30 главных игр 2017. Prey — надежда жанра immersive sim
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных игр 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Игр, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь Prey (2017) (рецензия Никиты Богуславского).
Вот вам обычная игровая ситуация. Главный герой медленно бредет по слабо освещенному коридору и время от времени без толку тычется в железные двери — придуманные пароли, конечно же, не подходят, и электронные замки потому отвечают лишь ярко красной надписью Access Denied.
Через несколько метров герой пробует снова: набирает на цифровой клавиатуре код 45100 (или что-то вроде того), и дверь послушно отъезжает в сторону с еле слышным шипением. За ней находится со вкусом обставленная комната — вероятно, кабинет одного из членов экипажа. Герой проходит мимо странно стоящего стула к столу и находит на нем записку с комбинацией цифр.
Загадочный шорох заставляет его обернуться: комната по-прежнему пуста, и только слабый свет указывает через дверной проем на тот самый стул. Простояв несколько секунд в оцепенении, герой возвращается в коридор и отправляется дальше — к мостику космического корабля «Фон Браун».
Да, эта сцена ничего общего с Prey (2017) не имеет, она описывает приключения героя System Shock 2, но догадаться об этом с ходу не так уж и просто. Этому есть объяснение: Arkane могла бы без труда создать какую угодно игру про космос, но вместо этого сделала одну большую отсылку к жанру immersive sim. Пока Морган, вооруженный разводным ключом, исследует безлюдную (на первый взгляд) станцию «Талос-1», ему по рации дает советы некто Январь, таинственный незнакомец, который явно что-то не договаривает. В первые полчаса главный герой узнает о технологии Looking Glass, помогающей создать вокруг подопытного убедительный искусственный мир, а затем находит дверной замок, который отпирает паролем 0451.
Все это — отсылки к System Shock 2, работающие в Prey словно система «свой-чужой». Любой, кто когда-то давно пытался усмирить искусственный интеллект SHODAN, сразу же распознает в Prey старого друга и поставит коробку с игрой на полку рядом с Deus Ex, BioShock, Dishonored и Thief: The Dark Project.
Всем остальным предстоит пройти одно непростое испытание — принять тот факт, что Prey нельзя однозначно называть ни шутером, ни RPG.
Как и все перечисленные игры, Prey — это билет в крутую фантастическую вселенную с миллионом деталей, на создание которых разработчики потратили десятки часов.
И если вам не нравится здесь стрелять, исследовать каждую комнату, выполнять побочные квесты и собирать ресурсы для крафта, то это исключительно ваши проблемы. Arkane и не пыталась создать еще один шутер (для этого у Bethesda есть id и MachineGames), она старалась сделать так, чтобы ни один элемент станции «Талос-1» не казался фальшивым, ведь правдоподобность происходящего в immersive sim всегда была на первом месте.
Сегодня будущее жанра, похоже, в руках одной Arkane. Серию Deus Ex едва ли можно назвать живой, System Shock 3 выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, а Кен Левин, автор BioShock, с небольшой командой и вовсе делает что-то непонятное, так что Prey в 2017-м вывозит все наследие immersive sim в одного. И это, мягко говоря, весьма паршиво — игра-то крутая, а продается плохо.
В общем, если вы до сих пор не купили Prey хотя бы на распродаже, то сделайте это как можно скорее, иначе до конца жизни будете жаловаться на то, как EA и другие издатели вытягивают из игроков деньги в играх с пустыми мирами и лутбоксами.