь для того, чтобы выехать на виртуальные гоночные трассы. Мы помним, как в середине десятилетия именитые бренды сходили с ума по очередной Gran Turismo, создавая для нее сногсшибательные проекты безо всякого шанса на воплощение в реальности. Прокатиться на концепте, недоступном рядовому обывателю, можно практически в любой крупной серии гоночных игр. Но у каждого явления есть отправная точка, и в случае с концепт-карами мы точно знаем, где именно она находится.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 1

Создателем «теории большого взрыва» в автомобильной промышленности принято считать Харли Джей Эрла — эксцентричного дизайнера, который стал родоначальником не только самой философии концепт-каров, но и автомобильного дизайна как самостоятельной профессии. Строго говоря, особого выбора у него не было: Харли родился в семье кузовщика, который сначала делал корпуса для карет, а затем переориентировался на автомобили. Так что будущий глава «Центра стиля» концерна General Motors воочию наблюдал становление автопрома — прямо у себя дома.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 2

Однако между первой значимой работой Харли Эрла для GM и первым концепт-каром в истории (тогда в ходу было выражение dream car — «автомобиль мечты») прошло около десяти лет. В то время автопроизводители, безусловно, строили некие единственные в своем роде автомобили — но это были чаще всего опытные прототипы, на которых осваивались те или иные технологии. Об их внешности никто не заботился, потому что никому не собирался показывать. Другая сторона этой медали — эксклюзивные проекты, создававшиеся под конкретного заказчика, с оригинальными кузовами, особой отделкой и тому подобное. Такой one-off демонстрировался всем подряд — но он изначально по сути своей предназначался для продажи, да и свободы творчества в рамках таких проектов было все же маловато.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 3

Поэтому, чтобы доказать руководству концерна жизнеспособность идеи концепт-кара как демонстрационного автомобиля, Харли Эрлу пришлось для начала самому стать авторитетным и уважаемым сотрудником. Зато, когда «проект Игрек» получил зеленый свет, Эрл и его подчиненные развернулись на всю катушку. Двухместную катушку длиной почти 5,2 метра.

Строго говоря, по технической части Buick Y-Job, представленный публике в 1938 году, не претендовал на какие-то изыски: его построили на вполне серийном шасси полноразмерной модели Buick Century и оснастили обыкновенным рядным восьмицилиндровым мотором объемом 5,2 л с отдачей в 141 л. с. А вот по части дизайна Y-Job для своего времени выглядел настоящим инопланетянином. Считается, что кое-какие стилистические решения, реализованные на концепте, дизайнеры Buick использовали вплоть до второй половины ХХ века (а дизайнеры других фирм просто копировали). Настоящий законодатель мод.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 4

При этом концептуальный «Бьюик» Эрла не был, что называется, вещью под стеклом, которую показывают народу только на больших выставках (хотя, конечно, регулярно практиковалось и такое). Чтобы доказать жизнеспособность своего креатива (и, возможно, пользуясь служебным положением) Эрл вовсю задействовал Y-Job в качестве машины на каждый день, постоянно передвигаясь на концепт-каре. Сейчас о таком и помыслить даже затруднительно. И почти на каждой парковке внушительный Харли автоматически собирал вокруг внушительного автомобиля толпу возбужденных американцев и был вынужден подробно рассказывать, что это за зверь и показывать, как у него что работает.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 5

А показывать было чего: Y-Job отличался редкой оригинальностью по части не только дизайна, но и эргономики. «Дрим кар» выглядел полноценно и законченно как с поднятым верхом, так и с открытым кузовом: крыша автоматически убиралась в специальный отсек за передними сиденьями, который прикрывался особой панелью — так формировался цельный силуэт без традиционного для открытых машин тех времен «капюшона». Сейчас так делают практически с каждым кабриолетом или родстером. У этого «Бьюика» были прячущиеся в передние крылья фары с электроприводами, электрические стеклоподъемники и даже двери без ручек — замки открывались путем нажатия на кнопку.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 6

Эрл периодически ездил на концепте до 1951 года — до момента, когда у него появились другой дримкар, Buick LeSabre, а затем и дикая троица концептов Firebird. Y-Job отправился на склад, после чего отправился кочевать по разнокалиберным автомобильным музеям. В начале 90-х годов прошлого века специалисты General Motors отреставрировали концепт и определили его на «вечную стоянку» в фирменном собрании концерна в Мичигане.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 7

И все же, почему Y? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По одной из версий, Эрл использовал литеру Y в пику конкурентам, которые каждый прототип именовали Х — от eXperimental. По другой, в имени нашло отражение увлечение Эрла авиацией: якобы именно «игреками» маркировали самые продвинутые разработки тогдашние авиаконструкторы. Уже в нашем столетии марка Buick снова построила нечто подобное, организовав своего рода памятную акцию. Однако, использовать оригинальное имя постеснялась, назвав прототип Blackhawk. В 2009 году его продали на аукционе за 475 000 долларов: концерну тогда очень нужны были деньги, и GM пошла на распродажу части своей коллекции классических машин. Но помышлять о том, чтобы продать Y-Job? Нет, это невозможно.

«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров - фото 8

Больше по теме «Авто»

Комментарии 2
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Артем Шульга
Артем Шульга

А почему не этот?

(те кто смотрел поймут?)