Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe

Александр Башкиров
New Super Mario Bros. U Deluxe — вершина серии псевдо-2D-игр про Марио, которые сохранили классическую механику, но сменили графику на полигональную и сместили акцент с прохождения уровней на поиск секретов. Беда в том, что игры этой серии выходили на платформах, которые, несмотря на их безумную популярность, уже не так ассоциируются со словом «видеоигры», как NES, SNES и даже N64.
Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

Все началось с New Super Mario Bros. на DS, продолжилось New Super Mario Bros. Wii на понятно какой платформе и New Super Mario Bros. 2 на 3DS. На своем примере скажу: можно быть фанатом «Супер Марио» и при этом не владеть ни Wii, ни 3DS — просто потому, что ко времени их выхода появилось много других домашних консолей и мобильных развлечений, не говоря уж о библиотеке ретро-инди на PC.

И даже если вы не пропускали ни одной платформы Nintendo, ни один 2D-«Марио» не был там флагманом, причиной покупать консоль. Так продолжалось вплоть до выхода Wii U, самой провальной платформы в истории Nintendo (за исключением Virtual Boy), где уже четвертая часть серии, New Super Mario Bros. U, использовалась в качестве технодемо и была выпущена на правах основного лонч-тайтла. Часть геймплейных функций была подвешена на ужасный планшет-контроллер Wii U GamePad, с которого даже не давали управлять персонажами, зато позволяли тыкать стилусом в экран, добавляя кирпичи и помогая товарищам расправляться с врагами.

В New Super Mario Bros. U Deluxe, переиздании для Nintendo Switch, со всем уникальными для Wii U функциями расстались, и это никак не сказывается на геймплее в сингле или мультиплеере — что лишний раз доказывает, до чего тупиковым и бессмысленным был весь предыдущий аппаратный эксперимент Nintendo.

На Wii U вы в оригинал, скорее всего, не играли. На предыдущих платформах в предшествующие выпуски если и играли, то так давно, что воспоминания об этих частях не менее смутные, чем о 16-битных «Марио». Так что Deluxe-версия станет приятным сюрпризом — это невероятно богатая на картинку, геймплей и время прохождения игра, буквально из ниоткуда появившаяся на вашей Switch.

Саму New Super Mario Bros. U делали три года, переиздание мы ждали еще три, предыдущие части в подсерии выходили дополнительные шесть лет…, но Deluxe-издание воспринимается как свежий, современный релиз без всего этого багажа, ультимативная часть «Супер Марио», которую вы дожидались всю жизнь (как и нормальную, доступную казуальному современному игроку платформу, на которой в нее можно было бы поиграть). О настоящем мультиплеере и безупречном сочетании графики, управления и дизайна уровней я рассказывал в короткой сути — если вас интересуют только эти моменты, смело покупайте игру и выясняйте все остальное самостоятельно (желательно, никуда и ни при каких обстоятельствах не подглядывая).

Скажу только, что, сколько бы сейчас не стоили first party-игры в магазине Switch, New Super Mario Bros. U Deluxe — одно из лучших капиталовложений, что вы на сегодня можете сделать на всем игровом рынке. Даже не сомневайтесь. С остальными же я немного поговорю о недостатках игры — которые здесь в основном технические и лишь на какую-то фантастическую микрочастицу дизайнерские, — и о том, почему они ничего не значат в сравнении с достоинствами.

В New Super Mario Bros. U Deluxe по меркам сегодняшнего дня очень трудно сохраняться — статус записывается только при прохождении замка с боссом или мини-боссом или при ручном нажатии на кнопку «Быстрое сохранение» (с которого можно загрузиться один раз, потом оно автоматически удаляется).

Уверен, любой владелец Switch понимающе кивает — сколько раз ваш геймпад или сама консоль переходили в чужие руки на «немного поиграть», а потом там как-то собой менялись игра или аккаунт? Кнопка не нажата, прогресс с места последнего сохранения потерян. Если вы живете и играете в гордом одиночестве, в портативном режиме в 2019 году вы вряд ли вспомните про отдельную кнопку сохранения, которая к тому же доступна только с общей карты. Когда вы снова возьмете в руки консоль, то обязательно забудете про то, что вам ни в коем случае нельзя выходить из игры или аккаунта, не доиграв уровень и не дойдя до башни, — и тоже потеряете весь прогресс. (В момент, когда я закончил писать этот абзац, для Switch вышел апдейт системного ПО, я его машинально накатил и утратил прогресс за последние пару дней игры).

А потеря может быть чувствительная: игра строится не на быстром прохождении серии коротких уровней, а на поиске и сборе золотых монет, которые спрятаны по 3 на уровне в весьма неочевидных и труднодоступных местах. Если вы, как и я, проходите New Super Mario Bros. «в режиме пылесоса» и двигаетесь дальше, только зачистив все возможное на всех доступных стадиях, то потеря 5-6 (а то и 8-9) большой кровью давшихся монеток вызывает нешуточную фрустрацию, подобной которой вы не испытывали со времен отказа батареек сохранения на 8- и 16-битных картриджах.

Это самый серьезный ретро-недостаток игры, к которому прилагаются множество мелких — скажем, крайне неудобная и ненужная система обращения с инвентарем и чекпойнты, после каждой смерти выкидывающие игрока на общую карту. Я не знаю, сознательно ли Nintendo не стала ничего чинить в интерфейсе и механике сохранений, или это объясняется соображениями бюджетного «порта на минималках», — но в итоге игра напоминает о том, что она привязана к какой-то конкретной эпохе, платформе и философии гораздо чаще, чем хотелось бы. В самой первой Super Mario Bros., которая создавалась в пещерных условиях, нет таких назойливых технических помех — просто садишься и играешь.

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

С чисто технической точки зрения картинка в New Super Mario Bros. U Deluxe не блещет и практически ничем не отличается от New Super Mario Bros. на DS или Super Mario Run на телефонах — разве что играть можно на огромном экране телевизора. Но масса мелких деталей в анимации, скорость движения персонажей и пара совершенно фантастических бэкграундов (космический и кислотно-вангоговский) создают очень интересное ощущение, будто в детстве вы играли именно с такой картинкой, а не с кучкой шевелящихся пикселей.

Как всегда у Nintendo, все решает безукоризненный вкус создателей, выводящий простенькую графику на тот уровень, которого редко достигают и самые стильные инди с навороченной анимацией и ручным пиксель-артом.

Мощные по меркам серии технические моменты — динамически меняющиеся наклонные поверхности, морфинг гигантских сосулек или огромные вертящиеся трехмерные объекты вроде усеянных шипами гигантских дрелей — эффектно смотрятся, но при этом минимально влияют на геймплей, вся физика которого сформировалась еще во времена Super Mario Bros. 3 в 1988 году. Марио бегает, прыгает, разгоняется и использует 3 сверхспособности: гриб для увеличения в размерах, цветок для стрельбы фаерболами и костюм енота-тануки, позволяющий парить по уровню. Теперь еще можно стрелять ледяными зарядами, замораживать соперников, а потом поднимать их на руки и швыряться ледяными кубиками, как объектами в Super Mario Bros. 2, но это дополнительная громоздкая функция, без использования которой можно (и нужно) пройти всю игру.

Также можно ездить на Йоши и подбирать приблудных дракончиков, позволяющих, например, пролететь весь уровень, как на воздушном шаре. Но это тоже опциональные механики, представляющие интерес лишь при поиске самых экстремально запрятанных монеток. Еще со времен Super Mario World Йоши и все связанное с ним можно игнорировать, оно тут только портит базовую механику — смесь паркура с трюками из фильмов Джеки Чана, где все зависит от умения быстро бежать, точно прыгать, отважно отталкиваться прямо от летящих в тебя снарядов и ловко отбивать во врагов их же собственные панцири. Джеки Чан не стал бы ездить на зеленом динозавре!

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

Сравните с Donkey Kong Country: Tropical Freeze или Rayman Legends, которые отличаются богатством базовых механик и их усложнением за счет дополнительных персонажей. В New Super Mario Bros. U Deluxe персонажей тоже можно поменять, но это либо минимально отличающиеся от Марио Луиджи и Тоад, либо Кролег и Принцесса, олицетворяющие сильно облегченный геймплей для вашего ребенка или парня/девушки, слабо знакомых с базовыми механиками.

New Super Mario Bros. — не та серия, в которой Nintendo экспериментирует с механиками и костюмами (экспериментальные 2,5D-выпуски называются Super Mario 3D Land и Super Mario 3D World). Это серия, в которой отточенные десятилетиями тонкие механики бега и прыжка используются для того, чтобы как можно более полно раскрыть фирменный дизайн уровней, по-прежнему остающийся лучшим в видеоиграх. Стадии (или трассы) в игре очень короткие и используют только классические темы: прыгаем по обычным платформам, а затем — по платформам, хитроумно подвешенным в воздухе. И уже потом — по подвешенным в воздухе платформам в максимально враждебном, жестко ограниченном сеттинге, где нас пытается убить вообще все, включая шипы, врагов, огненные плевки, подвижные части уровня и пушечные снаряды.

На отдельных трассах все это подкрепляется окружением повышенной сложности — всеми любимыми ледяными и подводными уровнями, а также крайне запутанными домами (и затонувшими кораблями) с привидениями. Там — гениальная механика перемещения врагов (которые двигаются с места только тогда, когда вы на них не смотрите) и множество ведущих в никуда ложных выходов.

Собственно, это все, что можно РАССКАЗАТЬ об игре — не нужно много слов, чтобы полностью описать содержимое уровней, которые когда-то просто рисовали на очень длинном рулоне бумаги. Каждый уровень надо прочувствовать на себе, проскочить его в первый раз, а потом попытаться собрать все монетки и донести награбленное до финального флагштока.

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

Многие трассы — особенно в первых трех мирах, — кажутся детскими, примитивными, даже со сбором монеток на них уходит совсем немного времени. Но это грамотно расставленные островки для отдыха между уходящими куда-то к Альфе Центавра пиками сложности, на которых за считанные минуты можно оставить все десятки подобранных жизней. «Продолжения» использовать не хочется (игра ведет унизительный счет сожженным continue), поэтому начинаешь гриндить жизни и искать самую удобную точку сохранения, заставляющую снова и снова выполнять одни и те же действия и проходить одни и те же уровни.

Именно за счет этого многократного переигрывания — обусловленного как техническими недостатками игры, так и ее хитроумным дизайном, — вдруг ловишь себя на том, что стал играть гораздо эффективнее, проходить уровни с экономией движений бывалого паркурщика. И в дальнейшем это перенесется на новые, куда более сложные, еще не покоренные и даже не разведанные уровни.

Никто не умеет делать это так, как Nintendo: сначала выдавать игроку требуемый инструментарий, а потом поощрять и развивать мастерское использование этих инструментов как в сравнительно легких, так и в невыносимо трудных условиях. Еще с первой части «Супер Марио» не знаешь, что тебе выпадет на следующем этапе — знаменитый 1-1 или что-то в духе поздних стадий Battletoads. Это не та игра, которую можно взять с наскока, без метода проб и ошибок, но в то же время уровни, на которых дизайнеры дают «пробегаться», не позволяют игре стать утомительным для психики и пальцев испытанием в духе Super Meat Boy или Celeste.

Это же касается и умственных усилий при поиске монеток. 90% найти легко или довольно легко, мозг отдыхает, расслабляется за приятным платформером. Но другие 10%…

В обзоре Captain Toad: Treasure Tracker я рассказывал о том, что в Nintendo, кажется, есть должность «штатный садист» — человек, который отвечает за то, чтобы один секрет из сотни был запрятан на таком дьявольском уровне, чтобы самостоятельно его нужно было искать месяцами, а то и годами. Тут и невидимые кирпичи, и необходимость запасаться скиллами или дракончиками с других уровней, и совсем уж адская изворотливость в дизайне дверей-телепортов и тайных ходов в домах с привидениями.

Я не против потратить неделю-другую на полное изучение одного мира (так уж получилось, что во время прохождения игры я много времени проводил в автобусах). Но мне просто страшно представить себя на месте игрока, которому нужно решить уровень при совместном прохождении, по просьбе любимого чада или близкого человека («найди! И не подглядывай в интернет!»). Ведь подглядывать в подсказки из 2012 года — это так неспортивно, а если вы подглядите, то обнаружите, что решение по-своему логичное, и у вас был реальный шанс докопаться до него самостоятельно.

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

Невзрачные боссы, без усилий выносящиеся с первой попытки и без заучивания паттернов, — характерная черта серии. В Deluxe боссам и вовсе придали чисто символическое значение. Это ходячий флагшток, до которого нужно как можно быстрее добежать и напрыгнуть, чтобы получить доступ к следующему миру, участку карты или сохранению.

Помимо базовых уровней (которых очень, очень много) в Deluxe-издание вошло DLC New Super Luigi U, отличающееся брутальной сложностью с самого первого уровня. Играем мы за противно скользящего по земле Луиджи (Марио нет), уровни при общих внешних данных буквально кишат врагами, чекпойнтов нет вообще, и появляются дополнительные элементы дизайна, явно навеянные более поздними играми (даже Donkey Cong Country).

А главное, вы впервые во всей истории «Марио» жестко проходите уровни на время. В базовой игре время на таймере рассчитано идеально — 500 секунд, которые начинают поджимать лишь в том случае, если вы слишком увлеклись поиском секретов (да и тогда остается шанс добежать). В дополнении вам дается в 5 раз меньше времени — на все, включая поиск всех трех монеток.

Как ни странно, во всем дизайне игры меня сильнее всего разочаровал именно тот момент, за который я начинал хвалить New Super Mario Bros. U Deluxe в «Сути» — мультиплеер. Сама возможность наконец-то побегать по мирам вдвоем-втроем-вчетвером искренне радует — но это именно техническая возможность, к которой не прикручены какие-то новые дизайнерские элементы. Взаимодействие между героями ограничивается возможностью чуть-чуть подпрыгнуть на товарище или взять его на руки и швырнуть во врага. После великолепия Kirby Star Allies с ее сложнейшими техниками кооперации все кажется очень скромным. Кроме того, количество врагов и сложность уровней от перемены числа игроков не меняются, и это не Contra, где постоянно требуется огневая поддержка от напарника.

Проходить уровни в мультиплеере можно в том же стиле и ритме, что и в сингле, процесс портит только отсутствие масштабирования картинки на закрытых уровнях, в результате чего кто-то постоянно вылетает за кадр. В итоге проще всего взять напарника на руки и пробежать с ним весь уровень!

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0

Тем не менее, учитывая все вышесказанное, я просто не вижу, что в современной 2D-игре про Марио можно сделать лучше. Оформить картинку в ретро-пикселях? Она все равно будет проигрывать Super Mario World — просто потому, что за той игрой стояла вся технологическая мощь Nintendo, а сейчас это будет сайд-проект для сравнительно узкой аудитории. Доводить 3D-часть и игру в кооперативе до уровня Kirby Star Allies? «Марио» никогда не была игрой, в которой графика играла важную роль, она прекрасно работала и на черно-зеленом GameBoy. Такого рода фетишизм в физике, проработке спецэффектов и мельчайших деталей трехмерного взаимодействия героев превратит Super Mario в… ну, новую часть Kirby.

Для экспериментов с механикой уже есть серия Super Mario 3D Land — World — и на мой взгляд, она ощутимо проигрывает как классической строгости New Super Mario Bros., так и абсолютной свободе полноценных 3D-«Марио». Об увеличении сложности можно было бы говорить, если б я все-таки сумел найти третью монету в первом доме с привидениями. И если б New Super Luigi U не была самой сложной игрой во вселенной Super Mario со времен Mario Bros.: The Lost Levels.

Более крутые боссы? Длинные уровни? Проработанный сюжет? Это все не про эту серию (если, конечно, мы не говорим о сиквеле Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars). Так что я не знаю, как можно сделать конкретно это направление «Марио» лучше — и стоит ли вообще выпускать сиквелы к New Super Mario Bros. U.

Единственное, что я могу себе представить — это колоссальное юбилейное переиздание со всеми персонажами, уровнями и механиками из всех когда-либо существовавших 2D-«Марио». С онлайновым мультиплеером и функционалом Super Mario Maker. Переиздание, которое учтет ВООБЩЕ ВСЕ и превратит плоские Super Mario из разрозненных игр-событий в единую игру-сервис уровня Super Smash Bros. Ultimate. Но, пока этого не случилось, New Super Mario Bros. U. Deluxe остается игрой, к которой мало что можно прибавить даже мысленно и которой практически нечего пожелать. А потому — девятка.

Рецензия на New Super Mario Bros. U Deluxe | Канобу - Изображение 0
9
New Super Mario Bros. U Deluxe
релиз - 11 января 2019
Платформы
Оценка пользователей
8.2
Оставить отзыв

Последние рецензии