5 лучших фильмов о вирусах и массовых заражениях. От «12 обезьян» до «Вторжения похитителей тел»
«Заражение» (Contagion), 2011
Не претендующее на интригу название «Заражение» раскрывает карты с самого начала и точно дает понять зрителю, чего стоит ждать от фильма. Эпидемиологическая катастрофа настигает мир, с легкостью расправляясь с людьми и ставя перед все еще живыми закономерные вопросы: откуда взялся вирус и как с ним бороться?
Заражение берет начало с героини Гвинет Пэлтроу — Бет, которая привезла неизвестную болезнь из командировки и скончалась через два дня на глазах мужа с симптомами обычной простуды. Малейший физический контакт между людьми способен привести к непоправимому в виде стремительного и болезненного угасания зараженного, а потому смертоносный вирус распространяется с космической скоростью.
Режиссерский проект Стивена Содерберга («Одиннадцать друзей Оушена») собрал впечатляющий актерский состав (Мэтт Дэймона, Джуд Лоу, Кейт Уинслет), а также представил на суд зрителей один из самых реалистичных апокалипсисов, который только мог произойти в нашем мире. Демонстрация медленного угасания человечества сопровождается сдержанной подачей, что усиливает эффект нагнетания вместе с желанием наконец узнать: а с чего, собственно, все началось?
«12 обезьян» (Twelve Monkeys), 1995
Любопытнейшая режиссерская работа Терри Гиллиама («Страх и ненависть в Лас-Вегасе») придется по вкусу не каждому зрителю. История берет начало в 2035 году, где арестант Джеймс (Брюс Уиллис) вынужден отправиться в прошлое, чтобы предотвратить распространение вируса, уничтожившего подавляющую часть населения в его настоящем.
По сути, произошедшая эпидемия — лишь предлог для длительного путешествия главного героя во времени, а также его тщетные попытки выявить границы собственного эмоционально-психического состояния. Хитросплетенный сценарий Дэвида Уэбба Пиплза («Непрощенный», «Бегущий по лезвию») подразумевает настоящую головоломку, в которой сплетаются моменты реальной жизни, а также неразличимого и отчасти удручающего вымысла.
Ко всему прочему стоит отметить актерскую работу Брэда Питта, что сыграл пациента психиатрической больницы с желанием перекроить мир — напрочь безумного и идеально олицетворяющего нездоровую действительность.
«Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers), 1978
Еще один фильм с тематикой заражения с не менее говорящим названием. «Вторжение похитителей тел» в буквальном смысле начинается со злостного внедрения инопланетных сущностей посредством безобидных, на первый взгляд, цветов, распустившихся на улицах Сан-Франциско после дождя.
Вереница странных событий проявляется позднее, когда главные герои в лице Мэтью Бэннела (Дональд Сазерленд) и Элизабет Дрисколл (Брук Эдамс) становятся свидетелями необычного поведения знакомых, которые так или иначе контактировали с неизвестными до этого дня растениями. В попытках разобраться, что именно происходит с людьми, герои начинают собственное расследование, надеясь выстоять против опасного заражения и остаться собой. Захватывающее повествование хоть и развивается плавно, но расслабиться или заскучать не позволяет.
Что касается эффектов и чудовищных инопланетных трансформаций, то далекие от современных компьютерных технологий приемы приятно удивляют. Странно-завораживающее «Вторжение» — это по большей мере драма о человечестве и отчаянии перед неизбежным, нежели пугающая назидательная история.
«Носители» (Carriers), 2009
Основной угрозой в фильме «Носители» выступает смертоносный вирус, передающийся от малейшего контакта с зараженным. Главные герои — братья Дэнни (Лу Тэйлор Пуччи) и Брайан (Крис Пайн), которые пытаются добраться до собственного очага спокойствия в мире, порабощенном страшной эпидемией.
Компанию им составляют очаровательные спутницы Бобби (Пайпер Перабо) и Кейт (Эмили ВанКэмп). Длительное путешествие то и дело сталкивает героев с расцветшей вокруг опасностью и лишь неукоснительные правила позволяют им оставаться живыми. Стремление к выживанию стоит немалых жертв, а этические проблемы вроде «правильно/неправильно» сталкивают персонажей лбами, зарождая, хоть и недолгие, но противоречия.
«Носители» — это скорее фильм-зарисовка о стремительном вымирании человечества без особого погружения как в проблему эпидемии, так и во взаимоотношения между героями. Придуманный и снятый братьями Пастор, он явно несет больше личностную историю, нежели претендует на полноценный апокалиптический фильм.
«Последняя любовь на Земле» (Perfect Sense), 2010
Артхаусный проект британского режиссера Дэвида Маккензи увлекателен концепцией порабощенного неизвестным вирусом мира. Человечество, пусть и без выясненных причин, постепенно, шаг за шагом, лишается основных чувств.
Шеф-повар Майкл (Юэн Макгрегор) и эпидемиолог Сьюзен (Ева Грин) одними из первых, в силу своих профессий, сталкиваются с началом конца, когда каждый человек на планете теряет обоняние. В этих необъяснимых и непростых обстоятельствах герои знакомятся, а затем и проникаются друг к другу симпатией. В случае фильма «Последняя любовь на Земле» заражение работает не в качестве угрозы, которая рано или поздно уничтожит все население, а как повод стараться жить и уживаться с неизбежным.
Лишившись однажды всего, человек способен оставаться собой, если рядом будет поддержка и любовь близких. Чуткий, завораживающий и самый степенный фильм о смертоносной угрозе, с которой нет возможности бороться.