«Американская работа»: каким был предок всех концепт-каров
Это сейчас концептуальные разработки появляются на свет порой для развлечения, порой для очень тонких намеков на будущее, а порой — лишь для того, чтобы выехать на виртуальные гоночные трассы. Мы помним, как в середине десятилетия именитые бренды сходили с ума по очередной Gran Turismo, создавая для нее сногсшибательные проекты безо всякого шанса на воплощение в реальности. Прокатиться на концепте, недоступном рядовому обывателю, можно практически в любой крупной серии гоночных игр. Но у каждого явления есть отправная точка, и в случае с концепт-карами мы точно знаем, где именно она находится.
Создателем «теории большого взрыва» в автомобильной промышленности принято считать Харли Джей Эрла — эксцентричного дизайнера, который стал родоначальником не только самой философии концепт-каров, но и автомобильного дизайна как самостоятельной профессии. Строго говоря, особого выбора у него не было: Харли родился в семье кузовщика, который сначала делал корпуса для карет, а затем переориентировался на автомобили. Так что будущий глава «Центра стиля» концерна General Motors воочию наблюдал становление автопрома — прямо у себя дома.
Однако между первой значимой работой Харли Эрла для GM и первым концепт-каром в истории (тогда в ходу было выражение dream car — «автомобиль мечты») прошло около десяти лет. В то время автопроизводители, безусловно, строили некие единственные в своем роде автомобили — но это были чаще всего опытные прототипы, на которых осваивались те или иные технологии. Об их внешности никто не заботился, потому что никому не собирался показывать. Другая сторона этой медали — эксклюзивные проекты, создававшиеся под конкретного заказчика, с оригинальными кузовами, особой отделкой и тому подобное. Такой one-off демонстрировался всем подряд — но он изначально по сути своей предназначался для продажи, да и свободы творчества в рамках таких проектов было все же маловато.
Поэтому, чтобы доказать руководству концерна жизнеспособность идеи концепт-кара как демонстрационного автомобиля, Харли Эрлу пришлось для начала самому стать авторитетным и уважаемым сотрудником. Зато, когда «проект Игрек» получил зеленый свет, Эрл и его подчиненные развернулись на всю катушку. Двухместную катушку длиной почти 5,2 метра.
Строго говоря, по технической части Buick Y-Job, представленный публике в 1938 году, не претендовал на какие-то изыски: его построили на вполне серийном шасси полноразмерной модели Buick Century и оснастили обыкновенным рядным восьмицилиндровым мотором объемом 5,2 л с отдачей в 141 л. с. А вот по части дизайна Y-Job для своего времени выглядел настоящим инопланетянином. Считается, что кое-какие стилистические решения, реализованные на концепте, дизайнеры Buick использовали вплоть до второй половины ХХ века (а дизайнеры других фирм просто копировали). Настоящий законодатель мод.
При этом концептуальный «Бьюик» Эрла не был, что называется, вещью под стеклом, которую показывают народу только на больших выставках (хотя, конечно, регулярно практиковалось и такое). Чтобы доказать жизнеспособность своего креатива (и, возможно, пользуясь служебным положением) Эрл вовсю задействовал Y-Job в качестве машины на каждый день, постоянно передвигаясь на концепт-каре. Сейчас о таком и помыслить даже затруднительно. И почти на каждой парковке внушительный Харли автоматически собирал вокруг внушительного автомобиля толпу возбужденных американцев и был вынужден подробно рассказывать, что это за зверь и показывать, как у него что работает.
А показывать было чего: Y-Job отличался редкой оригинальностью по части не только дизайна, но и эргономики. «Дрим кар» выглядел полноценно и законченно как с поднятым верхом, так и с открытым кузовом: крыша автоматически убиралась в специальный отсек за передними сиденьями, который прикрывался особой панелью — так формировался цельный силуэт без традиционного для открытых машин тех времен «капюшона». Сейчас так делают практически с каждым кабриолетом или родстером. У этого «Бьюика» были прячущиеся в передние крылья фары с электроприводами, электрические стеклоподъемники и даже двери без ручек — замки открывались путем нажатия на кнопку.
Эрл периодически ездил на концепте до 1951 года — до момента, когда у него появились другой дримкар, Buick LeSabre, а затем и дикая троица концептов Firebird. Y-Job отправился на склад, после чего отправился кочевать по разнокалиберным автомобильным музеям. В начале 90-х годов прошлого века специалисты General Motors отреставрировали концепт и определили его на «вечную стоянку» в фирменном собрании концерна в Мичигане.
И все же, почему Y? Однозначного ответа на этот вопрос нет. По одной из версий, Эрл использовал литеру Y в пику конкурентам, которые каждый прототип именовали Х — от eXperimental. По другой, в имени нашло отражение увлечение Эрла авиацией: якобы именно «игреками» маркировали самые продвинутые разработки тогдашние авиаконструкторы. Уже в нашем столетии марка Buick снова построила нечто подобное, организовав своего рода памятную акцию. Однако, использовать оригинальное имя постеснялась, назвав прототип Blackhawk. В 2009 году его продали на аукционе за 475 000 долларов: концерну тогда очень нужны были деньги, и GM пошла на распродажу части своей коллекции классических машин. Но помышлять о том, чтобы продать Y-Job? Нет, это невозможно.
Больше по теме «Авто»
- «Лучше звоните Ведьмаку!»: машины-ведьмы и автомобили-демоны
- Жизнь Aston Martin DB5 до и после Джеймса Бонда
- Что будет, если Need For Speed отправится на бездорожье
- Токийский дрифт и Initial D: как обычная «Королла» стала легендой японской поп-культуры
- Что из автомобильных чудес Cyberpunk 2077 уже существует?
- Летающие автомобили: насколько это реально?
- Машины из «Матрицы»: как Вачовски дружили с американским автопромом
- Они как Вин Дизель! Шесть главных суперкаров-долгожителей
- Что общего у «Человека-паука» и «Зловещих мертвецов»?
- Как Третий рейх пересаживал граждан на машины
- Гараж доктора Хайзенберга: ключевые машины из сериала «Во все тяжкие»
А почему не этот?
(те кто смотрел поймут?)