5 лучших фильмов 2020. 5 место. «Бессмертная гвардия» — отличное жанровое кино о вечной жизни
Сегодня мы начинаем называть наш топ-5 лучших фильмов 2020 года. Как всегда, мы оглядывались не на популярность фильма и не на его успех у критиков и зрителей, а на, может быть, не всем очевидные достоинства в плане режиссуры, актерских работ, сценария и наличия некой сверхзадачи, которая должна быть у любой хорошей полнометражной картины. Наша личная сверхзадача — интересно обосновать свой выбор и позицию в топе. Ваша — соглашаться или не соглашаться в комментариях!
И не забываем подводить свои итоги: выбираем лучший фильм года в конце материала.
Шарлиз Терон уже стала современной иконой экшен-кино. Она внесла огромный вклад не просто в развитие сильных героинь, но боевиков в целом с «Атомной блондинкой» и «Дорогой ярости». Роль бессмертной Энди из Скифии в The Old Guard (у нас — «Бессмертная гвардия») — достойное дополнение в трилогии. И, пусть драки и погони в картине Джины Принс-Байтвуд не такие качественные, как у Дэвида Литча или Джорджа Миллера, бессмертие героев позволило найти интересные гиммики (или, если по-русски, фишки) как в рукопашных, так и в тактических перестрелках.
Но самое интересное и в картине, и в оригинальном комиксе Грега Руки — это то, как там показаны отношения внутри небольшое группы бессмертных, которые на протяжении сотен лет вынуждены находиться в обществе друг друга. Спрятаться они от других бессмертных не могут, убить их — тоже. Приходится терпеть, выносить.
И если вас с другим таким вечным связывают дружеские или, боже упаси, романтические отношения, это не облегчает, а только осложняет ситуацию. Если ваш бывший скитается с вами на протяжении сотен лет, можно ли его считать бывшим? Имеет ли смысл само понятие отношений в этом контексте? В итоге герои даже на предательство в своих рядах не могут как следует возмутиться. Все это они видели – миллион раз.
Это блестяще подмечено Рукой в сценарии и сыграно интересными актерами. И Маттиас Шонартс, и Марван Кензари, и Лука Маринелли — большие имена для любителей интернационального жанрового кино. Вместе они создают иллюзию мультикультурности, за которую в том же «Горце» отдувался один Кристофер Ламберт. Да и Терон на их фоне — женщина вне времени и пространства, выбравшая вечное одиночество в качестве единственной меры защиты против бесконечной эмоциональной нагрузки.
В плане боевых сцен Рука просчитал один очень умный момент — сами бессмертные не знают, воскреснут ли в следующий раз, и каждая смерть может стать для них последней. Это добавляет в любую, даже самую пустяковую экшен-сцену элемент русской рулетки и заставляет переживать за героев.
А в самой жуткой сцене фильма (которой, кстати, нет в оригинальном комиксе) показано худшее, что может произойти с бессмертным человеком — он снова и снова будет воскресать и умирать в «стальной деве» на дне океана.
«Гвардия» была бы для меня идеальным фильмом и взлетела бы куда выше в этом топе, если бы не сцена в заключительных титрах. Это пошлейшая, чудовищная безвкусица, которая поднимает с морского дна персонажа, вечной смертью которого я так восхищался чуть выше. Ну и что, что этому нет никаких объяснений, что это убивает всю драматическую составляющую фильма и линию героини Терон. Зато задел на сиквел сделан! Молодцы, да.
Но даже с этой оговоркой «Бессмертная гвардия» — один из двух фильмов по комиксам, которые, на мой взгляд, получили в этом году незаслуженно жесткие рецензии на нашем сайте. Другой — это «Хищные птицы» с Харли Квинн, где полностью завалены злодей и хореография экшен-сцен, но тоже присутствуют качественный сценарий, проработка героини и небезыинтересные находки в режиссуре.